Исследовательская работа "Ложный и истинный герой волшебной сказки"
творческая работа учащихся по литературе (5 класс) по теме

Кутыркина  Ольга Николаевна

Данная работа представлена учащимся 5 класса на научно - практической конференции "Первые шаги в науке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lozhnyy_i_istinnyy_geroy_volshebnoy_skazki.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

          

     Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………………2

Основная часть…………………………………………………………………………….....3-6

  1. Герой волшебной сказки – центр сюжета……………………………………………..3-4

  2.   Образ Иванушки – дурачка…………………………………………………………….5-6

Заключение……………………………………………………………………………………7

Список литературы…………………………………………………………………………...8

Введение

Сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора. Среди огромного количества преданий, легенд, рассказов о леших и водяных, всевозможных фантастических «историй» мы безошибочно узнаем сказки. Сказка открывает перед нами большой мир человеческих чувств и взаимоотношений, будит воображение, утверждает добро и справедливость.

Народное сознание делит всех героев только на положительных – настоящих и отрицательных – ложных. Если в произведениях литературы типичный герой может быть наделен как положительными, так и отрицательными качествами, то в народных сказках каждый персонаж или положительный, или отрицательный. Отрицательный герой наказывается, положительный награждается. Но есть случаи, когда реакция на героя сначала отрицательная, а потом положительная.  

В волшебной сказке герой – или царевич, или крестьянский сын. На развитие действия это не влияет. Его основное качество – бескорыстие. Он всегда кого-то освобождает, выручает. Даже в тех случаях, когда он ищет себе невесту, он находит девушку в беде, заколдованную, плененную, во власти змея. Он ее спасает и  царевну себе заслуживает. Все персонажи сказки изображаются в отношении к герою. Отрицательные персонажи сопоставляются ему.

Мы будем исследовать сказку с точки зрения ее персонажей и остановимся на рассмотрении героев волшебной сказки. Нас будут интересовать ложные и истинные герои волшебной сказки.  В данной работе мы ограничимся рассмотрением мужских образов. Мы рассмотрим данных героев с точки зрения их качеств, задач, средств достижения цели. Рассмотрим также соотношение в них фантастического и реального, человеческого и нечеловеческого, отношение к героям в сказочном мире.

Цель нашего исследования – выявить внутренние качества, цели, задачи, средства достижение целей героев, показать отношение к герою в сказочном мире.

Основная часть

  1. Герой волшебной сказки – центр сюжета.

Мир персонажей волшебной сказки очень разнообразен. Их можно представить в виде определенной системы. В роли главного героя сказки всегда выступает человек, наделенный чудесными способностями, силой,  мужеством, красотой, честностью. Это персонажи первого ряда. Главный герой присутствует в сказке постоянно: с ним начинается, продолжается и кончается сказка; другие персонажи – его помощники и противники – вводятся в повествование эпизодически. Во втором ряду располагаются помощники героя. В числе помощников могут быть люди, животные, фантастические существа, чудесные предметы. В третьем ряду находятся противники героя – коварные, завистливые, жестокие и неблагодарные. Ими могут быть люди или фантастические существа (царские зятья, Змей, Кощей Бессмертный и другие).

Будущий герой в начале сказки, чаще всего, поставлен в положение, не позволяющее предположить в нем главное действующее лицо (он бесправен, презираем, ему не доверяют). Таким образом, сразу определяется интрига, строящаяся на противопоставлении ожидаемого и действительного. Превращение дурака в доброго молодца, получение младшим сыном царства – все это противопоставлено начальной ситуации.

В начале сказки герой называется среди прочих действующих лиц: «Жил-был царь, у него было три сына» - таково типичное начало большинства волшебных сказок. Чтобы выделить героя среди второстепенных персонажей, сказка вводит ряд ситуаций, связанных только с героем. Он молод, среди братьев он всегда младший и поэтому ему не доверяют.

Герой волшебной сказки обычно носит имя Иван. Но часто кроме имени есть еще и прозвище.

Превосходство героя выявляется при сопоставлении действий различных персонажей. Всем им предлагается выполнить одно и то же задание – сначала старшим братьям (спутникам или царским зятьям) и лишь затем самому герою. Дублерам героя это не удается, так как они или сразу отказываются от выполнения задания, не предвидя награды (например, дежурить на могиле отца), или выбирают более простой вариант (из трех дорог выбирают самую безопасную), или же не могут соблюсти необходимые условия (засыпают). В результате их постигает неудача: они лишаются награды, попадают в беду. Герой успешно выполняет задание. Он достигает успехов без всякого усилия благодаря тому, что в его руки попадает волшебное средство или волшебный помощник.

Помощники и союзники героя волшебной сказки многочисленны и разнообразны: жена или невеста, Баба Яга, животные, богатыри (великаны). Нередко верных слуг и помощников герой приобретает тем, что, движимый чувства сострадания, освобождает их из заточения, спасает от смерти. Герой в противоположность своим братьям достоин этой помощи.

В «другом» царстве герой встречается  с похитителем или обладателем необходимого герою предмета. Здесь герой должен выдержать бой со своим противником. Наиболее яркая форма – это змееборство. («Буря – богатырь Иван коровий сын», «Красе и об Иване Горохе», «Марья – краса – Долгая коса и Ванюшка» и др.) Герой обычно сражается с тремя змеями. Противниками могут быть и Баба Яга («Бой на каменном мосту») и Кощей Бессмертный. («Кощей Бессмертный»)

После совершения подвига герой прибывает домой, вернее, к самым воротам города или к какому-нибудь полю недалеко от дома. К его несчастью здесь же его неудачливые братья. Герой ложится отдохнуть и засыпает. Братья немедленно похищают у него всю его добычу (невесту, диковины и т.д.), а его самого или убивают, или сбрасывают в глубокую пропасть. Братья же притязают на руку царевны. Но царевна не выходит замуж за вора. Чтобы отделаться от ложного героя, она требует выполнения некоторых условий, зная, что для  ложного героя они не выполнимы: их может выполнить только настоящий герой, владеющий волшебными средствами. Трудная задача нужна не только для того, чтобы отпугнуть ложного героя, но и для того, чтобы обнаружить героя настоящего. Выполнение трудной задачи приводит к тому, что героя узнают. Его могут узнать по клейму на лбу, рубцу, платочку и т.д. Так героя могут узнать по рубцу, который сделала сама героиня.

«Змей уж подползает, только схватить Ивана-царевича! Он все спит. У Марфы-царевны был ножичек перочинный, она им и резанула по щеке Ивана-царевича. Он проснулся, соскочил и схватился со змеем».

Или в сказке «Сивка-Бурка». Здесь никакого боя нет.  Герой на Сивке-Бурке долетает до окна царевны и целует ее. «Разлетелся на царском дворе, так все двенадцать стекол и разбил и поцеловал царевну неоцененную красоту, а она ему прямо в лоб клеймо и положила» или «она его золотым перстнем ударила в лоб».

Ложный герой обличается и наказывается. Герой женится на царевне. До этого он иногда чудесным образом меняет свой облик. Он, например, пролезает через уши коня или купается в кипящем молоке.

   

 2. Образ Иванушки-дурачка.

 В данных сказках, когда имеются три брата, то герой – всегда младший. Он, всеми презираем, сидит на печи, в золе, в грязи.( «Сивко – Бурко», «Три царства – медное, серебряное и золотое» и др). Но неприглядный внешний облик - контрастирует с внутренней красотой, душевной силой, благородством.

Прозвище «дурачок» иронично. Оно выражает не столько мнение сказочника, сколько несправедливое недоверие старших и социально «высших» к способностям Иванушки. Эгоистичные старшие братья считают «глупостью» и добрые поступки героя- заботу о покойном отце, почтительность к родителям, готовность помочь нищим, ласковое обращение с животными. По мере развития сюжета сказки выясняется, что «дурачок» умнее своих братьев.

Внешняя пассивность, доброта отличает его от братьев. Именно это и делает его «странным» в глазах окружающих, порождает прозвище «дурак» и определяет отношение к нему со стороны братьев, невесток, царя, царевны. Образ Иванушки – дурачка, сидящего на печи и ничего не желающего делать несет в себе некоторую загадочность. Отношение к герою окружающих его персонажей сказки и слушателей (читателей) не совпадают. Если для слушателей его действия наполнены особым смыслом, то для братьев это подлинное лицо героя скрыто, в их представлении поведение Иванушки лишь чудачество, проявление глупости.

Иван – дурачок обычно не наделен от рождения ни физической силой, ни красотой. Счастья, физическая сила, красота к нему приходят со временем с помощью волшебных животных (например, коня).

Принадлежность к крестьянскому сословию составляет характерную черту этого образа. Сказка не останавливается ни на рождении героя, ни на его воспитании, она представляет уже сформировавшегося человека, употребляя при этом формулу: «Жил в деревне мужик и было у него три сына, два умных, а третий – Иванушка – дурачок».

В противоположность сказкам о героях- богатырях, где с самого начала предпочтение отдается младшему брату, в сказках об «иронических удачниках» в мнимо выгодном свете всегда выставляются два старших женатых  брата. Они расчетливо ведут хозяйство и слывут степенными и домовитыми людьми.

В то время как братья торгуют, занимаются хлебопашеством, Иванушка – дурачок полеживает на печи. В лучшем случае он еще ходит в лес за грибами. Старшие братья и их жены относятся к Иванушке как к неполноценному человеку, недолюбливают его, подсмеиваются над ним. Но непривлекательность образа Иванушки – дурачка исчезает очень быстро – уже при первом серьезном испытании братьев. Испытания эти связаны с двумя обстоятельствами:

  1. смертью отца и его завещанием каждому из трех сыновей провести ночь на его могиле;
  2. поимкой того, кто в отцовском саду ворует яблоки, вытаптывает поле и пр.

Под разными предлогами старшие умные братья чаще всего уклоняются от выполнения своих обязанностей, перекладывая это на плечи Иванушки-дурачка, или выполняют их недобросовестно, не так, как требует сыновий долг. Лень, а еще больше страх за свою жизнь заставляют братьев обращаться к Ивану- дураку, принуждая или упрашивая его переночевать за них на могиле отца. Поддавшись уговорам и прельстившись подарком, Иванушка охотно соглашается выполнить просьбы братьев. Тогда же, когда караул на могиле все ведут поочередно все братья, для двух старших он оканчивается неудачей: они, походив у могил, ни с чем возвращаются домой, засыпают как раз в то время, когда из могилы встает отец.

Из-за беспечного и нерадивого отношения к отцовским поручениям терпят полную неудачу старшие братья и при попытке поймать чудесное существо, наносящее вред полю, лугу, саду. Но то, от чего увиливают старшие братья или  что им не удается сделать, берет на себя и совершает Иванушка- дурачок.

Рассмотрим две группы сказок, из которых в одну входит эпизод «Иван – дурак на могиле отца», в другую «Иван – дурак – караульщик сада».

  1. Иван- дурак на могиле отца. («Сивка- Бурка»)

Как правило, Иванушка посещает могилу отца трижды. Выйдя из могилы, отец интересуется, кто из сыновей караулит его, и каждый раз слышит один и тот же ответ «Это я, твой меньший сын».

Неудивительно, что именно Иванушке- дурачку достается от отца все то, что он предполагал поделить между братьями, если бы он все честно и добросовестно выполняли его завет. В числе подарков отца обязательно находится конь – необыкновенный, волшебный. При любом вызове конь является моментально.

Дальше в сказке эпизод состязания за получения руки царевны. Уже при первом сборе братья на просьбу Ивана - дурака взять его с собой отвечают с надменной иронией и насмешливо: «Сиди, дурак, на печи: чего ты поедешь? Людей что ли смешить?». На коне, который служит Ивану также прилежно и верно, как служил и отцу, он при третьей поездке доскакивает до царевны, получает от нее знак (кольцо, печать на лоб и др.) и, не узнанный народом и братьями, возвращается домой.

  1. Иванушка – дурачок – караульщик сада (поля, луга). («Жар- птица»)

Вслед за старшими братьями, не сумевшими не только поймать, но даже заметить таинственного вора, в ночной караул направляется Иванушка – дурачок. Незаурядную  сообразительность и упорство проявляет Иван в поимке чудесного вора: кобылицы, жар-птицы.

По навету клеветников или завистников (тех же братьев) Иванушке приходится выполнять трудные задачи царя: доставать для него различные вещи (жар - птицу, золотую клетку, кота - игруна и т.д.), красавицу-невесту, и все же, в конце концов, благодаря тому же коню, дело оборачивается для героя самым счастливым образом: ему по праву достаются и диковинные предметы, и красавица – невеста.

Итак, Иванушка - дурачок в волшебной сказке вовсе не дурак, а искусно замаскированный идеальный герой. Иван – дурак обычно не прощает братьев, а наказывает их. Старшие братья, умники, никогда не выдерживают испытаний, они всегда терпят поражение, они думают только о себе, о награде.

                 

   Заключение.

В своем исследовании мы обратились к героям волшебных сказок, а именно рассмотрели образы истинных и ложных героев, указали на особенности каждого типа.

Рассмотрев каждый из типов главных героев, мы пришли к выводам.

Основное качество главного героя волшебной сказки – бескорыстие. Он всегда кого-то освобождает, выручает. Даже в тех случаях, когда он ищет себе невесту, он находит девушку в беде, заколдованную, плененную, во власти змея. Он ее спасает и  царевну себе заслуживает. Все персонажи сказки изображаются в отношении к герою. Отрицательные персонажи сопоставляются ему. Так возникает система противопоставлений «истинный герой – ложный». Противопоставление «истинный герой - ложный» служит для более полного раскрытия образа центрального персонажа.

Сказки об «иронических удачниках» на первый план выставляют не физическую силу героя, а его моральные качества. Сказочные богатыри уже с рождения наделяются как физической силой, так и чародейством, в то время как «иронические удачники» приобретают  чудесные способности лишь со временем благодаря своему нравственному превосходству над окружающими людьми. Именно за доброту, заботу и любовь, проявляемую к животным, неукоснительное выполнение отцовских заветов, бескорыстность Иван – дурак приобретает себе чудесных помощников и благодаря им достигает исполнения своих желаний.

                             

    Список литературы:

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1977г.
  2. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975г.
  3. Мелетинскай Е. Герой волшебной сказки. Происхождение образа М., 1958г.
  4. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М., 1963г.
  5. Народные русские сказки из сборника  А.Н. Афанасьева, М., 1983г.
  6. Русские народные сказки в 2-х т., Ростов-на- Дону, 1995г.
  7. www. infolex.ru
  8. www. kudikinagora.ru

Дни славянской письменности и культуры на Волге

Научно-практическая конференция

Тема:

«почему в русских народных сказках дурачкам везёт?»

Секция: гуманитарная

Авторы:

Крючков Владислав

Россия, г. Тольятти

МОУ гимназия № 48, 4 класс «Б»

Научный руководитель:

Власова Ирина Станиславовна,

учитель начальных классов,

МОУ гимназии № 48

Тольятти 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Признаки волшебной сказки в произведении Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» (Научно-исследовательская работа)

Сказки окружают каждого человека с  детства. Читая их, ребенок не только развивает фантазию и воображение, но и учится добру, основным нормам морали. В сказках главные герои проходят множество тр...

Кто истинный герой "Песни про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?»

Данная разработка может быть использована для проведения уроков в 7 классе по ФГОС...

Методическая разработка к уроку литературы «В чем заключается истинная красота?» (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»).

Добрая и поучительная сказка В. Вересаева "Состязание" посвящена одной из вечных тем мирового искусства - красоте. Создается впечатление, что писатель заставляет задуматься читателей над вопросом о ис...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте"

Данная презентация "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте" направлена на формирование способностей учащегося к новому способу действия: составление ...

Конспект урока "Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки"

В данном уроке систематизируются знания обучающихся о народной сказке как жанра, об особенностях построения волшебной сказки, происходит знакомство и анализ сказки "Царевна - лягушка"...