В творческой мастерской Чехова
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Федорова Ольга Леонидовна

Интегрированный урок, совместивший литературу и театр.  Обсуждение сценки по рассказу А.П. Чехова "Мошенники поневоле"  происходит в форме беседы литератора,  режиссера и юных актёров. Итог  разговора -репетиция (представление) сценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок в форме репетиции сценки40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая мастерская.

«Пусть все будет так же просто и сложно, как в жизни» А. П. Чехов

Цель:

Создание атмосферы творчества, способствующей развитию творческих функций личности учащихся.

Задачи:

1. Пробудить интерес учащихся к сокровищам русской классической литературы, посредством их творческого участие в инсценировке произведения.

2. Воспитать у учащихся эстетического чувства к пониманию произведения.    

3. Вдохновить учащихся на активизацию своего творческого потенциала.

4. Раскрыть для учащихся возможности использования приобретенной актерской грамотности для возникновения собственного художественного творчества в работе с авторским текстом.

Оборудование:

магнитола;

занавес;

столы, стулья для посетителей мастерской;

портрет А.П.Чехова, шляпа и тросточка;

книги с рассказами А.П.Чехова для работы учащихся;

черный ящик;

небольшой круглый столик, стулья, вешалка, часы,  мелкий реквизит (портмоне, галстук-бабочка, шейные платки и т.д.), для организации репетиционного периода.

Музыкальный материал:

Бетховен «Лунная соната»;

Шопен «Ноктюрн»;

«Смоленские гусачки»;

«Тиканье часов».

Предварительная подготовка:

        разделение учащихся на творческие группы, учитывая индивидуальные склонности учащихся: актеры и читатели-зрители;

        отбор и подготовка учащихся для инсценировки рассказа А.П.Чехова «Мошенники по неволе».

Ход творческой мастерской.

Звучит музыка. В класс входят учителя (литератор и режиссер), не замечая окружающих. Между ними происходит диалог.

 

Л.:        Наталья Владимировна, послушайте, за короткую жизнь А.П.Чехов в своих рассказах и повестях сумел отобразить почти все стороны российской действительности 80-90х годов прошлого века. Это свойство его творчества – удивительное. По обилию тем, которые он затронул, Чехову нет равных.

А «малая форма», то есть коротенький рассказ, с внешне незатейливым сюжетом, но с очень глубоким содержанием, удалась особенно Чехову.

Вы меня спрашиваете, почему именно Чехов? Да потому что, непосредственное воздействие Чехова на читателя не встречает никаких преград: Чехов доходчив, предельно правдоподобен.

И наконец, Чехов предоставляет полную возможность самому читателю делать выводы. Последнее, особенно важно и составляет особый «секрет» таланта Чехова.

Р.:        Ольга Леонидовна, я с вами полностью согласна. А театр Чехова? В чем его своеобразие? Как здесь проявилась личность автора? И тут он так же прост, как и во всем. Интрига сведена к минимуму. Текст в его пьесах важен не столько тем, что говориться, столько тем, о чем умалчивается. За ним стоит подтекст – «подводное течение».

Л.:        Вы совершенно правы. Наталья Владимировна, поэтому я предлагаю вам поставить его рассказ «Мошенники по неволе».

Р.:        Ну, почему этот рассказ, Ольга Леонидовна?

Л.:        Да потому, Наталья Владимировна, что Чехов изображал жизнь многообразного, пестрого «среднего» слоя – это разночинская интеллигенция: врачи, учителя, студенты, служащие, инженеры, писатели, артисты, чиновники, купечество. Чехов выбирал темы и сюжеты, лишенные какой-либо экзотики, всем знакомые, при всей их подчас анекдотичности.

Р.:        Хорошо, хорошо, Ольга Леонидовна, договорились.

Литератор и Режиссер замечают, что в классе они не одни.

Р.:        Мне кажется, что за нашим обсуждением, мы не заметили гостей.

Л.:        Ах, простите нас великодушно. Здравствуйте, уважаемые гости.

Р.:        Господа актеры.

Л.Р.:        И, конечно же, наш добрый читатель.

Р.:        Мы приветствуем Вас в творческой мастерской.

Л.:        А работать мы будем, как вы уже догадались, над рассказом А.П.Чехова «Мошенники по неволе». Итак, наш добрый читатель, вы уже ознакомились с этим произведением заранее и поэтому приступим к нашему действу. И у меня к вам возник вопрос. О чем эта история?

Учащиеся-читатели представляют варианты своих ответов. Литератор выбирает наиболее правильный и оглашает его повторно.

Л.:        Ну что ж, хорошо. С историей мы разобрались. Теперь давайте познакомимся с персонажами.

Учащиеся-читатели заранее подготовили краткие характеристики героев рассказа и по-очереди начинают их зачитывать.

Л.:        Отлично. Спасибо нашим добрым читателям. Наталья Владимировна, теперь ваш черед.

Р.:        Да, настало время и господам актерам поработать. Уважаемые гости, мы уже разобрали и отрепетировали некоторые сцены, но у нас остался один отрывок: сцена с Копайским и барышнями. В нем участвуют:

Дмитриев Андрей – Копайский;

Баязцян Ирина – 1 Барышня;

Ромайкина Анна – 2 Барышня.

Прошу вас выйти на сценическую площадку.

Учащиеся – актеры выходят на площадку.

Р.:        Давайте начнем с того, что определим, зачем Копайский пришел в дом Дядечкина (тот же вопрос адресуется и к Барышням)?

Учащиеся - актеры отвечают. Далее режиссер выстраивает диалог с актерами и мезансценированием этого отрывка в пространстве сцены, добиваясь нужного результата.

Р.:        Вот все и сыграли. Все сцены разведены. Но еще осталось одно задание для господ актеров. У меня заготовлен черный ящик в котором находится реквизит и детали костюмов, предназначенные каждому из персонажей. Я попрошу вас подойти и выбрать предмет, соответствующий вашей роли и объяснить свой выбор.

Учащиеся – актеры, по очереди, достают реквизит либо детали костюмов, объясняя свой выбор.

Р.:        Ну вот, кажется и все. Я думаю можно приступать к прогону. Господа актеры, вы готовы? Итак, мы начинаем.

Далее идет инсценировка рассказа «Мошенники по неволе».

Р.:        Спасибо ребята. Можете возвращаться на свои места…

Л.:        Хочу обратиться теперь к нашим читателям. В начале мы уже определили о чем этот рассказ….(повторяет сказанное учащимися раньше). А теперь, посмотрев инсценировку, давайте сформулируем и попытаемся понять, какую идею Чехов хотел донести до читателя, какие проблемы волновали его? И существуют ли эти проблемы в нашей с вами современной жизни?

Учащиеся – читатели высказывают свои мнения, приводя примеры.

Р.:        А закончить нашу творческую мастерскую хотелось бы отрывком из рассказа А.П.Чехова «Крыжовник», написанного в 1898г.

Звучит музыка.

Р.:        «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное…Я соображал: как в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье…Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие: из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который вскрикнул, громко возмутился…Все тихо, спокойно, и протестует одна немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания…И такой порядок, очевидно, нужен: очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

        Эти слова были написаны почти сто лет назад, но звучат, словно они родились только, что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком», который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок развития речи по литературе. "На съемочной площадке .Творческая мастерская.рассказ А. П. Чехова "Смерть чиновника"

Методическая разработка показывает приемы элементов поисково- исследовательской  групповой работы,знакомства с интересными профессиями ;урок способствует одновременному развитию многих навыков и ...

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...