Дорога к Е.Н. Ильину
материал по литературе по теме

Паутова Татьяна Евгеньевна

Современная школа не может существовать без образовательных и педагогических  технологий. На своих уроках учителя используют различные группы технологий, чаще структура урока может представлять собой органичное соединение элементов педагогических технологий. Мне особенно близка педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса, а именно: система преподавания литературы как предмета, формирующего человека. Автором этой  программы действий учителя является Е.Н. Ильин. В своей статье я рассказываю, как "познакомилась"  с Е.Н. Ильиным и как мне помогают его книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-konferenciya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №1.

                                 

            Дорога   к     Е.Н. Ильину

                                                                Выполнила: слушатель курсов

                                                                    Паутова Т.Е.,

                                                                   Учитель МБОУ СОШ №2

                                                                      г. Юбилейного

                                   Москва, 2012 г.


Когда-то, более десяти лет назад, я по чистой случайности заглянула в кабинет директора школы, где учились мои сыновья. Увидев её огорчённое лицо, спросила, что случилось. Оказалось, что по семейным обстоятельствам уволились сразу две учительницы русского языка. В этот момент моя судьба сделала резкий поворот: я, нисколько не задумываясь, предложила временно поработать в двух пятых классах(пока найдут нового учителя), так как в своё время окончила Московский издательско-полиграфический техникум и Королёвский институт управления, экономики и социологии… Это «временно» продолжается до сих пор, и я до сих пор удивляюсь своей смелости…

По врождённой дотошности некоторое время я пыталась разобраться в учебниках по педагогике и психологии самостоятельно, так как в институте эта дисциплина заняла всего 72 часа и завершилась рефератом и зачётом…Ходила на занятия к опытным учителям нашей школы, тщательно изучала разные издания по педагогике и психологии… Чисто интуитивно понимала, что мне хочется сделать свой урок живым, увлекательным, даже жизнеспособным, т.е. старалась, чтобы работала не только я - в роли источника информации, знаний, но и учащиеся – в роли сотрудников. По моему мнению, урок можно считать интересным или, как говорят учителя, продуктивным, если активно трудятся все учащиеся класса.

Несмотря на то что, меня направили учиться на курсы повышения квалификации в нашей академии,  я продолжала поиск «своей» книги по педагогике. Совершенно случайно в букинистическом магазине на Кузнецком мосту мне попала в руки книга Е.Н. Ильина «Путь к ученику». Это было то, что я искала. Прочитав её, стала искать и другие работы Ильина. Изучила и «Рождение урока», «Шаги навстречу».

С восторгом отметила для себя, что основой структуры своих уроков считаю систему Ильина.

Мне очень близка по духу  его концепция преподавания литературы на основе педагогического общения и интересна его система организации занятий по этому предмету. Е.Н. Ильин предложил замечательную формулу современного урока литературы: «об искусстве – языком искусства». Он писал: « Мечтаю о той поре, когда родится новый жанр методики – художественная публикация урока, где разом предстанет двойное искусство: учителя и того, кто, наблюдая картину урока, способен этот урок выразить в картине».

Активизации умственной деятельности учащихся, по Е.Н. Ильину, способствуют введение учеников в содержание учебного материала через «деталь» - «вопрос» - «проблему», создание проблемных ситуаций, коллективный поиск решений проблемы…

Так,  я, когда подходит время по школьной программе знакомиться поэмой Н.А. Некрасова «Русские женщины», начинаю готовиться к этим урокам задолго: прошу учеников поискать и подготовить к выступлению ответы на вопросы, рассуждаем на различные темы, изучаем историческую обстановку в тот период времени, постепенно выдвигая на первое место мысль семейную и свободы личности. Сам заключительный урок по творчеству Некрасова проводим в инсценированной форме: перед нами предстают и главные героини поэмы и их подруги по горькой судьбе. Урок костюмированный, сопровождается музыкой А.С. Грибоедова, Ф. Шопена.

Так уж сложилось в жизни, мне  школьницей  посчастливилось прожить несколько лет в Чите, и многое,  связанное с памятью о декабристах и их прекрасных жёнах, я видела сама. Соблюдая завет одного из декабристов: «Да будут незабвенны ваши имена…», я в каждом своём седьмом классе провожу такой урок. Он получается очень яркий, душевный, но, главное, в процессе подготовки происходит чудо: многие ученики «раскрываются»: кто-то прекрасно лицедействует, кто-то поёт, кто-то декламирует, кто-то грамотно и убедительно играет роль «ведущего».

Уроки такого типа я люблю. Именно здесь оживает мысль Ильина, что хороший учитель – артист, врач, знаток. После таких уроков я чувствую себя окрылённой, счастливой и слегка опустошённой, но самое приятное то, что ребята начинают подходить и спрашивать, что можно было бы почитать на эту тему… Вот оно – ради чего мы работаем, творим!

Радость от удачно проведённого урока я никогда не скрываю, да и на уроке стараюсь быть выразительной, эмоциональной, т.к. и Е.Н. Ильин отводил важную роль в педагогике экспрессии. «В моей практике,- писал он,- немало случаев, когда жест бывал красноречивее слова, а мимика в кратчайшую долю секунды доказывала то,  на что потребовались бы монологи».

Мне близки его слова: «Где нужно всего лишь мимолётное движение души, там и самые проникновенные, задушевные слова не достигают цели…» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (Технология Е.Н.Ильина)

Урок разработан по технологии Е.Н.Ильина "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека"...

Разработка урока по технологии Е.Н.Ильина "Отчего люди не летают?"

Островский "Гроза" - материал не очень интересный для современных детей. Как сделать его более доступным?...

Урок-презентация книги Е. Ильиной "Четвертая высота"

Обращаясь к своим читателям, автор книги «Четвертая высота» Елена Ильина писала: «История этой короткой жизни не выдумана. Девушку, о которой написана эта книга, я знала еще тогда, когда она была ребе...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Архитектор Ильин

Очерк об архитекторе Л. Ильине...

Из опыта работы учителя английского языка МБОУ ООШ №31 Ильиной Л.П.

Данная публикация пркдставляет собой обобщение опыта работы по теме" Игра, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка"...