«Литература и музыка как вид искусства». (9 класс)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

 

Раздел  преподавания:  литература,  музыка.  Бинарный  урок.

Цель  урока:

·        познакомить  учащихся  с  личностью  писателя К.Г. Паустовского;

          познакомить  учащихся  с произведениями Моцарта;

          совершенствование умений анализа художественного текста;

          продолжать  учить  давать  характеристику литературного героя;

          продолжать   развивать  навыки  выразительного чтения, воссоздающего и               творческого  пересказа;

           помочь  понять  нравственную  красоту человеческой  жизни,  наполненную  трудом;

           вызвать  уважение  к  человеку – труженику,

           воспитывать  ответственность,  милосердие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx23.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема:  «Литература  и  музыка  как  вид  искусства».

(9 класс)

Раздел  преподавания:  литература,  музыка.  Бинарный  урок.

Цель  урока:

  1. познакомить  учащихся  с  личностью  писателя К.Г. Паустовского;

          познакомить  учащихся  с произведениями Моцарта;

          совершенствование умений анализа художественного текста;

          продолжать  учить  давать  характеристику литературного героя;

          продолжать   развивать  навыки  выразительного чтения, воссоздающего и               творческого  пересказа;

           помочь  понять  нравственную  красоту человеческой  жизни,  наполненную  трудом;

           вызвать  уважение  к  человеку – труженику,

           воспитывать  ответственность,  милосердие.

Словарная  работа:  уточнить  значения  слов  «проза,  поэзия,   ритм,

  камзол,  жабо,    чахотка,  туберкулёз,  эпитет».

Оборудование:  портрет  К.Г.Паустовского,  В.-А. Моцарта,   текст  рассказа

  «Старый  повар»,  проигрыватель,  грамзапись  произведений  Моцарта.

                                                 Ход  урока.

  1. Вступительное  слово   учителя    литературы  (У.Л.)  о  музыке  звука и   музыке   слова.

      Музыка – это мир звуков. Звуков, существующих в природе и сочетающихся в музыкальном произведении по особым законам гармонии.

      Вот как об этом сказал поэт:

«Послушай музыка вокруг. Она во всём – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели среди земной тишины,

И дятла дробь, и поездов гудки …

… Вот потому – то иногда почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,

Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой!»

                                                                                              (М. Ивенсен)

         Иногда это реальные звуки, легко узнаваемые, создающие, как в живописи, облик предмета. Этот предмет может быть назван, может обрести словесное определение. Вспомните, например знаменитый «Полёт шмеля» Н. Римского – Корсакова.

         В слове музыку окружающего мира может передать поэзия, существующая по тем же законам звуковой гармонии. Выразительные средства музыки и выразительность речевой интонации сближает способность передать в звуке эмоциональное состояние человека. Рождаются слуховые ассоциации, представления – возникает звуковой образ.

         Объясните, как звуковой образ подсказывает отгадку стихотворения – «загадки».

  1. Чьи там крики у пруда:

«Квасу, квасу нам сюда!

Ква – ква – квасу, простокваши,

Надоела нам вода!»

  1. Пара барабанов

Пара барабанов

Пара барабанов

Била бурю.

Пара барабанов

Пара барабанов

Пара барабанов

Била бой.

(И. Сельвинский)

           Но было бы ошибкою думать, что музыкальное начало присуще исключительно поэзии. И. А. Бунин признавался, что главной трудностью перед написанием очередного рассказа для него было – найти звук, то есть определённый ритм, тон повествования. Подлинно художественная проза обязательно имеет свой ритм. Другое дело, что он не так очевиден, как в поэзии. Разве не звуковыми средствами создан К. Паустовским образ тихого летнего дождя! Вслушайтесь:

         «Одинокая капля дождя упала на воду, и от неё пошли тонкие круги. Потом сразу вокруг нас зашевелилась, зашептала трава, вся вода покрылась маленькими кругами, и невнятный звон поплыл над омутом.… Шел тихий летний дождь».

          Интересным и необычным приёмом может быть использование музыкальных образов и для характеристики персонажей. Обратимся вновь к прозе К. Паустовского – к его рассказу «Старый повар».

  1. Слово о Паустовском.

          Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в Москве, в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статиста. Его отец, несмотря на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем. Он не выносил никаких тягостей и забот. Отец происходил из запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на брега Рось около Белой Церкви.

         Мать – дочь служащего на сахарном заводе – была женщиной властной и неласковой. Неласковость её была напускная. Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них «что – нибудь нужное».

         Семья Паустовских была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр.

         Учился К. Паустовский в Киеве, в классической гимназии. В гимназии были хорошие учителя так называемых «гуманитарных наук» - русской словесности, истории и психологии.

          Лучшим временем – порой безудержных мечтаний, увлечений и бессонных ночей была киевская весна, ослепительная и нежная весна Украины. В такие вёсны нельзя было, не влюбится в гимназисток с тяжёлыми косами и не писать стихов. И он писал по два – три стихотворения в день.

           На его глазах прошла революция 1905 года, были забастовки, студенческие волнения, митинги, демонстрации, восстания сапёрного батальона в Киеве, «Потёмкин», лейтенант Шмидт, убийство Столыпина в Киевском оперном театре.

           Когда Паустовский учился в шестом классе, семья распалась, и с тех пор он сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье.

           В последнем классе гимназии он написал первый рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале «Огни».

           В 1912 году Константин Георгиевич окончил гимназию, два года пробыл в Киевском университете и работал и зиму и лето домашним учителем.

            Паустовский много ездил по стране (у отца были бесплатные железнодорожные билеты). Он был в Польше (в Варшаве, Вильно и Белостоке), в Крыму, на Кавказе, в Брянских лесах, в Одессе, в Полесье и Москве.

             В 1914 году он перевёлся в Московский университет и переехал в Москву.

             Началась первая мировая война. Его, как младшего сына в семье, в армию по тогдашним законам не взяли.

          Поздней осенью 1914 года в Москве начали формировать несколько тёплых санитарных поездов. Он ушёл с трамвая и поступил санитаром на один из этих поездов.

          Осенью 1915 года он перешёл с поезда в полевой санитарный отряд и прошёл с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвина в Белоруссии.

          В отряде из обрывка газеты Паустовский узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах два его брата. Он остался у матери совершенно один, кроме полуслепой и больной его сестры.

          Он вернулся к матери, но долго не мог высидеть в Москве и снова начал свою скитальческую жизнь. Паустовский уехал в Екатеринослав и работал там на металлургическом Брянском заводе, потом перекочевал в Юзовку на Новороссийский завод, а оттуда в Таганрог на котельный завод Нев – Вильдэ.

           В свободное время он начал писать в Таганроге свою первую повесть «Романтики». Писал он её долго, несколько лет. вышла в свет она значительно позже – в 30х годах в Москве.

          Февральская революция застала его в глухом городке Ефремове. Он уезжает в Москву, где начал работать репортёром в газетах.

           Судорожная жизнь газетных редакций совершенно захватывала его, а беспокойное и шумное племя журналистов казалось ему наилучшей средой писателя.

           Во время Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом на южном фронте и тоже изъездил множество мест.

            Паустовский писал, что «почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга».

  1. Прослушивание текста по грампластинке.
  2. Беседа по тексту (вопросы и задания).

Вопросы:

  1. Понравился ли вам рассказ?
  2. О чём этот рассказ?
  3. а) Перескажите описание «убранства сторожки»? Какое настроение создаёт это описание? (Всё убранство сторожки составляла кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин – единственное богатство Марии.)

б) Какую роль играют эпитеты «старый», «старческий», «ветхий»?

Эпитет (от греческого epitheton – буквально «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

  1. Перед смертью старый повар хотел очистить свою совесть. От какого греха хотел очистить свою душу старый повар?
  2. Какие две просьбы умирающего выполнил незнакомец?
  1. Сообщение учащегося.

       Имя незнакомца – Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) – это имя

великого австрийского композитора.

       Моцарт – наверное, нет имени, которое было бы столь почитаемо музыкантами и любителями музыки. Образ Моцарта – композитора как будто соткан из парадоксов, не всегда вмещающихся в рамки обыденного человеческого сознания. За неполных 36 лет им написано более 600 произведений во всех музыкальных жанрах, причём в каждом созданы шедевры. Музыка Моцарта восхищает дилетанта и знатока, его мелодии в равной степени просты и изысканы.  

        Одарённость Моцарта – «от Бога», феноменальна, она ярко проявилась уже в раннем детстве. О сыне скрипача и капельмейстера из провинциального австрийского городка Зальцбурга рассказывали, что он с трёх лет начал импровизировать на клавесине, самоучкой освоил скрипку, а в четыре уже сочинял музыку. Причем не просто подбирая по слуху, а записывая партитуру голосов разных инструментов. Рука юного композитора не поспевала за музыкальной фантазией, на лист то и дело падали кляксы, которые приходилось слизывать языком.

          Поездки по странам Европы принесли славу вундеркинду Зальцбурга. К пятнадцати годам Моцарт – автор многих произведений для различных инструментов. Однако слава Моцарта – ребёнка не стала гарантией последующего прочного жизненного положения. Юношеские годы были тревожными. Унизительная зависимость от зальцбургского архиепископа, безуспешные попытки устроится в других городах дополнились личными переживаниями – потерей горячо любимой матери, первой безответной влюблённостью.

          С годами росло мастерство, выковывая характер. Двадцатилетний Моцарт демонстративно рвёт с опостылевшей службой у архиепископа и становится первым в истории музыки свободным художником. Мещанин по рождению, он обладал обострённым чувством собственного достоинства. «Сердце облагораживает человека, и хоть я не граф, но чести во мне, может быть, больше, чем в ином графе», - писал Моцарт отцу.

         Путь его лежит в Вену. Здесь были написаны шедевры: оперы «свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все женщины», «Волшебная флейта», симфонические и камерные произведения.

         В последние годы композитор испытывал материальные трудности. Моцарта похоронили в общей могиле, след которой ныне утерян. Обряд был более чем скромен, хотя и соответствовал «общественному статусу» композитора, не имевшего высоких чинов и бывшего на грани нищеты.

         Судьба замечательного композитора заинтересовала Пушкина и легла в основу «Маленькой трагедии» - «Моцарт и Сальери».                                                                

  1. Учитель   подводит  итог  урока.

        Сила музыки – в её необычайном эмоциональном воздействии на человека. Именно об этом рассказ Паустовского. Именно для этого введено в рассказ словесное описание звучащей музыки – и сделано это тоже талантливо. Вы смогли услышать музыку?

- Какова цель такого эмоционального воздействия?           

           Здесь цели литературы и музыки едины: утверждение добра и справедливости, пробуждение в человеке его лучших чувств. Вспомните: Моцарт спросил, не пострадал ли кто – нибудь от этого поступка старого повара? Ему важно было убедится, что никто не был наказан напрасно. А значит, такая кража не может быть грехом, а, наоборот, может быть названа подвигом любви.

           Властью, данной, по словам героя рассказа, «не от Бога, а от искусства», которому он служит, Моцарт облегчает последние минуты умирающего. Искусство деятельно утверждает добро.

           Литература и музыка равно ведут нас к высоким идеалам, к постижению прекрасного, к наслаждению им, облагораживая и возвышая душу человека.

Проза (лат. Proza (oratio)) – прямая, свободно движущаяся речь, литературное нестихотворное произведение.

Поэзия (от греч. poiesis – творчество) – художественное творчество в стихотворной форме.

Ритм (от греч. rhithmos – такт, соразмерность) – повторение каких – либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).

Камзол – старинная мужская верхняя одежда, обычно без рукавов.

Жабо (нескл., ср.) – пышная отделка у воротника из кружев или лёгкой ткани.

Чахотка (устар.) – прогрессирующее истощение организма преимущественно при туберкулёзе лёгких.

Туберкулёз – инфекционная болезнь, часто хроническая, вызываемая особой палочковидной бактерией и поражающая лёгкие, а также кости, суставы, кишечник и другие органы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....