Урок литературы в 8 классе по теме «Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока «На поле Куликовом» (конспект, презентация, тест)
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Яровик Нина Петровна

Цели: 1) познакомить учащихся с биографическими фактами и атмосферой, в которой жил и творил поэт;

                 2) рассмотреть, как историческая тема воплощается в творчестве А.А.Блока;

                 3) раскрыть идейно-художественное своеобразие цикла «На поле Куликовом»;

                 4) воспитать чувство любви к родине, историческому прошлому.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным. Цели урока: научиться различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными и производить их синонимическую замену; закрепить умения правильно расставлять знаки препинания и составлять схемы предложений с указанными придаточными; пробудить у учащихся осознанный интерес к родной литературе.

Слайд 2

Алгоритм написания

Слайд 3

1.Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгения Онегина», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам известны.2. Очень опасное заблуждение. 3.Ведь оно порой мешает нам ещё и ещё раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения , приблизиться к постижению непостижимого. 4.Интеллект человека не в умении читать , а в умении перечитывать. 5.Читатель, который общается с произведениями классиков, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника. 6.Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения! 7.Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными. 8.Иначе человек обречен на пожизненное духовное прозябание. 9.Мне думается, что борьба за самостоятельное творческое мышление - борьба за истинную духовную культуру. (По И. Доризо ).

Слайд 4

Допишите предложения, добавив в них придаточные изъяснительные. Используйте при этом свое мнение о герое комедии А.Грибоедова «Горе от ума» Чацком . Я считаю, что… Меня привлекает в нем то, что … Мне кажется, что … Мне нравится, что …

Слайд 5

А1,2 ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА А3 ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ А5,6 ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА А7 ЗНАНИЕ ИВС А4, В1 СИНОНИМЫ В2 ОРФОГРАММЫ В КОРНЕ СЛОВА В3 ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК В4 Н-НН в разных частях речи В5, 10,11 ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В6 ССП В7 СПП В8 ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ В9,12 ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЙ В13 БСП В14 НЕСКОЛЬКО ПРИДАТОЧНЫХ В СП

Слайд 6

Домашнее задание. П.9,10,11, повторить правописание Н-НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастиях; индивидуальные задания по группам: 1)Написать сочинение-рассуждение на тему «Роль СП тексте »; 2)Найти и выписать из произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» СПП с придаточными определительными и изъяснительными, подчеркнуть грамматические основы, составить схемы.



Предварительный просмотр:

Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным.

Цели урока:

  • научиться  различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными  и производить их синонимическую замену;
  • закрепить умения  правильно расставлять знаки препинания и составлять схемы предложений с указанными придаточными;
  • пробудить у учащихся осознанный  интерес  к родной литературе.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

  • Сегодня мы на уроке обобщим ваши знания о СПП с придаточными определительными и изъяснительными, закрепим умения различать их по характерным признакам, правильно расставлять знаки препинания. Практическая значимость  урока направлена на повторение орфографических и совершенствование пунктуационных навыков, с целью применения полученных знаний  при сдаче ГИА и ЕГЭ.

3.Индивидуальная работа по  карточкам (два человека работают у доски). Затем проверяют сами учащиеся, если есть ошибки,  исправляют и комментируют.

Карточка №1

Спишите. Определите главное и зависимое слово, укажите тип данных словосочетаний.
Грибоедовская Москва(    ), по свидетельству современников(  ), навсегда проститься(  ), дворянские семьи(  ), подать барину(  ), острая сатира(  ), свободомыслие героя(  ),  обучение создало(  ), мыслить по- новому(  ), словесный портрет(  ). 

Карточка №2

Спишите, сделайте синтаксический разбор предложения. Составьте его схему, определите  вид придаточного.

Почти каждая строчка  комедии А.С. Грибоедова обращена в пословицу,  которая годится для применения к любому обществу. (А.С.Пушкин)

4.Повторение. Правописание Н –НН в суффиксах  отглагольных прилагательных и причастиях.

Распределительный диктант.

Разочарованный герой,  стилизованное произведение, комедия закончена, нежданный визитёр, старинные преданья, хорошо воспитанная, прочитанные статьи, документы подписаны, организованный  заговор, непрошеный гость. 

(Слайд- 4: «Алгоритм написания н, нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».)

  • Повторение, какой орфограммы прозвучало в этом задании?
  •  Найдите лишнее словосочетание и объясните почему.
  • Сформулируйте правило «Правописание Н –НН в отглагольных прилагательных и причастиях».
  • Какие показатели влияют на написание нн в суффиксах причастий?
  • Что известно про слова с суффиксами –ова-, -ева-?
  • Если дана краткая форма страдательного причастия, сколько н будем писать?

5.Закрепление знаний, умений и навыков по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным».

  А)Проверить работающих по карточкам.

Карточка №1

Спишите. Определите главное и зависимое слово, укажите тип данных словосочетаний.
Грибоедовская Москва(    ), по свидетельству современников(  ), навсегда проститься(  ), дворянские семьи(  ), подать барину(  ), острая сатира(  ), свободомыслие героя(  ),  обучение создало(  ), мыслить по- новому(  ), словесный портрет(  ).

  • Что такое словосочетание?
  • Назовите типы  связи словосочетаний.
  • Дайте определение предложению.
  • Какие виды предложений вы знаете?
  • Назовите виды сложных предложений.

Карточка №2

Спишите, сделайте синтаксический разбор предложения. Составьте его схему, определите  вид придаточного.

Почти каждая строчка  комедии А.С. Грибоедова обращена в пословицу,  которая годится для применения к любому обществу. (А.С.Пушкин)                                         Б) Фронтальный опрос по теме. 

  • Что изучает синтаксис?
  • Дайте определение пунктуации.
  • Какие предложения называются сложносочиненными?
  • Какие предложения называются сложноподчиненными?
  • Чем отличаются ССП от СПП?
  • На какие основные группы делятся СПП?
  • Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными?
  • Расскажите о СПП с придаточными изъяснительными. 
  • В чем разница между союзом и союзным словом?

В).Работа с текстом.

Прочитайте текст.

1.Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгения Онегина», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам известны.2. Очень опасное заблуждение. 3.Ведь оно порой мешает нам еще и еще раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого. 4.Интеллект человека не в умении читать, а в умении перечитывать. 5.Читатель, который общается с  произведениями классиков, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника.

6.Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!

7.Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными. 8.Иначе человек обречен на пожизненное духовное прозябание. 9.Мне думается, что борьба за самостоятельное творческое мышление - борьба за истинную духовную культуру.

(По И. Доризо).

  • Определите его основную мысль.( Умение не просто читать, а внимательно, постигая непостижимое; не только вчитываться, но и  вдумываться в прочитанное; научиться перечитывать)
  •  Выпишите СПП.(1, 5, 7, 9) Подчеркните грамматические основы , определите вид придаточных, составьте схемы.
  • Укажите предложение, придаточную часть которого можно заменить причастным оборотом.(5)
  •  Какой вид придаточных способен трансформироваться(изменяться)?

Д)  Творческая работа.

Допишите предложения, добавив в них придаточные изъяснительные. Используйте при этом свое мнение о герое комедии А.Грибоедова «Горе от ума» Чацком.

  • Я считаю, что.. .(Чацкий много знает, многим интересуется, имеет свое собственное суждение о многих проблемах: о службе Отечеству, о крепостном праве)
  • Меня привлекает в нем то, что… ( он не признает авторитетов, связанных с богатством и положением в обществе.)
  • Мне кажется, что …(его чувство к Софье отличается искренностью, пылкостью и самоотверженностью.
  • Мне нравится, что… (Чацкий не боится высказывать свое мнение, и это приводит в  ужас Фамусова.

Е)Тест по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным».

6. Подведение итогов урока. 

  • Что мы сегодня повторяли?
  • Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными?
  • Расскажите о СПП с придаточными изъяснительными. 
  • Что вызвало наибольшую сложность?
  • Ребята, давайте, посмотрим какие задания из экзамена по русскому языку (ГИА) мы отрабатывали?

Оценки за урок.

7.Домашнее задание. П.9,10,11.По группам:1)Написать сочинение-рассуждение на тему «Роль СП  тексте»;2)Найти и выписать из произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» СПП с придаточными определительными и изъяснительными, подчеркнуть грамматическую основу, составить схемы.

Алгоритм рассуждения, чтобы определить вид придаточного.

 1. Найдите грамматическую основу предложения.

 2. Установите смысловые отношения между частями СП, определите главное и придаточное предложение.

 3. Поставьте вопрос от главного к придаточному предложению

 4. Найдите союз, союзное слово в предложении.

СПП

с придаточными определительными

СПП

с придаточным изъяснительными

Относится

существительному

глаголу

Отвечает на вопросы

Какой? Чей?

Вопросы косвенных падежей (Кого? Чего? Чем?Кем?)

Присоединяется

Союзными словами

Союзными словами союзами

Я вернулся в комнату, где перед лампой уже лежали две книжки.

Софья говорит, что «он в друзья особенно счастлив».

Алгоритм рассуждения, чтобы определить вид придаточного.

 1. Найдите грамматическую основу предложения.

 2. Установите смысловые отношения между частями СП, определите главное и придаточное предложение.

 3. Поставьте вопрос от главного к придаточному предложению

 4. Найдите союз, союзное слово в предложении.

СПП

с придаточными определительными

СПП

с придаточным изъяснительными

Относится

существительному

глаголу

Отвечает на вопросы

Какой? Чей?

Вопросы косвенных падежей (Кого? Чего? Чем?Кем?)

Присоединяется

Союзными словами

Союзными словами союзами

Я вернулся в комнату, где перед лампой уже лежали две книжки.

Софья говорит, что «он в друзья особенно счастлив».

.



Предварительный просмотр:

Тест №3. СПП с придаточными определительными и изъяснительными

Вариант 1

А1. Какое предложение содержит придаточное изъяснительное?

1) Я не знаю, где встретиться нам придётся с тобой.

2) Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в нашей памяти.

3) После рекламной паузы вернёмся к важнейшим событиям, которые происходили на прошлой неделе.

4) Там, где клён шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой.

А2. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Софья, характеризуя Чацкого, говорит, что «он в друзьях особенно счастлив».

2) По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.

3) Комната, куда меня привели, была похожа на сарай.

4) Следователь догадался, где может скрываться преступник.

A3. Какое придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова?

1) Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.

2) Уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.

3) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

4) Знаешь, я читала, что бессмертны души.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пел он старинную (1) песню (2) слушать (3) которую без волнения (4) было невозможно.

1)1                 2)2                  3)1,3                            4)2,4

А5. Напишите вид придаточного в данном предложении. Составьте схему.

За всё, что человек берёт, он платит собой.

Тест №3. СПП с придаточными определительными и изъяснительными

Вариант 2

А1. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2) По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.

3) И боль, что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает...

4) О, я была уверена, что ты придёшь назад.

А2. Какое предложение содержит придаточное изъяснительное?

1) Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

2) Комната, куда меня привели, была похожа на сарай.

3) Цвета костюмов, которые сшили для участников олимпиады, соответствовали цветам национального флага.

4) Казалось, что город  устал от зимы.

A3. Какое придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова?

 1) К. Чуковский вспоминал, что познакомился с Анной Ахматовой в годы «её первых стихов».

 2) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник.

 3) Собака словно просила, чтоб её не прогоняли.

 4) Хотят ли русские войны, спросите вы у тишины.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Даже полезные наставления (1) я могу выслушивать (2) только от людей (3) мнение (4) которых мне дорого.

1)3                2)1,3                     3) 1,2                         4)2,4

А5. Напишите вид придаточного в данном предложении. Составьте схему.

 Художник видит то, чего не видят остальные.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвокультурологический анализ цикла стихотворений А. Блока "На поле Куликовом"

Анализ лингвокультурологического пространства стихотворного цикла А. Блока....

Краткий конспект урока для 9 класса по теме "Образ Наполеона".

Материал содержит краткую запись основных этапов урока "Образ наполеона в зеркале физиогномики", а также презентацию по данному уроку.Основная используемая технология работы: технология критического м...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

План-конспект урока в 10 классе по теме: «Моя Родина»

Основная цель урока это узнать лексический материал по теме: «Моя Родина»Задачи урока:расширить коммуникативный опыт за счет включения регионального компонента;сформировать коммуникативную компетенцию...

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин""

Методическая разработка урока выполнена по стандартам ФГОС второго поколения.Урок является логическим продолжением темы "А.С.Пушкин. Роман в стихах "Евгений Онегин"" в 9 классе и имеет большое значени...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" с методическими пояснениями

Технологическая карта к уроку литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" разработана как вариант записи данного урока в свете требований...