Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе 9 класс
    календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме

    Бардачева Анжелика Сергеевна

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе. Программа составлена на основе авторской программы для 5-11 классов  под редакцией В.Я.Коровиной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 9_skk.docx73.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Центр образования № 3»

    РАССМОТРЕНО

    на заседании МО

    протокол № ____

    от «____» ______ 2012 г.

    Председатель МО

    __________В.А.Красильникова

    СОГЛАСОВАНО

    Зам. директора по УВР  

    МБОУ «ЦО № 3»

    ________Е.Ю.Константинова

     «_____»_______2012 г.                  

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор

     МБОУ «ЦО №3»

    _________И.А.Сулейманова    

    «_____»_______2012 г.

    РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

    Предмет  ЛИТЕРАТУРА

    Учитель:  Бардачева Анжелика Сергеевна

    Класс  9  СКК

    Всего часов в неделю  3

    Срок реализации программы: 1 сентября 2012 года – 31 мая 2013 года

    Количество часов:  100 часов

    I полугодие - 47 часов                                                                                                                  II полугодие – 53 часа

    Ступень:  основное  общее образование (5 – 9  классы)

    Рабочую программу составила     _________Бардачева Анжелика Сергеевна 

                                                                     

    г. Норильск,

    2012 год

    СОДЕРЖАНИЕ

                                                               

                                                                                           

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                   3
    2.  СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ                                               5                              
    3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ             8                          
    4.  ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ                            9
    5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (приложение)                        10              

                                                           

     

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по литературе для 9 специального (коррекционного) класса VII вида составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной (М.: «Просвещение», 2009 г.), учебного плана и годового календарного графика МБОУ «Центр образования №3» на 2012-2013 учебный год.

             Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

    Структура документа

    Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; календарно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень литературы и средств обучения.

    Место предмета в базисном учебном плане

    Согласно Федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) классов, программе, учебному плану и годовому календарному графику МБОУ «Центр образования №3» рабочая программа по литературе для 9 специального (коррекционного) класса VII вида  рассчитана на 102 часа в год, из расчета 3 часа в неделю (34 учебные недели). Авторская программа рассчитана на 102 часа.

    В соответствии с расписанием учебных занятий на 2012 – 2013 учебный год темы распределены на 100 часов,  на 2 часа меньше планируемого количества часов в связи с праздничными днями 1 и 9 мая. Программа скорректирована за счет уменьшения на 1 час темы «Лирика А.С.Пушкина» и уменьшения на 1 час темы «А.Т.Твардовский. Стихи о Родине».

    Цель уроков литературы: формирование представления о своеобразии художественной литературы как искусстве слова.

                Задачи: 

    1. чтение и изучение художественных произведений;
    2. творческое овладение литературным языком для выражения собственных мыслей и чувств;
    3. формирование интереса к чтению и умения самостоятельно проникать в смысл художественного произведения через его словесную форму;
    4. развитие творческих способностей учащихся;
    5. осознание богатства русской классической и зарубежной литературы;
    6. изучение теоретических понятий;
    7. использование  различных форм общения с искусством слова для совершенствования устной и письменной речи;
    8. знакомство с биографическими сведениями и историко-культурными фактами.

         В процессе изучения литературы у обучающихся формируются  ключевые компетенции: коммуникативная, языковая, лингвистическая, речевая, учебно-познавательная, информационная.

     Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

    Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

       Виды деятельности учащихся: 

    1. чтение произведений в доме и в классе;
    2. выразительное чтение;
    3. заучивание наизусть;
    4. слушание художественного чтения;
    5. составление плана;
    6. близкие к тексту и сжатые пересказы;
    7. художественное рассказывание;
    8. устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении;
    9. сочинения разных жанров.

    Виды контроля:

    1. промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя.
    2. итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющим начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

                                        

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    №п/п

    Название темы

    Количество часов

    1.

    Введение

    1 час

    2.

    Древнерусская литература

    8 часов

    3.

    Русская литература 18 века

    11 часов

    4.

    Русская литература 19 века

    48 часов

    5.

    Русская литература 20 века

    22 часа

    5.

    Зарубежная литература

    7 часов

    6.

    Повторение за курс 9 класса

    3 часа

    ИТОГО:

    100 часов

    Введение (1 час)

    Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

    Древнерусская литература (8 часов)  

    Самобытный характер древнерусской литературы.

    Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». История открытия памятника. Проблема авторства.

    Художественные особенности «Слова…». Идейный смысл.

    Анализ «Плач Ярославны». Поэтическое мастерство автора.

    Р/р. Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве»

    Русская литература 18 века (11 часов)

    Литература эпохи Просвещения. Русский классицизм и сентиментализм.

    М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Оды «Вечернее размышление о Божием  величестве при случае великого северного сияния» и «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

    Новая эра русской поэзии - Г.Р.Державин. Краткая характеристика творчества.

    Жизненный подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

    Н.М.Карамзин – глава русского сентиментализма. «Осень» как произведение сентиментализма.

    Повесть «Бедная Лиза».

    Р/р. Сжатое изложение по главе «Любань».

    Контрольная работа по теме:  «Литература XVIII века»

    Русская литература 19 века (48 часов)

    Общая характеристика русской и мировой литературы ХIХ века. Романтизм как литературное направление.

    В.А.Жуковский (3 часа).

     Баллада «Светлана». Особенности жанра, нравственный мир героини баллады.

    А.С.Грибоедов (9 часов)

    А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. Чтение и анализ комедии «Горе от ума» (1,2,3,4 главы).

    «Век нынешний и век минувший» в комедии

    А.С.Грибоедова «Горе от ума». Трагедия Чацкого.

    Р.Р. И.А.Гончаров. Статья «Мильон терзаний».

    Р.Р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

    А.С.Пушкин (14 часов)

    А.С.Пушкин.  Очерк жизни и творчества. Лицейская лирика. Друзья и дружба в творчестве поэта.

    Лирика А.С.Пушкина петербургского периода. Стихотворение «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. Стихотворения «К морю», «Анчар»

    Любовная лирика А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»

    Трагедия А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

    Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Образ Евгения Онегина в романе. Онегинская строфа.

    Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

    Образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

    Итоговый тест по роману «Евгений Онегин»

    Р.Р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

    М.Ю.Лермонтов (13 часов)

    М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха.

    Основные темы лирики М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и  одиночества. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…»

    Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова.

    Человек и природа в лирике Лермонтова.

    Анализ стихотворения «Родина».

    Любовная лирика. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

    Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

    «История души человеческой» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин как «портрет поколения».

    Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

    Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

    Р.р. Сочинение по роману «Герой нашего времени».

    Н.В.Гоголь (7 часов)

    Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

    Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов.

    Образ Павла Ивановича Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». (по главе 11)

    «Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

    Р.Р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

    А.П.Чехов (2 часа)

    Слово об А.П.Чехове. Рассказ А.П.Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа. «Смерть чиновника», эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века.

    Русская литература 20 века (22 часа)

    Русская литература XX века: богатство и многообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

    Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Темные аллеи».

    А.А.Блок. Жизнь и творчество. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Образы и ритмы поэта.

    С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Тема Родины в лирике поэта. «Вот уже вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…».

    Размышления о жизни, о любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина.

    В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонации.

    Михаил Афанасьевич Булгаков и его повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Система образов.

    М.И.Цветаева. Особенности поэтики М.И.Цветаевой.

    А.А.Ахматова. Тема Родины и гражданского долга в лирике А.А.Ахматовой.

    Н.А.Заболоцкий. «Образ мирозданья» в лирике Н.А.Заболоцкого.

    М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

    Б. Л.Пастернак. Слово о поэте. Стихотворения «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»

    А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине. Военная тема в творчестве.

    Стихотворения «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом…».

    А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе. Трагизм судьбы героини.

    Песни и романсы на слова русских писателей XIX-XX веков.

    Зарубежная литература (7 часов)

    Античная лирика.  Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

    Квинт Гораций Флакк. Поэтическое творчество и заслуги.

    Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты поэмы).

    Иоганн Вольфганг Гетте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия.

    Уильям Шекспир. Слово о поэте. Философская трагедия «Гамлет» (чтение отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

    Контрольная работа по теме «Зарубежная литература».

    Повторение за курс 9 класса (3 часа)

    Проектная деятельность учащихся: еще раз о поэтах и поэзии.

    Выявление уровня литературного развития. Итоговый тест.

    Итоговый урок. Литература для летнего чтения.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

    Учащиеся должны знать: 

    1. литературные направления;
    2. авторов и содержание изученных художественных произведений;
    3. основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
    4. основные теоретические понятия, предусмотренные программой;
    5. устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты;
    6. роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы; комедия;
    7. основные особенности  романтизма;
    8. стихотворную и прозаическую речь, рифму;
    9. поэму и романтического героя, сатиру и юмор; гиперболу, гротеск, Эзопов язык;
    10. рассказ, композиция рассказа, антитеза; сюжет и фабула произведения; портрет, пейзаж,  композицию литературного произведения.

    Учащиеся должны уметь: 

    1. выразительно читать эпические произведения за героя и за автора; сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
    2. сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
    3. видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
    4. определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
    5. использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, лица рассказчика и др.);
    6. создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, журналы, автобиографии и т.п.;
    7. отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении;
    8. уметь определять особенности композиции; средства изображения образов-персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская    характеристика, речь действующих лиц); род и жанр произведения, авторское отношение к изображенному;
    9. давать оценку изученных лирических произведений на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;
    10. применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения
    11. объяснять сходство и различие произведений разных писателей, близких по тематике;
    12. формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию.

    ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

    1. Программа общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов. /Авторы В.Я. Коровина,  П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение. 2009).
    2. Литература. 9 класс: Учебник-хрестоматия для  общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Авт.-сост.В.Я.Коровина. -  М.:Просвещение, 2007.
    3. Литература. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование по программе под редакцией В.Я.Коровиной / сост. Л.П.Макарова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.
    4. Карасева И.В. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007.
    5. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной / авт.-сост. Н.В.Крутова, С.Б. Шадрина. – Волгоград: Уитель, 2012.

    1. Коррекционно-развивающее образование в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Программа и методические рекомендации. – М.: УЦ Перспектива, 2011.

    1. Еремина О. А. Уроки литературы в 9 классе. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2009.

    Медиа-ресурсы:

    1. Сообщество учителей русского языка и литературы. Методические материалы сайта «Сеть творческих учителей»
    2. shkolodrom.ru (Красноярский образовательный портал, рубрика для учителей)
    3. VIP.KM.RU (Методическая копилка уроков русского языка и литературы)
    4. Википедия
    5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки литературы 9 класс vschool. ru

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Приложение)

    № урока

    Содержание учебного материала

    Кол-во   часов

    Дата прохождения

    Основные ЗУН

    План

    Факт

    Введение – 1 час.

    1

    Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

    1

    03.09

    Знать: теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство слова, художественное отображение действительности.

    Уметь: вступать в речевое общение, использовать различные источники информации.

    Тема № 1 «Древнерусская литература» - 8 часов.

    2

    Самобытный характер древнерусской литературы.

    1

    05.09

    Знать: в чем богатство и разнообразие жанров литературы Древней Руси.

    Уметь: определять жанры Древней Руси.

    3-4

    Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». История открытия памятника. Проблема авторства.

    2

    06.09

    10.09

    Знать: содержание «Слова…», его историческую основу, основные версии авторства.

    5-6

    Художественные особенности «Слова…». Идейный смысл.

    2

    12.09

    13.09

    Знать: определения теоретических понятий: лирическое отступление, образ автора, пейзаж.

    Уметь: формулировать проблематику произведения, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств языка в художественном произведении.

    7

    Анализ «Плач Ярославны». Поэтическое мастерство автора.

    1

    17.09

    Уметь: находить средства художественной выразительности, формулировать тему, идею, проблематику поэтического текста.

    8-9

    Р/р. Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве»

    2

    19.09

    20.09

    Уметь: создавать сочинения разных жанров, формулируя тему, идею, проблематику поэтического текста, подбирать эпиграф.

    Тема № 2 «Русская литература 18 века» - 11 часов.

    10

    Литература эпохи Просвещения. Русский классицизм и сентиментализм.

    1

    24.09

    Знать: определения теоретических понятий;

    Основные черты классицизма, сентиментализма как литературного направления.

    Уметь: производить сравнительный анализ стихотворных текстов.

    11-12

    М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Оды «Вечернее размышление о Божием  величестве при случае великого северного сияния» и «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

    2

    26.09

    27.09

    Знать: факты жизни и творчества Ломоносова, теорию «трех штилей», характерные особенности жанра оды.

    Уметь: выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности, приводить примеры из текста произведения.

    13

    Новая эра русской поэзии - Г.Р.Державин. Краткая характеристика творчества.

    1

    01.10

    Знать: в чем новаторство поэзии Державина, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти.

    Уметь: воспринимать и анализировать стихотворное  произведение.

    14

    Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. Стихотворение «Памятник».

    1

    03.10

    Знать: основные мотивы лирики Державина, традиции и новаторство в лирике поэта.

    Уметь: формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств языка.

    15-16

    Жизненный подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

    2

    04.10

    08.10

    Знать: взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.

    Уметь: формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств языка, выявлять авторскую позицию.

    17

    Р/р. Сжатое изложение по главе «Любань».

    1

    10.10

    Уметь: писать сжатое изложение, излагать свои мысли в логической последовательности.

    18-19

    Н.М.Карамзин – глава русского сентиментализма. «Осень» как произведение сентиментализма.

    Повесть «Бедная Лиза».

    2

    11.10

    15.10

    Знать: определения теоретико-литературных понятий, сюжет повести.

    Уметь: писать отзыв о прочитанном произведении.

    20

    Контрольная работа по теме:  «Литература XVIII века»

    1

    17.10

    Проверка ЗУН по теме.

    Тема № 3 «Русская литература 19 века» - 48 часов.

     21

    Общая характеристика русской и мировой литературы ХIХ века. Романтизм как литературное направление.

    1

    18.10

    Знать: основные черты романтизма как литературного направления.

    Уметь: отличать романтизм от других литературных направлений

    22

    Василий Андреевич Жуковский – поэт-романтик. Элегии «Море» и «Невыразимое».

    1

    22.10

    Знать: определения теоретико-литературных понятий: элегия, баллада, лирический герой.

    Уметь: анализировать поэтическое произведение, делать сравнительный анализ лирических произведений.

    23

    В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра, нравственный мир героини баллады.

    1

    24.10

    Знать: сюжет баллады.

    Уметь: анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к романтизму; находить в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка, давать объяснения.

    24

     А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

    1

    25.10

    Знать: основные черты реализма как литературного направления, основные этапы жизненного пути А.С.Грибоедова.

    Уметь: создавать хронологическую канву лекции.

    25

    Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

    1

    07.11

    Знать: содержание комедии.

    Уметь: выразительно читать в лицах, составлять портретную характеристику литературного героя.

    26

    Комедия «Горе от ума». Чтение и анализ 2 действия. Обучение анализу монологов.

    1

    08.11

    Знать: содержание комедии.

    Уметь: выразительно читать в лицах, составлять портретную характеристику литературного героя.

    27

    Комедия «Горе от ума». Чтение и анализ 3 действия. Анализ сцены бала.

    1

    12.11

    Знать: содержание комедии.

    Уметь: выразительно читать в лицах, составлять портретную характеристику литературного героя.

    28

    Комедия «Горе от ума». Чтение и анализ 4 действия.

    1

    14.11

    Знать: содержание комедии.

    Уметь: выразительно читать в лицах, составлять портретную характеристику литературного героя.

    29

    «Век нынешний и век минувший» в комедии

    А.С.Грибоедова «Горе от ума». Трагедия Чацкого.

    1

    15.11

    Знать: определения теоретических понятий: идейное содержание, система образов, проблематика, внутренний конфликт.

    Уметь: определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, составлять портретную и речевую характеристику персонажей пьесы.

    30

    Р.Р. И.А.Гончаров. Статья «Мильон терзаний».

    1

    19.11

    Уметь: давать характеристику герою (речевую), отбирать материал из критической статьи

    31-32

    Р.Р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

    2

    21.11

    22.11

    Уметь: составлять план сочинения, подбирать эпиграф, приводить цитаты из текста.

    33

    А.С.Пушкин.  Очерк жизни и творчества. Лицейская лирика. Друзья и дружба в творчестве поэта.

    1

    26.11

    Знать: основные этапы жизненного и творческого пути поэта.

    Уметь: создавать хронологическую канву лекции учителя, писать сочинение-эссе.

    34-35

    Лирика А.С.Пушкина петербургского периода. Стихотворение «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. Стихотворения «К морю», «Анчар»

    2

    28.11

    29.11

    Знать: основные мотивы лирики А.С.Пушкина.

    Уметь: анализировать поэтическое произведение с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств языка.

    36

    Любовная лирика А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»

    1

    03.12

    Знать: основные мотивы лирики А.С.Пушкина.

    Уметь: анализировать поэтическое произведение.

    37

    Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

    1

    05.12

    Знать: основные мотивы лирики А.С.Пушкина.

    Уметь: анализировать поэтическое произведение.

    38

    Трагедия А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

    1

    06.12

    Знать: сюжет произведения.

    Уметь: анализировать драматическое произведение.

    39-40

    Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Образ Евгения Онегина в романе. Онегинская строфа.

    2

    10.12

    12.12

    Знать: жанровые особенности произведения.

    Уметь: анализировать ритмический рисунок стихотворного текста.

    41

    Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

    1

    13.12

    Знать: содержание 1-5 глав романа; тип «лишнего человека», причины «хандры» героя.

    Уметь: давать характеристику герою, выразительно читать, развернуто обосновывать суждения, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты, присущие главному герою.

    42

    Татьяна Ларина – нравственный идеал А. С. Пушкина.

    1

    17.12

    Знать: отрывки из романа в стихах наизусть.

    Уметь: интерпретировать роль.

    43

    Образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

    1

    19.12

    Знать: идейную направленность произведения.

    Уметь: анализировать художественное произведение.

    44

    Итоговый тест по роману «Евгений Онегин»

    1

    20.12

    Проверка ЗУН по теме.

    45-46

    Р.Р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

    2

    24.12

    26.12

    Уметь: составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, самостоятельно редактировать сочинение.

    47

     М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха.

    1

    27.12

    Знать: основные факты творческого пути писателя.

    48

    Основные темы лирики М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и  одиночества. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…»

    1

    14.01

    Знать: основные тропы.

    Уметь: находить тропы в тексте поэтического произведения.

    49

    Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова.

    1

    16.01

    Знать: основные мотивы лирики поэта.

    Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтическое произведение с точки зрения его идейно-художественного своеобразия..

    50

    Человек и природа в лирике Лермонтова.

    1

    17.01

    Знать: основные мотивы лирики поэта.

    Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтическое произведение с точки зрения его идейно-художественного своеобразия.

    51

    Анализ стихотворения «Родина».

    1

    21.01

    Знать: содержание стихотворения.

    Уметь: выразительно читать поэтический текст наизусть, формулировать его тему, идею, выявлять проблематику.

    52

    Любовная лирика. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

    1

    23.01

    Знать: основные мотивы

    любовной лирики поэта.

    Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтическое произведение с точки зрения его идейно-художественного своеобразия.

    53

    Тема поэта и поэзии. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

    1

    24.01

    Знать: основные мотивы любовной лирики поэта.

    Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтическое произведение с точки зрения его идейно-художественного своеобразия.

    54

    Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

    1

    28.01

    Знать: сюжет романа.

    Уметь: характеризовать особенности сюжета и композиции.

    55

    «История души человеческой» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин как «портрет поколения».

    1

    30.01

    Знать: текст, понятие «двойник».

    Уметь: различать героя, повествователя и автора, определять жанр и художественные особенности произведения.

    56

    Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

    1

    31.01

    Знать: о Печорине в системе мужских образов романа.

    Уметь: выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.

    57

    Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

    1

    04.02

    Знать: о Печорине в системе женских  образов романа.

    Уметь: выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.

    58-59

    Р.р. Сочинение по роману «Герой нашего времени».

    2

    06.02

    07.02

    Уметь: составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, самостоятельно редактировать сочинение.

    60

    Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

    1

    11.02

    Знать: основные этапы жизненного и творческого пути писателя.

    Уметь: конспектировать лекцию учителя.

    61

    Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов.

    1

    13.02

    Знать: историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие произведения.

    Уметь: определять жанровой своеобразие произведения.

    62

    Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Способы и приемы типизации.

    1

    14.02

    Знать: содержание художественного произведения.

    Уметь: давать характеристику (портретную, речевую) персонажу поэмы.

    63

    Образ Павла Ивановича Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». (по главе 11)

    1

    18.02

    Знать: содержание поэмы.

    Уметь: определять нравственный потенциал героя времени.

    64

    «Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

    1

    20.02

    Знать: текст художественного произведения.

    Уметь: формулировать авторскую позицию, определять религиозные и философские аспекты произведения.

    65-66

    Р.Р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

    2

    21.02

    25.02

    Знать: сюжет произведения.

    Уметь: анализировать текст художественного произведения с точки зрения его идейного содержания.

    67-68

    Слово об А.П.Чехове. Рассказ А.П.Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа. «Смерть чиновника», эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века.

    2

    27.02

    28.02

    Знать: основные факты биографии писателя, сюжет его произведений.

    Уметь: формулировать мировоззренческую позицию писателя.

    Тема № 4 «Русская литература 20 века» - 22 часа.

    69

    Русская литература XX века: богатство и многообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

    1

    04.03

    Знать: определения теоретико-литературных терминов.

    Уметь: выделять главное и значимое в различных учебных источниках.

    70

    Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Темные аллеи».

    1

    06.03

    Знать: сюжет произведения.

    Уметь: выделять стилистическое мастерство прозаика, его любовь к слову.

    71-72

    А.А.Блок. Жизнь и творчество. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Образы и ритмы поэта.

    2

    07.03

    Знать: основные события творческой биографии поэта, его произведения.

    Уметь: анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы, читать стихотворение наизусть.

    73-74

    С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Тема Родины в лирике поэта. «Вот уже вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…».

    Размышления о жизни, о любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина С.А.

    2

    11.03

    13.03

    Знать: ключевые моменты творческой биографии поэта, основные мотивы его творчества.

    Уметь: выразительно читать стихотворный текст наизусть.

    75-76

    В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонации.

    2

    14.03

    18.03

    Знать: основные этапы творческой биографии В.В.Маяковского, особенности тонического стихосложения.

    Уметь: владеть навыками анализа поэтического текста.

    77-78

    Михаил Афанасьевич Булгаков и его повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Система образов.

    2

    20.03

    21.03

    Знать: сюжет повести, определения основных литературных понятий: художественная условность, фантастика, сатира.

    Уметь: составлять устный словесный портрет героя художественного произведения.

    79

    М.И.Цветаева.

    Особенности поэтики М.И.Цветаевой.

    1

    01.04

    Знать: основные этапы творческой биографии М.И.Цветаевой.

    Уметь: владеть навыками анализа поэтического текста,

    делать устный обзор.

    80

    А.А.Ахматова.

    Тема Родины и гражданского долга в лирике А.А.Ахматовой.

    1

    03.04

    Знать: основные этапы творческой биографии А.А.Ахматовой.

    Уметь: владеть навыками анализа поэтического текста.

    81

    Н.А.Заболоцкий.

    «Образ мирозданья» в лирике Н.А.Заболоцкого.

    1

    04.04

    Знать: основные этапы творческой биографии Н.А.Заболоцкого.

    Уметь: выразительно читать поэтический текст.

    82-83

    М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

    2

    08.04

    10.04

    Знать: сюжет рассказа, особенности композиции произведения.

    Уметь: давать пространственно-временную характеристику текста.

    84

    Б. Л.Пастернак. Слово о поэте. Стихотворения «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»

    1

    11.04

    Знать: основные вехи творчества поэта.

    Уметь: анализировать философскую лирику поэта.

    85-86

    А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине. Военная тема в творчестве.

    Стихотворения «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом…».

    2

    15.04

    17.04

    Знать: основные события жизни и творчества поэта.

    Уметь: анализировать поэтическое произведение.

    87-88

    А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе. Трагизм судьбы героини.

    2

    18.04

    22.04

    Знать: сюжет рассказа, его автобиографическую основу.

    Уметь: раскрывать художественное своеобразие рассказа.

    89

    Контрольная работа по литературе 20 века.

    1

    24.04

    Проверка ЗУН по теме.

    90

    Песни и романсы на слова русских писателей XIX-XX веков.

    1

    25.04

    Знать: наизусть песни и романсы.

    Уметь: интерпретировать ключевые слова и символические образы.

    Тема № 5 «Зарубежная литература» - 7 часов.

    91

    Античная лирика.

     Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

    1

    29.04

    Знать: основные факты биографии поэта, основные мотивы лирики.

    Уметь: выразительно читать, анализировать поэтическое произведение.

    92

    Квинт Гораций Флакк.

    Поэтическое творчество и заслуги.

    1

    02.05

    Знать: основные факты биографии поэта, основные мотивы лирики.

    Уметь: выразительно читать, анализировать поэтическое произведение.

    93

    Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты поэмы)

    1

    06.05

    Знать: основные факты биографии поэта, основное содержание поэмы.

    Уметь: выразительно читать, анализировать поэтическое произведение.

    94

    Иоганн Вольфганг Гетте. Эпоха Просвещения.

    «Фауст» как философская трагедия.

    1

    08.05

    Знать: сведения о жизни и творчестве Гете, народную легенду о докторе Фаусте.

    Уметь раскрывать систему образов трагедии.

    95

    96

    Уильям Шекспир. Слово о поэте. Философская трагедия «Гамлет» (чтение отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения.

    Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

    2

    13.05

    15.05

    Знать: сведения о жизни и творчестве У.Шекспира, об эпохе Возрождения; сюжет, особенности композиции трагедии.

    Уметь раскрывать систему образов, художественное своеобразие трагедии, составлять устный словесный портрет героев, анализировать произведение.

    97

    Контрольная работа по теме «Зарубежная литература».

    1

    16.05

    Проверка ЗУН по теме.

    Тема № 6 « Повторение за курс 9 класса» - 3 часа.

    98

    Проектная деятельность учащихся: еще раз о поэтах и поэзии.

    1

    20.05

    Знать: содержание проекта.

    Уметь: презентовать результаты своего труда.

    99

    Выявление уровня литературного развития.

    Итоговый тест за курс 9 класса.

    1

    22.05

    Знать: программные произведения русской литературы 18-20 вв., изученные в 9 классе, основные темы, проблемы, типы, мотивы.

    100

    Итоговый урок. Литература для летнего чтения.

    1

    23.05

    Анализ работы учащихся в течение учебного года. Индивидуальные рекомендации учащимся. Программные произведения для чтения летом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

    Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

    Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

    Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

    Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

    Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

    Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

    рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

    Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

    Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...