Рабочая программа по литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме

Блохина Наталия Викторовна

Рабочая программа по литатуре 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                            «Согласовано»                        «Утверждаю»

Руководитель МО                                Заместитель директора              директор МОУ «СОШ        

Ковалькова Е.Н.  __________            по УВР МОУ «СОШ с.               Липовка»

Протокол №____от                            Липовка»                                      Федулов А.Ю.______

«___»_________2013г.                      Федулова И.Н.__________          Приказ №_______от

                                                              «____»_________2013г.              «____» _________2013

Рабочая программа по литературе

7 класс МОУ «СОШ с. Липовка»

Учитель русского языка и литературы 1 категория

Блохина Наталия Викторовна

                                                                                        Рассмотрено на заседании

                                                                                    педагогического совета

                                                                                          протокол №___от «___»______2013г.

                                                       

                                       2013-2014 учебный год.

     Учебно-тематическое планирование

      по литературе

Класс 7

Учитель Блохина Наталия Викторовна

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений литература 5 - 11 классы. М.: Дрофа, 2001.

Учебник «Литература 7 класс». Т.Ф. Курдюмова Издательство «Дрофа», 2009.

      Дополнительная литература   Поурочные планы по литературе 7 класс. И.В.        Золотарева, Н.В. Егорова Москва «ВАКО» 2013

Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы, составитель Т.Ф. Курдюмова Издательство «Дрофа», 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

                               Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

№ урока

Название темы

Кол-во уроков

Дата

Использование ресурсов кабинета и ИКТ

1

Введение. Роды и жанры литературы.

1

Устное народное творчество

2

2

Фольклор и его жанры. Былина «Садко»

1

3

Сатирическая драма «Барин» и детский фольклор

1

Из древнерусской литературы

2

4

Мир и человек в эпоху Возрождения

1

5

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

1

Русская литература 19 века

40

6

Классическая литература 19 века и ее жанры

1

7

Басня в античной литературе. Русская басня 18-19 веков.

1

8

В.А. Жуковский. Очерк жизни и творчества

1

9

Баллады «Рыбак» и «Перчатка»

1

10

А.С. Пушкин «Элегия», «Певец», «19 октября»

1

11

А.С. Пушкин. Жанры лирики поэта

1

ИКТ

12

Жанры прозы А.С. Пушкина

1

13

Повесть «Барышня-крестьянка»

1

14

Героиня повести – Лиза Муромская. Соседи-помещики.

1

15

Незавершенный роман «Дубровский»

1

16

Владимир Дубровский и Маша

1

17

Судьба героев романа

1

18

М.Ю. Лермонтов. Различные жанры в творчестве поэта.

1

ИКТ

19

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора.

1

ИКТ

20

Поэма «Мцыри»

1

ИКТ

21

Романтический сюжет и романтический герой

22

Герой поэмы «Мцыри» и его исповедь

1

23

Р.р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

1

24

Н.В. Гоголь. История создания комедии «Ревизор».

1

ИКТ

25

Городничий и чиновники города

1

26

Образ Хлестакова

1

27

Женские образы комедии

1

28

Речевые характеристики героев

1

29

Хлестаковщина

1

30

Урок внеклассного чтения. И.С. Тургенев «Бирюк»

1

31

И.С. Тургенев. Последние годы творчества. История создания «Стихотворений в прозе»

1

32

Н.А. Некрасов. Гражданская лирика поэта

1

36

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатирические сказки писателя

1

37

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

ИКТ

38

Сатира – одна из форм комического. Урок развития речи

1

39

Н.С. Лесков. Особенности стиля прозы писателя.

1

40

Герои сказа «Левша»

1

41

Н.С. Лесков «Левша» (главы, не вошедшие в учебник).

1

42

М. Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Памфлет

1

43

А.П. Чехов. Юмористические рассказы молодого писателя. Рассказ «Хирургия»

1

44

Рассказ «Жалобная книга»

1

45

А. Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс

1

46

Новелла «Пляшущие человечки» и ее герои

1

Русская литература 20 века

25

47

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях 20 века

1

48

Лирика начала 20 века

1

49

Из истории сонета

1

50

М. Горький «Легенда о Данко»

1

ИКТ

51

Сказка «Старый год»

1

52

Урок внеклассного чтения. М. Горький «Сказки об Италии».

1

53

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение…»

1

54

«Гимн обеду».

1

55

М.А. Булгаков. «Ревизор с вышибанием»

1

56

М.А. Булгаков «Собачье сердце» (главы из повести)

1

57

К.Г. Паустовский «Рождение рассказа»

1

58

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади»

1

ИКТ

59

М.А. Шолохов «Они сражались за родину»

1

ИКТ

60

Стойкость и героизм участников сражений

1

61

В.Г. Распутин «Уроки французского»

1

62

Душевная теплота учительницы

1

63

А.Т. Твардовский. Лирические раздумья поэта

1

ИКТ

64

А.В. Вампилов. «Несравненный Наконечников»

1

65

Р. Шекли. Особенность юмора в фантастическом произведении

1

66

Из истории эссе

1

67

Из истории пародии

1

68-69

Итоговые уроки. Рекомендации по самостоятельному чтению во время каникул. Самостоятельное чтение и литературные игры на досуге.

2

70

Контрольное тестирование

1

Итого

70

Тематическое планирование.

Темы курса

Кол-во часов

Введение

1

Устное народное творчество

2

Из древнерусской литературы

2

Русская литература 19 века

40

Русская литература 20 века

25

Итоги года

70

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

       Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе;

       Учащиеся должны уметь:

-различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликты;

-видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

-аргументировать оценку героев и событий;

-выделять основной конфликт художественного произведения;

-сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

-написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении предмета «Литература»:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы:

познавательные:

• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

ценностно-ориентационные:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;

коммуникативные:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

эстетические:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание тем курса

Роды и жанры литературы

Фольклор.

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир.  «Р о м е о  и  Д ж у л ь е т т а».  С о н е т ы.

Литература XIX века

Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.

Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

В. А. Жуковский.  «П е р ч а т к а»,  «С в е т л а н а».  

А. С. Пушкин.  «Э л е г и я»,  «К  п о р т р е т у  Ж у к о в с к о г о»,  «К***»  («Я помню чудное мгновенье...»),  «Н а  х о л м а х  Г р у з и и  л е ж и т  н о ч н а я  м г л а...»,  «Я  в а с  л ю б и л:  л ю б о в ь  е щ е  б ы т ь  м о ж е т...»,  «Т у ч а»,  «Д р у з ь я м»,  «19  о к т я б р я»  (Роняет лес багряный свой убор...»),  «М о я  э п и т а ф и я»).  Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина.

Жанры прозы А. С. Пушкина.

«П о в е с т и  Б е л к и н а»  («Барышня-крестьянка» и др.). «Д у б р о в с к и й».  

Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

М. Ю. Лермонтов.  «С м е р т ь  п о э т а»,  «Н е т,  я  н е  Б а й р о н,  я  д р у г о й...»,  «Э л е г и я»,  «С т а н с ы»,  «П е с н я»,  «Р о м а н с»,  «Д у м а»,  «М о л и т в а»  («В минуту жизни трудную...»).  «М ц ы р и».  

Н. В. Гоголь.  «Р е в и з о р».  

И. С. Тургенев.  «С в и д а н и е»,  «С т и х о т в о р е н и я  в  п р о з е»  («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.).

Н. А. Некрасов.  «Ж е л е з н а я  д о р о г а»,  «Р а з м ы ш л е н и я  у  п а р а д н о г о  п о д ъ е з д а».  Гражданская лирика Некрасова.

М. Е. Салтыков-Щедрин.  «П о в е с т ь  о  т о м,  к а к  о д и н  м у ж и к  д в у х  г е н е р а л о в  п р о к о р м и л»,  «П р е м у д р ы й  п и с к а р ь»,  «Б о г а т ы р ь».  Сатирические сказки писателя.

Н. С. Лесков.  «Л е в ш а».  

А. П. Чехов.  «Х и р у р г и я»,  «Ж а л о б н а я  к н и г а»,  «С м е р т ь  ч и н о в н и к а».  Юмористические рассказы Чехова.

Описания на страницах художественных произведений

Портрет героя в произведениях различных жанров

Литература XX века

Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Х в а л а  ч е л о в е к у»,  «Т р у д»;  И. А. Бунин.  «И з г н а н и е»,  «У  п т и ц ы  е с т ь  г н е з д о...»; К. Д. Бальмонт.  «Б о г  с о з д а л  м и р  и з  н и ч е г о...»;  Игорь Северянин.  «Н е  з а в и д у й  д р у г у...»;  Р. Киплинг.  «Е с л и...»  (перевод С. Маршака),  «З а п о в е д ь»  (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский.  «К а к  п о с л е  м а р т о в с к и х  м е т е л е й...»,  «И ю л ь — м а к у ш к а  л е т а».  Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий.  «Г р о з а  и д е т»;  Б. Ш. Окуджава.  «А р б а т с к и й  р о м а н с»;  В. С. Высоцкий.  «Я  н е  л ю б л ю...»;  М. Карим.  «Е в р о п а — А з и я»  и др.

М. Горький.  «П е с н я  о  Б у р е в е с т н и к е»,  «С т а р у х а  И з е р г и л ь»,  «С т а р ы й  Г о д».  

В. В. Маяковский.  «Н е о б ы ч а й н о е  п р и к л ю ч е н и е,  б ы в ш е е  с  В л а д и м и р о м  М а я к о в с к и м  л е т о м  н а  д а ч е»,  «Г и м н  о б е д у».  

М. А. Булгаков.  «Р е в и з о р  с  в ы ш и б а н и е м»  (новая постановка).

К. Г. Паустовский.  «Р о ж д е н и е  р а с с к а з а».

Ф. А. Абрамов.  «О  ч е м  п л а ч у т  л о ш а д и».  

А. В. Вампилов.  «Н е с р а в н е н н ы й  Н а к о н е ч н и к о в».  

Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский.  «Р а д о с т ь  т в о р ч е с т в а».

Великая Отечественная война в художественной литературе

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея.

А. Н. Толстой.  «Р у с с к и й  х а р а к т е р».  

М. А. Шолохов.  «О н и  с р а ж а л и с ь  з а  Р о д и н у»  (фрагменты).

В. Г. Распутин.  «У р о к и  ф р а н ц у з с к о г о».  

Фантастика и ее жанры

Р. Шекли.  «З а п а х  м ы с л и».  

Детективная литература и ее жанры.Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.

А. Конан Дойл.  «П л я ш у щ и е  ч е л о в е ч к и».  

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.

 

Учебно-методическое обеспечение.

Для ученика (обучающегося)

Обязательная

Учебники

Учебник «Литература 7 класс: Т.Ф. Курдюмова, Дрофа, 2009.

Дополнительная

Н.Г. Быкова. Полная хрестоматия 7 класс. М.: Эксмо, 2006.

Для учителя (преподавателя)

Обязательная

  • Государственный стандарт основного общего образования по литературе;
  • Программа основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
  • Концепция модернизации Российского образования;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета литература в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта  общего образования. Литература.
  • Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5-11 классы.

      Т.Ф. Курдюмова. Дрофа. 2007.

Дополнительная

  •  Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по литературе издательства «Просвещение» и Федерального центра тестирования.
  • Полная хрестоматия 7 класс.
  • Поурочное планирование к учебнику «Литература. 7 класс» (авт. В.Г. Петрович, Н.М. Петрович). – С.: Лицей, 2008.
  • Л.Н. Савина. Уроки литературы в 7 классе. Издательство Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....