Урок литературы "Понятие об эпитете", 5 класс.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Валекжанина Елена Филимоновна

Знакомство с понятием "эпитет " на основе технологии педагогической мастерской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ponyatie_ob_epitete.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Валекжанина Е. Ф.  / 267-127-672/

Тема:  « Понятие об эпитете».

Цель:

Ознакомить пятиклассников с понятием «эпитет»; научить их применять полученные знания в различных видах деятельности на уроках русского языка и литературы.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Сформировать навык нахождения эпитета в художественном тексте.
  2. Начать выработку умения подбирать эпитеты к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа лирического произведения.
  3. Учить пятиклассников отличать эпитеты от грамматических определений.
  4. Мотивировать развитие навыка нахождения эпитета в  тексте.

Развивающие:

  1. Формирование умения сравнивать тексты с включенными в них эпитетами от текстов   без их применения.
  2. Формировать умение  делать выводы о роли эпитетов в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.
  3. Развивать монологическую речь уч-ся и навык выразительного чтения лирических текстов.
  4. Развивать познавательный интерес уч-ся к литературе и художественному творчеству.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
  2. Формировать правильное отношение к природе, учить пятиклассников «видеть» и «всматриваться» в её красоту.
  3. Добиваться осознанности при изучении понятий теории литературы.
  4. Воспитывать любовь к  чтению, учить уч-ся видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов.

Оборудование: 1. мультимедийная презентация к уроку; 2) карточки-тренажёры; 3) распечатки стихотворения К. Бальмонта « Снежинка»; 4) принадлежности для рисования

( краски, кисти, бумага), 5) аудиозапись музыки П.И.Чайковского « Времена года».

Тип урока:  урок-мастерская.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Мотивационно - целевой блок.

Вступительное слово учителя.

- Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит скучную дорогу, лес, деревья.

 Валекжанина Е. Ф.  /267-127-672/

Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем  и унёс в своей памяти куда  больше. Он смог увидеть синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами. У разных людей различный дар зрения.

- Чем различаются картины, увиденные разными людьми? Почему у разных людей разный дар зрения? Как вы понимаете эти слова?

- Какие слова помогли третьему человеку красочно и образно описать пейзаж, который только он смог по-настоящему « увидеть», а нам представить его? (синее море васильков, влажная чернота пахоты, ослепительно-белые стволы берёз, изумрудные кроны).

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Понятие об эпитете» .

- Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской?

- Почему наш урок будет носить название  мастерская?  ( Мы будем чему-то учиться, а,  может быть,  что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).

- Девиз нашего урока : «МЫ ТВОРЦЫ!». Итак, вперёд!

  1.  Блок «Изучение нового материала».

1.Пробуждение жизненных впечатлений .

- Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивый, трудолюбивый, искренний и др..)

- А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь: алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи.( Роза).

- Определите время суток  по его признакам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время суток. Например, прохладное, ясное, росистое, благоухающее – утро).

- При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов  и явлений.

    2. Анализ первоначального определения .

- Прочитайте выразительно строки из сказки А.С.Пушкина.

А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой
Около царя сидят

Злыми жабами глядят.

- Какие слова помогают нам представить героинь А.С.Пушкина? Понравились ли они вам? Почему не понравились? ( кривою поварихой, злыми жабами).

- Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.

3. Обобщение ответов в виде опорного конспекта. Работа в тетрадях. Определение постепенно выводится на слайд.

Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заражает настроением; создаёт образ.

  1. Блок « Творческая мастерская».

  1. Подмастерья.

-Кто такие подмастерья? ( Ученики,  помощники мастера)

  1. Отличительные особенности эпитетов  от грамматических определений

Валекжанина Е. Ф.  /267-127-672/

Задание:

Подчеркните эпитеты.

День чудесный! – субботний день.

Золотое сердце – золотое кольцо.

Лисий характер – лисий хвост.

День как бы хрустальный – длинный день.

          б) Роль эпитетов в стихотворении К.Бальмонта « Снежинка» ( распечатки стихотворения лежат на партах каждого уч-ся).

Задание:

Выписать эпитеты, которые создают  «образ»  снежинки и делают его незабываемым.

Стихотворение может выразительно прочитать учитель, либо заранее подготовленный ученик.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Такая чистая,

Такая смелая!

Дорогой бурною

легко проносится

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая.

Средь хлопьев  тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

земли касается

Звезда хрустальная

Валекжанина Е. Ф.  /267-127-672/

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

- Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование и восхищение?

- Как передать эту смену настроения при чтении?

- Какой вы представили снежинку?

      в) Игра « Соревнование с поэтом».

Задание:

Ввести эпитеты в стихотворение А.Фета, которые помогут представить нарисованную поэтом картину. Посоревнуйтесь с автором. (Уч-ся работаю на карточках-тренажёрах).

(Чудная) картина,

Как ты мне родна:

(Белая) равнина,
(Полная) луна.

Свет небес (высоких)

И (блестящий) снег

И саней (далёких)

 (Одинокий) бег.

В случае затруднения можно провести коллективное обсуждение предлагаемых уч-ся эпитетов  или предложить ряд слов-определений, которые можно использовать при работе, причём, среди них должны быть и те, которые нельзя ввести в стихотворение.

  1.  «Мы творим!». Мастера художественного слова.

Уч-ся предлагаются разноуровневые задания творческого характера (уч-ся 1 и 2 групп работают с карточками–тренажёрами). Желательно, чтобы задания выбирали сами уч-ся.

1 группа

2 группа

3 группа.

4 группа

Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева

« Чародейкою Зимою» и рисование к нему живописной акварельной иллюстрации, выбор названия для своей работы

( строка из стихотворения с использованием эпитета)

Введение в текст эпитетов так, чтобы картина стала зримой. конкретной, выразительной.

ВСТРЕЧА  С  … ЛЕСОМ.

Я шагнул (а) на… тропинку и замер(ла) от… . Меня обступили… деревья. Рукой я дотронулся до… берёзки. Залюбовался … сосной. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался под   …елью, приподняв её … ветки. У каждого дерева  свой характер, его нужно… .

Прослушивание музыки П.И.Чайковского

« Времена года». Словесно нарисовать картину, которую вы представили.

Написать рассказ или стихотворение, используя эпитеты так, чтобы читатель смог представить себе картину, которую автор нарисовал.

После самостоятельной работы рассматриваются 2-3 законченных работы уч-ся. Остальные  предлагается доработать дома и представить на следующем уроке.

Валекжанина Е. Ф.  /267-127-672/

  1. Итоги урока. Рефлексия

  1. Вопросы к уч-ся:

– Назовите секреты эпитета.

- Как увидеть эпитеты в тексте?

- Какова их роль в художественном тексте?

- А какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?

- Как вы можете оценить работу нашей творческой мастерской?

2. Заключительное слово учителя.

Сегодня каждый из вас попробовал быть  художником  слова. Мы наблюдали за творениями поэтов и композиторов, которые  подарили нам, прекрасные произведения искусства.  Таким людям необходимо быть чуткими, внимательными и неравнодушными, умеющими замечать,  казалось бы, незаметное. Так давайте учиться у них  «вслушиваться» и «всматриваться» в окружающую нас природу. Дар зрения необходимо развивать. Пробуйте свои силы и наполняйте мир красочными эпитетами. УДАЧИ ВАМ!

Домашнее задание:

  1. Доработать разноуровневые задания, незаконченные на уроке.
  2. Выучить  опорный конспект, проиллюстрировав его своими примерами.

        

Валекжанина Е. Ф.  /267-127-672/

Использованная литература:

  1. Журнал  Литература в школе. № 2 – 2002 г..
  2. Т.Рик. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М,: Астрель, 1999.
  3.  Я иду на урок литературы. – М.: Первое сентября, 2001.
  4. Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "Тайны зимы. Эпитет"

Урок-практикум позволяет пятиклассникам в яркой и занимательной форме открывать секреты эпитета. Трудный материал запоминается легко благодаря презентации, в основе которой лежит принцип «оживления» и...

Конспект урока литературы в 5 классе "Художественно-выразительные средства языка. Эпитет" с мультимедийной презентацией

Личностно-ориентированный  урок по теме «Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет». Тип урока – комбинированный, форма урока – творческая мастерская. Включает изучение нового, закреп...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок литературы в 5 классе по теме "Понятие об эпитете"

Урок литературы в 5 классе. Тема: Понятие об эпитете.Цель: Открыть тайны эпитета; сформулировать понятие об эпитете; стимулировать развитие творческих способностей учащихся.Оборудование: ил...

Интегрированный урок литературы в 5 классе "Эпитет"

Урок обучения новому с использованием новейших технологий познавательной деятельности....

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....