Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса к учебнику Г.И.Беленького.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_dlya_9_klassa.rar100.03 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел VI. Календарно-тематическое планирование

Календарные сроки

Тема

Формирование универсальных учебных действий

Ресурсы

№ урока

Дата

Знать

Уметь

Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.

Теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство слова, историко-литературный процесс.

Составлять тезисы и план прочитанного текста; владеть различными видами пере-

сказа.

Презентация

Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».

Общую характеристику древнерусской литературы. Исторические основы произведения,  историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Перефразировать мысль; владеть монологической и диалогической речью.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9  класс.

Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией.

Авторское отношение  к происходящему в «Слове», роль изобразительно-выразительных средств, о художественном своеобразии «Слова»,  о связи с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Найти нужную информацию об отношении автора к происходящему  в произведении, найти нужную информацию о жизни «Слова» в искусстве, создать связный устный текст.

Презентация

Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?

Теоретико-литературные понятия: образ автора, лирическое отступление, формулировать идею, проблематику произведения

Участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9  класс.

Р.р. Творческая работа по поэме «Слово  о полку Игореве».

Содержание поэмы, особенности её композиционного строения.

Выполнять анализ произведения, анализируя другие источники(картины, музыка)

М.В. Ломоносов (2)

Общая характеристика литературы XVIII  века. Сведения о классицизме. М.В. Ломоносов.  Сведения о жизни ученого и поэта.

Основные черты классицизма как литературного направления  биографию М. В. Ломоносова, теорию трех штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.

Сопоставлять исторические факты и литературные традиции, строить высказывание с опорой на критическую литературу. Анализировать стихотворное произведение.

Презентация

«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года».

Идейно-художественный мир произведений, восторженное отношение к тайнам природы.

Выразительно читать, выявлять авторскую позицию, строить письменное высказывание, определять смысловые части оды, выявлять композицию текста, находить метафоры.

Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях.

Д.И. Фонвизин (3+1)

Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. «Недоросль».

Биографию писателя, Историю создания комедии.

Находить сатирическое  и комическое в произведении.

Презентация

Сатирическое  обличение невежества, злонравия, деспотизма.

С какой целью автор вводит «говорящие» фамилии в произведение,  авторское отношение к теме воспитания в комедии.

Выражать свое отношение к прочитанному произведению; владеть различными видами пересказа и видами публичных выступлений

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

Идеалы гражданина в комедии.  

Находить реалистические черты характеров  в комедии.

Тесты

Р.р. Написание обучающего сочинения (ответ на проблемный вопрос) по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Содержание и проблематику изученного произведения.

Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам. Выбрать тему и жанр сочинения; составить  план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение.

А.Н. Радищев (2)

 А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя.

Черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева.

Формулировать идею, проблематику изучаемого произведения.

Презентация

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Понятие о жанре путешествии

«Путешествие из Петербурга в Москву». Взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.

Строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения.

Семенова А.Н. Литература в вопросах и заданиях.

Г.Р. Державин(2)

Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве писателя.  «Властителям и судьям» (фрагменты), «Русские девушки», «памятник».

Факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина.

Воспринимать и анализировать поэтический текст, определять стихотворения в творческой эволюции поэта, понять сущность мировоззрения автора, его взгляды на роль поэта и назначение поэзии.

Презентация

Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни).

Новаторство Державина,  особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти.

Анализировать стихотворения  с точки зрения классицизма

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9  класс.

Н .М .Карамзин (2)

Н. М .Карамзин. Сведения о жизни и творчестве.     «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека.

Жизнь и творчество писателя. Основные черты сентиментализма как литературного направления.

Находить черты сентиментализма в повести.

Презентация

Язык повести.   «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

О языке повести, о конфликте между любовным чувством и нравственными традициями.

Давать характеристику персонажа, выявлять отличительные черты персонажа сентиментального произведения, способы проявления авторской позиции, развернуто обосновывать свои рассуждения.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

В.А. Жуковский (2+1)

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века. В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве поэта.

Факты жизни и творчества поэта.  Понимать поэтический текст, символический смысл стихотворений.

Видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ.

Презентация

Романтизм поэта. Жуковский-переводчик.

Романтический характер произведений.

Проводить анализ   произведения.  Передавать содержание прочитанного текста в развернутом виде; владение монологической и

диалогической речью.

Презентация

Тесты

Вн. чт.

В.А. Жуковский – автор оригинальных баллад и стихотворений. «Море».

Жанровые особенности баллад, сюжет произведения.

Выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст, участвовать в диалоге, аргументированно  выражать свою точку зрения, находить черты реализма.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

А.С. Грибоедов (6+1)

А.С. Грибоедов.    «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы.

Основные факты жизни и творчества А.С. Грибоедова, историю создания комедии.

Работать с разными источниками информации, строить развернутые устные монологические высказывания, составлять план статьи учебника,  обосновывать суждения и приводить доказательства.

Презентация

Общественный и личный конфликт в комедии.  «Век нынешний и век минувший».

Понятия комедии, конфликта, интриги, сюжета, текст комедии, действующих лиц.

Выразительно читать монологи, комментировать и воспринимать, анализировать текст комедии, выявлять черты характера персонажа через речевую характеристику.

Презентация

Тесты

Поражение и победа Чацкого.

Особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия: экспозиция, завязка, конфликт.

Составить характеристику Чацкого по первому действию пьесы,   выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма,  строить связное устное высказывание на тему «Всегда ли ровесники - единомышленники?».

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9  класс.

Непреходящее значение образа Чацкого. И. А. Гончаров  «Мильон терзаний».

Текст комедии, специфику комедии, традиционные и новаторские черты, признаки классицизма и романтизма.

Выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста. Составлять план-конспект.

Критические статьи

Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни.

Текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Сопоставлять эпизоды, владеть театральной лексикой, создавать эскизы костюмов.

Богатство языка комедии.

Особенности языка комедии, ее нравственно-философское звучание.

Презентовать проекты, посвященные идейно-художественному своеобразию пьесы.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9  класс.

Р.р. Написание контрольного сочинения по комедии  

А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Особенности конфликта комедии, философскую проблематику пьесы, понимать личную драму Чацкого в единстве с идейным столкновением героя и фамусовского общества.

Строить письменные высказывания по заданной теме, редактировать текст сочинения, определять собственное отношение к персонажам.

А.С. Пушкин (10+2+1)

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи).

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). Понятия мотива, лирики, лирического героя,  жанровое своеобразие стихотворений.

Создавать хронологическую канву лекции,  писать эссе «А. С. Пушкин в моем восприятии».

Презентация

Свобода, творчество, любовь – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина.

Философские и христианские мотивы в лирике А. С. Пушкина. Идейно-художественное своеобразие стихотворений.

Выразительно читать и анализировать стихотворения, выявлять особенности жанра,  понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9  класс.

Биографичность, высокий нравственный смысл лирики поэта.

Развитие темы дружбы в лирике поэта, адресаты дружеской лирики. Понимать образную природу стихотворений о дружбе и нравственную основу лирики.

Воспринимать и анализировать стихотворения, выражать свое отношение к прочитанному, выразительно читать.

«Внутренняя красота человека» (В.Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

Свобода в лирике А. С. Пушкина представлена как политический, философский, нравственный идеал. Адресаты любовной лирики.

Делать сравнительный анализ стихотворных текстов.

Семенова А.Н. Литература в вопросах и заданиях.

Р.р. Анализ поэтического теста стихотворения А.С. Пушкина.

Основы стихосложения.

Анализировать лирическое произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

А.С. Пушкин.  «Евгений Онегин» (7+1).

 История создания.

Творческая история романа в стихах, реализм как литературное направление, жанровые особенности романа в стихах.

Выразительно читать, строить устные высказывания.

Презентация

Лироэпический характер «свободного романа»  в стихах. Образ автора.

Понятие о романе в стихах.

Находить лирические отступления,  выделять смысловые части текста.

Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях.

Широта охвата действительности. Главные герои  романа, причины их жизненной драмы.

Какое воплощение нашел тип «лишнего человека» в отечественной литературе, содержание глав.

Выявлять типическое и индивидуальное в судьбе героя, давать характеристику, сопоставлять произведения искусства, давать характеристики действующим лицам.

Презентация

Доклады

Богатство и своеобразие языка.  «Онегинская строфа».

Понятие «Онегинская строфа». Теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской строфы».

Узнавать тропы в тексте и интерпретировать их,  определять «Онегинскую строфу», определять ее  построение.

Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе.

Обоснованность слов В. Г. Белинского, назвавшего роман «Энциклопедией русской жизни».

Составлять вопросы по теме урока, воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа.

Критика

Оценка романа в русской критике.

Оценка романа в русской критике.

Воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа, роль лирических отступлений.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Текст романа,  художественные особенности. нравственно-философскую проблематику произведения, типы вступлений и основные приемы их создания.

Составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст, писать вступление, используя  прием цепочки.

Вн. чт. А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери», «Пиковая дама».

Знать содержание трагедии,  уметь определять основную проблему: талант, труд.  вдохновение

Уметь писать сочинение-рассуждение по поднятым в произведении проблема.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты

М.Ю. Лермонтов (10+1+1)

М.Ю. Лермонтов  Жизнь и творчество (основные вехи). «Смерть поэта».

Знать основные  факты жизни и творческого пути Лермонтова.

Иметь представление о культурологических основах семейных, социальных традиций.

Презентация

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. «Пророк», «Поэт», «Дума».

Время создания стихотворений, их художественное своеобразие, жанровые особенности.

Анализировать стихотворения, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, создавать историко-культурный и биографический комментарий, выявлять чувства и настроения лирического героя.

Интонационное и ритмическое богатство лирики. «Прощай, немытая  Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива»

Время создания стихотворений, их художественное своеобразие, жанровые особенности.

Выразительно читать стихотворения наизусть, развернуто обосновывать суждения, искать нужную информацию в различных источниках .

Агафонова  М.И. Литература. Тесты

М.Ю. Лермонтов. «Нет, не тебя я так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет».

Тексты стихотворений, адресаты любовной лирики поэта. Понимать идейный смысл стихотворений, способы выражения любовного чувства.

Уметь анализировать поэтический текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, историзмы).

Семенова А.Н. Литература в вопросах и заданиях.

М.Ю. Лермонтов.  «Герой нашего времени». (6+1+1). История создания произведения.

Теоретические понятия романа, психологического романа, проблематика и особенности композиции.

Выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа.

Презентация

История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни.

Текст повести и ее художественное своеобразие.(«Бэла»)

Уметь выявлять смысл названия

художественного произведения, характеризовать особенности сюжета и композиции (нарушение хронологии).

Семенова А.Н. Литература в вопросах и заданиях.

Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры.

Знать особенности жанра дневника, первый психологический роман в русской литературе.  («Максим Максимыч»).

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей. Уметь интерпретировать события с точки зрения разных персонажей. Знать, отличие путевых записок от дневника..

Уметь излагать события в форме дневниковых записей.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9  класс.

Роль других действующих лиц в раскрытии характера главного героя произведения

Понятие двойника и понимать способы создания героя через самооценку. Раскрыть конфликт Печорина и водяного общества.

(«Княжна Мери»).

Владеть различными видами пересказа,  

видеть причины конфликта главного  героя, давать сравнительную характеристику героям: для выявления дурного и хорошего.

Презентация

Доклады

Особенности композиции романа.

Художественное своеобразие повести. Понимать значение произведения в истории русской литературы.  («Фаталист»).

Выявлять особенности композиции, свободно работать с текстом.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы

Печорин и Онегин.

Алгоритм сравнительной характеристики героев.

Уметь давать сравнительную характеристику героев, находить общие черты, взгляды.

Мини-сочинение «Печорин и Онегин «лишние люди»?

Презентация

Оценка романа в русской критике.

Алгоритм работы с критической статьей.

Выявлять концепцию статьи Белинского, находить необходимый материал  для характеристики героев в тексте статьи, приводить доказательства, развернуто обосновывать суждения, находить черты романтизма и реализма в произведении.

Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях.

Р.р. Написание контрольного сочинения по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Текст изученного произведения, психологические особенности образа Печорина.

Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением.

Н.В. Гоголь (7+1+1)

Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Своеобразие жанра.

Дать понятие о творческом пути Гоголя, его писательской самобытности и неповторимости.

Уметь конспектировать лекцию, выделять главное и существенное, уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпохи.

Презентация

Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная.

Историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию. Понимать особенности жанра, художественного осмысления  действительности, реалистической манеры писателя.

Оценивать идейно-художественные искания писателя, развернуто обосновывать суждения, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях.

Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение.

Знать представителей помещичьей  Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и др. Уметь находить типичные черты у представителей чиновничьей России.

Характеризовать персонажей поэмы, уметь анализировать художественный текст на морфологическом, фонетическом уровнях.  

Презентация

Доклады

Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора.

Текст поэмы, путь Чичикова – нового героя эпохи. Понимать художественные приемы создания образа Чичикова, роль Чичикова в замысле поэмы.

Создавать характеристику героя, выборочно пересказывать текст, выявлять типические черты характера героя, развернуто обосновывать суждения.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы

Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя.

Понимать особенности жанра, художественного осмысления  действительности, реалистической манеры писателя.

Обосновывать суждения, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

«Мертвые души» в оценке русской критики.

Знать позицию русских критиков на поэму «Мертвые души».

Уметь высказывать свою точку зрения на поэму.

Критика

Р. р. Написание контрольного сочинения по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Текст изученного произведения, психологические особенности образа Чичикова.

Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением.

Н.В. Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека».

Знать содержание изученного  произведения, уметь определять тему и основную идею повести

Иметь представление о теме «маленького человека» как сквозной в русской литературе, особенностях раскрытия ее А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем

Кондрашов В.Н.  Готовимся к ГИА по литературе.

Вн. чт. Н.В. Гоголь.  «Нос».

Историю создания произведения. Сборник «Петербургские повести».

Выявлять авторскую позицию, формулировать проблему произведения.

Кондрашов В.Н.  Готовимся к ГИА по литературе.

А.Н. Островский(3+1)

А.Н. Островский.  Сведения о жизни и творчестве. «Свои люди – сочтемся».

Основные факты жизненного и творческого пути драматурга. История создания пьесы. Значение Островского для русского театра.

Выразительно читать диалоги, давать характеристику герою, понимать условный язык драмы.

Презентация

Тишка - Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру.

Конфликт пьесы. Особенности авторской позиции в произведении.

Выразительно читать, характеризовать персонажей, высказывать и убедительно доказывать свою точку зрения.

Кондрашов В.Н.  Готовимся к ГИА по литературе.

Островский – мастер языка. Реализм островского («пьесы жизни»).

Значение Островского для театра, особенности языка писателя.  «Пьесы жизни» - реализм писателя в творчестве.

Обосновывать суждения, выявлять особенности авторского стиля и приемы  изображения действительности.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы

Вн. чт. Н.А. Островский. «Доходное место».

Историю создания произведения.

Выявлять авторскую позицию, формулировать проблему произведения.

Презентация

Н.А. Некрасов (3+1)

Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века.

Знать главные факты биографии и основные вехи творческого пути поэта, его программные произведения.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпохи.

Презентация

«Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя.

История создания стихотворений. Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя.

Уметь анализировать стихотворение, определять тему, идею.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9  класс.

Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.

Авторская позиция в стихотворных произведениях, особенности языковых средств.

Выразительно читать,  высказывать и убедительно доказывать свою точку зрения.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы

Вн. чт. Н.А. Некрасов.  «Дано - отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма».

Историю создания произведения.

Выявлять авторскую позицию, формулировать проблему произведения.

Сообщения

Ф.М. Достоевский (2)

Ф.М. Достоевский как писатель-психолог.  «Белые ночи».

Жизненный и творческий путь писателя. Психологизм писателя.

Выявлять авторскую позицию, формулировать проблему произведения.

Презентация

Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви.

Знать особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.

Уметь определять элементы сентиментализма в повести.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы

Л.Н. Толстой (2).

Л.Н. Толстой. «Юность». Три эпохи жизни человека в трилогии.

Знать содержание произведения,   о трех периодах жизни человека в трилогии.

Владеть монологической и диалогической

речью; выбирать  и использовать выразительные средства языка.

Презентация

Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе».

Авторская позиция и способы  ее выражения.

Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника,

признавать право на иное мнение.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

А. А. Блок (3)

Литература  великих и трагических лет. А. А.  Блок. Сведения о жизни и творчестве.

Иметь представление о взаимосвязи литературы и искусства начала XX века. Знать содержание теоретико-литературных терминов.

Уметь выделять главное и значимое в учебном материале.   Уметь конспектировать лекцию.

Презентация

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире.   «Россия», «Земное сердце стынет вновь».

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

 Уметь воспринимать творчество А. А. Блока в контексте эпохи.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9  класс.

Покоряющая сила любви. «Да.Так диктует вдохновение», «Сольвейг».

Тексты стихотворений, адресаты любовной лирики поэта. Понимать идейный смысл стихотворений, способы выражения любовного чувства.

Анализировать поэтический текст,  делать сравнительный анализ поэтических произведений.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

В.В. Маяковский (3)

В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве. «Хорошее отношение к лошадям».

Основные факты, особенности его художественного метода.  Знать теоретико-литературное понятие сатиры.  

Выразительно читать стихотворение, анализировать, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Презентация

«Необычайное приключение..»  Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.

Знать о роли рифмы в творчестве Маяковского

Уметь самостоятельно делать выводы о реальном и  фантастическом в тексте.

Кондрашов В.Н.  Готовимся к ГИА

«Разговор на одесском рейде..!»  – широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении.

Понимать идейный смысл стихотворения, своеобразие лирических интонаций.

Уметь выделять смысловые части стихотворения.

С.А. Есенин (3+1)

С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Родина и родная природа как источник лирических переживаний.

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы.

Презентация

Нежность «ко всему живому». «Собаке Качалова».

Понимать идейный смысл стихотворения, своеобразие лирических интонаций

Выразительно читать наизусть стихотворение, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Кондрашов В.Н.  Готовимся к ГИА

Грусть от сознания быстротечности жизни. «Я покинул родимый дом…».

Особенности поэтических произведений, истории их создания, смысл названий.

Анализировать поэтический текст, высказывать свою точку зрения, анализировать цветную лексику в канве стихотворения.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9  класс.

Р.р. Написание обучающего сочинения по лирике А. Блока, С.А. Есенина, В. Маяковского.

Текст изученных стихотворных произведений, истории создания.

Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением.

М.А. Булгаков (3).

М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор).

Основные сведения о жизни и творчестве писателя, содержание повести.

Раскрывать художественное своеобразие, определять нравственную проблематику повести.

Презентация

Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины.

Шариковщина как явление,  истоки шариковщны.

Пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, выявлять авторскую позицию.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9  класс.

Булгаков – сатирик.

Особенности булгаковской сатиры, художественные особенности повести.

Раскрывать художественное своеобразие, определять нравственную проблематику повести.

Презентация

Доклады

М.А. Шолохов

(3+1).

М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве.  «Судьба человека».

Реализм в художественной прозе, реалистическую типизацию. Идейный смысл рассказа.

Уметь давать пространственно-временную характеристику текста.

Презентация

Фильм

Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Особенности композиции рассказа.

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Находить границы эпизода, анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода. Уметь характеризовать образ главного героя.

Кондрашов В.Н.  Готовимся к ГИА по литературе.

Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе. От судьбы человека к судьбе человечества.

Знать содержание произведения, основную тему, идею,  иметь представление о роли топонимов в художественном тексте.

Уметь определять роль портретных характеристик  и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте.

Р.р. Написание обучающего сочинения по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».

Текст изученного произведения, психологические особенности образа героя.

Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением.

А.И. Солженицын  (2).

 А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.    «Матренин двор».

Понятие притчи, текст  произведения, основные события жизни писателя, историю создания рассказа.

Анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, определять авторскую позицию.

Презентация

Документальный фильм

Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера.

Трагизм судьбы героини, притчевый характер повествования.

Пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, выявлять авторскую позицию.

Кондрашов В.Н.  Готовимся к ГИА.

Д.Алигьери «Божественная комедия» (фрагменты)

Основные факты жизни и творчества Д.Алигьери, содержание «Божественной комедии».

Выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения  разных эпох.

Презентация

В. Шекспир. «Гамлет».

Сведения о жизни и творчестве драматурга. Знать содержание трагедии. Понимать вечные проблемы в творчестве автора.

Выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения  разных эпох.

Презентация

И.Шиллер «Вильгельм Телль» (легенда и фрагмент драмы)

Знать содержание легенды  и драмы.

Выразительно читать, отвечать на вопросы, давать характеристику персонажу драмы.

Презентация

И. Гете.  «Фауст» (фрагменты).

Основные факты из жизни Гете, творческую историю трагедии, содержание фрагментов. Понимать философскую проблематику трагедии.

Выразительно читать, отвечать на вопросы, давать характеристику персонажу драмы.

Презентация

Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник».

Знать содержание произведения, основную тему, идею,  иметь представление о роли топонимов в художественном тексте.

Находить в произведении сочетание героики и юмора, объяснять, что придает законченность произведению, роль авторских отступлений, стилевое многообразие произведения, включение лирических отступлений.

Презентация

Э.Хемингуэй «Кошка под дождём»

Основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание произведения, основную тему, идею.

Раскрывать художественное своеобразие, определять нравственную проблематику произведения..

Презентация

Д.Сэлинджер «Над пропастью во ржи» (фрагменты)

Основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание произведения, основную тему, идею.

Пересказывать с элементами анализа фрагментов произведения.

Презентация

Р.р. Написание  сочинения «А  на последок я скажу…»

Развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, выявлять авторскую позицию.

Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения.

Подведение итогов по курсу литературы за 9 класс.

Иметь представления  о взаимосвязи литературы и искусства. Знать содержание теоретико-литературных терминов.

Уметь выделять главное и значимое в учебном материале. Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение.

Кондрашов В.Н.  Готовимся к ГИА.

101-102.

Резервные уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, авт. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов, «Дрофа...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ, авт. А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев, И.И.Мурзак, А.Л.Ястр...

Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс

Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое  внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе по программе В.Я.Коровиной

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 5 классе по программе В.Я.Коровиной на 68 часов(2 урока в неделю)....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе по программе В.Я.Коровиной

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по литературе на 102 ч( 3 урока в неделю) по поограмме В.Я.Коровиной....