календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по учебнику Ланина. ФГОС
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме

Потапова Елена Алексеевна

планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы к УМк Ланина Б. А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе

на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОСе.

Программа обеспечивается УМК по литературе

для 5-9 классов под редакцией Б. А. Ланина,

 изд. «Вентана-Граф», 2013 год

Количество часов - 105 ч (3 часа в неделю).

Составила: Потапова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ  Г. Астрахани «СОШ №54», учитель высшей категории

№ урока

(год)

Тема урока

Основное содержание по темам, практические и письменные работы

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

дата

1-2

Введение. От истоков литературы – к литературным жанрам

Художественное произведение.

Диагностика уровня литературного развития уащихся

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии,  формы  проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы, умение решать тесты


3-13

Фольклор.

11часов. Из них:.

Конкурс на лучшее исполнение малых жанров фольклора

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания  жанров фольклора, использование их в устных и письменных высказываниях; устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, исполнения актеров.

Письменный ответ на проблемную  тему

Героический эпос. Былина « Илья Муромец и Соловей –Разбойник»3ч.

Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность.

Героическое сказание. Героический эпос народов России.2ч.

Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его честность и благородство. Авторская характеристика героя.

Рыцарская героическая поэма. Песнь о Роланде(фрагмент)2ч.



 Русские народные песни.3ч.

Письменный ответ на проблемный вопрос 1 ч.

Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье.






Исповедальность лирической песни. Её диалогичность. Напевность  и мелодичность песни.

  1. В чём связь русских народных песен с былинами?

14-18

Баллада. 5ч.

В. А. Жуковский. Лесной царь.(2ч)






А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге(3)

Фантастический сюжет. Романтика ужасов в балладе. Диалогичность произведения. Тема для обсуждения : Баллада Жуковского – перевод или оригинальное произведение? 




Исторический сюжет. Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта.

воспитание     патриотизма, уважения к Отечеству,        осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа

 умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации       

знать жанры древнерусской литературы, видеть     нравственные аспекты летописи, уметь характеризовать стиль произведения, подбирать цитатные примеры для характеристики образов и приемов изображения человека, составлять устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, участвовать в коллективном диалоге

19-30

Литературная сказка

А.Н. Островский «Снегурочка»().  


В. М. Гаршин 3ч.



В. А. Каверин.  «Лёгкие шаги»3ч.


А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 3ч.


Преданность героини и тема предательства в сказке. Фольклорные корни образа Снегурочки.



Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала.

Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё. Особенности рассказывания.

Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения.

формирование ответственного отношения к учению.  

 принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.  

уметь характеризовать стиль произведения, работать со словарем лингвистических терминов, знать отличие литературной сказки от русско-народной.

31

Литературная песня. 1 час

А. В. Кольцов. « Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты рожь…»








Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главного героя и героини.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

 выразительно читать наизусть, презентовать и защищать собственные иллюстрации к песни, составлять план ответа на проблемный вопрос  

32-41

 «Воображение и мечта в литературе : путешествия, приключения, детектив 10ч.

Д. Дефо «Робинзон Крузо»

4ч.




А. С. Грин «Алые паруса»4ч.



Э. По. «Золотой жук».2ч.

Расширение пространственно-географических представлений






Главы по выбору учителя. Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам.

Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебством» - знак судьбы.


Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Приключенческий рассказ и детектив.

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,



Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

  Уметь определять жанр произведения;

42-55

Стихи о природе и о природе творчества 14ч.




А. С. Пушкин «Узник», «Зимняя дорога», «Туча»2ч;

Е. А. Баратынский «Водопад»2ч;

М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»

2ч;

С. А. Есенин «В зимний вечер по задворкам», «Сыплет черёмуха снегом»2ч;

Б. Л. Пастернак «Снег идёт»Д. С. Самойлов « Перед снегом», Е. А. Евтушенко « Идут белые снеги»2ч.;

 В. В. Маяковский «Необычайное приключение , бывшее с Владимиром Маяковским на даче»2ч;

 М Цветаева « Моим стихам..»

Воспитание любви к природе.






















Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов.











Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

 работать с разными источниками информации,  находить  ее,  анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

 Расширить знание  жанров  лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов

56-73

 Страницы классики.18 часов.

А.С. Пушкин . Из биографии поэта.«Выстрел»или «Метель».5ч

Иллюстрировать понятия «антитеза» примерами из повести




Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики. Тайная мысль героя: месть или попытка отстоять своё достоинство.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

выделять этапы развития сюжета,  различать образы рассказчика и автора-повествователя,

Развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству

 А.С. Пушкина1ч.

Письменный ответ на проблемные вопросы:

- роль детали в повести «Метель»

- человек в противостоянии своей судьбе

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразова-

нию.

Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос ,

  владеть начальными навыками литературоведческого анализа.

М.Ю. Лермонтов «Бородино»2ч.

Историческая основа стихотворения. Героизм русского народа, патриотический пафос стихотворения.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

Умение работать со словарем литературоведческих терминов, со справочной литературой и ресурсами Интернета  с целью поиска материалов о биографии и творчестве поэта (под руководством учителя)

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта, определять их художественные функции в произведении, определять виды рифм и способов рифмовки

Н. В. Гоголь « Вечера на хуторе близ Диканьки»4ч.



Развитие речи. Письменный ответ на вопрос.1ч.

Из биографии писателя. Фольклорные мотивы в повести. Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н. В. Гоголя. Комическое  у Гоголя.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос ,

  владеть начальными навыками литературоведчес-кого анализа.

И. С. Тургенев.

« Муму» 4ч





Развитие речи 1ч

Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя. Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни. Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки.

Подготовка к сочинению. «Положительный герой в рассказе».

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.  

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

знать изученные теоретико-литературные понятия. Образ положительного героя в русской классической литературе.

74-100

Среди ровесников. 27часов.

С. Т. Аксаков. « Детские годы Багрова-внука»3ч.




Тема становления человеческого характера в повести. Особенности повествования. Автобиографический герой

Л Н. Толстой «Детство»3ч.

Развитие представлений о портретной характеристике персонажей,  образ Николеньки Иртеньева. Тема воспитания и становления характера.

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа.

Смысловое чтение

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

Развивать представление о портретной характеристике персонажей, определять роль пейзажа в литературном произведении, выразительно читать фрагменты ( в том числе по ролям), участвовать в коллективном диалоге, различать образ рассказчика и автора-повествователя

М. Горький.  «Детство». 4часа.







Развитие речи. 1час

Кто рассказывает о детстве. Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство. Картины природы в повести.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

 Знать особенности построения произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя

Ю. Я. Яковлев. «Багульник»

3часа.

Милосердие и воспитание человеческой души в рассказе. Образ багульника, его роль в раскрытие характера героя.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

 Знать особенности построения произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение

А. Г Алексин. « Мой брат играет на кларнете»

3 часа.

Составление плана сообщения . Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми. Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Знать особенности построения произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение. Выразительное чтение отрывков произведения.

В. К. Железников «Чучело» 6часов.





Развитие речи. 1час

Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе. Равнодушие взрослых. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия .

 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

Знать изученные теоретико-литературные понятия

Ю. П. Мориц «Всадник Алёша» 2часа.

Скорое взросление и трудный выбор Алёши. Поездка Алёши к отцу и брату. Символика названия.

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Развить понятие о рассказе, владеть понятием “сюжет”, уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа

Развитие речи. Письменный ответ на проблемный вопрос 1час.

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.  

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос ,

  владеть начальными навыками литературоведческого анализа.

101-105

Круг чтения.

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс к учебнику Ю.В.Лебедева

На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), . Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику литературы для 10 класса, (автор-состав...

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс к учебнику под редакцией Б.А. Ланина (105 часов)

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс к учебнику под редакцией Б.А. Ланина (105 часов) Стандарты второго поколения....

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс к учебнику В.Я.Коровиной. ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 2014-2015 учебный год к учебнику "Литература" 6 класс. В двух частях. Под редакцией В.Я.Коровиной, Москва, "Просвещение", 2013г...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс Б.А.Ланин

Календарно-тематическое планирование по учебнику  Б.А.Ланина " Литература" 5 класс....