Интегрированный урок литературы в 5 классе "Эпитет"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок обучения новому с использованием новейших технологий познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок в 5 классе. | 687 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы в 5 классе
Урок об эпитете
Цели урока:
- Познакомить с секретами поэтического мастерства, понятием эпитета; помочь учащимся подняться на новую ступеньку читательской культуры.
- Способствовать развитию воображения и речи учащихся, овладению приемами учебной деятельности.
- Воспитывать любовь к чтению, эмоциональную отзывчивость детей.
Для ознакомления пятиклассников с понятием эпитета были выбраны сказки А.С.Пушкина (это было домашнее задание), тем более что к этому периоду дети их хорошо знают, многое помнят наизусть. Это дает возможность сделать урок не только обучающим новому понятию (с понятием постоянного эпитета дети знакомились в 1 четверти), но и повторяющее-закрепляющим ранее изученного. На этом уроке багаж прежних знаний школьников актуализируется, получит новое осмысление, окажется востребованным для того, чтобы подняться на новую ступеньку читательской культуры.
В связи с этим использованы различные формы работы:
- объяснение нового понятия на зрительно-образной основе
- литературная игра-путешествие по сказочному царству (повторение сказок А.С.Пушкина, учащихся к слову поэта) Карта и подорожные грамоты выдаются каждому ученику.
- мини-опрос по контрольному листу (тоже имеющемуся у каждого ученика)
- развитие речи - составление описания золотой рыбки по данному тексту и опорным словам
- сопоставление изобразительных средств в живописи, литературе и музыке на материале описания Царевны – Лебедь из «Сказки о царе Салтане», репродукции картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь» и фрагмента из арии Царевны-Лебедь из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (фонограмма)
Оформление урока:
1) Портрет А.С.Пушкина
2) различные издания его сказок, «контурная карта» сказочного царства, на которой обозначены контуры восьми пунктов будущего путешествия (не раскрашенные), три иллюстрации, изображающие юношу в русском костюме: каждая последующая должна быть ярче и наряднее предыдущей, чтобы учащиеся почувствовали различие эпитета и определения.
Ход урока
1. Слово учителя. Чтение:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Из какой сказки эти строчки?
(«Сказка о царе Салтане»)
И вот этот замечательный кораблик перед вами. Он не простой, а волшебный. Во-первых, он совершает круиз по волшебному царству А.С.Пушкина, во-вторых, в трюмах его спрятаны не обыкновенные товары, а волшебные средства, которые в литературе называют художественными. Именно благодаря им и возникают художественные произведения: стихи, рассказы, сказки, которые создают волшебные слова: поэты и писатели, знающие все особенности характеров этих средств.
- Какие вы знаете?
Их очень много (метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы и т.д.), и вам еще предстоит с ними познакомиться.
2. Объяснение нового материала.
КАКОЙ | КАКОЙ | КАКОЙ |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ | ЭПИТЕТ |
У понятия эпитет есть два старших брата - его помощники. И несмотря на то, что эпитет младше их, он все-таки изображен капитаном. Я думаю, вы догадались почему? Его старший брат-помощник - постоянный эпитет (демонстрируется «портрет») и его боцман (демонстрируется «портрет» определения) - определение, которое очень любит порядок и точность во всем.
- Что же связывает всех братьев?
( Отвечают на один и тот же вопрос « какой?» и являются прилагательным.)
- Кто же из братьев самый яркий и выразительный? А кто самый скромный?
(Определения, которые просто указывают на какие-то признаки, например, материал, из которого сделаны предметы, времена года или суток, возраст и т.д.: весенний день, вечерние сумерки, кружевная накидка.)
- А почему же самый яркий и выразительный эпитет?
Да потому, что он отражает видение автора, его оценку, его чувство, создает в нашем воображении зримую картинку. («Унылая пора! Очей очарованье!» «Сквозь волнистые туманы пробирается луна…») Рождается эпитет благодаря фантазии поэта, его таланту.
Запись определения эпитет в тетрадь.
«Эпитет - это художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету».
- А что же это за постоянный эпитет?
Это тот, который переходит из произведения в произведение,
создает чаще всего сам народ и предает из поколения в поколение в своих песнях, сказках, былинах. Вы все с постоянными эпитетами хорошо знакомы, в этом сейчас сами убедитесь.
Коллективный фронтальный опрос.
Море - (синее); солнце - ( красное); дуб-(зеленый); месяц - (ясный);
зима - (лютая); звезды - (частые)4 молодцы - (добрые); девицы-(красные); конь - (ретивый); гости-(дорогие)» ветер - (буйный) и т.д.
- Почему же эпитет изображен капитаном?
( Потому что он воспринял все свойства своих старших братьев, добавил к ним еще свои - красочность, выразительность, образность).
3. Закрепление.
Цель:
- насколько хорошо дети усвоили понятия эпитета.
А теперь мы вместе с братьями отправимся в круиз по сказочному царству А.С.Пушкина. Карта эта перед вами.
Она пока только контурная, нам предстоит ее раскрасить вместе с эпитетами. Каждый пункт нашего путешествия засияет разными красками, как только мы выполним задания к нему. На все путешествие вам выдается подорожная грамота( такой документ во времена А.С.Пушкина выдавали всем путешественникам), в которой обозначен маршрут с заданиями. Итак, в путь.
( Включается фонограмма мелодии из « Сказки о царе Салтане.»)
Путь наш, конечно, начинается у Лукоморья.
( Идет работа с картой и подорожной грамотой).
Подорожная грамота
Вставьте пропущенные эпитеты: Мимо острова Буяна В царство______________ Салтана. Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поет И орешки все грызет, А орешки _______________, Все скорлупки ____________, Ядра - __________________.
Вставьте пропущенные эпитеты: Жил старик со своею старухой У самого _______________ моря; Они жили в ___________ землянке Ровно тридцать лет и три года.
Вставьте пропущенные эпитеты: Посади ты эту птицу, - Молвил он царю, - на спицу; Петушок мой _______________ Будет ____________ сторож твой.
Вставьте пропущенные эпитеты: Войско в горы царь приводит И промеж _______________ находит Видит шелковый шатер. Все в безмолвии _________________ Вкруг шатра; в ущелье тесном
Чья это характеристика? Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица; Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Назовите эпитеты, которые помогают характеристику.
Какого эпитета не хватает? Входят семь богатырей,
Вставьте пропущенные эпитеты: ____________ ______ бес Под кобылу подлез, Понатужился, Понапружился. Приподнял кобылу, два шага шагнул, На третьем упал, ножки протянул. А Балда ему: « _____________ ты бес, Куда ты за нами полез?» Как эпитеты помогают передать авторское отношение? |
Игра завершается проверкой усвоения понятия учащимися по контрольному листу.
Слово учителя.
Все задания выполнены, и путь наш снова лежит к Лукоморью, где нас ждет кот ученый, который непременно спросит: «А чему вы, отроки, научились? Что видели?»
1) Задания по контрольному листу
Цель:
- проверка умения находить изучаемое явление в тексте,
- развитие логического мышления, умений сравнивать,
- делать выводы.
Контрольный лист.
1. Выберите в приведенных отрывках из стихотворений А.С.Пушкина эпитеты, близкие народной речи, фольклору: С башни царь Гвидон сбегает, Дорогих гостей встречает. Царь Салтан за пир честной Сел с царицей молодой. Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом. Белка там живет ручная, Да затейница какая! 2. Выберите в приведенных примерах эпитеты (художественные определения): И завидуют оне Государевой жене. Ах ты мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Гости умные молчат: Спорить с бабой не хотят. 3. Выберите в приведенных примерах определения: Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку... Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. Ты волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь... 4. Выберите правильные ответы из предложенных:
а) Царицу; б) Царевну; в) Шамаханскую царицу;
а) Царевну; б) Царевну Лебедь; в) Ткачиху. 5. Выберите в приведенных примерах оценочные эпитеты: Торговали мы конями, Все донскими жеребцами. А ткачиха с Бабарихой Да с кривою поварихой Около царя сидят, Злыми жабами глядят. Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо. Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит. |
Контрольные листы сдаются учителю для проверки.
2) Творческая работа.
Составление описания золотой рыбки с использованием эпитетов.
Цель:
- в зримой форме закрепить в сознании учащихся представление об особой выразительности и яркости эпитета.
Из путешествий всегда привозят подарки. Давайте и мы приготовим подарок коту. Что больше всего любят коты?
Рыбку. Вот и мы привезем ему рыбку, сказочную, конечно.
Ведь кот наш ученый. Все знают пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке».
Только у А.С.Пушкина описания рыбки нет, а мы попробуем это сделать.
Работа с опорными словами и текстом. (Чтение вслух, обсуждение).
3) Сопоставление изобразительных средств в литературе, живописи, музыке.
Цель:
- вывести учащихся на новый этап осмысления литературного понятия,
- помочь увидеть своеобразие каждого вида искусства.
Ну, вот и Лукоморье.
Встречает нас кот ученый
(возможен элемент инсценировки).
Он очень доволен нашими успехами. Ой, да и не только кот.
А кто здесь еще?
Демонстрируется репродукция картины М. Врубеля « Царевна Лебедь»
- Вспомните, как писал о ней А.С.Пушкин?
(подготовленное дома чтение описания Царевны).
А теперь послушайте, какой услышал ее композитор Н.А. Римский-Корсаков? (Включается фонограмма фрагмента арии Царевны Лебедь).
- Нравится ли вам? Почему?
- Какими средствами создали портрет прекрасной царевны художник и композитор?
Как видите, и у художника, и у композитора нашлись свои художественные средства: у художника-краски, свет, ракурс, у композитора- ритм, мелодия, голос. А у поэта- это слова, красочные эпитеты, сравнения. И Пушкин, замечательный мастер слова, волшебник эпитета, вдохновил и Врубеля, и Римского-Корсакова на создание собственных произведений
4 Домашнее творческое задание.
Письменный ответ: «Какой увидел Царевну поэт (художник, композитор)?»
Ввести в свой рассказ эпитеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).
Целью этого урока создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...
Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"
Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Интегрированный урок литературы и изо Тема: "Пейзаж в литературе и живописи" (на материале стихотворений С.Есенина)
Цель урока - определить роль пейзажа в художественном произведении, увлечь учащихся творческой природой искусства. Урок помогает учащимся осознать важность сохранить красоту окружающей природы, ребята...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...
Интегрированный урок литературы в 6 классе (музыка, литература)
Тема урока: Единство красоты природы и красоты человеческих чувств в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”....