Урок литературного чтения в 5 классе "Лучший читатель - это я!"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Урок- беседа по рассказу Л.Пантелеева "Честное слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_5_klasse.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

                         

 

Учитель русского языка и литературы

                                        МБОУ СОШ с.Дубовое

Чаплыгинского района

Клыкова Е.В.

с.Дубовое

2009 г.

Тема :                                Лучший читатель – это я!

(Беседа по рассказу Л. Пантелеева «Честное слово» )

                                                                   « Положи твоё сердце у чтения»

Цель:

 Показать многообразие детской литературы;

воспитывать учащихся на поступках героев – их сверстников;

развивать память, речь, мышление;

развивать интерес и любовь к книгам и чтению.

Оборудование: 

Иллюстрации (портреты литературных героев, эпизоды рассказа);

портреты писателей; плакаты :    

  1. «Советы читателю»:

Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя себя в гуще событий.

Читайте внимательно и вдумчиво.

 Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг.

Читайте. Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали ни одной строчки из новой книги.

  1. Читается трояким образом:

первое, читать и не понимать;

второе, читать и понимать;

третье, читать и понимать даже то, что не напечатано.

                                                           Я. Б. Княжнин

3.  Книжная выставка «По страницам детских книг».

Форма урока:       «Путешествие в чудный город Книгоград»

Ход урока:

  1. Вступление.

Учитель:

Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие в чудный город Книгоград. Что же это за город?

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке  - словно дом…

Обложку – дверь откроешь второпях –

И ты вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд,

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград.

Когда ты будешь в этот город вхож –

Из прошлого в грядущее пройдёшь.

Ответы учащихся (это книжный шкаф, библиотека)

Учитель.

Ключиком, который распахнёт двери чудесного города станет волшебное слово – ответ на задачки деда Буквоеда.

Дед  Буквоед:

  1. Не куст, а с листочками,

 Не рубашка, а сшита,

 Не человек, а рассказывает.

  1. Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней, -

Станешь лучше и умней.

  1. Языка не имеет, а у кого побывает, тот много знает.

Учащиеся. Книга.

  1. Определение темы и цели урока.

                             Учитель.

Ребята, тема нашего урока - «Лучший читатель – это я!»

Путешествуя по страницам, по улицам и площадям сказочного города, мы докажем, что каждый из вас – лучший читатель.

Прочитайте эпиграф нашего урока:

                                  «Положи твоё сердце у чтения».

Такое наставление сделал своему сыну древнеегипетский писец Кхроди.Как вы понимаете это высказывание?

Учащиеся.

Научись читать и полюби чтение.

  1. Основная часть урока.

а ) Учитель.

Всех путешественников встречает Фонтан мудрых мыслей. Каким же бывает чтение?

Учащиеся. (Плакат).

Читается трояким образом:

Первое, читать и не понимать;

Второе, читать и понимать;

Третье, читать и понимать даже то, что не напечатано.

Учитель.

 Так говорил известный русский писатель, издатель журнала Яков Княжнин.

Мы будем учиться читать и понимать даже то, что не напечатано.

б) Кто же жители Книгограда? Назовите литературных героев и книги, где они поселились.

Учащиеся.  

Незнайка – Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Буратино и  Мальвина – Алексей Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Барон Мюнхаузен – Распе «Приключения Мюнхаузена»

Крокодил Гена и Чебурашка – Глеб Успенский «Голубой вагон»

Учитель.

Правильно, вы хорошо помните литературных героев.

в) Беседа по содержанию рассказа Л. Пантелеева «Честное слово»

Учитель.

А узнали ли вы героя на остановке «Книжный дом»? Кто он? Как вы догадались?

-Прочитайте в тексте описание внешности мальчика.

Учитель.

Да, этот мальчик из рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». Леонид Пантелеев – это псевдоним писателя Еремеева Алексея Ивановича.

- Что такое псевдоним?

-Посмотрели ли вы, когда был написан рассказ и что это было за время – 1941 год.

Учитель.

Интересна история создания этого рассказа. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, редколлегия журнала «Костёр» обратилась к нескольким писателям с просьбой ответить детям на вопросы, что такое дом, честь. Рассказ был опубликован в №6 журнала, который вышел в  первые дни войны. Содержание его оказалось очень созвучным суровому военному времени.

Работая сегодня над содержанием рассказа, постараемся прочитать в нём то,что не напечатано.

- Что такое честное слово?

-Как произошло знакомство рассказчика с мальчиком?

Что он узнал из разговора с ним?

-Как чувствовал себя мальчик в городском саду?

- Почему он не мог уйти?

- Как рассказчик попытался ему помочь?

- Прочитайте диалог майора с мальчиком (в лицах).

- Как отнеслись к маленькому мальчику командир и рассказчик, взрослые мужчины?

- Как вы оцениваете мальчика и его поступок?

- Прочитайте эпизод, в котором автор выражает уверенность в том, что мальчик вырастет настоящим человеком.

- Чему учит этот рассказ?

-Приходилось ли вам давать честное слово? Сдержали вы его?

Учитель.

г ). Чтобы научиться понимать даже то, что не написано, нужно следовать советам, которые всем желающим предложат в Парке читательской культуры.

                             Прочитайте выразительно и запомните их.

  1. Заключительная часть урока.

Учитель.

Продолжаем наше путешествие по Книгограду.

Кто ещё живёт в городе? (Ответы учащихся)

Правильно, это детские писатели.

По стрелке прочтите Ф. И. О. писателя, покажите его портрет и назовите известные вам его произведения.

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

А. П. Чехов «Белолобый»

И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»

А. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Л. Н. Толстой «Акула», «Лев и собачка»)

Учитель.

Л. Н. Толстой учил детей грамоте,написал для них «Азбуку», «Рассказы о животных», М. Ю. Лермонтов «Утёс», «На севере диком», Аксаков «Аленький цветочек».

Учитель.

б). Самая замечательная улица в городе – это улица Любимых книг.

-Кто её жители? Расскажите (Ответы учащихся).

Учитель.

в ). Вы на самом деле лучшие читатели. Много знаете и помните.

-Что вы прочитали за неделю и записали в дневник? (Чтение учащимися 2 – 3 записей).

                                            5. Окончание урока.

Учитель.

Учиться писать в дневнике – целое искусство. Вы обязательно научитесь это делать, как Куранова Лида.

-(Чтение страницы из читательского дневника учащейся 7 класса Курановой Лидией).

-Выступление библиотекаря. Рекомендация книг для чтения. (Обзор книжной выставки «По страницам детских книг»).

-Чтение наизусть подготовленным учащимся стихотворения М. Цветаевой «Книга в красном переплёте».

                                                Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...

Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"

Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....