Рабочая программа по литературе для 11 класса к учебнику Ю.В. Лебедева
рабочая программа по литературе (11 класс)

Мамедова Эльмира Мамедовна

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена к учебнику Ю.В. Лебедева и рассчитана на 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_literatura.docx52.39 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

 Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования;

 Примерной основной образовательной программы среднего общего образования по литературе;

класс,АО»Издательство «Просвещение»

 Примерной программы предметной линии учебников под редакцией Ю.В. Лебедева 11 класс (Базовый уровень), авторы: А.Н. Романова, Н.В. Шуваева. Москва, «Просвещение», 2020 год к учебнику Ю.В. Лебедева «Литература» в 2-х частях, 11 класс, М., «Просвещение», 2020 г.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Учебная рабочая  программа составлена с учетом преемственности с программой основного общего образования. На ступени среднего общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного чтения, развитию восприятия, анализа и интерпретации литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно - исторические традиции и богатый опыт отечественного образования

В основе уроков лежит принцип идейно-художественного анализа программных произведений, что соответствует сегодняшним требованиям, предъявляемым к школьному образованию.

Главной целью литературного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций литературное обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения различными компетенциями: коммуникативной, когнитивной и другими. Это определило цели обучения литературе. Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей: 

1. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

3. освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

4. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; поиска, определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.

Задачи литературного обучения в 11 классе:  

  1. приобретение подробных историко-литературных сведений о русской литературе 20 века;
  2. овладение основными теоретико-литературными понятиями, умением обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, основами исследовательской деятельности, культурой литературных ассоциаций;
  3. формирование читательских умений, культуры устной и письменной речи, способности к анализу и оценке художественных произведений; умение пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;
  4. освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно ориентационной компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

  1.  Место учебного предмета в учебном плане.

По учебному плану в 10 классе на изучение литературы отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

  1. Содержание курса литературы для 11 класса.

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)

«Отцы  и  дети».  Духовный  конфликт  между  поколениями,  отраженный  в

заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на

рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры

вокруг  романа  и  авторская  позиция  Тургенева.  Тургенев  как  пропагандист

русской  литературы  на  Западе.  Критика  оТургенев  •  («Базаров»  Д.  И.

Писарева).   Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в

исторической  панораме.Социально-бытовые  и  общечеловеческие  стороны  в

романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество.

Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского

романтизма.  Идеал  Тютчева  —  слияние  человека  с  Природой  и  Историей,  с

«божеско-всемирной  жизнью»  и  его  неосуществимость.  Сочетание

разномасштабных  образов  природы  (космический  охват  с  конкретно-

реалистической  детализацией).  Любовь  как  стихийная  сила  и  «поединок

роковой».  Основной  жанр  —  лирический  фрагмент  («осколок»  классици-

стических  монументальных  и  масштабных  жанров  —  героической  или

философской  поэмы,  торжественной  или  философской  оды,  вмещающий

образы  старых  лирических  или  эпических  жанровых  форм).  Мифологизмы,

архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения:  ««Silentium»,  «Не  то,  что  мните  вы,  природа...», «Еще  земли

печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все бы-

лое...»,  «Эти  бедные  селенья...»,  «Нам  не  дано  преду  гадать...»,  Теория

литературы.  Углубление  понятия  о  лирике.  Судьба  жанров  оды  и  элегии  в

русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность  личности  и  судьбы  Фета-поэта  и  Фета  —  практичного

помещика.  Жизнеутверждающее  начало  в  лирике  природы.  Фет  как  мастер

реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение

передать  «мимолетное»,  «неуловимое».  Романтические  «поэтизмы»  и

метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы

их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней

лирике  Фета.  Стихотворения:  «Даль»,  «Шепот,  робкое  дыханье...»,  «Еще

майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я

пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость

эта...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!».

Теория  литературы.  Углубление  понятия  о  лирике.  Композиция  лирического

стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество

образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние

фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем

ревнивом  взоре...»,  «Против  течения»,  «Государь  ты  наш  батюшка...».

Николай  Алексеевич  Некрасов. Жизнь  и  творчество.  (Обзор.)  Некрасов-

журналист.  Противоположность  литературно-художественных  взглядов

Некрасова  и  Фета.  Разрыв  с  романтиками  и  переход  на  позиции  реализма.

Прозаизация  лирики,  усиление  роли  сюжетного  начала.  Социальная  трагедия

народа  в  городе  и  деревне.  Настоящее  и  будущее  народа  как  предмет

лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона

как  способ  исповедального  выражения  лирических  переживаний.  Сатира

Некрасова. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце

от  муки...»,  «Душно!  Без  счастья  и  воли...»,  «Поэт  и  гражданин»,  «Элегия»,

«Умру я  скоро...», «Музе»,  «Мы  с тобой  бестолковые люди..-, «О  Муза!  Я у

двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый

поэт...»,  «Внимая ужасам  войны...», «Тройка»,  «Еду  ли  ночью  по  улице  тем-

ной...».  Теория  литературы.  Понятие  о  народности  искусства.  Фольклоризм

художественной литературы (развитие понятия).  

Н. С. Лесков Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник»

(возможен выбор другого произведения).  Особенности сюжета повести. Тема

дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий

главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого

русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской

повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество (обзор). «История одного

города» (обзор).

Обличение  деспотизма,  невежества  власти,  бесправия  и  покорности  народа.

Сатирическая  летопись истории  Российского  государства.  Собирательные

образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева.

Тема  народа  и  власти.  Смысл  финала  “Истории”.  Своеобразие  сатиры

Салтыкова-Щедрина.  Приемы  сатирического  изображения:  сарказм,  ирония,

гипербола, гротеск, алогизм.

Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».

Замысел  романа  и  его  воплощение.  Особенности  сюжета  и  композиции.

Своеобразие  жанра.  Проблематика,  система  образов  романа.  Теория

Раскольникова  и  ее  развенчание.  Раскольников  и  его  “двойники”.  Образы

“униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания

образа  Петербурга. Образ  Сонечки  Мармеладовой  и  проблема  нравственного

идеала  автора.  Библейские  мотивы  и  образы  в  романе.  Тема  гордости  и

смирения.  Роль  внутренних  монологов  и  снов  героев  в  романе.  Портрет,

пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление

и  наказание”  как  философский  роман.  Полифонизм  романа,  столкновение

разных  “точек  зрения”.  Проблема  нравственного  выбора.  Смысл  названия.

Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и

мировое значение творчества писателя.

Л. Н. Толстой Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».

История  создания.  Жанровое  своеобразие  романа.  Особенности  композиции,

антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и

нравственная  концепция  Толстого,  его  критерии  оценки  личности.  Путь

идейно-нравственных  исканий  князя  Андрея  Болконского  и  Пьера  Безухова.

  1. Календарно-тематическое планирование по литературе (102 часа в 10 «Б» классе)

                   

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Виды контроля

Дата проведения

План

Факт

План

Факт

Введение.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для учащихся:

  1. Лебедев Ю.В. Литература:11 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2020 г.

Для учителя:

  1. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И. Е. Каплан.- М.: Издательство «Экзамен», 2015.
  2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XX века 11 класс. 1-е полугодие. – М.: Вако, 2019.
  3. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XX века 11 класс. 2-е полугодие. – М.: Вако, 2019.
  4. Кабанова И.В. Зарубежная литература: Пособие для учащихся старших классов и студентов гуманитарных специальностей вузов. – Саратов: «Лицей», 2018.
  5. Каганович С. Л. Технология обучения анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – Великий Новгород: НРЦРО, 2019.
  6. Карнаух Н. Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2019.
  7. Коган И. И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. Серия «Филологическая мозаика». – СПб.: САГА, 2019.
  8. Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: Кн. для учителя. – М.: Провещение, 2018.
  9. Субботина К.А. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 11 классе. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2019.

Электронные учебные издания:

  1. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  2. http://www.litera.ru
  3. http://www.litera.ru/slova/ring/index.html

Интерактивная доска, проектор, Интернет-ресурсы.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 11 классе.

Учащиеся должны знать: 

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

 • основные факты жизни и творчества писателей-классиков и литературных критиков 20 века;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия.

Учащиеся должны уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену)изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

          • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

• владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.

Учащиеся способны решать следующие жизненно-практические задачи:

• создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участие в диалоге или дискуссии;

• самостоятельное знакомство с явлениями художественной культуры и оценка их эстетической значимости;

• определение своего круга чтения и оценка литературных произведений;

• определение своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение

светского  общества.  “Мысль  народная”  и  “мысль  семейная”  в  романе.

Семейный  уклад  жизни  Ростовых  и  Болконских.  Наташа  Ростова  и  княжна

Марья  как  любимые  героини  Толстого.  Роль  эпилога.  Тема  войны  в  романе.

Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и

Аустерлицкое  сражения  и  изображение  Отечественной  войны  1812  г.

Бородинское  сражение  как  идейно-композиционный  центр  романа.  Картины

партизанской  войны,  значение  образа  Тихона  Щербатого.  Русский  солдат  в

изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и

Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как

два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы

Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”).

Роль  портрета,  пейзажа,  диалогов  и  внутренних  монологов  в  романе.  Смысл

названия  и  поэтика  романа-эпопеи.  Художественные  открытия  Толстого  и

мировое значение творчества писателя. Сочинение по роману  Л.  Н. Толстого

“Война и мир”.

А. П. Чехов Жизнь и творчество.

Рассказы:  «Студент»,  «Ионыч»,  «Человек  в  футляре»,  «Дама  с  собачкой»

(указанные рассказы являются обязательными для изучения).

Рассказы:  «Палата  №  6»,  «Дом  с  мезонином»  (возможен  выбор  двух  других

рассказов).  Темы,  сюжеты  и  проблематика  чеховских  рассказов.  Традиция

русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее

отражение в  прозе Чехова.  Тема  пошлости  и  неизменности жизни. Проблема

ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих

чувств  и  отношений,  творческого  труда  как  основы  подлинной  жизни.  Тема

любви  в  чеховской  прозе.  Психологизм  прозы  Чехова.  Роль  художественной

детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система

образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого,

настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители

уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и

Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских

ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога.

Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-

драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и

театра. Сочинение по творчеству А. П. Чехова.

Зарубежная литература. Страницы истории западноевропейского романа 19

века.  Фредерик Стендаль «Красное и  чёрное». Оноре де Бальзак

«Человеческая комедия». Роман «Евгения Гранде». Роман « Отец Горио».

Чарльз Диккенс. Рождественские повести. Роман «Домби и сын».

Теория. Новелла. Роман. Система образов. Соц.-психологический тип героя.

Повесть. Святочный рассказ.

 

Произведения для заучивания наизусть:

А.С. Пушкин. 3-4 стихотворения (по выбору учащегося)

М.Ю. Лермонтов. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося)

А.Н. Островский. Гроза (монолог по выбору учащегося)

И.С. Тургенев. Отцы и дети (отрывок по выбору учащихся)

Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо» (отрывок по выбору учащихся)

Л.Н. Толстой. Война и мир (отрывок по выбору учащихся)

А.К. Толстой. «Средь шумного бала…», «Коль любить, так без рассудку…»(по

выбору)

Ф.И.  Тютчев.  «О,  как  убийственно  мы  любим…»,  «Эти  бедные  селенья»,

«Умом Россию не понять…», «Чему молилась ты с любовью» (по выбору)

А.А.  Фет.  Добро  и  зло.  «Жизнь  пронеслась  без  явного  следа…»,  «Ярким

солнцем в лесу пламенеет…» (по выбору)

  1. Критерии оценивания уровня освоения содержания учебного предмета «Литература».

Учебно-методическое обеспечение

Список для  обучающихся

Рекомендованная литература (основная)

советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2015

Преобладающие виды контроля:

 Текущий:

- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

- выразительное чтение текста художественного произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- устный или письменный ответ на вопрос;

- устное словесное рисование;

- комментированное чтение;

- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

анализ  (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

-  подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

-  работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

- проектная деятельность (в виде презентации, таблиц и др. форм);

- анализ эпизода произведения.

НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Б

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

« «5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

« «4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

« «3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 

II. Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

 соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

 полнота раскрытия темы;

 правильность фактического материала;

 последовательность и логичность изложения;

 правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

 богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

 стилевое единство и выразительность речи;

 правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки  сочинения.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

 «5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

 «4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

   «3» 

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

 «2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

Рабочая программа по литературе 10 класс по учебнику Лебедева Ю.В.

1.Пояснительная записка2.Основные общие учебные умения , навыки и способы деятельности3.Приоритетные направления в преподавании литературы4.Требования к уровню подготовки обучающихся5.Содержание прогр...

Рабочая программа по литературе 10 класс по учебнику Лебедева

Рабочая программа по литературе 10 класс, рассчитанная на 4 часа в неделю (профильный класс)...

Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»

Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....