Фантастика и революция.
статья по литературе (11 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Утопия и антиутопия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fantastika_i_revolyuciya_utopiya_i_antiutopiya.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Фантастика и революция

В литературе 20-х годов (иными словами – это утопия и антиутопия) – два основных жанра в литературе 20-х гг.

Подъем фантастической литературы в 20-е гг. тесно связан с двумя лозунгами тех лет: «даешь мировую революцию! Даешь электрификацию!» Писатели изображали русскую революцию не только во всемирном масштабе, но и во вселенском масштабе. В. Маяковский,  Н. Тихонов – поэзия. Затем в романах – союз пролетариев межпланетный. А.Н.Толстой «Аэлита» (роман) – марсиане – это революционеры; революцию предстоит экспортировать из России.

Ожидалось, что новый человек направит энергию машин на переделку косной материи. Самая заманчивая идея того времени – регулирование природы, перемена климата «Размороженная Сибирь!»

1 этап – в производственных отношениях должны открыться магические секреты в недрах производительных сил. Беляев «Властелин мира», А.Толстой «Союз пяти».

2 этап – сама природа вещей должна раскрыться.

3 этап – уничтожение вещей.

Это утопический контекст. Но была и антиутопия.

  1. научное изобретение, присвоенное пролетарской массой.
  2. Идеальная организация коллективного труда

Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце».

Замятин «Мы». Писатель поставил точный диагноз: фантастическая цель «тотального» государства – устранить внутренний мир человека, сделать человека прозрачным и просматриваемым и так приравнять его к вещи! Прозрачное! Да, уж…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ средств создания фантастики в романтической сказке Антония Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"

Цель работы: систематизировать языковые средства, с помощью которых создаётся фантастический колорит, определить их функцию в тексте, а также роль в формировании романтического стиля сказки...

Урок по изучению поизведения с фантастико-приключенческим сюжетом ( на примере повести К.Булычева "Приключение Алисы")

Урок по произведению с фантастико-приключенческим сюжетом мы предлагаем рассмотреть на примере повести К.Булычева "Приключение Алисы" и провести на уроке внеклассного чтения в 6 классе.Особенности уро...

Урок-исследование "Средства создания фантастики в сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители".

Нетрадиционная форма урока позволяет активизировать деятельность учащихся, повышает интерес к предмету. У детей появляется желание творить....

Областной научно-фанстастический конкурс "Эра Фантастики 17" среди коррекционных школ-интернатов (костюм пришельца)

Победитель областного научно-фантастического конкурса "Эра Фантастики 17" среди коррекционных школ-интернатов....

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры, посвященной революции 1917 года в России "100 лет революции"

Познавательно-интеллектуальная игра проводится среди 5 команд учащихся 9-11 классов . Форма игры – видоизмененный вариант игры «За семью печатями"....

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам: «Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам:«Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Пр...