РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
рабочая программа по литературе по теме

Болдырева Татьяна Викторовна

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_urokov_literatury_v_10_klasse_2.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование уроков литературы в 10 классе.

Цель

Изучение литературы 19 века. Знакомство с литературой, которая  дает представление о судьбах родной литературы и культуры. Формирование представления об историко-литературном процессе.

Развитие навыков учащихся грамотного и свободного владения литературной речью.

Способствовать становлению личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса.

ФГОС

А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь.

Требования к уровню подготовки.

- Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова.

-Осознать своеобразие и богатство литературы

-учащиеся должны знать: Содержание изученных произведений

-образную природу словесного искусства

-основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века

-основные теоретико-литературные понятия

-учащиеся должны уметь  - Формировать свое отношение к прочитанному произведению


                                                 -характеризовать главных героев

                                                 -создавать устные и письменные сочинения

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы


Кодификатор

А.С.Пушкин «Медный всадник».

М.Ю.Лермонтов «Молитва», «Как часто пестрою толпою окружен», «Выхожу один я на дорогу».

«Нищий».

Дата планир./    фактич.

Кол во час.

Раздел, тема урока.

Цели и задачи.

Круг чтения.

Теория литературы.

Читательская деятельность.

Литературно- творческая деятельность.

Формы контроля.

Введение.

«Прекрасное начало…»(К истории русской литературы 19 века).

Познакомить с основными темами и проблемами русской литературы 19 века.

Романтизм и реализм в русской литературе 19 века.

Выразитель-   ное чтение статьи учебника.

Конспектирова- ние статьи.

Ответы на вопросы, пересказ.

Русская литература первой половины 19 века.

А.С.Пушкин. Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики.

Расширить представление о писателе и его творчестве.

Народность литературы.

Выразитель-    ное чтение стихотворений

Выборочное чтение.

Анализ стихотворений, сообщения учащихся.

Анализ стихотворе-  ний.

Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С.Пушкина.

Входной контроль. Тест.

Ответить на вопрос:  В чем Пушкин видит предназначение поэта. Показать красоту природы в стихотворениях Пушкина.

«Деревня», «Вольность», «Свободы сеятель» и др.

Народность литературы.

Анализ стихотворений

Выборочное чтение.

Анализ стихотворений

Письмен-    ный ответ на вопрос, выразитель- ное  чтение.

Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.


Увидеть в стихотворениях искренность поэта, глубину и силу его чувства.

«Пора, мой друг, пора!»


Народность литературы.

Анализ стихотворений

Словесное рисование картин.

Выучить стихотворе- ние  наизусть.

Историческая и «частная» темы в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

Показать роль истории в творчестве Пушкина 30 годов 19 века.




«Медный всадник».

Анализ поэмы.

Выразитель-   ное чтение.

Работа в парах, коллективное обсуждение.

Беседа по вопросам.

Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести».

Развивать навык самостоятельной работы.




Выборочное чтение, анализ.

Творческое задание.

Ответить на вопрос.

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова.

Помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта.

«Я не унижусь пред тобою…», «Сон».

Реалистичес- кое и романтическое начало в лирике Лермонтова.

Выразитель-  ное чтение стихотворе-   ний.

Сообщения учащихся. Чтение и обсуждение.

Чтение наизусть.

Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Показать характерные особенности стихов о поэте и поэзии.

«Молитва», «Валерик» и др.

Анализ стихотворе-   ний.

Сообщения учащихся. Чтение и обсуждение.

Заполнить таблицу.

Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

«Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Мой демон».

Анализ стихотворе-   ний.

Выразительное чтение.

Беседа по вопросам.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон».



Показать романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональную насыщенность.

«Демон»

Духовная лирика, романтическая поэма.

Анализ поэмы.

Письменная работа.

Беседа по вопросам.

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя.






Открыть учащимся своеобразие писателя. Показать  значение Петербургских повестей Н.В.Гоголя для развития русской литературы.

«Нос»

Образ автора в произведении.

Анализ повести. Выразитель-  ное чтение эпизодов.

Словарная работа. Сообщение учащихся.

Работа с произведением по заданию.

Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе.





Выявить основные приемы описания характеров персонажей.

«Невский проспект».




Ирония, гротеск. Фантасмагория

Анализ образов персонажей.

Подготовить сообщения- характерис-тики.

Пересказ. Ответы на вопросы.

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.


Умение построить продуктивное высказывание. Проверка знаний учащихся.
















Сочинение.

                                                 

                                          Литература  второй половины 19 века.

Цель

Дать представление о литературе второй половины 19 века, об этапах литературы, стиле писателя.

ФГОС

А.Н.Островский, И.А. Гончаров, И.С.Тургенев.

Требования к уровню подготовки.

Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова.

-Осознать своеобразие и богатство литературы

-Учащиеся должны знать: Содержание изученных произведений

-учащиеся должны уметь: - Формировать свое отношение к прочитанному произведению

-анализировать и интерпретировать художественное произведение

-анализировать эпизод

-размышлять над нравственными проблемами

-характеризовать главных героев

-создавать устные и письменные сочинения.

-определять род и жанр произведения                                                                                                                                                  

-сопоставлять литературные произведения                                                                                                                                                                                      

-выявлять авторскую позицию                                                                                                                                                                                      

-выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения                                                                                                                                                                                      

-аргументированно формулировать свое отношение  к прочитанному произведению                                                                                                                                                                                        

Кодификатор





А.Н.Островский «Гроза»

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

И.А.Гончаров «Обломов»




Дата планир./       фактич.

Кол во час.

Раздел, тема урока.

Цели и  задачи

Круг чтения

Теория литературы

Читательская

деятельность

Литератур-  но-творческ.

деятельн.

Формы контроля.

Литература  второй половины 19 века.


Введение. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни.



Познакомить с социально- политической ситуацией в России второй половины 19 века.



Сообще-ния учащихся.комменти- рованное чтение статьи.

Составление плана лекции.


Конспект статьи.



А.Н.Островский «Гроза».

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза».


Раскрыть идейно- художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев.



А.Н.Островский «Гроза».

Реалистичес-кая драма.

Сообще-ния учащихся, анализ действий.

Наблюдение над особенностями произведе

ния. Работа с текстом.

Сжатый пересказ статьи учебника.

Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.

Раскрыть душевную трагедию Катерины.


Помочь учащимся раскрыть суть конфликта героини и «темного царства».


А.Н.Островский «Гроза».

Речевая характеристи- ка в драматичес-ком произведении

Сообще-ния учащихся, анализ действий.

Письменная характеристика  образа героини.

Разработка плана образа.

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе».

Проанализировать образ героини, понять, почему Катерина решилась на самоубийство.


А.Н.Островский «Гроза».

Речевая характеристи- ка в драматичес-ком произведении

Анализ действий, сообще-ние учащихся.

Исполнение эпизодов в лицах.

Сжатый пересказ, составить тест по драме «Гроза».

Р.Р. Сочинение  по творчеству А.Н.Островского.


Умение построить письменное продуктивное высказывание.  Проверка знаний учащихся.                                  

 Сочинение.       

 

И.А.Гончаров «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.

Знакомство с биографией писателя и характеристикой. Дать общую характеристику романа «Обломов». романов.

И.А.Гонча-ров «Обломов».

Образная типизация, символика детали.

Выписать тезисы «Обломов» в оценке критиков Добролюбова, Дружинина и Писарева.

Письменно заполнить анкету по роману «Обломов».

Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.).

Помочь учащимся осмыслить образ главного героя.

И.А.Гонча-ров «Обломов».

Образная типизация, символика детали.

Диалоги по нравственным пробле-  мам.

Комментированное чтение.

Составление плана ответа.

Сочинение- миниатюра.

Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова».

Раскрыть роль второстепенных героев. Помочь учащимся осмыслить образ главного героя.

И.А.Гонча-ров «Обломов».

Образная типизация, символика детали.

Сообще-  ние по теме. Выразите- льное чтение.

План образа.

Творческая работа.

Характерис-тика героев.

Пересказ.

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.

Дать характеристику женским образам, развивать навыки работы с критической литературой.

И.А.Гонча-ров «Обломов».

Выборочное чтение эпизодов.

Выразитель-ное чтение. Работа в парах.

Работа по карточкам.

 Р.Р.Сочинение по творчеству И.А.Гончарова.




Построить письменное продуктивное высказывание. Проверка знаний учащихся.

Сочинение.

И.С.Тургенев. Отражение в романе «Отцы и дети»  проблематики эпохи.

Познакомить с биографией писателя и историей романа.

И.С.Турге-нев «Отцы и дети».

Социально- психологичес-кий роман.

Выразительное чтение эпизодов.

Творческое задание. Работа в группах.

Сочинение-миниатюра «Каким я себе представляю И.С.Тургене-ва.

Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.

Показать, как в романе отражается этот эпизод.

И.С.Турге-нев «Отцы и дети».

Эпизод в романе.

Комментированное чтение.

Анализ эпизодов.

Анализ эпизодов. Пересказ.

Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых..

Дать характеристику братьям Кирсановым.

И.С.Турге-нев «Отцы и дети».

Принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Сообще-ние по теме, диалоги по проблеме.

Цитаты. Пересказ эпизодов.






                         

Базаров и Аркадий. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.

Проанализировать образы главных героев романа, дать понятие «нигилизм».

И.С.Турге-нев «Отцы и дети».

Социально- историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

Сообще-ние по теме, комментированное чтение.

План образа, анализ эпизода. Словарная работа.

Сравнитель-ная  характеристика. Пересказ.

Философские итоги романа, смысл его названия.

Подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?

И.С.Турге-нев «Отцы и дети».


Беседа.

Анализ эпизода.

Анализ эпизода.


Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника».





Показать яркость и многообразие народных типов в рассказах, внутреннюю красоту и духовную мощь русского человека.


«Записки охотника»




Работа в группах. Беседа по вопросам.

Коллектив-   ное обсуждение.

Анализ рассказов. Пересказ.



Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя.



Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.


«Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача».

Беседа по вопросам.

Чтение и анализ. Особенности стихотворе-  ний в прозе.

Подготовка материалов к сочинению.

Р.Р. Сочинение по творчеству И.С.Тургенева.

Умение построить письменное продуктивное высказывание.

Сочинение.

                   

                                         Из русской поэзии второй половины 19 века.

Цель



Познакомить с творчеством поэтов второй половины 19 века, с творческим стилем поэтов, с тематикой лирики, ее своеобразием


ФГОС

Ф.И.Тютчев

А.А.Фет

Н.А.Некрасов

А.К.Толстой.


Требования к уровню подготовки




Учащиеся должны знать: содержание изученных произведений.

Учащиеся должны уметь: -выразительно читать

-называть факты из жизни поэтов

-составлять план

-анализировать лирические произведения

-определять изобразительно-выразительные  средства.



Кодификатор


        

Ф.И.Тютчев, стихи.

А.А.Фет, стихи.

Н.А.Некрасов, стихи, поэма «Кому на Руси жить хорошо».





«Мыслящая поэзия» Ф.И.Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Тема трагического противостояния   человеческого «я» и стихийных сил природы.

Познакомить учащихся с биографией поэта. Учить анализу стихотворений, выразительному чтению.

«Не то, что мните вы, природа…»,

«Умом Россию не понять…»,

«Эти бедные селенья…».


Интеллектуальная лирика, лирический фрагмент.

Выразительное чтение стихотворений

Словесное рисование картин. Словарная работа.

Чтение стихотворений наизусть.

Драматизм звучания любовной лирики поэта.



Знакомство с личной жизнью поэта и ее отображение в его поэтических произведениях.

«О, как убийственно мы любим…», «К.Б.», «Последняя любовь».

Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

Выразительное чтение стихов.

Творческая работа.

Ответить на вопросы. Чтение наизусть.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А.Фета.

Познакомить с основными этапам жизни и творчества  поэта.

 «Шепот, робкое дыханье», «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…».

Выразительное чтение стихотворений

Сообщения о поэте.

Проверочная работа. Анализ стихотворений.

Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в  лирике А.А.Фета.

Раскрыть основные темы и мотивы лирики поэта.

«Заря прощается с землею…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…».

Теория «чистого искусства».

Выразительное чтение стихо- творений.

Размышле-ния учащихся.

Анализ стихотворений.


Письменная работа.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника.

Познакомить с жизнью и творчеством поэта и темами лирики.

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Средь шумного бала, случайно…»,

Лирика позднего романтизма; историческая песня.

Выразительное чтение стихотворений Выборочное чтение.

Чтение и обсуждение. Сообщения учащихся.

Анализ стихотворений.

Выразительное чтение.


Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта.

Ответить на вопрос: как влияла романтическая и фольклорная традиция на поэзию Толстого.

«Когда природа вся трепещет и сияет…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…».

Лирика позднего романтизма; историческая песня.

Выразительное чтение стихотворений Выборочное чтение.

Размышле-ния учащихся. Работа в группах.

Подбор материалов к сочинению.

Р.Р. Сочинение по творчеству поэтов второй половины 19 века.

Умение построить письменное продуктивное высказывание.

Сочинение.

Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества.

Познакомить учащихся с биографией поэта.

Устное выступление.      

Доклад.

Конспект краткий.

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Раскрыть основные темы и мотивы лирики.

«В дороге»,  «Вчерашний день,часу в шестом », «Поэт и Гражданин», «Русскому писателю», «Элегия», «Пророк», «О погоде», «Внимая ужасам войны…».

Народность творчества.

Анализ стихотворе-  ний.

Выразительное чтение. Анализ стихотворений.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы.

Помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства; пробудить интерес к поэме.

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

Демократиза-ция поэтического языка.

Выразительное чтение поэмы. Выборочное чтение эпизодов.

Анализ поэмы. Творческое задание.

Анализ поэмы. Подробная характеристика героев.

Представители помещичьей Руси в поэме. Стихия народной жизни и ее яркие представители.

Раскрыть глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности.

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

Демократиза-ция поэтического языка.

Сообщение ученика. Работа по тексту.

Анализ текста. Составление плана.

Подготовить сообщение «Кто такой Гриша Добросклонов?»

Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Рассмотреть проблему- в чем же увидел Некрасов сущность изменений, происходящих в судьбе крестьянина после реформы.

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

Сообщение ученика.

Работа с текстом. Творческое задание.

Выразительное чтение. Характеристика образа героя.


Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Проблемы счастья и ее решение в поэме Н.А.Некрасова.


Показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к счастью и свободе.




Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

Пересказ. Выборочное чтение и комментирование.

Анализ текста. Составление таблицы.

Ответы на вопросы. Словарная работа.



Изображение тяжелой жизни простого народа, женской судьбы. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта




Раскрыть глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности.

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».



Стихотворный перевод.

Выборочное чтение и комментирование.

Анализ стихотворе- ний. Составление плана ответа.

Выразительное чтение. Ответы на вопросы.

Р.Р.Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

Проверить знания учащихся по теме.







Сочинение.



Цель.

Познакомить с творчеством  писателей второй половины 19 века, с творческим  стилем писателей, с тематикой  произведений, ее своеобразием.

ФГОС

Н.С.Лесков

М.Е.Салтыков-Щедрин.

Ф.М.Достоевский.

Л.Н.Толстой.

А.П.Чехов.

Обязательные требования к уровню подготовки.

Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова.

-Осознать своеобразие и богатство литературы.

-учащиеся должны знать: Содержание изученных произведений.

-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных

направлений.

-учащиеся должны уметь: Формировать свое  отношение к прочитанному произведению.

-обосновывать свою точку зрения

-анализировать эпизод

-соотносить произведение с литературным направлением эпохи

-размышлять над нравственными  проблемами

-характеризовать главных героев

-создавать устные и письменные сочинения.

-выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Кодификатор.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».

Л.Н.Толстой «Война и мир».

А.П.Чехов. Рассказы, пьеса «Вишневый сад».






        


Н.С.Лесков. Стремление Н.Лескова к созданию «монографий» народных типов.

Познакомить учащихся с биографией писателя.

Сказ о творчестве Лескова.

Работа с текстом.

Сообщения учащихся.

Краткий конспект.

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам.

Раскрыть смысл названия повести; особенности изображения русского национального характера.

Н.С.Лесков «Очарован-ный странник».

Литератур-ный сказ, жанр путешествия.

Комментиро-ванное чтение.

Вопросы и задания.

Составить план-характеристику Ивана Флягина.

Сказочный характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Продолжить работу с текстом.

Н.С.Лесков «Очарован-ный странник».

Литератур-ный сказ, жанр путешествия.

Работа с текстом. Выборочное чтение.

Комментиро-ванное чтение. Обсуждение.

Анализ текста. Ответы на вопросы.

Тестирование по творчеству Н. Лескова.


Проверить знания учащихся по теме.

Тест.

Н.Г.Чернышевский. «Что делать?». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.

Познакомить учащихся с биографией писателя и его теорией.

Н.Г.Черны-шевский «Что делать?»

Ложная интрига, литературная утопия.

Работа с текстом.

Конспектирование положений статьи.

Анализ текста. Выбороч-  ное чтение эпизодов.

Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения.

Рассмотреть материал по истории утопий в художественной литературе. Представить сегодняшний взгляд на роман.

Отражение жизненных коллизий в литературе.

Работа с текстом.

Творческая работа.

Пересказ.

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика.

Познакомить учащихся с биографией писателя.

Сказки.

Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).

Выразитель- ное чтение.

Выступление учащихся с докладами, составление таблиц.

Устный ответ.

Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок, совершенствовать навыки анализа текста.

 «Медведь на воеводстве».

«Богатырь».

Сатирическая литературная сказка, гротеск, авторская ирония.

Лекция с сообщениями учащихся.

Чтение и обсуждение. Пересказ эпизодов.

Подробная характерис-тика героев.

Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке(«Премудрый пискарь»).

Помочь понять иносказательный смысл сказки, его идею, показать значение и роль художественных приемов.

«Премудрый пискарь».

Выборочное чтение. Беседа.

Работа с текстом. Комментиро-ванное чтение.

Ответы на вопросы. Устный ответ.

Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Рассказать о том, как Салтыков-Щедрин в своих сказках сумел показать правду о русской действительности, спрятав ее за мрачными картинами жизни.

Гротеск, авторская ирония.

Анализ текста.

Беседа. Работа с текстом.

Беседа по вопросам.

Р.Р. Сочинение по творчеству Салтыкова-Щедрина.

Проверить знания учащихся.

Сочине-   ние.

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М.Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.

Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения.

Идеологичес-кий роман и герой-идея,герои-двойники.

Сообщение ученика.

Беседа. Работа с текстом.

Подробные характерис-тики героев.

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

Показать, как  создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных.

 «Преступле-ние и наказание».

Философская и идейно-нравственная проблематика.Психологизм.Полифонизм

Работа с текстом.

Размышле-ния учащихся. Пересказ.

Письмен-ный ответ на вопрос.

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.





Подвести к осмыслению главного конфликта романа- конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

«Преступле-ние и наказание».

романов  Достоевского

Работа с текстом. Выборочное чтение эпизодов.

Художественное чтение. Беседа. Работа в группах.

Ответ на вопрос. Устный ответ.

Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя. Раскольников и «вечная Сонечка». Нравственно- философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова.

Выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова.

«Преступле-ние и наказание».

Работа  с текстом. Комментированное чтение.

Художественное чтение. Анализ эпизодов.

Подробная характеристика героев.

Р.Р. Сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского.


Проверить знания учащихся.

Сочине-   ние.

Л.Н.Толстой. Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий.

Знакомство с биографией и мировоззрением писателя.

Роман-эпопея.

Сообщение ученика. Выборочное чтение.

Запись тезисов. Пересказ. Беседа. Работа с иллюстраци-ей.

Составить схему-конспект по биографии Л.Н.Толстого.

Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

Познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие.

Л.Н.Толстой «Война и мир».

Роман-эпопея.

Выразитель- ное чтение эпизодов.

Анализ сцен. Словарная работа.

Сравнительный анализ. Отзыв о произведении.

Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора.



Проследить особенности романа- Дать сравнительные характеристики героям романа эпопеи.

Л.Н.Толстой «Война и мир».

«Диалектика души»,историко-философская концепция.

Работа с учебником. Комментированное чтение.

Творческая работа. Беседа.

Самостоя-тельная работа. Пересказ эпизодов.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.

Обобщить по всему роману роль народа в истории.

Л.Н.Толстой «Война и мир».

Работа с учебником.

Комментированное чтение.              

Пересказ глав романа.

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

Провести сравнительный анализ и углубление знаний по образам героев.

Л.Н.Толстой «Война и мир».

Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя.

Работа с учебником. Выборочное чтение.

Словесное рисование. Просмотр кинофильма.

Сравнительная характеристика героев.

Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Провести сравнительный анализ. Подготовить учащихся к сочинению.

Л.Н.Толстой «Война и мир».

Работа с текстом.

Ответить на вопросы.

Подробная характеристика героинь.

Р.Р. Сочинение «В чем сходство всех Ростовых», «Что представляет собой семья Болконских?»

Проверить знания учащихся и развить навыки анализа текста.

Сочине-   ние. (классное)

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

Систематизация материала по образам Кутузова и Наполеона. Работа с главами романа.

Л.Н.Толстой «Война и мир».

Исторические личности и вымышлен-ные персонажи в их взаимодействии.

Работа с текстом. Комментиро-ванное чтение.

Краткий пересказ  с элементами анализа.

Подробная характеристика героев.

Феномен «общей жизни» и образ 2дубины народной войны» в романе.

Проследить изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями.

Л.Н.Толстой «Война и мир».

Работа с текстом. Выборочное чтение.

Краткий пересказ  с элементами анализа.

Вопросы и задания.

Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно- патриотического сознания.

Проследить изображения народа как носителя лучших человеческих качеств.

Л.Н.Толстой «Война и мир».

Анализ эпизодов.

Работа с текстом. Пересказ глав романа.

Подробная характеристика героя.

Р.Р.Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

Проверить знания учащихся.

Сочине-  ние.                         

(домаш.)

А.П.Чехов. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.


Познакомить с биографией писателя, особенностями его драматургии. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов.

«Студент», «Человек в футляре», «Ионыч», «Крыжов-ник». «Дама с собачкой».

Своеобразие стиля      Чехова.

«Бессюжет-ное» действие.

Работа с текстами.

Чтение и обсуждение рассказов. Работа в группах.

Беседа по вопросам. Устный ответ.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад».

Познакомить учащихся с пьесой  и рассмотреть особенности сюжетного построения пьесы.



А.П.Чехов «Вишне- вый сад».

Лирическая комедия.

Работа с текстом.

Беседа по содержанию.коллективное обсуждение.

Беседа по вопросам. Устный ответ.

Фигуры героев- «недотеп» и символический образ сада в комедии.

Проследить судьбу героев пьесы.



А.П.Чехов «Вишне- вый сад».

Символичес-кая деталь.

Комментированное чтение.

Сопоставительный анализ.

Самостоя-тельная работа.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде».

Раскрыть систему образов пьесы, выяснить способы создания образов персонажей, рассмотреть способы организации сценического действия в пьесе.

Комментированное письмо. Работа с текстом.

Составление плана. Беседа по содержанию.

Ответить на вопросы.

Р.Р.Сочинение по творчеству А.П.Чехова.

Проверить знания учащихся.

Сочине-   ние.

Итоговый урок.

Обобщение по курсу.

Повторить изученный материал, дать задание на лето.

Работа в группах.

Беседа.






















Основные тенденции  в развитии зарубежной литературы 19 века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма.  Символизм. Обзор творчества характерных для  эпохи писателей.

Дать общую характеристику зарубежной литературы 19 века и показать ее своеобразие.

Э.Т.Гоф-ман «Серапио-новы  братья»,  Ч.Д.иккенс «Записки  Пиквикско-го  клуба». Э.А.По. «Золотой жук». Г.де Мопассан. «Ожере-лье».Г.Ибсен. «Кукольный дом». А.Рембо «Пьяный корабль».

 

Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

О.де Бальзак. «Гобсек». Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.

Помочь учащимся увидеть в повести общечеловеческие проблемы; закрепить и углубить представление о композиции и литературном характере.

О де Бальзак «Гобсек».

Социально-психологическая драма. Психологизм.

Работа с текстом.

Аналитичес-кая беседа с чтением соответствующих эпизодов.

Написать сочинение-размышле-ние «Деньги…

что они значат для меня».

В.Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба.

В.Гюго «Собор Парижской Богомате-ри».

Работа с текстом.

Комментированное чтение.

Ответ на вопрос.

Итоговый урок по пройденным произведениям за год.

Проверить знания учащихся.

Работа с учебником.

Тест.

                                     

                                    Структура курса литературы для 10 класса.

                                           105 часов в год, 3 часа в неделю.

            Модуль (раздел)                                                                    Примерное количество часов.

 

 

  1. Введение. Русская литература 19 века.                                                      
  2. Русская литература в первой половине 19 века.                                              
  3. Русская литература второй половины 19 века.                                                
  4. Поэзия второй  половины 19 века.                                                                
  5. Русская литература второй половины 19 века.                                              
  6. Итоговый урок.                                                                                                    

                                                               

                            Информационно-методическое  обеспечение.

Авторы

                                                          Название                                         Издательство

В.И.Сахаров

С.А.Зинин                                        «Литература 10 класс»                  М.: «Русское слово» 2008                        

                                                             ( 1,2 части)                                                                      

 И.В.Золотарева,                    Поурочные разработки по литературе

Т.И.Михайлова                       2 части                                                              М.: «Вако» 2007

 

                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА

   

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования  на основе «Программы  литературного образования

5-11 классы» под редакцией  В.И.Сахарова, С.А.Зинина (М. «Русское слово», 2008 г.), рассчитана  на 105 часов ( 3 часа в неделю), в связи  с переходом на новый  БУП 2004 года.

Программа призвана обеспечить  реализацию следующих целей :

1.Приобщение учащихся к богатствам  отечественной и мировой художественной литературы;

2. Развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных  в ней явлений жизни;

3. Воспитание речевой  культуры учащихся.

Их можно  реализовать с помощью следующих задач:

  1. Формирование у учащихся  представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
  2. Осознание учениками своеобразия и богатства литературы как искусства;
  3. Освоение  учащимися теоретических  понятий, которые  способствуют более глубокому постижению конкретных произведений.

В 10 классе углубляется представление об историко-литературном процессе. В центре курса- русская литература 19 века. В этом классе  осваиваются  такие понятия, как стиль писателя, литературная школа, литературное направление, литературная критика и ее роль  в литературном процессе и др. При этом рассматриваются  вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы на базе основных тем и проблем отечественной словесности. Осуществляется  интенсивное овладение  разнообразными справочными материалами из области  гуманитарных наук.  

                                                                       

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ         ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку составлена  согласно программе по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, допущенной Департаментом образовательных стандартов общего образования Российской Федерации Министерства образования РФ по русскому языку для 7 класса общеобразовательных  учреждений(М.,Дрофа,2008 г.).

По программе на русский язык в 7 классе отводится 170 часов, но согласно БУП школы на 2008-2009 учебный год на русский язык  в 7 классе отведено 4 часа в неделю (140 часов).

Мною распределены часы следующим образом:

О языке-    1час                                                                 О языке- 1час

Речь-         36 часов                                                            Речь-      36 часов

Закрепление и углуб-                                               Закрепление и углубление

ление изученного в                                                    изученного в 6 классе       -  30 часов

6 классе                 - 25 часов  

  Наречие               - 25 часов                                         Наречие                       - 24 часа

Самостоятельные и                                                 Самостоятельные и

служебные части                                                 служебные части

    речи                          1 час                                       речи                               - 1 час

  Предлог                       - 10 часов                            Предлог                            -5 часов

Союз                                -12 часов                               Союз                                -8 часов

Частица                          -22 часа                                 Частица                             - 15 часов

Междометия                  4 часа                                   Междометия                      -5 часов

 Трудные случаи разграниче-                                               Повторение                      -15час

        ния языковых явлений   -10 часов                                  Итог                                  1 час

         Резервные часы     19 часов                                        Итого 140 часов.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

    Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

- формирование у учащихся научно- лингвистического мировоззрения

- вооружение их основами знаний о родном языке ( его устройстве и функционировании)

- развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

     Коммуникативная  компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков(в пределах программных требований)

- овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в  устной и письменной форме.

 В  результате обучения  русскому  языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах применения.

   Лингвистическая компетенция- это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные  сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

  Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются:

- воспитание учащихся средствами данного предмета

     - развитие логического мышления школьников

     - обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку

     - формирование общеучебных   умений -  работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.

                   ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ    ОБЕСПЕЧЕНИЕ  

Авторы

       Название

Год издания

Издательство

М.М.Разумовская, С.И.Львова и др.







Н.М.Грибова.

Р.П.Козлова, Н.В.Чеснокова.


Г.А.Богданова.

Русский  язык








Тесты. Дидактические материалы.

Тесты по русскому языку. 5-7 классы.



Тестовые задания по русскому языку.

2008








2007

2007



2008

М., Дрофа








М., Айрис Пресс

М., «Вако».



М., «Просвещение».

О.А.Финтисова

Поурочные планы по русскому языку.

2007

Волгоград.

                                          СТРУКТУРА   КУРСА  РУССКОГО ЯЗЫКА  

                                                  ДЛЯ    10  КЛАССА

МОДУЛЬ(РАЗДЕЛ)                                      ПРИМЕРНОЕ  КОЛИЧЕСТВО

           ЧАСОВ

Общие сведения о языке.        7

Фонетика, орфоэпия, орфография.        13

Лексика и  фразеология.        9

Морфемика и словообразование.        4

Морфология и орфография.        14

Речь.Фунциональные стили речи.        13

Научный  стиль речи.        10

                                                                                       Итого: 70 часов.

        

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...