Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс к учебнику Ю.В.Лебедева
    календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) по теме

        На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), . Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику литературы для 10 класса, (автор-составитель -  Ю.В. Лебедев). Данный учебник отличается от большинства подобных ему изданий тем, что предлагает для ознакомления и изучения литературу всего XIXвека. Но в связи с тем, что произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя в 9 классе уже изучались, то в 10 классе  в планирование включены уроки- повторения, уроки обзора творчества перечисленных выше писателей(на  обзор творчества данных писателей отводится по 2 часа) . Освободившиеся часы были добавлены на изучение литературы второй половины XIXвека

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon planirovanie_po_l_10_kl._2.doc199 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                          Утверждаю.

                                                                                                                                                                                          Директор МБОУ «СОШ № 12»

                                                                                                                                                                                          _____________Ю.А.Горохов

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                          Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                                          методического совета  

                                                                                                                                                                                          «___» ________2011г.

    Календарно-тематическое планирование по литературе

     для 10  класса на 2011-2012 учебный год.

                                                                                                                                                                                          Составлено в соответствии

                                                                                                                                                                                          с программой Министерства

                                                                                                                                                                                          Образования Российской

                                                                                                                                                                                          Федерации для общеобр. школ

                                                                                                                                                                                          (Москва, «Просвещение», 2008)

                                                                                                                                                                                          Учебник: Русская литература XIXв

                                                                                                                                                                                          10 кл. Учебник  для  общеобраз.

                                                                                                                                                                                          учреждений  в 2-х ч. Авт.- сост.

                                                                                                                                                                                           Ю.В. Лебедев                                                    

            М.: «Просвещение», 2003

                                                                                                                                                                                           Подготовила: учитель русского

                                                                                                                                                                                           языка и литературы

                                                                                                                                                                                           Ларионова И.Г.

                                                                                            Астрахань - 2012

                                                                                                 

                                                                                                          Пояснительная записка

    Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

    Главные задачи курса литературы для 10 класса:

    1. приобщение учащихся к богатствам отечественной художественной литературы;
    2. развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни,
    3. воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;
    4. формирование представления учащихся о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
    5. воспитание речевой культуры учащихся.

    Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с примерной программой по литературе Министерства образования РФ для общеобразовательных школ , программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. (Авторы- составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев)

    Она отражает основной минимум знаний по литературе для 10 класса. Характер организаций материала курса на историко-литературной основе способствует осознанию историко-литературного процесса.

    Курс русской литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в литературном процессе.

        На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), . Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику литературы для 10 класса, (автор-составитель -  Ю.В. Лебедев). Данный учебник отличается от большинства подобных ему изданий тем, что предлагает для ознакомления и изучения литературу всего XIX века. Но в связи с тем, что произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя в 9 классе уже изучались, то в 10 классе  в планирование включены уроки- повторения, уроки обзора творчества перечисленных выше писателей(на  обзор творчества данных писателей отводится по 2 часа) . Освободившиеся часы были добавлены на изучение литературы второй половины XIX века.

     

    Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса

    п/п

    Тема урока

    Кол. час.

    Дата проведения

    Форма занятий

    Предполагаемые результаты (знать и уметь)

    Домашнее задание

    По плану

    Фактические даты

    1

    Вводный урок. Общая характеристика литературы XIX века.

    1

    Лекция с элементами беседы

    Выявление уровня литературного развития учащихся, формирование представления об отличительных чертах литературного процесса XIX века.

    Повторение и обобщение ранее изученного.

    Презентация по теме «литература первой половины 19 века»

    2-3

    А.С. Пушкин

    Жизнь и творчество А .С.Пушкина Мотивы  лирики Пушкина Роман «Евгений Онегин»

    2

    Урок-повторение, беседа

    Обзорное повторение с многообразием тематики лирических произведений А.С. Пушкина. Формирование умения анализировать лирическое произведении. Повторение аналитической работы над романом «Евгений Онегин».

    Анализ стихотворения(по выбору учащихся.)

    4-5

    М.Ю.Лермонтов Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени»

    2

    Урок-повторение, беседа

    Представление учащимся многообразия лирической тематики Лермонтова и её художественного своеобразия.

    Повторение аналитической работы над романом Лермонтова «Герой нашего времени».

    Анализ стихотворения(по выбору учащихся.)

    6-7

    Н.В.Гоголь Жизнь и творчество Н.В.Гоголя Поэма «Мёртвые души»

    2

    Урок-повторение, беседа

    Повторение аналитической работы над поэмой «Мёртвые души»

    Составить тезисный план по помещичьим главам.

    8

    Обзор русской литературы 2 половины 19 века

    1

    Лекция с элементами беседы

    Знать:общественные направления – западники, славянофилы, почвенники

    Уметь: составлять план тезисы и план

    Учить основные понятия по тетради.

    А.Н.Островский

    9

    Знать основные этапы жизни и творчества писателя.

    Знакомство учащихся с историей создания пьесы, обозначение художественного своеобразия и жанровых особенностей драмы.

    9

    Жизнь и творчество А.Н.Островского. «Колумб Замоскворечья»

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Уметь выявлять в информационном потоке, составлять тезисный план.

    Прочит. Пьесу «Гроза».

    10

    Драма «Гроза». Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в пьесе.

    1

    Работа с текстом, аналитическая беседа

    Знать: Понятие конфликт, тема, идея, композиция

    Уметь: строить устные и письменные высказывания, владение диалогической и монологической речью

    11

    Город Калинов и его обитатели.

    1

    Аналитическая беседа

    Знать: понятие портрет, образ

    Проанализировать созданный автором образ города Калинова и его обитателей.

    12-13

    Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе Островского «Гроза». Проверочная работа.

    2

    Проблемные задания, работа с текстом

    Знать систему художественных образов

    Проанализировать средства создания молодого поколения в пьесе.

    14

    Сила и слабость характера Катерины

    1

    Беседа, работа с текстом

    Знать систему художественных образов

    Проанализировать  образ героини.

    15

    Конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»

    1

    Развитие речи

    Знать оценку произведения разными критиками

    16

    Быт и нравы русской провинции в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

    1

    Аналитическая беседа

    Знать понятие «маленький человек», «говорящая фамилия»

    Проследить, как Островский раскрывает тему талантливой личности.

    17

    Р.Р. Подготовка к  сочинению по творчеству Островского

    1

    Развитие речи

    Урок проверки знаний и умений

    Знать содержание и проблематику изученного произведения

    И.А.Гончаров

    8

    Знать основные этапы жизни и творчества писателя.

    Знакомство учащихся с историей создания романа, обозначение художественного своеобразия и жанровых особенностей романа.

    18

    Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Три романа писателя.

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Знать основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова.

    19

    Роман «Обломов».Суть «обломовщины». Обломов – его сущность, характер, судьба.

    1

    Комбинированное

    Знать содержание изучаемого произведения.

    Помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой.

    20-21

    Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. Проверочная работа.

    2

    Проблемные задания, диалог

    Знать приёмы сопоставительного анализа.

    Сформулировать представления о двух героях романа, их поступках и мотивах  поведения.

    22

    Обломов и Ольга Ильинская(Женские образы в романе)

    1

    Проблемные задания, аналитическая беседа

    Знать приёмы сопоставительного анализа

    Дать характеристику героям на основе сопоставительного анализа.

    23

    Судьбы обломовцев. Захар. Историко-философский смысл романа.

    1

    Проблемные задания

    Раскрыть роль второстепенных героев, создать условия для понимания учащимися проблем нравственного характера

    24

    Однотезисное сочинение по роману «Обломов»

    1

    Развитие речи

    Уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план, сформулировать идею.

    25

    Конспект статьи Н .Добролюбова «Что такое обломовщина?»

    1

    Развитие речи

    Выявить сходство и различия в оценке образа Обломова разными критиками.

    И.С.Тургенев

    11

    Знание основных этапов жизни и творчества И.С. Тургенева. Выявление художественного своеобразия цикла «Записки охотника»..

    Анализ художественного и композиционного своеобразия романа»Отцы и дети».

    Формирование умения анализировать художественное произведение.

    26

    Жизнь и творчество И.С.Тургенева

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Иметь представления об основных фактах биографии И.С. Тургенева.

    27

    Сборник «Записки охотника»

    1

    Семинарское занятие

    Знать понятие «цикл рассказов». Познакомится с жанровым понятием цикла

    28

    Характеристика эпохи 60-х гг. XIX в. Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл названия романа

    1

    Комбинированное

    Знать содержание изучаемого произведения. Дать представление об исторической основе романа.

    29

    Базаров в селе Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев. Торжество демократизма над аристократией.

    1

    Аналитическая беседа, работа с текстом

    Знать систему художественных образов. Проанализировать художественные образы главных героев.

    30

    Базаров в системе действующих лиц романа. Трагический характер конфликта в романе.

    1

    Аналитическая беседа, работа с текстом

    Уметь сравнивать понятия «нигилизм» и взгляды Базарова. Рассмотреть глубину, противоречивость образа Базарова.

    31

    Кто истинные друзья и последователи Базарова?

    1

    Проблемные задания

    Выявить роль второстепенных образов романа.

    32

    Дружба и любовь в жизни героев.

    1

    Аналитическая беседа, работа с текстом

    Знать понятие психологического конфликта.

    33

    Мировоззренческий кризис Базарова. Базаров и народ.

    1

    Аналитическая беседа, работа с текстом

    Выявить причины духовного разлада Базарова с самим собой.

    34

    Художественная сила последних сцен романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Проверочная работа

    1

    Аналитическая беседа, работа с текстом

    Выяснить, почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя.

    35

    Конспект статьи Д.Писарева «Базаров»

    1

    Развитие речи

    Знать основные взгляды критиков на образ Базарова.

    36

    Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева

    1

    Развитие речи

    Урок проверки знаний и умений

    Проверить и закрепить знания учащихся.

    37

    Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

    1

    Урок-лекция, презентации учащихся

    Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути писателя

    38

    Ф.И.Тютчев.

    Жизнь и творчество.

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта.

    39-40

    Мотивы лирики Тютчева

    2

    Семинарское занятие

    Отработка умения анализировать стихотворение.

    41

    А.А.Фет. Жизнь и творчество

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути поэта.

    42-43

    Мотивы лирики А.А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии

    2

    Семинарское занятие

    Отработка умения анализировать стихотворение.

    44-45

    Сочинение по творчеству Тютчева и Фета

    2

    Развитие речи

    Урок проверки знаний и умений

    Проверить и закрепить знания учащихся.

    Н.А. Некрасов

    9

    Знакомство с личностью и творчеством Некрасова. Обозначение своеобразия художественного мира лирических произведений поэта.

    Формирование умения анализировать лиро-эпическое произведение.

    46

    Жизнь и творчество Н.А. Некрасова

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Знать основные факты из жизни и творчества Н.А. Некрасова.

    47

    Тема любви в лирике Некрасова

    1

    Семинарское занятие

    Знать образную природу словесного искусства. Знакомство с тематикой лирики Некрасова, её своеобразие.

    48

    Тема народа в творчестве Некрасова

    1

    Комбинированное

    Уметь анализировать поэтический текст, выявлять средства выразительности.

    49

    Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция.

    1

    Комбинированное

    Знать исторические сведения о крестьянской реформе 1861г. Узнать историю создания поэмы.

    50-51

    Жизнь народа и образы крестьян в поэме А.Н.Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо». Савелий- богатырь святорусский, Гриша Добросклонов- народные заступники.

    2

    Аналитическая беседа, работа с текстом

    Знать содержание произведения.

    Раскрыть богатство, сложность мира русского крестьянина.

    52

    Сатирические портреты помещиков в поэме А.Н.Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо».

    1

    Аналитическая беседа, работа с текстом

    Знать понятия «сатира» «образ». Познакомить с образами помещиков.

    53

    «Долюшка русская, долюшка женская…»

    1

    Аналитическая беседа, работа с текстом

    Проанализировать образ Матрены Тимофеевны.

    54

    «Стиль, отвечающий теме». Художественные особенности поэмы.  Проверочная работа  по творчеству Н.А.Некрасова

    1

    Развитие речи

    Урок проверки знаний и умений

    Знать, что такое стиль.

    Выявить художественные особенности  стиля Некрасова.

    55

     Н.С.Лесков.  Жизнь и творчество

    1

    Лекция  с элементами беседы, ИКТ

    Знать основные факты из жизни и творчества Н.С. Лескова.

    56-57

    Повесть «Очарованный странник». Проверочная работа

    2

    Комбинированное

    Познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием повести, раскрыть значение темы  праведничества в творчестве Лескова.

    М. Е. Салтыков-Щедрин.

    4

    58-59

    Жизнь и творчество. Роман «История одного города» Обзор

    2

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Знакомство с основными вехами жизни и творчества писателя.

    Раскрытие концепции романа, анализ центральных образов, выявление художественных приёмов в создании  образов

    60

    Роман «господа Головлевы»- эпизоды из жизни одной семьи. Образ Иудушки Головлева

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Знать содержание произведения.

    Раскрыть образ Иудушки Головлева.

    61

    «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Своеобразие жанра поэтической сказки. Общечеловеческое звучание сказок  Салтыкова-Щедрина

    1

    Комбинированное

    Анализ тематического многообразия сказок, выявление их художественных особенностей

    Ф.М. Достоевский

    10

    Знакомство с этапами жизни и творчества Достоевского,

    62

    Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Знать основные факты из жизни и творчества Ф.М. Достоевского.

    63-64

    Роман «Преступление и наказание». История создания социально- психологического романа. Петербург в изображении Достоевского.

    2

    Комбинированное

    Знакомство с романом «Преступление и наказание», его концепцией и языковыми особенностями.  Анализ системы образов и ключевых эпизодов произведения.

    65

    Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению.

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Раскрыть конфликт героя с миром. Показать, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных подвести к осмыслению главного конфликта.

    66

    «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе.

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Показать важнейшую роль второстепенных героев.

    67-68

    Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова

    2

    комбинированное

    Выявить, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь.

    69

    Женские образы романа. Проверочная работа.

    1

    комбинированное

    Выявить роль и место в жизни Раскольникова женских образов романа.

    70-71

    Р.Р Сочинение по творчеству Достоевского

    2

    Развитие речи

    Урок проверки знаний и умений

    Проверить и закрепить знания учащихся

    72-73

    Лирика А.К. Толстого

    2

    Анализ лирического произведения

    Знакомство учащихся с основными этапами  творчества поэта.

    Л.Н. Толстой

    18

    Знакомство учащихся с основными этапами жизни и творчества писателя, процессом становления его взглядов. Определение особенностей изображения Толстым человека на войне.

    Выявление художественных и жанровых особенностей романа «Война и мир». Анализ идейной направленности основных эпизодов, центральных образов.

    74-75

    Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

    2

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Знать основные факты из жизни и творчества Л.Н.Толстого

    76

    Роман «Война и мир». История создания романа- эпопеи. Особенности жанра и композиции. Смысл названия.

    1

    Комбинированное

    Знать проблема образ , жанр, композиция. Познакомить с историей создания романа. Раскрыть его своеобразие.

    77

    Высший свет в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Знать понятие «художественная деталь». Проанализировать сцены из жизни московского высшего общества.

    78

    «Род человеческий развивается только в семье». Семья Болконских и семья Ростовых

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Знать приемы анализа текста. Раскрыть особенности изображения темы семьи в романе на приеме контраста.

    79

    Изображение войны 1805-1807гг.

    1

    комбинированное

    Знать отношение Л.Н.Толстого к войне. Выявить идейно-художественные особенности изображения войны.

    80

    «Надо жить, надо любить , надо верить»

    1

    комбинированное

    Показать эволюцию образа Болконского.

    81-82

    «Война- противное человеческому разуму  и всей человеческой природе событие»

    2

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Знать содержание «военных глав».

    Проследить изображение войны 1812 года, исходя из взглядов Толстого на историю, раскрыть их силу и слабость.

    83

    «Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною …силой». Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Уметь видеть художественный мир Толстого в историко-культурном аспекте.

    84

    «Нет величия там, где нет простоты , добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона)

    1

    Проблемные задания, беседа

    Систематизировать материал по образам Кутузова и Наполеона.

    85-86

    Путь исканий главных героев Л.Н. Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов

    2

    Проблемные задания

    Показать эволюцию образа Пьера Безухова.

    87

    Проверочная работа

    1

    Проверка ЗНК

    Проверить и закрепить знания учащихся

    88

    Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Раскрыть своеобразие изображения женских образов в романе.

    89

    Наташа Ростова- любимый женский образ Л.Н.Толстого

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Произвести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа.

    90-91

    Сочинению по творчеству Л.Н.Толстого

    2

    Развитие речи

    Урок проверки знаний и умений

    Проверить и закрепить знания учащихся.

    А.П.Чехов. 

    9

    Лекция.

    Знать основные факты из жизни и творчества А.П Чехова.

    92

    Жизнь и творчество.

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Знакомство с этапами жизненного и творческого пути писателя.

    93

    Ранние рассказы.

    1

    Рассмотреть идейно-художественное своеобразие ранней прозы.

    94

    Трилогия о любви.

    1

    Семинарское занятие

    Анализ идейно-художественного своеобразия цикла рассказов

    95

    Рассказ А.П.Чехова «Ионыч».

    1

    Сообщения, лингвистический анализ

    Раскрыть трагизм повседневного будничного существования.

    Знать тему и идею рассказа, композицию.

    96

    «Вишнёвый сад»- драма или комедия?

    1

    Комбинированное

    Определение жанрового и композиционного своеобразия пьесы. Анализ особенностей конфликта, характеристика участников конфликта

    97

    Тема «уходящего мира». Образы старшего поколения в пьесе.

    1

    Лекция с элементами беседы, ИКТ

    Выявить своеобразие образов старшего поколения в пьесе.

    98

    Молодое поколение в пьесе.

    1

    комбинированное

    Знать содержание действия, выяснить позицию автора.

    99

    «Россия- наш сад». Символика названия.

    1

    Лекция ,конспект

    Знать понятие «подводное течение». Выяснить символичность пьесы.

    100

    Проверочная работа по творчеству А.П.Чехова

    1

    Проверить и закрепить знания учащихся.

    101

    Итоговый урок по курсу 10 класса

    1

    Урок проверки знаний и умений

    Проверить усвоение изученного материала, обобщить сведения о развитии и общественной роли русской литературы в XIX веке.

    102

    Резервный урок

                                                                                     Учебно-методический комплект.

    1. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. С.-П.: «Глагол», 2000
    2. Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения.  М.: «Экзамен», 2004
    3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX в. 10 класс. В 2-х ч. М.: «ВАКО», 2005
    4. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобраз. учреж. В 2-х ч. М.: «Просвещение», 2002
    5. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В.  Проблемное изучение литературного произведения в школе.  М.: «Просвещение», 1997
    6. Фадеева Т.М.  Тематическое и поурочное планирование по литературе.  М.: «Экзамен», 2005


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.

    ктп составлен в соответствии с образовательным  Стандартом...

    календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.

    Ктп разработан в соответствии с образовательным Стандартом...

    Календарно-тематический план по биологии 9 класс (по учебнику Сонина)

    Календарно-тематический план по биологии 9 класс (по учебнику Сонина)...

    Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

    Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Атанасян Л.С. и др.  Геометрия 7-9 класс....

    Планирование уроков литературы в 10 классе к учебнику Ю.В.Лебедева

    Календарно-тематическое планирование уроков литературы...

    Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

    Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...