Футляр - ограничение или ограниченность.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Рыбакова Екатерина Алексеевна

Урок литературы в 9 классе по произведению А.П.Чехова "Человек в футляре". Презентация выполнена учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.97 КБ
Файл prezentatsia_microsoft_office_powerpoint_3.pptx187.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Футляр – ограничение или ограниченность?»

(по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»)

Класс: 9 «Б»

2й урок после обзорного по творчеству А.П.Чехова

Цели урока:

  1. Личностная: учащиеся должны иметь представление о независимости нравственных качеств человека от его социального положения; побуждение к смысложизненному поиску, продолжение работы по формированию открытой жизненной позиции. Воспитание толерантности.
  2. Метапредметная: закрепить у учащихся навыки групповой и парной работы, умение вести диспут, создавать презентации и кластеры, анализировать и делать выводы, совершенствовать навыки самоанализа.
  3. Предметная: учащиеся должны понять особенности авторской позиции Чехова в раскрытии темы «маленького человека»; у учащихся должно сложиться представление об образе – символе, его структуре, роли в тексте, научиться распознавать и выделять этот прием в других произведениях.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

  1. Мотивация. Осмысление учебных задач. (12-15 мин)

(темы нет на доске)

Приветствие учащихся.

- Спасибо, Евгений. Ребята, вы узнали персонажа? О ком он рассуждает? Найдите этот момент в тексте, прочтите еще раз про себя.

- Давайте поработаем по группам. На доске вы видите три слова (футляр, ограничение, ограниченность) Выберете одно и составьте кластер.

Записывает тему на доске.

  1. Открытие нового знания (20 – 25 мин)

- Еще раз посмотрим на определение слова «футляр». Какие 2 значения выделяет Ожегов?

- Вспомним название рассказа. Почему Чехов не назвал его, к примеру, «Беликов»?

- Как вы думаете, что это за термин. Попробуйте в парах дать определение.

Вводит понятие образа – символа.

- В каком еще произведении встречается подобный прием? Кто еще из «маленьких людей» зависел от вещи?

- Давайте посмотрим, каким видели «маленького человека» Гоголь и Пушкин.

- Позвольте снова предложить вам поработать в группах: найдите в тексте и проанализируйте

1 группа – отношение Беликова к окружающим и к дружбе;

2 группа – отношение окружающих к Беликову и взаимоотношения в школе;

3 группа – отношение Беликова к любви.

- Определите кульминационный момент рассказа.

- Давайте посмотрим экранизацию этого момента.

- Порассуждайте, пожалуйста, сначала в группах, почему такая развязка?

  1. Рефлексия (5-7 мин)

- Мы проанализировали рассказ и образ героя. Что нам остается?

- Предлагаю вам рефлексию по группам. Ответьте на вопросы:

Достигнуты ли цели?

Что нового узнали?

Что ценного лично для себя вынесли с урока?

Как оцениваете в нем сове участие?

Ответы запишите в листок рефлексии.

  1. Домашнее задание (2 мин)

- Мы сегодня плодотворно поработали, и, чтобы закрепить полученные знания,  предлагаю вам эссе по темам на выбор:

- «Явление «беликовщины» в современном мире»

 - «Образ – символ в одном из произведений русской литературы».

- Спасибо большое за интереснейший и содержательный урок. До свидания!

Появляется Евгений, инсценирует монолог Буркина о людях, подобных Беликову.

Устные ответы, прочтение текста про себя, анализ фрагмента, дискуссия.

Работа в группах по составлению и презентации кластера. В это время Маргарита выписывает на доске определение этих слов из словаря Ожегова (это ей задавалось заранее).

Сравниваем кластеры с эталоном, учащиеся формулируют тему урока в виде проблемного вопроса, записывают в тетрадь.

Формулирование и запись цели урока.

Устанавливают связь прямого и переносного значений, определяют принцип переноса значения.

Приходят к выводу, что «футлярность» героя поглощает его, что футляр важнее человека. Это его образ.

Работа в парах по определению термина, сравнение с эталоном (учащийся читает по словарю тропов), запись в тетрадь.

Вспоминают «Шинель» Гоголя. Это первое знакомство с образом – символом.

Презентация, подготовленная Аней и Лизой.  Последний слайд – «Маленький человек» в творчестве Чехова» - пуст.

Групповая работа с текстом, тезисная запись в тетрадь, выступления групп (оставшиеся группы фиксируют в тетради тезисы выступающих). Анализ, выводы о мелкости Беликова, автор не испытывает к нему жалости (в сравнении с Выриным у Пушкина), доводя его «мелкость» до «мизера», абсурда.

Определяют кульминацию (момень ссоры Беликова с братом Дуни)

Просмотр экранизации,анализ кульминации и развязки, обсуждение сначала в группах, а потом в классе, почему умер Беликов, запись выводов в тетрадь. (Он умер, потому что «Что-то вышло», обрел свой последний футляр, успокоился, что его больше никто не тронет. Но другим легче не стало, все осталось, как и прежде, потому что никто не хочет ничего менять).

- Подвести итоги.

Групповое обсуждение и озвучивание несколькими учащимися выводов и личностных результатов. Заполнение листа рефлексии каждым учащимся.

Записывают выбранное задание в дневник.

Оборудование:

1.Проектор

2.Кинофрагмент

3.Словарь Ожегова и словарь литературоведческих терминов

4.Карточки для групповой работы

5.Карточки рефлексии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Черты у маленького человека А.С.Пушкин Первым в этой традиции был А.С. Пушкин в его «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» (1830 год), которые содержат в себе пять небольших повестей: «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Метель», «Гробовщик» и «Выстрел». Героями всех их становятся обычные люди, не отличающиеся какими-либо выдающимися чертами. Они не лишние в своем обществе, они занимают в нем положеннное им незначительное место – это типичные представители российского общества после восстания декабристов. И рассказываются они таким же простым рассказчиком – маленьким человеком, который достоверно передает простой быт. Особенно выразительна в этом отношении повесть «Станционный смотритель», в которой мы на примере главного героя понимаем, что не существует «маленьких» людей; у каждого из них свои, важные для кого-то проблемы, на которые не хочет реагировать общество. Читателю становится жаль «маленького героя» Самсона Вырина и его дочь Дуню, читатель понимает, что любой человек заслуживает счастья.

Слайд 2

Черты у маленького человека Н.В.Гоголь Именно эта повесть была своего рода основой для Н.В. Гоголя, когда тот придумывает сюжет для своей повести «Шинель» (1842 год). Здесь мы, как и в «Станционном смотрителе», видим обычного мелкого человека, проблемы которого не хочет воспринимать общество. Акакий Акакиевич Башмачкин уныло служит каждый день в своем департаменте, единственная его радость в жизни – потрепанная шинель. Когда ее похищают, никто не хочет помочь «маленькому человеку» в его горе, и в конце концов Башмачкин умирает от расстройства. После смерти он в виде призрака летает по улицам Петербурга, срывая шинель с прохожих – таким образом он стремится добиться высшей справедливости. Роль повести «Шинель» в русской литературе была огромной – именно ее считали «отправной точкой» авторы, впоследствии назвавшие свое течение «натуральной школой». В центре внимания литературы этого периода – обычные люди и их обычная жизнь, без недосказанности и без прикрас. Следовательно, типичным персонажем для этого направления стал «маленький человек», а также его немаленькие проблемы.

Слайд 3

Черты маленького человека а.п.чехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

Коррекционная образовательная деятельность с детьми среднего возраста с ограниченными зрительными возможностями (косоглазие и амблиопия) по развитию зрительно-моторной координации.

В конспекте отражены разные приемы и технологии развития зрительно-моторной координации в виде путешествия детей на разных видах транспорта. Данная деятельность с детьми была показана выездной кафедре...

Роль игровой деятельности в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими сложный дефект

коррекция недостатков развития личности ребенка в процессе разнообразной игровой деятельности....

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...

Влияние адаптивной физической культуры и спорта на эффективность социализации личности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и достижение ими адекватного социального ста-туса. Повышение качества жизни людей с ограничениями жизнедеят

Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниче...