Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и  учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2008г.).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно -эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.

Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Чтение должно стать интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика

Цели изучения литературы должны быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы,

воспитывающие высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 7 классе особая роль отводится активному чтению вслух и углублению толкований художественных произведений, одной из центральных проблем становится донесение до учащихся сведений о сложном и ответственном пути писателя, об особенности его труда, его позиции, о том, что изображение человека – важнейшая проблема литературы.

На изучение курса отводится   70 часов из расчета 2 часа в неделю.

        Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, разнообразные виды работ по развитию устной и письменной речи, различные контрольные и проверочные работы с дифференцированными заданиями. На уроках литературы в 7 классе активно применяются следующие виды работ и заданий:

 

- составление планов;

- ответы на проблемные вопросы;

- устные и письменные связные ответы на вопросы;

- тестовые разноуровневые задания

- краткие и подробные пересказы текста;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей; 

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала с опорой на логику развития образа и событий.

 

       Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

  

Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатству отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_literatura_7_korov.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и  учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2008г.).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно -эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.

Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Чтение должно стать интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика

Цели изучения литературы должны быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы,

воспитывающие высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 7 классе особая роль отводится активному чтению вслух и углублению толкований художественных произведений, одной из центральных проблем становится донесение до учащихся сведений о сложном и ответственном пути писателя, об особенности его труда, его позиции, о том, что изображение человека – важнейшая проблема литературы.

На изучение курса отводится   70 часов из расчета 2 часа в неделю.

        Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, разнообразные виды работ по развитию устной и письменной речи, различные контрольные и проверочные работы с дифференцированными заданиями. На уроках литературы в 7 классе активно применяются следующие виды работ и заданий:

- составление планов;

- ответы на проблемные вопросы;

- устные и письменные связные ответы на вопросы;

- тестовые разноуровневые задания

- краткие и подробные пересказы текста;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей;  

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала с опорой на логику развития образа и событий.

       Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

   

Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатству отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Использование современных образовательных технологий.

На уроках литературы в 7 классе применяются следующие современные образовательные технологии:

исследовательские технологии, информационно-коммуникативные технологии, технологии развивающего и проблемного обучения, личностно ориентированного обучения, критического мышления, технология обучения в сотрудничестве, технология интегрированного обучения, технология использования игровых методов.

                                             

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса

                              Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

                         Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

        

Перечень учебно-методического обеспечения.

Основная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008
  2. Коровина В. Я. Литература: 7 кл.: Метод. Советы. – М.: Просвещение, 2006

Для учащихся:

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
  3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.
  4. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
  5. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
  3. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.
  4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  5. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
  6. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.

Мультимедийные пособия.

  1. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия

ПРИЛОЖЕНИЕ

Поурочное планирование по ____литературе____________________________ для _7____ класса на 2012 – 2013 учебный год

№ урока

Тема урока

Планируемые сроки

Элементы содержания

Контроль

Планируемые результаты

б

в

1

Вводный урок

03.09

01.09

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

Фронтальный опрос.

Индивидуальный опрос.

Знать, что такое жанр, приводить примеры различных жанров.

Знать и понимать различия в понятии «автор».

2

«Вольга и Микула Селянинович». Художественные особенности былин.

06.09

04.09

Воплощение в былине лучших нравственных качеств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость).

Понятие о былине.

Выразительное чтение; связный устный ответ;

Проверка терминологического словаря.

Знать отличие былины от сказки; иметь представления о художественных особенностях былин;

общее и отличия у былины со сказками и мифами.

3

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Расширение понятия об эпическом герое.

10.09

08.09

Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость,

Чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца.

Поэтический мир русской былины.

Проверка домашнего задания.

Устные и письменные связные высказывания.

Формулирование идеи произведения.

Расширение представлений об эпическом герое;

отработка навыков работы с текстом.

Знать основные отличия киевского и новгородского цикла былин.

4

Пословицы и поговорки.

13.09

11.09

Народная мудрость пословиц и поговорок. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему.

Употребление эпитетов, метафор и сравнений в пословицах.

Связные ответы учащихся; проверка индивидуальных домашних заданий.

Терминологический диктант.

Формирование понятий «пословица» и «поговорка».

Применение пословиц и поговорок в речи.

Роль пословиц и поговорок в текстах художественной литературы .

5

Р/р. Использование пословиц и поговорок в речи.

17.09

15.09

Сочинение с использованием пословиц и поговорок или сочинение, темой которого является определенная пословица.

Сочинение.

Развитие речевых способностей учащихся, вовлечение в их словарный запас пословиц и поговорок.

6

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха».

20.09

18.09

Нравственные заветы Древней Руси, образ Нестора – монаха-летописца. Духовное завещание Владимира Мономаха.

Составление конспекта «Поучения Владимира Мономаха».

Знать жанр летописи;

Иметь представление об основных ценностях человека Древней Руси.

Понимать гуманистическую направленность «Поучения Владимира Мономаха».

7

Повесть о Петре и Февронии. Чтение и комментарий.

24.09

22.09

Внимание к личности человека. Гимн любви и верности.

Определение стилистической принадлежности текста. Составление устного связного высказывания.

Навыки самостоятельного исследования древнерусской повести. Анализ художественных тропов. Особенности жанра жития и житийной повести.

8

Повесть о Петре и Февронии. Аналитическая беседа.

27.09

25.09

Ум Февронии, ее благочестие и верность. Создание образа русской святой.

Разноуровневые задания по карточкам. Проверка индивидуальных домашних заданий.

Формирование представления об идеале Средневековья.

Понимать специфику повести.

9

Р/р. Ответы на проблемные вопросы.

01.10

29.09

Письменные ответы на проблемные вопросы по разделу «Древнерусская литература».

Проверочная работа.

Уровень владения учащимися программным материалом.

Умение отвечать на проблемные вопросы по схеме: тезис – доказательство – вывод.

10

Внеклассное чтение. В.Шекспир «Ромео и Джульетта».

04.10

02.10

Всепобеждающая сила любви.

«Нет повести печальнее на свете…»

Различные переводы трагедии Шекспира.

Формулирование конфликта трагедии.

Связные устные и письменные ответы.

Знать особенности жанра трагедии.

Уметь выразительно читать по ролям.

Характеристика персонажей. Словарная работа.

Полемика.

11

Поэт – ученый М.В.Ломоносов.

08.10

06.10

Краткий рассказ об ученом, значение деятельности Ломоносова для русской литературы.

Проверка индивидуального домашнего задания.

Связные устные ответы учащихся.

Пересказ.

Знакомство с биографией Ломоносова. Понимание его роли в развитии русской литературы и культуры.

12

Комментированное чтение стихотворений Ломоносова.

11.10

09.10

Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Начальные представления об оде.

Отрывок наизусть.

Дискуссия о человеке эпохи Просвещения.

Знакомство с одой,

понимание особенностей этого жанра; знать взгляды человека эпохи Просвещения на окружающий мир и общественное устройство.

13

Г.Р.Державин. «Видение мурзы», «Возращение Весны», « К лире», «Признание».

15.10

13.10

Краткий рассказ о поэте.

Размышления о смысле жизни, о судьбе. Понимание необходимости свободы творчества.

Связные устные ответы; навыки выразительного чтения; средства художественной выразительности.

Знакомство с личностью и поэзией Г.Р.Державина.

Понимать новаторство стихотворной деятельности Державина.

Анализ стихотворений.

14

Контрольная работа. (Произведения древнерусской литературы, творчество Ломоносова и Державина).

18.10

16.10

Контрольная работа в тестовой форме с включением проблемных вопросов.

 Контрольная работа.

Уровень владения учащимися программным материалом.

Умение отвечать на проблемные вопросы по схеме: тезис – доказательство – вывод.

15

В.А.Жуковский. «Лесной царь».

22.10

20.10

Краткий рассказ о поэте.

«Лесной царь» - перевод баллады И.В.Гете. Роковые, таинственные силы, угрожающие человеку.

«Лесной царь как романтическое произведение».

Выразительное чтение, подбор аргументации, связные устные ответы.

Первоначальные сведения о романтизме как о литературно – художественном направлении;

знать особенности жанра баллады.

Анализ пейзажа, уточнение роли диалога.

16

А.С.Пушкин. «Полтава». Понятие о поэме как жанре литературы.

25.10

23.10

Интерес Пушкина к истории России.

Поэма как жанр литературы.

Мазепа и Кочубей.

Проверка индивидуального задания.

Фронтальная беседа.

Знать особенности жанра поэмы; историческую основу поэмы; сюжет поэмы; давать сопоставительную характеристику героям поэмы.

17

А.С.Пушкин. «Полтава». Аналитическая беседа по поэме.

29.10

27.10

Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.

Выражение чувства любви к родине.

Карточки с дифференцированным заданием.

Терминологический диктант.

Выразительное чтение отрывка наизусть.

Навыки выразительного чтения.

Умение аргументировать свою точку зрения.

Знать сходство и отличие стихотворения и поэмы  как жанров.

18

Образ Петра в поэме «Полтава».

01.11

30.10

«Самодержавный великан» в изображении Пушкина. Сопоставительная характеристика двух полководцев: Карла XII и Петра I. Авторское отношение к героям.

Поверка домашнего задания.

Участие в полемике.

Связный устный ответ.

Знать сюжет поэмы «Полтава».

Понимать, при помощи чего выражается отношение автора к героям поэмы.

Владеть навыками сопоставительной характеристики.

19

Образ Санкт-Петербурга в поэме «Медный всадник».

12.11

13.11

Вступление к поэме «Медный всадник» - гимн великому городу.

Связные ответы учащихся.

Формулирование вопросов к тексту поэмы «Медный всадник».

Знать историко-литературное и жанровое своеобразие поэмы «Медный всадник».

Приемы создания образа Санкт-Петербурга.

20

Кто такой «маленький человек»?

15.11

17.11

Образ Евгения. Тема «маленького человека» в русской литературе.

Проверка и обсуждение письменного домашнего задания.

Знать, что такое тема «маленького человека» в русской литературе.

Знать три плана в поэме «Медный всадник».

21

Р/р. Ответы на проблемные вопросы.

19.11

20.11

Письменные ответы на проблемные вопросы.

 Проверочная работа.

Уровень владения учащимися программным материалом.

Умение отвечать на проблемные вопросы по схеме: тезис – доказательство – вывод.

22

«Песнь о вещем Олеге». Что же явилось причиной смерти князя Олега?

22.11

24.11

Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка.

Основная мысль стихотворения.

Смысл сопоставления Олега и Волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Выразительное чтение наизусть.

Устная и письменная характеристика персонажей.

Понимать исторические истоки песни, эпическую традицию и поэтическое мастерство Пушкина.

Умение работать с текстом, обогащение словарного запаса учащихся.

23

А.С.Пушкин. «Борис Годунов». (Сцена в Чудовом монастыре). Проблема народа и власти.

26.11

27.11

Образ летописца как образ древнерусского писателя..

Монолог Пимена: размышление о значении труда летописца для последующих поколений.

Возможно ли совершать зло во благо народа?

Терминологический диктант; проверка индивидуальных заданий учащихся.

Знать приемы выборочного исследовательского аналитического чтения.

Знать историческую основу трагедии «Борис Годунов».

Понятия драма, драматургия, трагедия.

24

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Тема маленького человека в русской литературе.

29.11

01.12

Образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Тема «маленького человека» в произведениях Пушкина. («Медный всадник» и «Станционный смотритель»).

Связные ответы.

Участие в полемике.

Формулирование пакета вопросов к повести «Станционный смотритель».

Навыки исследовательского чтения повести.

Понимание проблемы «автор – повестователь», выявление роли повествователя.

Тема «маленького человека» в литературе.

25

«Станционный смотритель». Преломление библейского сюжета в повести А.С.Пушкина.

30.11

04.12

Роль притчи о блудном сыне в повести Пушкина «Станционный смотритель».

Проверка и обсуждение письменного домашнего задания.

Знать притчу о блудном сыне; показать пример библейского контекста с помощью детали: лубочной картинки как части интерьера.

26

Тестовая проверочная работа по творчеству А.С.Пушкина.

06.12

08.12

Проверочная тестовая работа по творчеству Пушкина.

Проверочная работа.

Уровень владения учащимися программным материалом.

Умение отвечать на проблемные вопросы по схеме: тезис – доказательство – вывод.

27

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

10.12

11.12

Краткий рассказ о поэте.

Интерес Лермонтова к историческому прошлому своей страны. Картины быта XVI века, их значение для понимания идеи поэмы и характеров героев.

Выразительное чтение.

Связные ответы учащихся; подбор аргументации.

Знать биографию Лермонтова, знать основные законы «Домостроя» как закона семейной жизни; уметь характеризовать персонажей.

28

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Художественное своеобразие поэмы.

13.12

15.12

Особенности сюжета поэмы.

Авторское отношение к изображаемому.

Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.

Оценка героев с позиций народа.

Образы гусляров.

Стих поэмы.

Письменные разноуровневые задания.

Знать сюжет поэмы и его особенности;

Понимать, как автор выражает свое отношение к происходящему

Понимать особенности использования тропов в поэме.

29

Историко-философская проблематика «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

17.12

18.12

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Защита Калашниковым человеческого достоинства, его решимость стоять за правду до конца.

Письменная сопоставительная характеристика Кирибеевича и Калашникова.

Понимать как освещается в поэме

проблема власти; семейные традиции, частная жизнь человека.

30

Тема трагического одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

20.12

22.12

Тема одиночества – основная тема лирики Лермонтова. Попытки обретения Дома и земного счастья его лирическими героями.

Комментированное чтение лирики Лермонтова.

Выразительное чтение наизусть стихотворения по выбору.

 Закрепление понятия «лирика».

Представление о лирическом герое.

Владение понятиями эпитет, сравнение, олицетворение.

Символика Дома и странничества.

31

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…»

24.12

25.12

Человек и мир, человек и природа, человек и Бог.

Обретение прекрасного и совершенного в мироздании.

Анализ стихотворения.

Умение анализировать стихотворения.

32

Проверочная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова в тестовой форме.

27.12

12.01

Проверочная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова в тестовой форме.

Проверочная работа.

Уровень владения учащимися программным материалом.

Умение отвечать на проблемные вопросы по схеме: тезис – доказательство – вывод. (повышенный уровень сложности).

33

Н.В.Гоголь. Эпическое величие мира в повести «Тарас Бульба».

10.01

15.01

Особенности изображения людей и природы в повести. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

Фронтальный опрос.

Проверка индивидуальных домашних заданий.

Историческая основа повести.

Быт и нравы эпохи.

Понимать различие между исторической истиной и художественными задачами писателя.

Знать понятия «повесть, историческое, эпическое».

34

Тарас и его сыновья.

14.01

19.01

Героизм и самоотверженность Тараса, противопоставление Остапа и Андрия. Понятие литературного героя.

Анализ эпизода.

Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия.

Анализировать эпизод повести.

Владеть навыками сопоставительной характеристики.

35

Три смерти. Речь Тараса.

17.01

22.01

Анализ сцен убийства Тарасом Андрия, казни Остапа и гибели Тараса.

Самостоятельное письменное формулирование выводов.

Дискуссия об идеале и его роли в жизни человека.

Уметь письменно формулировать выводы, аргументировать свою точку зрения.

Анализировать эпизод.

36

Р/р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

21.01

26.01

Сочинение по предложенной теме по повести «Тарас Бульба».

Сочинение.

Развитие речи. Навыки писать сочинение.

37

Поэтический мир природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

24.01

29.01

Роль картин природы в рассказе.

Влияние поэтического мира природы на души мальчиков.

Устные связные ответы. Выразительное чтение эпизодов повести.

Навыки анализа текста. Понимание атмосферы эпохи.

Роль описаний природы в рассказе.

38

Образы мальчиков в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

28.01

02.02

Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир, любознательность, впечатлительность крестьянских детей.

Письменное дифференцированное задание.

Формирование навыков социально – психологической характеристики персонажей.

Знакомство с натурфилософией Тургенева.

Смысл сопоставления автор – рассказчик и ночь.

39

Стихотворения И.С.Тургенева в прозе.

«Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Р/р. Ответы на проблемные вопросы.

31.01

05.02

Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.


Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Стихотворения в прозе.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Русский язык».

Связные аргументированные ответы.

Понятие «стихотворения в прозе», их особенности.

Философские, сатирические и элегические мотивы в стихотворениях в прозе.

40

Н.А.Некрасов. «Муза мести и печали». «Вчерашний день, часу в шестом», «Размышления у парадного подъезда».

04.02

09.02

Боль поэта за судьбу народа.

Некрасовская муза.

Устные и письменные ответы учащихся.

Фронтальная беседа.

Муза Некрасова.

Знать особенности лирики Некрасова.

Излюбленные мотивы и сюжеты поэта.

41

Н.А.Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая».

07.02

12.02

Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.

Развитие понятия о поэме.

Терминологический диктант.

Выразительное чтение главы «Княгиня Трубецкая».

 Знать историческую основу поэмы.

Навыки работы со стихотворным текстом, с научно-популярным текстом;

усвоение теоретических понятий.

42

М.Е.Салтыков-Щедрин. Выборочное чтение и комментарий сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

11.02

16.02

Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Чтение и комментарий сказки.

Подбор аргументации.

Понимать особенности сатирического произведения.

Владеть понятиями «Эзопов язык, гротеск, иносказание,

сарказм».

Расширить словарный запас за счет устаревших слов.

43

Анализ эпизодов сказки «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

14.02

19.02

Осмеяние нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие мужика.

Осуждение покорности мужика.

Сатира и юмор в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Гротеск.

Анализ эпизода повести.

Письменный ответ на вопрос.

Навыки анализа произведения.

Владение литературоведческими понятиями: аллегория, гипербола, фантастика.

44

Р/р. Письменные ответы на проблемные вопросы.

18.02

26.02

Письменные ответы на проблемные вопросы.

Проверочная работа.

Уровень владения учащимися программным материалом.

Умение отвечать на проблемные вопросы по схеме: тезис – доказательство – вывод.

45

Л.Н. Толстой. «Чудесная, невозвратимая пора детства…».

21.02

05.03

Взаимоотношение детей и взрослых, чувство бесконечной любви к матери и к отцу.

Проверка домашнего задания.

Устный связный рассказ.

Знать понятие «автобиографическая повесть».

Понимать значение периода детства в жизни человека.

46

Взросление детской души в повести Л.Н.Толстого «Детство».

25.02

09.03

Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Пересказ.

Индивидуальные разноуровневые задания.

Знать понятие «автобиографическая повесть».

Понимать значение периода детства в жизни человека.

47

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. Чтение и комментарий рассказа «Хамелеон».

28.02

12.03

Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

Чтение и комментарии к рассказу Чехова.

Индивидуальный опрос.

Знать приемы, при помощи которых Чехов осмеивает трусость и угодничество.

Владеть понятиями «псевдоним, говорящие фамилии, художественная деталь».

48

А.П.Чехов. «Грустный смех» в рассказах писателя «Злоумышленник», «Размазня», «Письмо ученому соседу».

04.03

16.03

Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова.

Юмор.

Выразительное чтение рассказа «Злоумышленник» заранее подготовленными учениками.

Анализ эпизода.

Расширение понятия «жанр рассказа».

Сюжет, герои, композиция рассказов Чехова.

Различие понятий «ирония, юмор, сатира, сарказм»

49

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе и поэте. Чтение и комментарий рассказа «Цифры».

07.03

19.03

Воспитание детей в семье. Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Проверка домашнего задания.

Устный связный ответ на вопрос.

Повторение понятия «рассказ». Знать освещение Буниным проблемы воспитания детей в семье.

Вечная проблема отцов и детей.

50

Аналитическая беседа по рассказу И.А.Бунина «Лапти».

11.03

23.03

Характеристика Нефеда.

Самоотверженность и доброта как основа характера.

Письменная характеристика Нефеда.

Навыки составления плана рассказа.

51

Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.

14.03

06.04

Поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания.

Чтение стихотворения по выбору наизусть.

Обучение навыкам анализа литературного произведения.

52

М.Горький «Детство». Семья Кашириных и бабушка.

18.03

09.04

Автобиографический характер повести. Дед Каширин. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

Фронтальный опрос.

Устный связный ответ.

Понятие о художественной биографии.

Воссоздание атмосферы эпохи.

Неприятие «свинцовых мерзостей жизни».

53

Сопротивление Алеши «свинцовым мерзостям жизни».

21.03

13.04

Сопротивляемость среде – основа характера Алеши. Нетерпимость к чужой боли и несчастьям, стремление изменить мир к лучшему.

Анализ эпизода.

Навыки анализа эпизода.

54

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).

01.04

16.04

Изображение быта и характера. Вера в творческие силы народа.

Письменные вопросы разноуровнего характера.

Характеристики положительных героев повести.

Вера писателя в творческие силы народа.

55

М.Горький. Легенда о Данко и его пылающем сердце.

Р\р. Ответы на проблемные вопросы.

05.04

20.04

Легенда о Данко как романтическое произведение.

Пересказ легенды.

Знать о романтическом периоде творчества Горького; знать сюжет и конфликт рассказа;

способность ценить подвиг во имя людей.

56

В.В.Маяковский. Лирический герой его поэзии. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошади».

08.04

23.04

Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество поэта.



Дав отношения к миру: безразличное и бессердечное отношение мещанина и сострадательное, гуманное отношение лирического героя Маяковского.

Выразительное чтение и комментарии к  стихотворениям.





Индивидуальные ответы на вопросы.

Дать ощущение необычности лирики и характера Маяковского.

Первоначальное представление о футуризме.

Звукопись и гиперболы в поэзии Маяковского.

Маяковский – король метафор.

57

Л.Андреев. Аналитическая беседа по рассказу «Кусака».

12.04

27.04

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.

Фронтальная беседа.

Анализ эпизода.

Понятие зоопсихологии.

Необходимость бережного и сострадательного отношения к животным.

58

А.Платонов. Аналитическая беседа по рассказу «Юшка».

15.04

30.04

Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный человек с большим сердцем.

Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.

Индивидуальный опрос.

Выборочный анализ эпизода.

Понятие «гуманизм».

Гуманистическая направленность русской литературы.

59

Р\р. Сочинение на теме «Нужно ли сегодня сочувствие и сострадание людям?»

18.04

04.05

Сочинение с опорой на рассказ Л.Андреева «Кусака» и рассказ А.Платонова «Юшка».

 Сочинение.

Навыки создания письменного высказывания.

60

Аналитическая беседа по рассказу Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади?»

22.04

07.05

Эстетические и нравственные проблемы, поднятые в рассказе.

Литературные традиции.

Фронтальный опрос.

Выборочное чтение и комментарий.

Знакомство с творческой манерой писателя; углубление навыков анализа текста.

61

Е.И.Носов. «Нынче многие притерпелись к худу».

25.04

11.05

Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям и природе.

Связные ответы.

Участие в полемике.

Знакомство с творческой манерой писателя; углубление навыков анализа текста.

62

Аналитическая беседа по рассказу Ю.П.Казакова «Тихое утро».

29.04

14.05

Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.

Особенности характеров героев – сельского и городского мальчика.

Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Формулирование пакета вопросов к рассказу.

Знакомство с творческим методом писателя, использованием диалектов в произведениях.

63

«Тихая моя родина». Стихотворения о Родине, о родной природе поэтов 20 века.

Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы из книги).

02.05

18.05

Стихотворения о родине, о природе, о собственном восприятии окружающего мира.

Человек и природа.

Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.

Проверка индивидуальных заданий учащихся (анализ стихотворения по выбору).

Работа над навыками  анализа лирического произведения, понимание лирического бессюжетного стихотворения.

Повторение литературоведческих понятий: эпитет, олицетворение, метафора.

64

А.Т.Твардовский. Лирические стихотворения поэта.

06.05

21.05

Воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.


Выразительное чтение и комментарии к стихотворениям Твардовского.

Знакомство с творчеством Твардовского, развитие навыков анализа лирического стихотворения.

65

На дорогах войны. Стихотворения о войне.

13.05

25.05

Героизм, самоотверженность, подвиг, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны.

Чтение наизусть стихотворения по выбору учащегося.

Представление о Великой Отечественной войне, изображенной в стихах.

66

Зарубежная поэзия. (Английская и японская поэзия).

Чтение и комментарий.

16.05

28.05

Р Бернс. «Честная бедность»

Представления народа о справедливости и честности.

Джордж Гордон Байрон.

«Ты кончил жизни путь, герой!..»

Гимн славы герою, павшему за свободу родины.

Японские хокку.

Особенности жанра хокку.

Проверка домашнего задания.

Связные устные ответы учащихся.

Расширить представление о зарубежной поэзии,

знать основные мотивы творчества английских поэтов Бернса и Байрона,

особенности японской поэзии и хокку.

67

Зарубежный рассказ. (Тема любви и преданности в рассказах О.Генри и Л.Пиранделло).

20.05

29.05

О.Генри. «Дары волхвов».

Сила любви и преданности.

Жертвенность во имя любви.

Луиджи Пиранделло. «Черепаха».

Чувство любви и преданности. Жизненные обстоятельства.

Различное восприятие окружающего мира.

Пересказ.

Связные ответы на вопросы.

Развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, художественного пересказа.

68

Д. Олдридж. «Отец и сын». Гимн любви к жизни.

23.05

30.05

Взаимоотношения родителей и детей. Сила личного примера.

Ответственность  за судьбу близкого человека. Любовь к жизни, способность выстоять.

Пересказ.

Развитие навыков выразительного чтения и навыков пересказа; выявление идейного содержания произведения.

69

Урок-викторина по творчеству зарубежных писателей.

24.05

Увлекательные вопросы по зарубежной литературе. Выявление круга читательских интересов учащихся; прослеживание связи зарубежной и русской литературы;

Соотнесение произведений и их авторов. Творческие задания.

Подготовка пакета вопросов по командам; индивидуальные и групповые вопросы разной степени сложности.

Ознакомление  с зарубежным литературным наследием; с английской и японской культурой,

теоретические и практические навыки работы с литературным произведением.

70

Подведение итогов учебного года.

30.05

Подведение итогов работа за год, задание на лето.

Фронтальный опрос.

Повторить пройденный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....