Разновозрастное занятие по литературе. "Жемчужины русского красноречия".
план-конспект занятия по литературе по теме

Фаркова Галина Вениаминовна

Разработка внеклассного мероприятия в рамках недели русского языка и литературы для учащихся 5-7 классов. Презентацию к занятию, ребусы и фотоотчёт см. в моём портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.odt26.57 КБ

Предварительный просмотр:

                               Разновозрастное  занятие — викторина  по  литературе

                        « Жемчужины  русского  красноречия . Пословицы  и  поговорки. »

Цели  занятия :

-закрепить  знания , полученные  на  уроках  литературы по  теме « Пословицы  и  поговорки »  в  5-7 кл. ;

-закрепить  представление  о  малых  фольклорных  жанрах  и  их  особенностях ;

-развивать  навыки  устной  монологической  и  диалогической  речи ;

-расширять  словарный  запас  учащихся ;

-развивать  навыки  отбора  материалов  по  заданной  теме , самостоятельной  работы  с       дополнительной  литературой  при  подготовке  к  викторине ;

-показать  значимость  пословиц  и  поговорок  в  языке ;

-прививать  уважение  и  интерес  к  традициям  своего  народа ;

-заинтересовать  учеников  созданием  собственных  пословиц  и поговорок  на  основе  древних  образцов ;

-развивать  творческие  способности  учеников , их  логическое  мышление ;

-формировать  умение  выражать  свои  мысли  и  высказывать  собственное  мнение ;

-прививать  культуру  учебного  сотрудничества  не  только  со  сверстниками  и  учителем , но  и  в  разновозрастной  группе ;

-прививать  интерес  к  урокам  литературы  в  школе;

Оборудование :

проектор,

экран,

рисунки  пятиклассников  для  конкурса ,

презентации  учащихся, сборник  пословиц  В.И. Даля ,

ребусы  о  пословицах,

костюмы  русских  крестьян.

Класс  оформлен  в  виде  русской избы.

                                                                 Ход  занятия

1.  Организационный  момент

( Звучит  русская  народная  мелодия )

Ведущая  и  ведущий : ( кланяясь )  Здравствуйте,  гости  дорогие !  

Ведущая : В  народе  говорят : « Не  красна  изба  углами , а  красна  пирогами » .

Ведущий :  Милости  просим  к  нашему  столу — чай  пить  да  беседу  говорить.

(  Звучит  русская  народная  музыка ) ( Ведущие  уходят )

2.   Презентация  « Русский  народный  фольклор »

         (  презентацию  готовят  учащиеся  5  класса )

Слайд: Нашим  предкам  скучать  было  некогда.  Весной  крестьянин  пашню  пахал,  летом  за

 посадками  ухаживал.

 

Слайд:    Осень — пора  уборки  урожая.  Зима  пришла — начинай  подготовку  к  новой  посевной.

Тяжела жизнь  русского  народа.

Слайд:     Но затянул крестьянин  песню  и  закипела  работа  пуще

прежнего.  А  сделал  дело — можно  и  повеселиться  от  души !

Слайд:   Кто  из  нас  не  любит  Масленицу  да  её  блинов  жарких !  

Слайд:    А   кто  не  был  на  веселых  троицких  гуляньях !

Слайд:    Да  и  что  говорить -  обряд  колядования  знаком  каждому  из  нас !

Слайд:    Каждый  из  нас  с  детства  знаком  с  русскими  песнями — колыбельными, потешками ,

загадками  и , конечно, сказками. В  школе  мы  знакомимся  с  былинами  и  преданиями . В  них —

опыт  наших  предков, в  них  мудрость  народная !

 3.   Выбор  названий  для  команд  и  их  капитанов

Ведущая : Вы , наверное , уже  догадались , что  говорить  мы  сегодня  будем  о  русском  народном

фольклоре. Слово фольклор пришло к нам из английского языка и в переводе означает «народная

мудрость». (Запись на доске).

Ведущий : Настя , а  можно  я  расскажу  нашим  гостям , про  сюрприз , который  мы  для  них      

приготовили ?

Ведущая :  Тебе  так  не  терпится , Миша ?

Ведущий :  Конечно!

Ведущая :  Ну , тогда — рассказывай !

Ведущий :  Мы  приготовили  для  вас  викторину  по  русскому  фольклору . В  ней  

примут  участие  две  команды , состоящие  из  учеников  5-ых  и  7-ых  классов . И  это  неслучайно !

Ведущая :  Подожди , Миша !  Об  этом  немного  позже ,  сначала  мы  попросим  участников  

придумать  названия  и девиз для  своих  команд  .  Название  команды  должно  быть  

так  или  иначе  связано  с  понятием  « интеллект ».  

А  девизом  каждой  команды  станет  одна  из  русских  народных пословиц .  Нашему  жюри  мы

 предлагаем  оценить  находчивость  наших  участников  по  пятибальной  системе.

Ведущий :  Мы  просим  участников  посовещаться  в  течении  минуты  и  принять  решение.

 ( Звучит  русская  народная  музыка )

Ведущая :  Итак ,  мы  просим  первого  капитана  озвучить  название  своей  команды   и  девиз…. .

Почему  вы  выбрали  именно  такое  название ?

Ведущий :  Капитан  второй  команды , как  назвала  себя  ваша  команда ? Ваш девиз ?  Почему  вы

выбрали  именно  эту  пословицу  в  качестве  девиза  для  своей  команды.

Ведущая : Мы просим  жюри  оценить работу  команд .

4.   Разминка

Ведущая : Прежде , чем  начать , мы  предлагаем  вам  вспомнить  некоторые  жанры  русского

фольклора . Схема  на  доске  может  послужить  вам  подсказкой .

Ведущий : Мы  зачитываем  строки  из  произведений  УНТ ,  а  вы  должны  угадать  название  жанра.

Ведущая : В  конкурсе  принимают  участие  все  игроки . Команды  поочерёдно  отвечают  на

вопросы. За  каждый  правильный  ответ  команда  получает  один  балл .

Ведущий : Если  команда  затрудняется  ответить  на  свой  вопрос , капитан  произносит  слово    

« дальше » и  право  на  ответ  получает  команда  соперников.

Ведущая : Первый  вопрос — команде №1.

Ведущий : « Поле не  мерено , овцы  не  считаны , а  пастух  рогат » ( Загадка )

Ведущая : « Сорока — белобока  кашку  варила ,  деток  кормила … » ( Потешка )

Ведущий : « От  топота  копыт  пыль  по  полю  летит »  ( Скороговорка )

Ведущая : « Ножки , ножки , бегите  по  дорожке » ( Пестушка )

Ведущий : « Баю — баю — баиньки , прибежали  заиньки »  ( Колыбельная )

Ведущая : « Раз , два , три , четыре , пять ,  вышел  зайчик  погулять »  ( Считалка )

Ведущий : « Солнышко , вёдрышко , выгляни  в  окошко ...» ( Закличка )

Ведущая : « В  некотором  царстве , в  некотором  государстве …» ( Сказка )

Ведущий : « Из того  ль  из  города  из  Мурома ,  из  того  ль  села  да  Карачарово ...» ( Былина )

Ведущая : « Коляда , коляда !

                 

                   Подавай  пирога …» ( Обрядовая  песня )

Ведущий : « На  чужой  каравай  рот  не  разевай »  ( Пословица )

Ведущая : « Голод  не  тётка » ( Поговорка )

Ведущий : Мы  просим  жюри  занести  результаты  конкурса  в  оценочный лист.

5.   Повторение теоретических  сведений  о  пословицах  и  поговорках

Ведущая : Мы  вспомнили  жанры  УНТ.  Сейчас  как  раз , Миша , то  самое  время , когда  мы  можем  

раскрыть участникам  тему  нашей  викторины .

Ведущий : Да , и  объяснить  почему  участниками  конкурса  являются  ученики  именно  5-ых  и  7-ых  

классов.

Ведущая : Всё  очень  просто , Миша.  Дело  в  том , что  в  5-ом  классе  мы  начинаем , а  в  7-ом -

заканчиваем  знакомство  с  двумя  очень  близкими  жанрами  УНТ.

Ведущий : Их  ещё  называют  « жемчужинами  русского  красноречия » , да ?

Ведущая : Да , а  давай  мы  просим  участников — семиклассников  назвать  эти  жанры, дать  их  

определение  и  ответить  на  вопрос : на  чём  основано  такое  сравнение ?

Ведущий : А  теперь  вопрос  к  пятиклассникам . Говорят : « Поговорка — цветок , а  пословица -

ягодка » . Объясните , как  вы  понимаете  это  выражение. Просим  жюри  оценить  ответы  учащихся

  по  пятибальной  системе.

Ведущая : Всё  верно . Мы  предлагаем  вашему  вниманию  викторину  « Жемчужины  русского  

красноречия » . Пословицы  и  поговорки.»  ( уходят )

( Звучит  музыка )

6. Презентация  ( готовят  учащиеся  7 класса  )

Пословицы  и  поговорки  живут  в  народной  речи  века. Родились  они  в  глубокой  древности.

Некоторые  дошли  до  нас  в  произведениях  древнерусской  литературы  XI-XII вв. : «Слове  о  полку    

Игореве» , «Повести  временных  лет».

Собирание  пословиц  началось  в XVI веке , а  может  и  раньше , но  записи  того  времени  до  нас  

не дошли.

Начало  научному  изучению  русских  пословиц  и  поговорок  положил М. В. Ломоносов. Лишь  со  

второй  половины  XVIII века  сборники  пословиц  и  поговорок  стали  печататься. Известными  

составителями  таких  сборников  были  И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и др.

Но  самым  знаменитым  является  В.И. Даль. Труд  его  считается  непревзойденным. Всю

жизнь  он  посвятил  собиранию  пословиц , изъездил  всю Россию , записывал  пословицы  и  

поговорки  услышанные  им  от крестьян , ремесленников  и  солдат.

Больше тридцати  лет  Даль  по  крупицам  собирал  и  записывал  пословицы  и  поговорки. Им  

собрано  огромное  количество — 25 тысяч пословиц и поговорок.

 

7. Конкурсы

Конкурс  № 1. Домашнее задание.

Ведущая : Итак , первый  конкурс.

Ведущий :  На  столе  у  каждой  команды — чистый  лист.  За  2-3  минуты  вы  должны  вспомнить  и  

записать  как  можно  больше  пословиц  и  поговорок  о  самих  пословицах  и  поговорках .

Ведущая : Та  команда ,  которая  вспомнит  большее  количество  пословиц  и  станет  победителем  

конкурса. Время  пошло .

( Звучит  русская  народная  песня )

Ведущий : Капитаны , назовите  участника , который  будет  бороться  за  честь  команды.

Ведущая : Начинаем  соревнование ! Я  прошу  выйти  в  центр  названных  участников .

Они  поочерёдно  будут   называть свои  пословицы. Задача  жюри  подсчитать  количество  пословиц,

 названных  каждой  командой.

Ведущий : Мы  просим  жюри  подсчитать  баллы,  заработанные командами.

Конкурс  № 2. Отгадай «нарисованную» пословицу.

Ведущая :  Следующий  конкурс  для  семиклассников  подготовили  учащиеся  5-го  класса . На  доске  

вы  видите  рисунки  пятиклассников . В  каждом  рисунке  скрыта  пословица.  Ваша  задача  отгадать

нарисованную  пословицу.

Ведущий : Первые  …  рисунков — для  команды №1 .  У  жюри  на  столах   шпоргалки  с  

ответами .  Если  команда  верно  называет  пословицу —   команда  получает  1 балл .

Ведущий :  Мы  приглашаем  сюда  трёх  семиклассников....

Ведущая : Команда №2  - ваша очередь.  

Ведущая : Мы  просим жюри  внести в  оценочную  таблицу результаты  конкурса.

Конкурс  № 3. Ребусы.

Ведущий :  Следующее  задание  для  всех  участников  команд.

Ведущая :  Каждая  команда  получает  по  5  ребусов ,  в  каждом  из  которых  зашифрована  

пословица  или  поговорка . Ваша  задача  назвать  зашифрованные  пословицы  и  объяснить , как  

вы  решили  ребус. ( См. Презентацию. )

Ведущий : Пока  участники  разгадывают  ребусы ,  мы  предлагаем  нашим  гостям  немного  

отдохнуть.  Для вас ,  дорогие  гости ,  музыкальная  пауза.

8. Костюмированное выступление.

( В  исполнении  учениц   5 и 7 классов  звучит   песня  « Ой, цветёт  калина ...» )

Ведущий : Спасибо  девочкам  за  прекрасную  песню ,  а  мы  продолжаем  конкурс.

Ведущая :   На  доске  ваши  ребусы . Вы  готовы  назвать пословицы  и  разъяснить  ребус ?

 

(  К доске  выходит  один  ученик  и  объясняет  один  ребус )

Ведущая : К  доске  приглашается вторая  команда . Ей  слово .

Ведущий : Мы  просим  жюри  оценить  работу  участников  викторины.

Конкурсы  № 4 , 5. Конкурс пантомим.

Ведущая : Следующий  конкурс творческий . Мы  предлагаем  ученикам  5-ого  класса  придумать  

пантомиму , в  которой  будет  скрыта  русская  народная  пословица. Свою  пантомиму  вы  

представите  команде — сопернику , а  если  она  её  разгадает , заработает дополнительное  очко.

Ведущий :  Пришло  время  для  пантомим . Учащиеся  5-ых  классов,  просим  вас  показать  

участникам  конкурса  свои  пантомимы . ( Ребята  показывают  пантомимы ,  ведущий  просит  

конкурсантов  назвать  зашифрованную  пословицу , а  тех , кто  её  показывал , ответить : правильно  

ли  разгадана  пантомима )

Ведущая : Кто же  победил  в  конкурсе, уважаемое  жюри ?

Конкурс  № 6 Сочиняем пословицы.

Ведущая : Ну и  последний  шуточный  конкурс . Всем  хорошо  известно , что  новое - это  хорошо  

забытое  старое . Часто  мы  невольно  становимся  свидетелями  того , как  старые  народные  

истины  осовремениваются .

Ведущий : Ну да !  Слово  не  воробей — догони  и  добей ! Ты  это  имеешь  ввиду ?

Ведущая : Знаешь , а  давай  предложим  нашим  конкурсантам  осовременить  некоторые  русские  

пословицы !

Ведущий : Да уж !  Хотелось  бы  послушать !

Ведущая : Участникам  предлагается  осовременить  на  выбор три  русских  пословицы .

Ведущий :  Да, очень  трудно  оценить этот  конкурс!

Ведущая :  А  давай мы  попросим  наших  гостей  оценить  этот  конкурс !

Ведущий :  Уважаемые  гости , мы  просим вас  о помощи !

Ведущая :  Итак .  Победителями  конкурса  становятся  ….

6.   Подведение  итогов  конкурса

Ведущий : Ну вот  и  подошла  к  концу  наша  викторина . Пришло  время  определить  победителей .

Ведущая : Мы  просим  подсчитать  баллы  и  объявить  победителей.

Ведущий :  Победителями  викторины  « Жемчужины  русского  красноречия . Пословицы  и

 поговорки.»  стала  команда …...

Ведущая : Мы поздравляем  победителей ( вручают  связку  баранок ), а   всех  участников викторины

мы  приглашаем  на  дружеское  чаепитие.

Ведущая  и  ведущий : А  мы  с вами  прощаемся , гости  дорогие .  Будьте  здоровы ! ( кланяются )

 ( звучит музыка )

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематика игровых занятий-экскурсий в музее "Русская изба"

Данный материал помогает родителям и учителям выбрать тему занятия с детьми в Русской избе в соответствии с возрастом детей и потребностями....

Коллективные занятия в процессе обучения русскому языку как эффективное условие развития личности

Из опыта работы: "Использование КСО на уроках русского языка" . Приложение: карточки по ВПТ....

музыкально – ритмическое занятие в первом классе « Русский народный танец»

Развивать речевое дыхание, голос.   Уметь воспринимать музыку через зрительный, тактильновибрационный и слуховой   анализаторы. Уметь выражать свои эмоции раз...

Конспект занятия "Культура Руси. Интерьер русской избы"

Конспект занятия по ИЗО для детей 6-7 лет, занимающихся в комплексе раннего эстетического развития в Центре детского творчества №4 г. Иваново....

Презентация к разновозрастному занятию по литературе. "Жемчужины русского красноречия".

Презентация к разновозрастному занятию по литературе. Фольклор. Словарь пословиц и поговорок В.И. Даля. Ребусы....

Открытое занятие на Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Тема занятия: «Введение в программу «Русская мозаика»

В ходе занятия учащиеся знакомятся с предметами быта,  с русским фольклором (песни, игры на народных музыкальных инструментах).Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальн...

Разновозрастное занятие по биологии в 6, 7, 8 классах. "Размножение в органическом мире. Особенности полового размножения"

Основание объединения классов:1.Сходное содержание изучаемого материала, стыковка во времени прохождения тем;2. Реализация принципов разновозрастного обучения, взаимодействия, педагогизации, интеграци...