РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
рабочая программа по литературе по теме

Болдырева Татьяна Викторовна

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ К УЧЕБНИКУ ЗИНИН, САХАРОВ, ЧАЛМАЕВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_urokov_literatury_v_11_klasse.doc301 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование уроков литературы в 11 классе.

Цель

Изучение литературы 20 века. Знакомство с литературой, которая  дает представление о судьбах родной литературы и культуры. Развитие навыков учащихся грамотного и свободного владения литературной речью. Показать остроту человеческих проблем в произведениях авторов.

ФГОС

И.А.Бунин, М.Горький, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев.

Требования к уровню подготовки.

- Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова.

-Осознать своеобразие и богатство литературы

-учащиеся должны знать: Содержание изученных произведений

-образную природу словесного искусства

-основные факты жизни и творчества писателей 20 века

-основные теоретико-литературные понятия

-учащиеся должны уметь  - Формировать свое отношение к прочитанному произведению


                                                 -характеризовать главных героев

                                                 -создавать устные и письменные сочинения

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы


Кодификатор













И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». М.Горький «На дне».

№ ур.

Дата план/    факт.

Раздел, тема урока.

Цели и задачи.

Круг чтения.

Теория литературы.

Внутрипред-метные связи

Межпредмет-    ные  связи.

Оборудование.

Способы   отслеживания  результатов.




1


Введение.

Сложность и самобытность русской литературы 20 столетия. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры.

Познакомить с основными темами и проблемами русской литературы 20 века.






Статьи учебника.

Историко-литературный процесс.

«Вечные темы» русской классики.

Отображение в литературе исторической эпохи.

Обзорная лекция



2


Русская литература начала 20 века.

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала 20 века.

Познакомить с модернистскими исканиями и реалистическими традициями начала 20 века.



Статьи учебника.

Реализм. Модернизм. Декаданс.

Взаимодейст-вие литературных направлений.

Литература и искусство нач.20 века.

Обзор с обобщением изученного материала.




3


Писатели-реалисты начала 20 века


Жизненный и творческий путь И.А.Бунина.













Познакомить с творческой судьбой И.А Бунина. Дать общую характеристику бунинской лирики.




«Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»




Лирическая проза, приемы словесной живописи.




Традиции Тургенева и Чехова в бунинской прозе. Л. Толстой о творчестве Бунина.





Лирический пейзаж в прозе Бунина и в живописи М.В.Нестерова.

Презентация.





Рефераты. Презентация.


4


Поэтика «остывших усадеб» в порозе И.А Бунина («Антоновские яблоки»).

Проанализировать рассказ в контексте пейзажной лирики Бунина.

«Антоновские яблоки».

Презентация.

Ответы на вопросы


5


Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Познакомить с историей создания, помочь учащимся понять главную мысль рассказа.


«Господин из Сан-Франциско».


Презентация.

Беседа по вопросам.


6


Р.Р Сочинение по творчеству И.А.Бунина.

Проверить знания и умения по теме.


Сочинение.


7


Судьба и творчество М.Горького.

Познакомить с творчеством писателя, развивать интерес к творчеству писателя.

Романтизированная проза. Полилог. Полифония.

Горький и традиции романтизма. И.Анненский о драматургии Горького.

Горький и МХАТ. Сценическая история драмы «На дне». Презентация.

Сообщения учащихся о творчестве Горького.


8


Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М.Горького.

Проанализировать рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»

«Макар Чудра». «Старуха Изергиль».

Презентация.

Беседа по вопросам. Пересказ эпизодов.


9



Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна».

Рассмотрение проблематики и системы образов пьесы с уяснением понятий «полилог» и «центробежная драматургия».


Пьеса «На дне».

Карточки с вопросами. Презентация.

Характеристика обитателей «дна». Ответы на вопросы.


10


Спор героев о правде и мечте в драме Горького.

Анализ конфликта пьесы в проблемном звучании его составляющих. Феномен образа Луки в пьесе.

Карточки с заданиями.

Беседа по вопросам. Чтение по ролям.


11


Нравственно-философские мотивы пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.


Анализ финала пьесы в контексте изученных ранее произведений.

Беседа по вопросам раздела учебника. Чтение по ролям.


12



Р.Р.Сочинение по творчеству М. Горького.


Проверить знания и умения учащихся.

Сочинение.



13-14



Художественный мир А.И.Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви.




Рассмотрение жизненного и творческого пути писателя, особенностей его поэтики. Выявление специфики типичного героя Куприна в процессе анализа «Гранатового

браслета».




«Гранатовый браслет»

Очерковая проза. Символика детали.

Толстовские мотивы в прозе Куприна. Мотив дуэли в русской классике.

Музыка Л.В.Бетховена в рассказе «Гранатовый браслет».

Презентация. Таблица.

Характеристика героев рассказа. Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



15




Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся».

Любовная драма героини, ее духовное превосходство над «образованным» рассказчиком.


Анализ повести с

 закреплением понятия о «купринском» герое. Сопоставление образа Олеси с героиней рассказа «Allez!».

Повесть «Олеся».










Презентация.

Характеристика главных героев повести.

Выборочное чтение по заданию.



16


«Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н.Андреева.

Нравственно-философская

проблематика рассказа «Иуда Искариот».


Выявление специфики прочтения Л.Андреевым евангельского сюжета. Закрепление понятия «вечные

 сюжеты».



Неореализм. Евангельский сюжет.


М.Горький и А.Блок о творчестве Л.Андреева. работа со статьей.


Л.Андреев и И.Е.Репин. Рисунки Л.Андреева.

Презентация о творчестве Андреева.

Работа с вопросами учебника. Выразительное чтение.



17


Р.Р Сочинение по творчеству А.И.Куприна и Л.Н.Андреева.

Проверить знания и умения учащихся.











Сочинение.

(домашнее)



                             



                                                               «Серебряный век» русской поэзии.



Цель

Сформировать знания учащихся о модернизме как одном из ведущих направлений в искусстве начала 20 века. Пробудить у учащихся желание обращаться к поэзии как средству идейно-нравственного и эстетического развития человека. Показать внутреннюю нестабильность модернизма и его эволюцию от символизма до акмеизма.

ФГОС


















Поэзия В.Брюсова, А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина, М.Цветаевой, О.Мандельштама, А.Ахматовой.
























 № ур.




Дата план/фак


Раздел, тема урока.


Цели и  задачи


Круг чтения


Теория литературы


Внутри-предмет-ные связи


Межпредметные связи.

Оборудова-ние.


Способы отслеживания результатов



18



«Серебряный век» русской поэзии.


Рассказать о художественных открытиях поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения.


Символизм. Акмеизм. Футуризм.

Поэзия русского модернизма и традиции 19 века.

Поэзия нач. 20 века в контексте русского «культурно-го ренессанса».




Сжатый пересказ статьи учебника.


19

Символизм и русские поэты-символисты.

Общая характеристика предсимволистского и символистского периодов в развитии русской поэзии с опорой на творчество Дм.Мережковского, З.Гиппиус, В.Соловьева. Работа над понятием «символ».


Образ-символ. Программная лирика.

Старшие и младшие символис-ты.

Символизм в поэзии, музыке, живописи.

Сжатый пересказ статьи учебника. Ответы на вопросы.



20









В.Я.Брюсов- «идеолог» русского символизма.

Рассмотреть основные этапы творческого пути и особенности поэтики В.Брюсова.





Стихотворение «Юному поэту», «Грядущие гунны».

Звукообраз. Музыкаль-ность стиха.

Античный миф в символистской поэзии.

Музыкаль-ные образы в лирике К.Бальмонта. Презентация.

Самостоятель-ный анализ стихотворения.


21


«Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д.Бальмонта.


Познакомить с основными этапами творческого пути и особенностями поэтики К.Бальмонта.

Стихотворение «Сонеты солнца».

Презентация.

Статья учебника.

Анализ стихотворения.

Выразительное чтение.



22


Поэзия И.Ф.Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом.

Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф.Анненского.

Познакомить с основными этапами творческого пути и особенностями поэтики И.Анненского.

Стихотворения: «Стальная цикада», «Старая шарманка».

Презентация.

 

 Анализ стихотворения. 

Выразительное чтение.



23


Р.Р Письменный анализ стихотворения В.Брюсова, К.Бальмонта, И.Анненского (по выбору).

Проверить знания и умения учащихся.



Письменный     анализ стихотворения.



24


Жизненные и творческие искания А.Блока.

Познакомить с творчеством поэта, показать своеобразие лирики.

Лирический цикл. Реминисцен-  ция.

Блок и А.Белый. Влияние В.Соловьева на поэтику Блока.

Лирика Блока и живопись М.Врубеля. Иллюстра-ции Ю.Анненко-ва к поэме «Двенадцать




Реферат. Анализ стихотворения.



25


Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара.


Обзор «городской» лирики Блока с детальным анализом стихотворений.

«Незнаком-ка», «На железной дороге».

Лирический цикл. Реминисцен-  ция.

Блок и А.Белый. Влияние В.Соловьева на поэтику Блока.

Литература и искусство.

Презентация.

Анализ стихотворений.

Чтение наизусть.


26


Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».

Выявить специфику блоковской трактовки темы Россия.

Цикл стихов о родине.

Лирический цикл. Реминисцен-  ция.

Литература и искусство.

Анализ стихотворений. Чтение наизусть.



27


 Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме А.Блока  «Двенадцать».


Восприятие поэтом революционных событий.

Поэма «Двенад-цать».

Блок и А.Белый. Влияние В.Соловьева на поэтику Блока.

Литература и история. Презентация.

Беседа по вопросам. Выразительное чтение поэмы.


28


Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы.

Споры по поводу финала «Двенадцати».

Дискуссионное обсуждение финала «Двенадцати» с привлечением различных его трактовок.

Поэма «Двенад-цать».

Литература и история. Презентация.

Работа с учебником. Выразительное чтение поэмы.


29

Р.Р Сочинение по творчеству А.А.Блока.

Проверить знания и умения учащихся.

Сочинение.


30

Преодолевшие символизм.

Общая характеристика акмеизма, футуризма, новокрестьянской поэзии с опрой на творчество Н.Гумилева, С.Городецкого, И.Северянина и др.



творчество Н.Гумилева С.Городецкого, И.Северянина и др.

Акмеизм. Футуризм. Новокрестьянская поэзия.

Индивидуальное творчест-во и «цеховыеотноше-ния между поэтами.

Поэзия и живопись кубофутуристов.

Работа с учебником.



                         



31



Герой-маска в ранней поэзии Н.С.Гумилева.

«Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма.

Очерк жизни и творчества Н.Гумилева с рассмотрением особенностей художественного кредо поэта.



Неоромантизм в поэзии.

Н.Гумилев и А.Блок о сущности поэзии. Герой-маска.

Лирика Гумилева и Живопись П.Гогена.

Презентация.

Реферат. Выразительное чтение. Пересказ статьи.


32


Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С.Гумилева.

Анализ стихотворений с отработкой понятий «лирический герой-маска», «неоромантизм», «экзотизм».


«Жираф», «Кенгуру» и др.

Неоромантизм в поэзии.

Н.Гумилев и А.Блок о сущности поэзии. Герой-маска.

Лирика Гумилева и Живопись П.Гогена. Презентация.

Анализ стихотворений.


33



Жизненный и творческий путь А.А.Ахматовой.



Очерк жизни и творчества А.Ахматовой в контексте «серебряного века» и постреволюционного времени.







Лирическая исповедаль-ность.

А.Ахматова и Н.Гуми-лев  Стихи Ахмато-вой о Пушкине.

Образ А.Ахматовой в живописи. «Реквием» Ахматовой и Requiem Моцарта.

Реферат. Работа со статьей учебника. Конспект.


34


Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А.Ахматовой.


Анализ стихотворений из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая» с включением самостоятельного анализа стихотворения.


«Я научилась просто, мудро жить…».

Лирическая исповедаль-ность.

А.Ахматова и Н.Гуми-лев  Стихи Ахмато-вой о Пушкине.

Анализ стихотворения.

Выразительное чтение, чтение наизусть.



35


Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема».

Единство «личной» темы и образа страдающего народа.

Целостный анализ текста с рассмотрением евангельских мотивов и литературных реминисценций. Обращение к музыкальному воплощению жанра.

Поэма «Реквием».

Трагическая мощь.







Презентация. Карточки с заданием.

Беседа по вопросам. Выразительное чтение поэмы.

















 

Р.Р  Сочинение по творчеству А.Ахматовой.

Проверить знания и умения учащихся.


Сочинение.

(домашнее)



36


Судьба и стихи М. Цветаевой.

Уникальность поэтического голоса М.Цветаевой, ее поэтического темперамента.



Очерк жизни и творчества М.Цветаевой с опорой на историко- биографические связи.

Лирический пафос. Дискретность стиха.

Пушкинс-кая тема в творчествМ.Цветаевой.

Поэзия и музыка в творческой судьбе Цветаевой. Презентация

Реферат. Анализ стихов.



37


Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет.






Анализ стихотворений в контексте биографии поэта. Архетипический образ Дома в русской классической литературе.

Стихотворения: «Молитва» «Тоска по родине! Давно…» и др.

Пушкинс-кая тема в творчествМ.Цветаевой.

Поэзия и музыка в творческой судьбе Цветаевой. Презентация

Анализ стихотворений. Чтение наизусть.


38


Р.Р Письменная работа по творчеству М.Цветаевой.

Проверить знания и умения учащихся по теме.



Письменная работа.



39



«Короли смеха из журнала «Сатирикон».


Темы и мотивы сатирической новеллистики А.Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода.






Общая характеристика творчества А.Аверченко, Н.Тэффи, Саши Черного, Дон-Аминадо с закреплением понятий «карнавальный смех», «ирония», «пародия» и др.






Сарказм. Ирония. Политическая сатира.






Традиции русской сатиры в новеллисти-ке А.Аверчен-ко

Презентация




Тема современ-ного искусства в рассказах Аверченко.






Работа с учебником.



40



Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов.


Литературные направления и группировки в 20-е годы.


Познакомить с литературными направлениями и группировками, возникшими  после Октября 1917







Эмигрантская литература. Жанр антиутопии




Образ «нового мира» в творчест-ве писателей разных направле-ний.






Историчес-кий  процесс и его художественное осмысление в 20-е годы.







Работа с материалом учебника.


41


Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы».

Обзорное рассмотрение проблематики романа с обобщением темы социальной утопии в русской и мировой классике.

Роман «Мы».

Эмигрантская литература. Жанр антиутопии






Презентация

Беседа по вопросам. Пересказ эпизодов.



42


Творческая биография В.В.Маяковского.

Историко- биографический очерк с привлечением фрагментов автобиографии.

Декламаци-онный стих. Неологизм.

Библейские мотивы в лирике Маяковского

Литературные пародии на стихи поэта.

Маяковский и художники-кубисты. Маяковский и театр. Презентация

Реферат. Работа со статьей.



43


Тема поэта и поэзии в ранней лирике В.Маяковского.

Анализ стихотворений с позиций общности лирического героя и тематики.

Стихотворения: «Нате!», «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно» и др.

Декламаци-онный стих. Неологизм.








Презентация

Анализ стихотворений. Чтение наизусть.


44


Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта.

Анализ стихотворений с включением доклада о революционных поэмах Маяковского.

Стихотворения: «Левый марш», «Ода революции и др.






Карточки с заданием.

Анализ стихотворений. Доклад.


45

Отражение  «гримас» нового быта в сатирических произведениях В. Маяковского.




Анализ стихотворений, обзорная характеристика пьес «Клоп» и «Баня».

Стихотворения: «О дряни», «Прозаседавшиеся». Пьесы: «Клоп» и «Баня»






Презентация



Самостоятельный доклад учащихся.



46


«Как живой с живыми…» (Маяковский о назначении поэта).

Обобщение ранее изученного, анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» и вступления к поэме «Во весь голос». Обсуждение проблемы «Маяковский сегодня».

Стихотворение «Разговор с фининспектором», поэма «Во весь голос»(вступление).








Таблица.

Беседа по вопросам. Выразительное чтение.


47

 Р.Р.  Сочинение по творчеству В.Маяковского.


Проверить знания и умения по теме.


Сочинение.



48



Сергей Есенин: поэзия и судьба.



Очерк жизни и творчества Есенина с опорой на материал автобиографий, воспоминания современников и стихотворения разных лет.



Имажинизм Лироэпичес-кая поэма.

Творчес-кая полемика С.Есени-на и В. Маяковского.

Поэзия С.Есенина в музыке Презентация

Реферат. Выступления учащихся.



49


Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина.








Анализ стихотворений сборника «Радуница» и др. Знакомство с понятиями «образ-мифологема», «святоотеческая литература».







Сборники стихотворений.

Поэзия С.Есенина в музыке Презентация

Анализ стихотворений из сборников. Чтение наизусть.



50


Тема революции в поэзии Есенина.

Обзор «революционной» лирики Есенина с привлечением свидетельств современников о творческой полемике Есенина и Маяковского.




«Инония», «Небес-ный барабан-щик» и др.

Презентация по теме.

Докдад учащихся.



51


Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А.Есенина.


Анализ стихотворений в рамках тем «Город и деревня в лирике Есенина», «Образ женщины в есенинской поэзии», «Вечные темы» в есенинской лирике».






«В том краю, где желтая крапива…» «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» «Не жалею, не зову, не плачу…» и др.

Карточки с заданием.

Анализ стихотворений. Чтение наизусть.



52


Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика.







Проблематика и образы поэмы в единстве ее лирического и эпического звучания. Обобщение основных мотивов есенинской поэзии на материале поэмы «Анна Снегина».


Поэма «Анна Снегина».

Карточки с заданием.

Беседа по вопросам.






                                                                     Литературный процесс 30- нач. 40-х годов.

                       Цель.

Познакомить с творчеством  писателей 30- нач. 40-х годов, с творческим  стилем писателей, с тематикой  произведений, ее своеобразием.

                       ФГОС

Творчество М.А.Шолохова, А.Н.Толстого, М.А.Булгакова, Б.Л.Пастернака, А.П.Платонова, В.В.Набокова.

        Обязательные требования к уровню                                                                              


          подготовки.










Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова.

-Осознать своеобразие и богатство литературы.

-учащиеся должны знать: Содержание изученных произведений.

-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных

направлений.

-учащиеся должны уметь: Формировать свое  отношение к прочитанному произведению.

-обосновывать свою точку зрения

-анализировать эпизод

-соотносить произведение с литературным направлением эпохи

-размышлять над нравственными  проблемами

-характеризовать главных героев

-создавать устные и письменные сочинения.

-выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы


              Кодификатор










М.А.Шолохов. Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение), М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».Б.Л.Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет»












53


Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Произведения отечественной прозы 30-х годов.

Обзор творчества Н.Островского, М.Шолохова, И.Бунина и др. с выборочным рассмотрением одного из произведений.

Песенно-лирическая ситуация. «Парижская нота» русской поэзии.

Образ «идеального» героя в литературе разных эпох.

Песни на стихи М.Исаковского, М.Светлова, А.Жарова и др.

Работа со статьей.


54


Лирика 30-х годов.

Истоки поэтического творчества О.Э.Мандельштама. Близость к акмеизму.

Общая характеристика О.Э.Мандельштама.

Стихотворе-ния: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «Эпиграмма» и др.

Презентация

Анализ стихотворений



55



Историческая проза А.Н.Толстого.


«Петровская» тема в творчестве А.Н. Толстого.





Краткий историко-биографический очерк с обобщением «петровской» темы в предшествующей литературной традиции.




Историко-биографическая проза.





«Петровская» тема в русской классике.


Презентация



Исторические источники романа «Петр Первый».






Выступления учащихся



56

Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.



Анализ избранных глав романа с привлечением самостоятельного анализа рассказа «День Петра».

Роман «Петр Первый».

Беседа по вопросам


57


Жизненный и творческий путь М.А.Шолохова.

Историко-биографический очерк с обобщением ранее рассмотренного материала по творчеству писателя.

Роман-эпопея. Хронотоп.

Традиции толстовского эпоса в романе «Тихий Дон».

Исторические источники «Тихого Дона». Киноверсии романа.

Реферат.


58


Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон».

Анализ глав первого тома романа с закреплением понятий «эпос» и «эпическое время и пространство».

Роман «Тихий Дон».

Фильм.

Работа с произведением


59


Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии.

Рассмотрение военных эпизодов романа с обобщением ранее изученных произведений о гражданской войне (А.Фадеев, И.Бабель).

Традиции толстовского эпоса в романе «Тихий Дон».

Фильм.

Беседа по вопросам


60-61


Идея Дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон».

Анализ глав романа с ответом на вопросы учебника. Обобщение ранее изученного («мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»).

Фильм.

Пересказ эпизодов.



62


Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства.

Рассмотрение динамики развития центрального образа романа с закреплением понятия «герой эпоса» и включением индивидуального сообщения о прототипах Григория Мелехова.

Презентация

Характеристика главного героя романа


63-64


Р.Р. Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».






Проверить знания учащихся.









Сочине-ние



65


Судьба и книги М.А.Булгакова.

Очерк жизни и творчества М.Булгакова с опорой на автобиографичность прозы писателя.

Карнавальный смех.  Сатирическая «дьяволиада

Евангельские мотивы в прозе М.Булгакова.

М.Булгаков и театр. Сценические и киноинтерпретации произведе-ний Булгакова.

Выступления учащихся



66


Трагизм «смутного» времени в романе «Белая гвардия».







Анализ романа с обобщением ранее изученных произведений о гражданской войне.

Роман «Белая гвардия».

Презентация

Пересказ эпизодов.



67


Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита».















Анализ глав о Понтии Пилате с привлечением евангельского контекста (сравнительный анализ с выявлением специфики булгаковского сюжета).

Роман «Мастер и Маргарита»

Фильм.

Беседа по вопросам.

Задания по карточ-кам.



68


Сатирическая «дьяволиада» М.А.Булгакова в романе.

Анализ романа с отработкой понятий «карнавальный смех», «буффонада». Опора на традиции мировой литературы в решении «мефистофельской» темы (И.В.Гете, Э.Т.А.Гофман, Н.В.Гоголь).

Пересказ эпизодов.


69



Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты».


Анализ линий мастера и Маргариты в романе. Дискуссионные обсуждения «трудных мест» романа.


Дискуссионное обсуждение


Р.Р.  Сочинение по творчеству М.А.Булгакова.

Проверить знания учащихся по теме.

Сочине-ние. (домаш.)



70



Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака.


Историко-биографический очерк, включающий «футуристический» период творчества Б. Пастернака, его взаимоотношения с В. Маяковским, документы и свидетельства «нобелевской травли» поэта.


Метафоричес-кий ряд. Лирико-религиозная проза.


Евангельские и шекспиров-ские темы в поэзии Б.Пастернака. Б.Пастернак и В.Маяковский.


Рисунки Б.Л.Пастернака. Музыкаль-ные образы Ф.Шопена в лирике поэта.


Подготовленные выступления учащихся.


71


Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Пастернака.


Анализ стихотворений с привлечением схемы самостоятельного анализа текста учебника.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Снег идет», «Плачущий сад».

Презентация

Анализ стихотворений.



72


Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л.Пастернака.

Рассмотрение любовной темы, темы жизни и смерти, стихов о  назначении художника, проблемы гамлетовского противостояния писателя и эпохи в творчестве Б.Пастернака

Таблица.

Беседа по вопросам учебника.

73

Р.Р. Письменная работа по творчеству Б.Л.Пастернака.

Письменный анализ стихотворения или ответ на проблемный вопрос.

.

Письменная работа.


74


Оригинальность, самобытность художественного мира  А.П.Платонова.

Очерк жизни и творчества писателя с включением самостоятельного анализа рассказа «Июльская гроза».









Рассказ «Июльская гроза».

Литературная антиутопия. «Ключевая» лексика.

Жанр антиутопии в художествен-ной литературе.

Проза А.Платонова и живопись П.Филонова.

Выступления учащихся


75


Тип платоновского героя-мечтателя, романтика, правдоискателя в повести «Котлован».

Характеристика образа Вощева и его места в сюжете и проблематике повести. Соотнесение «думающего» пролетария Платонова с «воюющим» и «строящим» пролетарием Н.Островского и В.Маяковского.

Повесть «Котлован»

Характе-ристика образа Вощева.


76


Жизнь и творчество В.В.Набокова.

Историко-биографический очерк с включением самостоятельного анализа рассказа «Облако, озеро, башня».

Рассказ «Облако, озеро, башня».

Элитарная проза. Литературное двуязычие.

В.Набоков и И.Бунин. Пушкинские реминисцен-ции в романе «Машенька».

В. Набоков о художественном значении русского языка.

Реферат.



77







78










Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки».





Литература периода Великой Отечественной войны.


Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей.

Анализ образной системы «Машеньки» с возможным сопоставлением романа с «ностальгической» прозой А.Аверченко.




Обзорное рассмотрение лирики А.Ахматовой, А.Суркова, К.Симонова, М.Исаковского, В.Лебедева-Кумача, А.Фатьянова с опорой на музыкальные интерпретации ряда произведений. Работа над вопросами учебника.

Роман «Машень-ка».














Военная публицистика. Документаль-ная проза.











«Скозные» темы прозы и поэзии военных лет.


Презентация









Песенная поэзия М.Исаковского, А.Суркова, А. Фатьянова и др.

Беседа по вопросам учебника.








Анализ лирических произведений военных лет.


79


Проза и публицистика военных лет.


Обзорное рассмотрение публицистики и прозаических произведений И.Эренбурга, А.Толстого, Л.Леонова, М.Шолохова, А.Фадеева и др.



«Судьба человека», «Молодая гвардия» и др.

                         

Беседа по вопросам.


80


Жизненный и творческий путь А.Т.Твардовского.

Историко-биографический очерк с опорой на лирику разных лет с обобщением ранее изученного(поэма «Василий Теркин»).


Лирический эпос. Тема исторической  памяти.

И.А.Бунин о поэме «Василий Теркин». Некрасовские традиции в лирике Твардовского

А.Твардовский и судьба «Нового мира» (документы и свидетель-ства).

Реферат. Работа со статьей учебника. Выборочное чтение.



81


Доверительность и теплота лирической интонации А.Твардовского. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет.

Тема крестьянского быта, «жестокой памяти» войны, нравственно-философская тематика поздней лирики Твардовского (с опорой на материал учебника и вопросы к разделу). Самостоятельный анализ стихотворения «О сущем».


Стихотворения: «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Я знаю, никакой моей вины…» и др.















Лирический эпос. Тема исторической  памяти.

И.А.Бунин о поэме «Василий Теркин». Некрасовские традиции в лирике Твардовского

А.Твардовский и судьба «Нового мира» (документы и свидетель-ства).

Самостоятельный анализ стихотворения. Выразительное чтение.



82


Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике Н.А.Заболоцкого.










Анализ стихотворений в контексте творческого пути художника.









Стихотворения: «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Лебедь в зоопарке», « Я воспитан природой суровой…».



Натурфилософская лирика.

Влияние Ф.Тютчева и А.Блока на лирику Н.Заболоцко-го.

Лирика Н.Заболоцкого и живопись П.Филонова, М.Шагала, П.Пикассо.


Выступления учащихся. Чтение наизусть. Выразитель-ное чтение.



83



Литературный процесс 50-80-х гг.


Общая характеристика литературы послевоенных лет, периода «оттепели» и «застойных» десятилетий с опорой на структуру раздела учебника.

характеристика литературы послевоенных лет, периода «оттепели».


Эстрадная поэзия. «Тихая» лирика. «окопный реализм» писателей-фронтовиков «Деревенская» и «городская» проза. Авторская песня.










Феномен «оттепели» в литературе разных эпох.


Отражение периодов «оттепели» и «застоя» в литературе и искусстве.


Выступления учащихся. Работа со статьей учебника. Пересказ.



84



Герои и проблематика «военной прозы».

Обзорное рассмотрение одного из произведений Ю.Бондарева, Б.Васильева, В.Астафьева (по выбору).



Военная проза.

Эстрадная поэзия. «Тихая» лирика. «окопный реализм» писателей-фронтовиков «Деревенская» и «городская» проза. Авторская песня.

Феномен «оттепели» в литературе разных эпох.


Анализ одного из произведений

Выразительное чтение.



85



Поэтическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика.





Обзорное рассмотрение лирики.

Е.Евтушенко. А. Вознесенский.



Анализ стихотворения. Выразительное чтение. Чтение наизусть.













        Литературный процесс 50-80-х гг.



Цель

Формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей

-продолжить работу по развитию художественно-творческих способностей, воссоздающего воображения, образного мышления, эстетического чувства, необходимых человеку во всех сферах производственной и общественной жизни.


ФГОС

Творчество В.М.Шукшина, А.И.Солженицына, В.Распутина, Е. Евтушенко, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, Н.Рубцова, В.П.Астафьева, И.Бродского, В.Ерофеева, Т.Толстой, Ф.Абрамова.


Требования к уровню подготовки выпускников.

Учащиеся должны знать

-характерные особенности литературы 50-80 годов и последних десятилетий

-тексты художественных произведений

-основные этапы жизненного и творческого пути изученных писателей


Учащиеся должны уметь

-применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученных произведений

-составлять план

-анализировать художественные произведения

-применять изобразительно-выразительные средства языка

-оценивать изученное произведение как художественное единство

-характеризовать следующие компоненты:

-проблематика и идейный смысл

-группировка героев относительно конфликта

-пользоваться различными типами справочной литературы.

Кодификатор

А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор». В.М.Шукшин. В.П.Астафьев. В.Г.Распутин. Е.А.Евтушенко. А.А.Вознесенский. И.А.Бродский. Б.А.Ахмадулина. Ю.П.Кузнецов. Н.М.Рубцов.

Ф.А.Абрамов. А.В.Вампилов.






 

                   


86

«Деревенская проза» 50-80-х годов.

Обзорное рассмотрение произведений.

Ф.Абрамов, Ю.Казакова, В.Белов.

Анализ произведений.

Беседа по содержанию произведений.


87

Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов.

Обзорное рассмотрение произведений.

А.Вампилов, В.Шаламов, В.Крупинин.

Беседа по содержанию произведений. Выборочное чтение.


88


Колоритность и яркость творчества В.Шукшина.

Общая характеристика творчества В.Шукшина с привлечением киноработ писателя.

Герой-«чудик». Языковая пародийность.

В.Шукшин и писатели «деревенщики»

Кинодраматургия В.Шукшина.

Реферат. Презентация. Пересказ статьи.


89-90


Тип героя-«чудика» в новеллистике В.Шукшина.

Анализ рассказов с выявлением особенностей шукшинского героя.

«Чудик», «Миль пардон, мадам», «Одни».

Герой-«чудик». Языковая пародийность.

В.Шукшин и писатели «деревенщики»

Кинодраматургия В.Шукшина.

Анализ рассказов.


91

Р.Р. Письменная работа по творчеству В.М.Шукшина.

Проверить знания и умения учащихся по теме.

Ответ на вопрос.

Письменная работа.



92




Одухотворенная красота природы в лирике Н.М.Рубцова.

Натурфилософия В.Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние.



Анализ стихотворений в контексте творческого пути поэта.


Общая характеристика творчества писателя и анализ произведений.



Стихотворения: «Русский огонек», «В горнице», « Душа хранит» и др.

Повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка».



«Тихая» лирика, напевный стих.

Натурфилософская проза, цикл новелл.



Есенинские традиции в лирике Н.Рубцова.

«Царь-рыба» Астафьева и «Старик и море» Хемингуэя.



Песни и романсы А.Морозова, А.Лобзова и др. на стихи Н.Рубцова.

Рассказ «Людочка» и к/ф С.Говорухина «Ворошиловский стрелок».



Анализ стихотворений. Чтение наизусть.

Беседа по вопросам. Пересказ. Чтение эпизодов.



93-94


Эпическое и драматическое начала прозы В.Г.Распутина. Дом и семья как составляющие национального космоса.

Общая характеристика творчества писателя и анализ произведений.

Повести: «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», рассказ «Не могу-у…».

«Деревенская проза», трагическое пространство.

«Преступление и наказание» Достоевского и «Дочь Ивана, мать Ивана» Распутина.

Экранизация произведений В.Г.Распутина.

Беседа по вопросам. Анализ произведений. Выборочное чтение эпизодов.



95



Этапы творческого пути А.И.Солженицына.

Историко-биографический очерк с включением самостоятельно-го анализа произведения «малой» прозы Солженицына.


Презентация.

Тип героя-праведника. Речевая почвенность.

Тема народного праведничества в произведениях русской классики.

Нравственно-философская позиция Солженицына-историка.

Работа с учебником. Чтение статей. Беседа.



96


Тема народного праведничества в рассказе «Матренин двор».

Анализ рассказа с отработкой понятий «тип героя-праведника», «речевая почвенность». Выявление традиций изображения народного характера в образе Матрены.

Рассказ «Матренин двор».

Тип героя-праведника. Речевая почвенность.

Тема народного праведничества в произведениях русской классики.

Нравственно-философская позиция Солженицына-историка. Презентация.

Характеристика главной героини рассказа. Чтение эпизодов. Пересказ.



97


Р.Р. Письменная работа по творчеству А.И.Солженицына.

Проверить знания и умения учащихся по теме.

Письменная работа. Ответ на вопрос.







98


Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов.



Новейшая русская проза и поэзия последних десятилетий.





Общая характеристика основных тенденций современного литературного процесса.





Литература постмодерниз-ма. Стиль «фэнтези». Ироническая поэзия. Эссеизм.



«Реминицентность», «интертекстуа-льность» современной поэзии и прозы. «Вечные» темы в прозе с реалистической доминантой.





Современная литература в контексте «массовой культуры».





Работа с учебником. Конспект статьи. Беседа.


99

Своеобразие современной реалистической прозы.

Обзорное рассмотрение произведений.

В.Астафьев, В.Распутин, Б.Екимов, Ю.Поляков и др.

Беседа по вопросам. Чтение эпизодов. Пересказ.


100


Поэзия и проза с модернистской доминантой. Урок-семинар.

Рассказать о  многообразие течений и школ «новейшей» словесности.

В.Ерофеев, В.Пелевин, Т.Толстой, Дм. Пирогова и др.

Семинарское занятие.

Беседа по вопросам.


101


Поэзия и судьба И.Бродского.

Очерк жизни и творчества И.Бродского с анализом стихотворений.

Стихотворения: «Письмо римскому другу», «Большая элегия Джону Донну», «На смерть Жукова» и др.

Презентация.

Анализ стихотворений. Выразительное чтение. Чтение наизусть.


102


Современная литературная ситуация: реальность и перспективы(урок-обобщение).

Повторить пройденный материал за весь курс.

Лекция. Итоги.

Работа со статьей. Обобщение.




                                     

Структура курса литературы для 11 класса.

102 часа в год, 3 часа в неделю.

            Модуль (раздел)                                                                                Примерное количество часов.

 

  1.    Введение.
  2. Русская литература начала 20 века.                                              
  3. Писатели- реалисты начала 20 века.
  4. «Серебряный век» русской поэзии.
  5. Символизм и русские поэты-символисты.
  6. Преодолевшие символизм.
  7. «Короли смеха из журнала «Сатирикон».
  8. Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов.
  9. Литературный процесс 30-х-начала 40-х годов
  10. Литература периода Великой Отечественной войны.
  11. Литературный процесс 50-80-х гг.
  12. Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов.        

         

                                             

                           Информационно-методическое  обеспечение.

        

                                 

                    Авторы                           Название                                            Издательство

          В.А. Чалмаев ,                              «Литература 11 класс»                             М.: «Русское слово» 2009                      

           С.А.Зинин                                                             ( 1,2 части)                                                                      

      И.В.Золотарева,                    Поурочные разработки по литературе

      Т.И.Михайлова                       2 части                                                              М.: «Вако» 2007

        

       С.А.Зинин                              Поурочное планирование 11 класс                    М.: «Русское слово» 2005

      Г.С.Меркин,                                Программа по литературе 5-11 класс                М.: «Русское слово» 2009

       С.А.Зинин,

      В.А.Чалмаев.

        

                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА.

   

      Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с образовательным стандартом основного общего                                                                                                                                                                                                                                                                                                 на   образования на основе «Программы  литературного образования                                          

           5-11 классы» под редакцией В.А.Чалмаева, С.А.Зинина (М. «Русское слово», 2009 г.), рассчитана  на 102 часов ( 3 часа в                                  

       неделю).

                          Программа призвана обеспечить  реализацию следующих целей :

                  1.Приобщение учащихся к богатствам  отечественной и мировой художественной литературы;

2. Развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных  в ней                                     явлений жизни;

                 3. Воспитание речевой  культуры учащихся.

             Их можно  реализовать с помощью следующих задач:

  1. Формирование у учащихся  представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
  2. Осознание учениками своеобразия и богатства литературы как искусства;
  3. Освоение  учащимися теоретических  понятий, которые  способствуют более глубокому постижению конкретных произведений.

Курс построен на историко-литературной основе и следует хронологии литературного процесса 20-го столетия как сложного и противоречивого единства, вобравшего в себя множество имен и направлений.

Структура курса отражает соотношение различных пластов литературы данного периода (реализм и модернизм, «эмигрантская» и «советская» литература), давая учащимся возможность наиболее полно представить феномен русского художественного слова.

В содержательном отношении предлагаемый курс имеет целью рассмотрение всех основных потоков русской литературы 20 века как высокого патриотического и гуманистического единства, в основе которого лежит любовь к России и человеку.

                                                                       

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ         ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку составлена  согласно программе по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, допущенной Департаментом образовательных стандартов общего образования Российской Федерации Министерства образования РФ по русскому языку для 7 класса общеобразовательных  учреждений(М.,Дрофа,2008 г.).

По программе на русский язык в 7 классе отводится 170 часов, но согласно БУП школы на 2008-2009 учебный год на русский язык  в 7 классе отведено 4 часа в неделю (140 часов).

Мною распределены часы следующим образом:

О языке-    1час                                                                 О языке- 1час

Речь-         36 часов                                                            Речь-      36 часов

Закрепление и углуб-                                               Закрепление и углубление

ление изученного в                                                    изученного в 6 классе       -  30 часов

6 классе                 - 25 часов  

  Наречие               - 25 часов                                         Наречие                       - 24 часа

Самостоятельные и                                                 Самостоятельные и

служебные части                                                 служебные части

    речи                          1 час                                       речи                               - 1 час

  Предлог                       - 10 часов                            Предлог                            -5 часов

Союз                                -12 часов                               Союз                                -8 часов

Частица                          -22 часа                                 Частица                             - 15 часов

Междометия                  4 часа                                   Междометия                      -5 часов

 Трудные случаи разграниче-                                               Повторение                      -15час

        ния языковых явлений   -10 часов                                  Итог                                  1 час

         Резервные часы     19 часов                                        Итого 140 часов.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

    Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

- формирование у учащихся научно- лингвистического мировоззрения

- вооружение их основами знаний о родном языке ( его устройстве и функционировании)

- развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

     Коммуникативная  компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков(в пределах программных требований)

- овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в  устной и письменной форме.

 В  результате обучения  русскому  языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах применения.

   Лингвистическая компетенция- это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные  сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

  Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются:

- воспитание учащихся средствами данного предмета

     - развитие логического мышления школьников

     - обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку

     - формирование общеучебных   умений -  работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.

                   ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ    ОБЕСПЕЧЕНИЕ  

Авторы

       Название

Год издания

Издательство

М.М.Разумовская, С.И.Львова и др.







Н.М.Грибова.

Р.П.Козлова, Н.В.Чеснокова.


Г.А.Богданова.

Русский  язык








Тесты. Дидактические материалы.

Тесты по русскому языку. 5-7 классы.



Тестовые задания по русскому языку.

2008








2007

2007



2008

М., Дрофа








М., Айрис Пресс

М., «Вако».



М., «Просвещение».

О.А.Финтисова

Поурочные планы по русскому языку.

2007

Волгоград.

                                          СТРУКТУРА   КУРСА  РУССКОГО ЯЗЫКА  

                                                  ДЛЯ    10  КЛАССА

МОДУЛЬ(РАЗДЕЛ)                                      ПРИМЕРНОЕ  КОЛИЧЕСТВО

           ЧАСОВ

Общие сведения о языке.        7

Фонетика, орфоэпия, орфография.        13

Лексика и  фразеология.        9

Морфемика и словообразование.        4

Морфология и орфография.        14

Речь.Фунциональные стили речи.        13

Научный  стиль речи.        10

                                                                                       Итого: 70 часов.

        

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...