Главные вкладки

    УРОК-ПОРТРЕТ В 10 КЛАССЕ по теме « Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого»
    план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

    Тасиц Ирина Михайловна

    Данный урок построен в виде фотоальбома Л.Н. Толстого и  сообщений, коментариев к фотографиям,  характеризующим разные периоды жизни и творчества Л.Н. Толстого, что помогает раскрыть своеобразие характера Л.Н. Толстого как человека, писателя в разные периоды жизни; развить интерес к изучению творчества великого писателя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok-portret_zhizni_i_tvorchestva_l.n._tolstogo.rar2.41 МБ

    Предварительный просмотр:

            



                                                           МОУ СОШ № 27













                  УРОК-ПОРТРЕТ  

                              В 10 КЛАССЕ

                               по теме

       « Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого»






                                   Учитель русского языка и литературы

                                                    И.М. Тасиц



                          с. Урмия, 2008-2009 уч.г.


                                       

    Цель: раскрыть своеобразие характера Л.Н. Толстого как человека, писателя в разные периоды жизни; развить интерес к изучению творчества великого писателя.

    Оборудование: портреты Л.Н. Толстого в разные периоды жизни, фотографии Ясной поляны, запись «Апассионаты» и «Лунной сонаты» Бетховена, «Реквием» Моцарта.

    План изложения нового материала:

    1. Ясная поляна – колыбель великого писателя.
    2. Изображение Л.Н. Толстого на портрете кисти И.Н. Крамского в 1873 году и И.Репина.
    3. Портреты Л.Н. Толстого в разные годы жизни.
    4. Л.Н. Толстой и военная служба.
    5. Деятельность писателя.
    6. Толстой и семья.
    7. Толстовское учение
    8. Последние годы жизни Л.Н. Толстого и смерть.

    1. Организация урока.

    Слово учителя.

             Сегодня мы приступаем к изучению жизни и творчества Л.Н. Толстого, великого писателя земли русской. Огромно наследие этого гиганта русской литературы, имя его известно всему миру. Мы будем глубоко изучать его произведения, со многими знакомиться. Это все впереди. Но  в нашей первой беседе мы поведем разговор о Л.Н. Толстом как о человеке и писателе. Вы мне сегодня поможете, потому что вы получили опережающие задания. Постараемся, вглядываясь в портреты писателя, понять его внутренний мир и черты характера.

               Посмотрите, пожалуйста, на тему урока и постарайтесь определить, какие задачи стоят сегодня перед нами.(Слайд 1)

               (Учащиеся называют задачи, которые надо решить на уроке: дать очерк жизни и творчества писателя, раскрыть его характер, внутренний мир, опираясь на портреты писателя, запечатлевшие его в разные периоды времени)

                 Ребята, перед вами на столе лежит план сегодняшнего урока, по ходу урока вы должны написать ответы на вопросы плана и ответить на вопрос: «Каким предстал Л.Н. Толстой перед вами,  как человек и писатель?»      (Слайд 2)

    1. Новый материал

    Слово учителя.

            Посмотрите на портрет Л. Толстого кисти Крамского, опишите его и попробуйте представить писателя этого периода. (Слайд 3)

            Ученики пробуют описать портрет.

    Слово учителя.

           Интересна история этого портрета. Крамской, уже известный художник, получил задание написать портрет Л.Н. Толстого для Третьяковской галереи.          (Слайд 4) Вот он у входа в имение Ясной Поляны. Его приветливо встречают башни у входа и  дубы, посаженные ещё дедом Л.Толстого – князем Волконским. А далее удивительно живописная березовая аллея (Слайд 5), а у дома – море цветов (Слайд 6). Крамской уже читал произведения Толстого и представлял его высоким, могучим, сильным. Он вошел в дом. Вскоре вышел Лев Толстой, Крамской увидел человека среднего роста, худощавого, элегантного. Так началось их знакомство.

             Нам все интересно знать об этом непостижимо великом человеке, олицетворяющим собой былинную Русь.  Все места, связанные с именем Л.Толстого, нам дороги. Прежде всего,  усадьба Ясная Поляна, находящаяся в 14 верстах от Тулы.

           Звучит «Лунная соната» Бетховена. Учитель говорит под музыку.

         (Слайд 7)   Когда начали золотиться березы, липы и клены стройных аллей яснополянского парка, когда пожелтелые листья отрывались от деревьев и медленно падали на ещё зеленевшую траву и расчищенные дорожки, в трехэтажном доме с большими колонами на верхнем этаже в маленькой комнатке, в окна которой заглядывали ещё не успевшие пожелтеть листья лиственницы, 28 августа 1828 года в старинной дворянской семье родился будущий писатель.

           Отец его, - граф Николай Ильич Толстой, а мать – Мария Николаевна Волконская, которая принесла в приданное Ясную Поляну. Это была дружная семья, мать серьезно относилась к воспитанию детей, а их было пятеро ( Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Маша). После рождения Маши Мария Николаевна умерла, а Левочке тогда было 1.5 года, так что он не мог помнить мать, но память о ней он пронес через всю жизнь, и все хорошее было связано с ней.

            Каким он был в детстве и как формировался его характер? У нас нет портрета Л.Толстого в детские годы. Давайте послушаем о детстве писателя и устно нарисуем его портрет.

                Ученик, получивший опережающее задание, рассказывает о детстве писателя.

            Приблизительный ответ ученика.

            « Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о нем»,- скажет, будучи взрослым, Л.Толстой. Беззаботно и радостно протекала жизнь в Ясной поляне в детские годы писателя. Тетенька Татьяна Александровна Ергольская заменила детям мать. Она была необыкновенно добра, очень любила всех и учила детей большой любви к людям. Особенно она заботилась о маленьком Левушке. Большеголовый, с пытливыми, умными глазами, очень чувствительный, добрый мальчик, Левушка был очень обидчивым. Его в детстве за эту чрезмерную чувствительность дразнили Лева-рева.

          (Слайд 8)   Усадьба Ясная Поляна окружена садами, березовыми, осиновыми, липовыми, дубовыми лесами, рощами – такова колыбель великого писателя. Левушка был любознательным мальчиком, он жадно впитывал в себя впечатления от богатой природы и окружающих людей. Он с нежностью относился к братьям и сестрам и немцу-гувернеру Федору Ивановичу. Дети любили играть, и их любимым занятием была игра в «муравейных братьев». Ее придумал старший брат Николенька. Как-то он объявил, что у него есть тайна, и, когда она откроется, все люди станут счастливыми, не будут ссориться, не будут болеть, будут любить друг друга и сделаются «муравейными братьями». Тайна написана на зеленой палочке, которая зарыта где-то на краю оврага. Этот рассказ произвел на Левушку сильное впечатление, и братья искали зеленую палочку.

             Поразительно то, что уже в малом возрасте Льва Николаевича волновала мысль о том, что жизнь на земле должна быть устроена так, чтобы все люди жили счастливо, и эта мысль сопутствовала ему всю жизнь.

              Дети Толстых были тесно связаны с бытом Ясной Поляны, с крепостными. И наблюдательный мальчик полюбил мужика, его обычаи, взгляды, песни, язык. А через несколько десятилетий он заявит, что только народная, мужицкая правда является спасением России. В усадьбе была довольно большая библиотека, в которой можно было найти книги Державина, Карамзина, Жуковского, Пушкина, Лермонтова. Любимым был Пушкин. Дети читали его стихи наизусть.

               Учитель: Так каким был Лев Николаевич в детстве?

     Ученики рисуют портрет писателя.

                Учитель: Об этой замечательной поре жизни Лев Николаевич расскажет через несколько лет в произведении. Как оно называется?

                 (Детство)

           Учитель: Вы читали эту повесть? Кто может кратко рассказать о ней?

          Приблизительный ответ ученика.

     В повести «Детство», первой из трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», повествование ведется от лица взрослого человека, выросшего в аристократической среде. Главный герой – Николенька, вспоминающий теперь, какими путями шла его жизнь, как формировался его характер. Автор раскрывает внутренний мир героя. Николай перебирает в памяти свое прошлое. Он постоянно подвергает анализу свое поведение, стремится непрерывно стать лучше, морально чище. Он хочет отделить от своей души  доброе от дурного, истину от фальши, стремится к нравственному самосовершенствованию.

          Учитель: Повестью «Детство» Л.Толстой входит в русскую и мировую литературу как писатель громадной силы и глубины и ослепительных способностей. Он сказал новое слово, показал анализ душевной жизни в ее противоречиях, в ее развитии.

             1837 год . Он ознаменовался переменой в семье Толстых. Давайте послушаем сообщение и попытаемся  представить портрет писателя этого периода.

       Приблизительный ответ ученика.

    Год выдался трудным, горестным, печальным. Семья переехала в Москву 10 января. Здесь Лев Толстой первый раз увидел людей, которые не знали, кто такие толстые. Это изумило его. Постепенно он стал понимать, что. Кроме Толстых, на свете ещё есть люди, и у каждого своя жизнь, свои трудности. С переездом в Москву кончилось детство. Отрочество было сложным. Летом 1837 года умер Николай Ильич, отец. Это было несчастье. Горе мальчиков ещё усилилось тем. Что бабушка в дом взяла нового гувернера Сен-Тома, который оказался человеком серьезным, строгим учителем. Он мог обидеть, оскорбить чуткое сердце Левушки. Однажды, когда гувернер незаслуженно наказал его и запер одного в комнате, мальчик даже заболел. Он не терпел насилия, протестовал против тирании. Годы жизни с 1837 по 1841 тяжелые. Смерть преследовала близких людей, которые опекали детей: умерла бабушка, затем старшая сестра отца. И вот в 1841 году детей берет младшая сестра отца Пелагея Ильинична Юшкова и Л.Толстой переезжает в Казань к тетке. В эти годы мы видели Л. Толстого добрым, чутким, не терпящим насилия над собою. Таков он был в свои 11-14 лет.

     

    Слово учителя.

       Давайте поговорим о Льве Николаевиче в юности. Посмотрим внимательно на портрет, послушаем рассказ о его юности. (Слайд 9)

            Ученики  смотрят на портрет писателя и описывают его.

             

       Приблизительный ответ ученика.

           Чудесная пора – юность! У Толстого она совпала с поступлением в казанский университет на факультет восточных языков. Учился Лев Николаевич, как ни странно плохо. Он увлекался арабским и турецким языками, но больше всего читал по-французски. Много мечтал. Решил заниматься гимнастикой, чтобы сделаться первым силачом в мире, ходил без определенной цели по комнатам, разглядывал себя в зеркало, от которого отходил с чувством глубокого уныния, потому что находил, что его наружность не только не красива, но, по его мнению, неблагородна, невыразительна. Самые обыкновенные черты лица. Мужественного, как ему казалось, в нем было еще меньше, лицо как у простого мужика, большие руки и ноги, а это стыдно. Когда же в университете выдали форму, Толстой, одевшись в шинель с  бобрами, в белых перчатках и треуголке, со шпагой на левом бедре. Почувствовал себя взрослым. У него уже нет гувернеров, у него есть собственные лошади. Он ходил по комнате, смотрел во все зеркала, и ему казалось, что он выглядит отлично. А разве можно, чтобы только он себя видел таким, надо, чтобы все видели, какой он хороший. Вот лев Николаевич едет гулять. Заехал в кондитерскую, хотел притвориться, что его интересуют газеты, но на самом деле его привлекли сладкие пирожки. Сделав покупки, он вернулся домой, решил покурить. Ведь он взрослый. Запах табака был приятен, но во рту было горько, захватывало дыхание, но он крепился и все затягивался. Закружилась голова. Лев поднялся и упал. Послали за доктором. Так закончилась его попытка научиться курить. Он дал себе слово: больше не касаться сигарет, курение – глупости и напрасная трата денег.

             Толстому, внуку бывшего губернатора Казани, были широко открыты двери самых богатых и знатных домов. И Лев Николаевич увлекся балами, вечерами, светской жизнью. Показывался  всегда с напускной холодностью и презрительным выражением прищуренных глаз, но всегда немножко грустных. Он считал себя несчастливым, потому что на земле, по его мнению, нет счастья человеку с широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами. Тогда Толстой делил всех на – комильфо и не комильфо. К человеку-комильфо предъявлялись следующие требования: быть изысканно одетым, иметь светские манеры, отлично знать французский язык и презрительно смотреть на людей не-комильфо. Потом он понял, что это абсурдно. Конечно, и сердечные дела занимали юношу Толстого. В это время он был серьезно влюблен в Зинаиду, подругу своей сестры Маши. Она отвечала ему взаимностью. Их чувства были светлы, чисты, но навсегда остались невысказанными. Шло время. Духовные интересы Льва Толстого расширялись. Ему не нравился образ жизни аристократов. Впервые он стал осознавать себя барином, и ему было стыдно.

              Лев Николаевич разочаровался в выборе факультета и перешел на юридический.

              В его душе шла упорная напряженная работа. Он много читал, увлекался идеями французского просветителя Жан-Жака Руссо. Критическая работа ума приводит к разочарованию жизнью, занятиями в университете, и он в 1847г. Со второго курса уезжает в Ясную Поляну, чтобы осесть на земле.

    Слово учителя:

             Таков портрет девятнадцатилетнего юноши Л.Н. Толстого. Он еще не нашел себя, еще много у него впереди.

             Вы видите, что Лев Николаевич был всю жизнь искателем и непрерывно изменял решения, пытаясь найти себе настоящее место в жизни. Он всю жизнь занимался анализом и мир анализировал через себя. Ему хотелось быть всегда лучше, добрее.

              Весна 1847 г. В Ясную Поляну приехали все братья и сестра. Радостно встретились, вспоминали детство. С ними была их любимая тетенька Татьяна Александровна Ергольская. Но собрались они для того, чтобы произвести раздел наследства. Каждый получил по поместью, а младшему Льву досталась Ясная Поляна, он стал владельцем 330 крестьянских душ.

             Чем же занимался на пороге двадцатилетия Лев Николаевич Толстой? Каким он был? Каков его портрет в эти годы?  (Слад 10)

     

         Ученики пытаются описать гравюру.

          Обращение к гравюре В.В. Матэ.   На нас глядит молодой человек, широколобый, широконосый с серьёзным видом. Он будто во что-то всматривается. Да, он многое хочет познать, он ищет себя, мечется. Что мы знаем об этом периоде жизни Л.Толстого?                                                                         (рассказ учащегося об этом периоде жизни Льва Толстого).

    Приблизительный ответ ученика.

         Лев Николаевич увлекся философией. Он поставил перед собой задачи:

    1. Изучить курс юридических наук и сдать экзамены в университете.
    2. Изучить следующие языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский.
    3. Изучить сельское хозяйство.
    4. Изучить историю, географию, математику.
    5. Заняться музыкой, живописью.

    Учитель. Из этой программы выполнено многое. Это говорит о способностях молодого человека, о целеустремленности.

      Л. Толстой с братом ехали однажды из Ясной Поляны на тарантасе. Дорога была долгая и трудная. Ехали через Тулу в Москву, где сфотографировались с братом.

            Вот этот снимок. (Слайд 11)Сидит, опершись на палку, юноша, одетый в куртку. Он молод, усы еще не закрыли сильный рот, над голубыми глазами густые брови, широкий подбородок выбрит, густые волосы пострижены. Таким мы видим его в 23 года.

              Братья выбрали дорогу на Кавказ через Казань, ехали в тарантасе, потом на лодке по Волге. Толстой ехал на Кавказ 40 дней. Пробыл там 2 года и семь месяцев. Кавказ очаровал его причудливыми очертаниями гор, природой. Русские войска завоевывали Кавказ, уничтожая горские аулы, встречая отчаянное сопротивление, боровшихся под предводительством Шамиля местных жителей. Лев Николаевич принимал участие в набегах. Вел себя храбро. Однажды его чуть не убило: ядро попало под колеса той пушки, у которой он стоял, другой раз он чуть не попал в плен.

             Сюда он приехал добровольцем, но скоро получил звание юнкера. Но самое главное – здесь, на Кавказе, он занялся серьезно литературной деятельностью. Он заканчивает повесть «Детство» и отправляет её  Некрасову в «Современник», не подписавшись своей фамилией, а поставив заглавные «Г.Л.Н.», Некрасов в ответ ему написал: « И роман ваш, и талант ваш меня заинтересовали. И я советовал бы вам не прикрывать буквами, а начать печататься прямо со своей фамилии, если вы только не случайный гость в литературе». Это очень обрадовало Толстого, и вскоре вышел его рассказ «Набег»,  где он подписал свое имя.

              Так большой повестью «Детство» о мирной жизни и формировании характера Николеньки Иртеньева и рассказом «Набег», об истинных героях войны вошел Лев Толстой в русскую литературу и сразу обратил на себя внимание.

              Следовательно, этот период жизни Л.Н. Толстого очень важен. Лев Толстой  входит  в литературу и начинается долгий путь писателя. Спустя некоторое время Толстой расскажет о своей жизни на Кавказе, о любви к простой казачке, о желании остаться в казачьей станице в замечательной повести «Казаки».

                В январе 1854 г. Вернулся Л.Толстой в Ясную Поляну. Переступив порог дома, почувствовал радость от встречи с милыми сердцу местами и подумал: «Как могли мы, я и мой старый дом, быть долго друг без друга».

                Но вскоре ему пришлось поехать в действующую армию.

             

        Учитель показывает портрет Толстого 1854 года. ( Слайд 12)

         Ученики описывают его.  

    Вот таким был Лев Николаевич Толстой повзрослевшим. У него появились усики, небольшие бакенбарды. Он одет в форму артиллерии.

       О годах 1854-55 расскажет________________________

    Приблизительный ответ ученика.

                 К середине марта Толстой прибыл в Бухарест, где шла война с турками. Находясь здесь, он видел войну пока издали. Однако политические внешние события осложнялись. Англия в союзе с Турцией и Францией начала войну с Россией. Враги, хорошо вооруженные, напали на военный порт  в Севастополе. Толстой, охваченный патриотическим чувством,  едет в Севастополь. Он прибыл туда7 ноября 1854 года. То, что увидел, поразило его. Солдаты, моряки готовы были умереть, но не сдавать города. Лев Николаевич находился полтора месяца на 4-ом бастионе – это было опасное место обороны. Он дежурил на бастионе четверо суток, вел себя храбро. Его наградили медалью. Зимой, весной и летом 1855 года неоднократно многие замечали невысокого сухощавого офицера с глубоко впавшими, пронзительными, вглядывавшимися во все глазами. Он появлялся в самых опасных траншеях и бастионах. Это и был мало кому тогда известный молодой поручик и писатель, которому суждено было прославить себя и весь русский народ, - Л.Н. Толстой. Наблюдавшие за ним тогда люди недоумевали, как он умудрился уцелеть среди страшного побоища.

               Результатом его участия в военных действиях в Севастополе явились «Севастопольские рассказы».

    Слово учителя.

              В «Севастопольских рассказах» под гениальным пером Льва Николаевича Толстого воскресает героическая оборона Севастополя. Состоит произведение из трех рассказов: «Севастополь в декабре 1854г.», «Севастополь в мае 1855 г.», «Севастополь в августе 1855». В них впервые правдиво нарисованы картины войны. Особенно тяжелый последний рассказ. Послушайте отрывок (читает_________________ от слов «По всей линии севастопольских бастионов…» до конца. Читает под «Аппассионату» Бетховена.)

               Толстой осудил и себя, и окружающих его аристократов, и всю царскую Россию как недостойных подвига севастопольцев. Вот таким был Лев Толстой.

              О каждом периоде жизни писателя можно написать книгу. 1856 год. Каким был в это время Толстой? Он едет за границу, результатом поездки явился рассказ «Люцерн» о бесчеловечном отношении богатых людей к бедному певцу-тирольцу. В этом произведении впервые мы видим противоречивые взгляды автора. С одной стороны, он гневно указывает на порочность, уродливость буржуазной цивилизации, а с другой стороны призывает людей к смирению. О его учении, о «непротивлению злу насилием» мы будем говорить отдельно. Толстой, молодой и гордый, много видавший, повзрослевшим возвращается в 1857 г. домой в Ясную Поляну. По возвращении из-за границы он  открывает школу для крестьянских детей. Толстой писал статьи и учил детей, ему помогали студенты, которых он нанял. В то же время в 1861 г. Лев Николаевич работал в Крапиевском уезде в качестве мирового посредника. Защищая крестьян, он вызывал к себе ненависть соседей-помещиков.

        1856 г.. Толстому уже 34 года. Вот таким он был. (Слайд 13)

        Обращается внимание на фотографию, учащиеся описывают её.

    Учащийся рассказывает об этом периоде жизни.

                  На фотографии (Слайд 14) плотный молодой человек, элегантно одетый. Небольшая бородка и усы окаймляют его губы. Он сложил свои красивые руки на колени. Смотрит вдаль. В глазах задумчивость и доброта. В дневнике этого периода он писал: « Выбор давно сделан. Литература – искусство, педагогика и семья».

            Ему давно надо было жениться. Он влюбился как мальчишка. Его избранницей стала дочь дворцового врача Берса – Софья Андреевна. Последовало удивительное объяснение в любви. Л.Н. на зеленом сукне бильярдного стола писал начальные буквы, а Софья читала: « В.М. и п.с.с.ж.н.м.с.и н.с. –ваша молодость и потребность счастья слишком живо напоминают мне мою старость и невозможность счастья».

        (Слайд 15)  17 сентября была помолвка, а 24 сентября 1862 года – свадьба. Венчались они в Кремлевской церкви. Сразу после свадьбы подали шестерку лошадей, впрягли в новенькую карету, и молодые отправились в Ясную Поляну, где их встретили элегантный Сергей Николаевич, брат Толстого, и тетенька Татьяна Александровна. С тех пор Софья прожила в Ясной Поляне всю жизнь. Она охраняла труд Толстого.

           Софья Андреевна, став женой гения, сумела построить ему необыкновенную жизнь. Она внесла в усадьбу оживление и уют, а он серьезно занялся литературной деятельностью. Это был плодотворный период в его творческой жизни. Он начал писать роман «Война и мир», затем произведения «Анна Каренина», «Дьявол». (Слайд 16)

                Это были первые 9 лет из жизни, но семейная обстановка в доме толстых была сложная. Супруги часто ссорились, но быстро прощали друг другу – и все кончалось миром. Софья Андреевна была очень ревнивой и всегда переживала охлаждения мужа. Обязанностей у нее было много: все хозяйство, издательство произведений толстого, переписывание его рукописей, а к тому же воспитание детей, причем некоторые умерли. Особенно дорог был Льву Николаевичу Ванюша, который очень был похож на отца, но в 7 лет умер то скарлатины. Это был страшный удар и для Софьи Андреевны, и для Льва Николаевича.

            В живых было 8 человек. Софья Андреевна упрекала мужа, говоря, что он мало внимания уделяет детям, на что тот очень сердился. (Слайд 17)

           В 1881 году Толстой с семьей переехал в Москву. (Слайд 18)

     Учитель обращает внимание на фотографию Толстого того периода. Ученики описывают фотографию.

          Слово учителя.

           Он был крепок: тот же широкий лоб, те же небольшие умные глаза, но пышная борода уже поседела. Таков он, когда в Москве купили дом, так как надо было определять детей учиться. Прожито здесь с выездом в Ясную Поляну 18 горьких и трудовых лет. В последний раз посетил он этот дом за год до смерти. Жил он здесь долго, написал много произведений: « Смерть Ивана Ильича», «Власть тьмы», «Плоды просвещения», « Воскресение», «Хаджи Мурат» и др.

         (Слайд 19)      В 80-е годы он был могучим, желающим все изменить, знал мир хорошо, но неполно. Рядом с Толстым жила говорливая, энергичная, преданная мужу, довольная его успехами, но не разделяющая его взглядов жена. Она не принимала новых идей мужа ни в религии, ни в образе жизни.

          (Слайд 20)    Лев Николаевич тяготился жизнью барина. Наблюдательный человек, он с болью понял, что класс, к которому принадлежит, не способен построить разумное общество, в котором все были бы счастливы и равны. Вокруг он видел угнетения, беспросветную нищету, обман народа правящим классом. Писателя охватывало смятение: «Как жить? Что делать дальше?» Он приходит к разрыву с дворянским классом, отрицает государство, церковь, собственность. Вскрывая лицемерие и ужасы капиталистической системы, он выступает против революции. Путь преобразования общества и жизни он увидел в моральном изменении людей, путь к счастью – в нравственном самоусовершенствовании, в непротивлении злу насилием, во всепрощении. Это называлось толстовским учением, и не мало было  толстовцев, которые верили в это учение. Имя Толстого стало известно за пределами России. Яснополянская усадьба превратилась в культурный центр, куда со всех концов России приезжали люди. Толстой дружил с Репиным, Чайковским, Чеховым, Горьким. День его был загружен. Он вставал рано, совершал прогулки пешком, потом купался в реке, завтракал и работал. Иногда помогал крестьянам – пахал. Даже в 80 лет красиво ездил на лошади. Играл в теннис, бегал. Заразительно смеялся. (Слайды 21-24)

             Учитель обращается к фотографиям того времени. Ученики пытаются описать их, сделать вывод, каким стал Толстой.

              В голодные 90-е годы Толстой организовал помощь голодающим. (Слайд 25)

              Правительство было недовольно Толстым. За ним установилась слежка. Крестьяне, узнав об этом, стали охранять писателя. В это время он пишет роман «Воскресение», где обличает самодержавный строй, комедию суда, лицемерие церкви.

               Сложные отношения с духовенством и царем сложились у писателя. Послушайте отрывок из романа «Воскресение»

              (учитель читает отрывок из романа – Катюша на станции).

             Не может не волновать история жизни Катюши Масловой. Она полюбила Нехлюдова. Это чувство сохранилось надолго. Нехлюдов отвечал ей взаимностью, пока его не развратила барская мораль. Чистые отношения молодых людей, принадлежащих к разным классам, были неестественны в обществе, где царило социальное неравенство.

             В феврале 1891 года после выхода романа «Воскресение», служители церкви хотели отослать Льва Николаевича в Соловецкий монастырь, но авторитет писателя был так велик, что его только отлучили от церкви.

            Все это сказалось на здоровье Льва Николаевича. Он серьезно заболел и лечился в Крыму. Шло время. Выздоровев, Толстой вернулся в Ясную Поляну. Тяготился своей обеспеченной жизнью.

            В доме было неспокойно. Писатель старел. Он устал от того, что за ним постоянно следили. В доме узнали, что есть завещание, в котором Лев Николаевич хочет все, что написал, оставить в общее пользование. Вся семья восстала против этого завещания.

         Толстому уже 82 года. Каким же он был в это время? (Слайды 28-32)

         Обращение к фотографиям последних лет. Ученики описывают фотографии, пытаются определить, как изменился писатель.

             Толстой оставался вдохновенным тружеником, крепким человеком, несмотря на годы. Он не верил в скорую смерть. (Слайд 33)

             А в доме продолжалась борьба. И писатель решил уйти из дома. В ночь на 28 октября 1910 года в 5 часов утра с врачом Маковицким он покинул усадьбу. Уход Толстого из Ясной Поляны – это своеобразный протест против пошлости и мерзости современного общества. Он писал: «Кричу от боли», «Запутался, завяз, ненавижу себя и свою жизнь». Уйдя из дома, он надеялся еще пожить в естественной обстановке и продолжить борьбу. Однако простудился  в поезде (ведь была поздняя осень), ему стало плохо. Его сняли с поезда на станции Астапово. У Льва Николаевича обнаружили воспаление легких. Весть о болезни Толстого облетела всю страну. Внимание всех было приковано к маленькой станции, где даже поезда проходили тише, замедляя ход. Состояние Толстого становилось хуже, поднялась высокая температура, начался бред. Он громко звал любимую дочь Машу, умершую в 1906 году.

              Прибыли дети и Софья Андреевна.

           Учитель включает «Реквием» Моцарта и говорит под музыку.

           7 ноября  в 6 часов 5 минут остановилось сердце великого писателя.

           Долгий путь Толстого был окончен. Газеты всего мира печатали печальную весть. Тело Толстого от станции несли на руках до Ясной Поляны. Люди огромными потоками шли проститься с гениальным писателем и необыкновенным человеком. 11 ноября, в 14.30, гроб подняли сыновья и передали крестьянам. Никто из духовенства не отпевал Льва Толстого. Но когда появился гроб, многотысячная толпа опустилась на колени и запела.

         Толстого похоронили на том месте, где он в детстве играл в зеленую палочку. Вырос холмик, на котором нет креста, зимой этот холмик покрыт снегом, а весной и летом – ковром из цветов. (Слайд 34)

             Музыка выключается.

          Лев Николаевич Толстой умер. Но какой богатый и интересный мир подарил он нам в своих произведениях, читая которые мы можем убедиться в правдивости слов великого писателя: « Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать… и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». (Слайд 35)

              Запомните эти слова Толстого, читайте его книги, сделайте произведения бессмертного писателя своими друзьями, и вы многому научитесь.

    1. Итог урока.

    А теперь ответьте на вопрос: «Каким вы представляете Толстого-писателя и Толстого-человека?»

      Ученики отвечают, рассуждают.

    Слово учителя.

    Вы правильно определили характер и особенности Толстого как писателя и человека, и мы с вами смогли проследить, как в разные периоды жизни портреты помогают определить и раскрыть черты характера человека.

       - Скажите, пожалуйста, можно ли отделить Толстого-писателя от Толстого-человека?

       - Изменилось ли ваше представление о Толстом после сегодняшнего урока?

    4. Домашнее задание.

     Письменно ответьте на вопрос: «В чем, по-вашему мнению, величие Толстого как писателя и человека?»

    5. Выставление и комментирование отметок учащимся.

                                                               

                                            УРОК-ПОРТРЕТ

                Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого.

    Цель урока: раскрыть своеобразие характера Л.Н. Толстого как человека и писателя  в разные периоды жизни.

    План изложения нового материала:

    1.Ясная поляна – колыбель великого писателя.

    2.Изображение Л.Н. Толстого на портрете кисти И.Н. Крамского в 1873 году и И.Репина.

    3. Портреты Л.Н. Толстого в разные годы жизни.

    1. Л.Н. Толстой и военная служба.
    2. Деятельность писателя.
    3. Толстой и семья.
    4. Толстовское учение
    5. Последние годы жизни Л.Н. Толстого и смерть.

                                      Домашнее задание.

    Письменно ответьте на вопросы:

      1.В чем, по-вашему мнению, величие Толстого как писателя и человека?

    2. Расскажите об участии Толстого в Крымской войне и обороне Севастополя, как изменились взгляды писателя в период Крымской войны?

    3. Какие ценности Толстой считает незыблемой и вечной мерой измерения хорошего и дурного, отвергающей всякие претензии великой личности на неизмеримость её дел?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

    1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

    УРОК-ПОРТРЕТ В 10 КЛАССЕ по теме « Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого»

    Урок построен в виде альбома с фотографиями и сообщений к ним, что помогает раскрыть своеобразие характера Л.Н. Толстого как человека, писателя в разные периоды жизни; развить интерес к изучению...

    10 класс. Проверочная работа по теме «Очерк жизни и творчества Л. Н. Толстого»

    10 класс. Проверочная работа по теме «Очерк жизни и творчества Л. Н. Толстого» ( 2 варианта). Содержит задания уровня А и уровня В....

    10 класс. Проверочная работа по теме : «Очерк жизни и творчества М.Ю. Лермонтова » ( в 2-х вариантах)

    Предлагаемая тестовая работа включает 12 вопросов с выбором 1 из  вариантов ответа и охватывает основные темы, связанные с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова. В тест включены также вопросы по те...

    Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).

    Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....

    Презентация для учащихся 10 класса по теме "Очерк жизни и творчества А.Н.Островского"

    Данная презентация содержит краткий обзор жизни и творчества А.Н.Островского, новаторство драматурга...