Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Саликова Ольга Викторовна

Рабочая программа по предмету «Литература» для 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы / под редакцией Г.И.Беленького. — М.: Мнемозина, 2009. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_lit-ra_7klass.doc368 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литература» для 7 класса (далее Программа) составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы / под редакцией Г.И.Беленького. — М.: Мнемозина, 2009. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» в 2013 - 2014 учебном году».

Цель: приобщение учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развитие способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию обучающихся.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

        Воспитательные задачи:

  • формировать эстетические идеалы и вкус для верного и глубокого постижения прочитанного, содействовать появлению прочного, устойчивого интереса к книге;
  • воспитывать  доброту, сердечность и сострадание как важнейшие качества развитой личности.

            Образовательные задачи:

  • формировать умения творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умения видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, осваивать предлагаемые произведения;
  • формировать речевые умения – умения составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умения прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умения видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

В 7  классе  обучающиеся знакомятся  с проблемой художественного пространства и времени. Она раскрывается в произведениях об историческом прошлом, о современной писателями жизни и о будущем.  Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (её образностью, отличиями от других видов искусства).

 Программа реализует идею межпредметных связей при обучении литературы, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам, прослеживаются связи изобразительным искусством,  историей, музыкой.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Литература.  7 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч./ под ред. Г.И.Беленького.-10-е изд., - М.: Мнемозина, 2010

Изменения, внесенные в примерную учебную программу и их обоснование

На изучение литературы в 7 классе согласно   Программе выделяется 68 часов (2 часа в неделю). Однако согласно инструктивно-методическому письму о преподавании литературы в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации предусмотрено обязательное изучение литературы в 7 классе – 70 часов в год (35 учебных недель) 2 часа в неделю. В связи с этим изменение внесено в раздел «Повторение за курс 7 класса», который увеличен на  2 часа. Цель данного изменения – закрепление и углубление изученного в 7 классе.

 Распределение часов по темам откорректировано с учетом усвоения учебного материала   учащимися.

Количество учебных часов, на которое рассчитала Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения классных и домашних сочинений:

№ п\п

Наименование раздела

Кол-во часов

Из них сочинений (часов):

классных

домашних

     1.

Введение

1

2.

«Минувшее проходит предо мною…»

18

1

1

    3.

«Художник-голос своей эпохи»

17

1

4.

 Запечатленные мгновенья

2

5.

Человек в движении времени

16

2

6.

 Содружество искусств

3

7.

  Перекличка эпох

4

8.

Фантастика. Тема будущего

4

9.

 Повторение за курс 7 класса

5

Итого

70

4

1

Руководствуясь локальным актом общеобразовательного учреждения материал, совпадающий с государственной праздничной датой (08.03.2014г.) считаю целесообразным уплотнить  по темам:  (урок 48)  Максим Горький.  Сведения о жизни писателя. «Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни»   и  (урок 49) Максим Горький «Детство». Яркое, здоровое, творческое в русской жизни, так как темы логически  взаимосвязаны.

Согласно годовому календарному учебному  графику работы учебного заведения на 2013-2014 учебный год весенние каникулы начинаются 22.03.2014г. В связи с этим производится уплотнение учебного материала по темам  (урок 54)  Вн. чт. В.А.Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки», В.А.Каверин «Два капитана» и (урок 55)  К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»,  «Исаак Ильич Левитан» С.П. Шевырёв. «Звуки». В мире звуков и красок. Содержание данных тем позволяет  на их изучение выделить 1 час, а часть  материала вынести на самостоятельное изучение.

Формы  контроля знаний: сочинений: классных-4, домашних- 1, входное, промежуточное, итоговое проверочное тестирование-3

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по литературе

В результате изучения литературы ученик 7 класса должен

 знать:

  • Текст художественного произведения;
  • Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;
  • Особенности композиции изученного произведения;
  • Особенности жанрового своеобразия изученного произведения;
  • Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

уметь:

  •      Видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
  • Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;
  • Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
  • Объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
  • Видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
  • Передавать динамику чувств в  выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
  • Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
  • Аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать  позицию писателя в пределах произведения;
  • Выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
  • Сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
  • Сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;
  • Стилистически сопоставлять текст   и иллюстрации художников к нему;
  •       Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику;
  •       Составлять план собственного устного или письменного высказывания;
  •       Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения;
  •       Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;
  •      Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.      

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков литературы в 7 классе

№ п\п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохожде-

ния

Подго-

товка

к

ГИА

Приме-

чание

1

Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы

1

04.09



«Минувшее проходит предо мною…»

(Писатели о прошлом нашей Родины)

18 часов

2

М.Ю.Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта. Входная проверочная тестовая работа

1

07.09

3

М.Ю.Лермонтов. «Песня про  царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы  

1

11.09

4

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Сила и цельность характера Калашникова

1

14.09

В-1 (В1-В10)

5

Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиций народа. Композиция поэмы, её язык, ритмика.

1

18.09

В1

(С1,С2)

6

А.К.Толстой  «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя

1

21.09

В-2(В1-В10)

7

Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Писатель  о Запорожской Сечи

1

25.09

8

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров

1

28.09

В-1 (В1-В10)

9

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».  Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные героическим и жестоким временем

1

02.10

В1

(С1,С2)

10

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Остап и Андрий.Трагедия  Тараса Бульбы.

1

05.10

В-2(В1-В10)

11

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Повесть Гоголя и УНТ. Картины степи, выражение в них чувств писателя. Понятие о литературном характере

1

09.10

В6 (В1В10;

С1-С2)

12

Р/Р Подготовка к написанию сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

12.10

№1

Стр.111-112

13

Р/Р Написание сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

16.10

14

А.С.Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I  в творчестве поэта

1

19.10

15

А.С.Пушкин. Поэма «Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы её героев (Кочубея, Марии, Искры)

1

23.10

В-1 (В1-В10)

16

Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев - Петра I и Карла XII.Роль Мазепы. Композиция поэмы. Поэма как жанр. Метафора.  Домашнее сочинение по творчеству А.С.Пушкина

1

26.10

В-2(В1-В10)

№2

Стр160

17

Н.С.Лесков Сведения о жизни писателя.  «Человек на часах»-«отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей

1

06.11

18

Н.С. Лесков. «Человек на часах». Постников-лесковский  герой- праведник. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования. И.С. Никитин «Русь», К.М. Симонов «Тарас Бульба»

1

09.11

19

Вн.чт. Н.В.Гоголь. «Миргород», А.С.Пушкин. «Арап Петра Великого», Н.С.Лесков «Левша», «Тупейный художник»

1

13.11



«Художник-голос своей эпохи»

(Писатели-классики о своем времени)

17часов

20

И.С.Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с  «Записками охотника»

1

16.11

В-1 (В1-В10)

21

И.С.Тургенев. «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость характера Бирюка

1

20.11

В1

(С1,С2)

22

И.С.Тургенев. «Бирюк». Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании

1

23.11

В-3

(В1-В10)

23

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей»

1

27.11

В3

(С1,С2)

24

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе: «Как хороши ,как свежи были розы», «Памяти Ю.П.Вревской»

1

30.11

25

Н.А.Некрасов Картины народной жизни в творчестве поэта

1

04.12

26

Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Своеобразие композиции. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения

1

07.12

27

Н.А.Некрасов. «Орина  – мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская»,  «Мороз красный нос» (отрывки)

1

11.12

В-4(В1-В10)

28

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя

1

14.12

29

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика

1

18.12

В-1 (В1-В10)

30

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Приёмы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Сатира. Гротеск

1

21.12

В1(С1-С2)

31

 М.Е.Салтыков-Щедрин.«Дикий помещик»

 Текущая проверочная тестовая работа

1

25.12

В-2 (В1-В10)

32

 А.П.Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное

1

28.12

В-1 (В1-В10)

33

«Хамелеон»  Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа

1

15.01


34

А.П.Чехов. «На мельнице», «Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа

1

18.01

35

Р/Р Написание  сочинения по творчеству А.П.Чехова

1

22.01

№3

Стр267

36

Вн.чт. И.С.Тургенев. «Записки охотника», Н.А.Некрасов. «С работы», «Калистрат», М.Е.Салтыков-Щедрин «Коняга»

1

25.01



Запечатленные мгновенья

(Художественное время в лирике)

2часа

37

Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»

1

29.01

38

А.А.Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза». Я.П.Полонский «Дорога», «Зимний путь»

1

01.02



Человек в движении времени

(Тема становления личности)

16 часов

39

Л.Н.Толстой- автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия)

1

05.02

В-1 (В1-В10)

40

Л.Н.Толстой «Детство» Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева.

1

08.02

В-1(С1-С2)

41

Л.Н.Толстой «Детство» Чувство  сострадания -важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. Повествование от лица героя- рассказчика

1

12.02

В-2 (В1-В10)

42

Л.Н.Толстой «Отрочество» Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления лмчности

1

15.02

В-3 (В1-В10)

43

Л.Н.Толстой «Отрочество» Особенности построения повести (рассказ от лица героя: изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком)

1

19.02

В-4 (В1-В10)

44

Р/Р Написание  сочинения по творчеству Л.Н. Толстого

1

22.02

№4

Стр53

(2часть)

45

Ф.М.Достоевский. Сведения о жизни писателя

1

26.02

46

Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке

1

01.03

47

Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Обостренное восприятие  писателем страданий, особенно ребёнка (Илюшечка Снегирёв). Коля Красоткин - рождающая сильная, незаурядная личность

1

05.03

48

Максим Горький.  Сведения о жизни писателя. «Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни».

1

12.03

В-1 (В1-В10)

49

Максим Горький «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

1

В-2(С1-С2)

50

 Максим Горький «Детство».  Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям

1

15.03

В-2 (В1-В10)

51

Максим Горький «Детство» Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров

1

19.03

52

Максим Горький «Детство». Вера писателя в творческие силы народа. Р/Р Подготовка к написанию сочинения по повести М.Горького «Детство»

1

02.04

53

Р/Р Написание сочинения  по повести М.Горького «Детство»

1

05.04

№5

Стр141

(2)

54

Вн.чт. В.А.Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки», В.А.Каверин «Два капитана»

1

09.04



Содружество искусств

 (Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

3 часа

55

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан» С.П.Шевырёв. «Звуки». В мире звуков и красок

1

09.04

56

А.А. Блок «Я никогда не понимал…»,

К.Д. Бальмонт «Грусть»

1

12.04

В-3 (В1-В10)

57

К.М.Фофанов  «Художник», «Уснули и травы, и волны…»

1

16.04

В3

(С1;С2)


Перекличка эпох

4 часа

58

Ж.Б.Мольер. Сведения о жизни комедиографа.

1

19.04

59

Ж.Б.Мольер.  «Мещанин во дворянстве» Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен)

1

23.04

60

И.К.Крылов- драматург. «Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен)

1

26.04

61

Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова. Комедия как литературный жанр

1

30.04


Фантастика. Тема будущего

4 часа

62

В.А.Рождественский «Над книгой»

1

03.05

63

А.де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя. «Маленький принц». Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни

1

07.05

64

А.де Сент-Экзюпери.  «Маленький принц» «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке

1

10.05

65

Р.Бредбери. «Каникулы», «Земляничное окошко»

1

14.05


Повторение за курс 7 класса

5часов

66

Повторение  и обобщение изученного за 7 класс. Итоговая тестовая работа

1

17.05

67

Вн. чт.В.П.Беляев «Старая крепость», Г.Н.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»

1

21.05

68

Вн. чт. Д. Лондон. «Сердца трёх»

1

24.05

69

Вн. чт. Ж.Верн. «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой»

1

28.05

70

Итоговый урок. Какие книги я буду читать летом                                                                                                                                                              

1

31.05


 Содержание программы

Введение (1).

Художественное время и художественное пространство в литературе.

Писатели о прошлом нашей Родины (18)

М.Ю.Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта. М.Ю.Лермонтов. «Песня про  царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения.  Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Композиция поэмы, её язык, ритмика.  Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма.  А.К.Толстой  «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.  Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Писатель о Запорожской Сечи «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи.  Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные героическим и жестоким временем.  Остап и Андрий. Повесть Гоголя и устное народное творчество. Понятие о литературном характере. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».  А.С.Пушкин. Прошлое Родины, Петровская тема в творчестве поэта.  Поэма «Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла.  Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев - Петра I и Карла XII. Композиция поэмы. Метафора А.С.Пушкин. «Арап Петра Великого». Н.С.Лесков.  Сведения о жизни писателя. «Человек на часах». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. «Левша», «Тупейный художник»

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.  Н.В. Гоголь в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация), экранизация повести «Тарас Бульба»

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям А.С.Пушкина и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

Писатели о своей современности (17)

 Н.А.Некрасов.  Картины народной жизни в творчестве поэта. «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Своеобразие композиции. Роль пейзажа. «Орина  – мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская»,  «Мороз красный нос» (отрывки).  И.С.Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с записками охотника. «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость характера Бирюка.  Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.  Стихотворения в прозе. «Записки охотника».  М.Е.Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Приёмы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Сатира. Гротеск. «Дикий помещик», «Коняга».  А.П. Чехов. «Хамелеон».  Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина.  Юмор и сатира в творчестве Чехова.  «На мельнице», «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник».

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники, работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»

Запечатленные мгновенья (2)

Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…» А.А.Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя гроза». Я.П.Полонский «Дорога», «Зимний путь».

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Стихи и песни о родной природе поэтов XIX века»

Тема становления личности (16)

Л.Н.Толстой- автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).  «Детство».  Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева.  Повествование от лица героя- рассказчика. «Отрочество».  Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании».  Особенности построения повести (рассказ от лица героя: изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком). Ф.М.Достоевский. Сведения о жизни писателя. «Мальчики». Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке.  Обостренное восприятие  писателем страданий, особенно ребёнка (Илюшечка Снегирёв).  Максим Горький.  Сведения о жизни писателя. «Детство». Автобиографическая основа повести.  Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера.  Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров.  В.А.Солоухин. «Закон набата», «Моченые Яблоки»

 Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Содружество искусств (3)

  К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан».  А.А. Блок «Я никогда не понимал…», К.Д. Бальмонт.  «Грусть», К.М.Фофанов.  «Художник», «Уснули и травы, и волны…»

Перекличка эпох(4)

 Ж.Б.Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве» (обзор содержания).  И.К.Крылов- драматург. «Урок дочкам» (обзор содержания).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Фантастика. Тема будущего (4)

 А.де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя. «Маленький принц». Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке Р.Бредбери. «Каникулы», «Земляничное окошко».

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Повторение за курс 7 класса (5)

 Р. Брэдбери. «Все лето в один день». Д. Лондон. «Сердца трёх».  Н.В.Гоголь.  «Миргород».  А.П. Чехов. «Юбилей», «Предложение».

Для заучивания наизусть

М.Ю.Лермонтов «Песня  про  царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывок).

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок).

И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе - по выбору.

А.А. Фет. Стихотворение -по выбору.

А.А.Блок. Стихотворение - по выбору

К.М.Фофанов. Стихотворение -по выбору

Раздел V. Формы и средства контроля

                 

Виды контроля

В год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Классные сочинения

4

1

3

Домашние сочинения

1

1

Тесты проверочные

3

1

1

1

№ п\п

Содержание материала

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примеча

ние

1.

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

16.10

№1

2.

Домашнее сочинение по творчеству А.С.Пушкина

1

26.10

№2

3.

Сочинения по творчеству А.П.Чехова

1

22.01

№3

4.

Сочинение по творчеству Л.Н Толстого

1

22.02

№4

5.

 Сочинение  по повести М.Горького «Детство»

1

05.04

№5

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» №1(Урок №13)

  1. Тарас Бульба в семье и в боях
  2. Тарас Бульба - предводитель и товарищ запорожцев
  3. Сыновья Тараса Бульбы

Домашнее сочинение по творчеству А.С.Пушкина №2(урок №16)

1.Незабываемые страницы поэмы «Полтава»

2.Судьба Кочубея

3.Вероломный гетман

4.Герой Полтавы

 Сочинения по творчеству А.П.Чехова №3 (Урок 35)

1.Как Алексей Бирюков превратился в жадного и бесчеловечного мельника

Сочинение по творчеству Л.Н Толстого №4(Урок№44)

  1. Страницы повестей «Детство» и «Отрочество», вызвавшие у меня особый интерес.
  2. Кто из героев повестей «Детство» и «Отрочество» мне особенно симпатичен? Почему?

Сочинение  по повести М.Горького «Детство»  №5 (Урок№52)

1.Почему Алёша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни?

2.Роль бабушки в жизни Алёши.

3.История жизни деда Каширина.

Ур. 2.  Входная проверочная тестовая работа

Прочитайте  фрагмент текста и выполните задания:

Край ты мой, родимый край!

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья.

Ветер, степь да тучи!

В1. Укажите автора стихотворения.

В2. Какова основная тема стихотворения?

В3. Что вызывает восхищение у поэта?

В4. Какие слова-образы связаны с понятиями «воля», «простор»?

В5. Какой синтаксический прием выразительности позволяет автору передать восторг и силу чувств?

В6. Укажите прием художественной выразительности в словосочетании «бор дремучий».

В7. Какая особенность отличает морфологический строй стихотворения?

В8. Определите стихотворный размер.

В9. В чем отличие лирического произведения от эпического?

В10. Как называется прием иносказания, основанный на переносе значения по принципу смежности?

Пояснительная записка к входному  тестированию

по литературе - 7 класс

Цель: установить соответствия знаний учеников требованиям государственной общеобразовательной программы по русскому языку для 6 класса, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению. 

Для проведения тестовой работы использовалось учебное  пособие Литература. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/авт.-сост. Т.А.Пискунова.- Ярославль: Академия развития,2010.

За выполнение каждого из заданий В1-В10  выставляется 1 балл при условии, что дан правильный ответ. Ответы на задания  необходимо дать в виде  слова или сочетания слов.

Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший тестовую работу – 10 баллов.

Схема перевода в школьную отметку: 

Отметки

«2»

«3»

«4»

«5»

Интервал баллов

0 – 16

17 – 28

29 – 35

36 – 39

0-4

5-6

7-8

9-10

Ключи к заданиям  В1-В10

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

В10

А.К.Толстой

Прославле

ние родной земли

Простор, сила ,могущее

ство родной земли

Тучи. ,бег коней. Пстепь, орлиные стаи. ветер

Риторическое восклицание

эпитет

Отсутст

вие глаголов

хорей

Важны не события,а чувства и мысли

метафора

Ур. №31.  Текущая проверочная  тестовая работа

Прочитайте  фрагмент текста и выполните задания:

И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, что можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.

Ты смотри, однако, каналья, не утопи нас! — сказали генералы, увидев покачивавшуюся на волнах ладью.

Будьте покойны, господа генералы, не впервой! — отвечал мужик и стал готовиться к отъезду.

Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки. Устлавши, уложил на дно генералов и, перекрестившись, поплыл. Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных! Сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками. Вот, наконец, и Нева-матушка, вот и Екатерининский славный канал, вот и Большая Подьяческая! Всплеснули кухарки руками, увидевши, какие у них генералы стали сытые, белые да веселые! Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать! Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!

В1. Каким предстает мужик-трудяга в сказке М. Е. Салтыкова- Щедрина?

В2. Как называется город, в который приплыли генералы?

ВЗ. Какое устойчивое выражение, традиционное для народной сказки, дважды повторяет автор?

В4. Какими словами, повторяемыми дважды, автор передает отношение генералов к мужику?

В5. Найдите фразеологизм в первом абзаце.

В6. Укажите прием, традиционный для фольклора: «И выстроил он корабль — не корабль...».

В7. Укажите прием художественной выразительности во фразе: «генералы стали сытые, белые да веселые».

В8. Укажите прием художественной выразительности во фразе: «Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать».

В9. Укажите синтаксический прием художественной выразительности: «Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных! Сколько они ругали мужичину за его тунеядство».

В10. Как называется синтаксический прием, состоящий в нарушении порядка слов («пуху лебяжьего мягкого»)?

Пояснительная записка к промежуточной  тестовой работе

по литературе в 7 классе

Для проведения тестовой работы использовалось учебное  пособие Литература. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/авт.-сост. Т.А.Пискунова.- Ярославль: Академия развития,2010

Система оценивания:

За выполнение каждого из заданий В1-В10  выставляется 1 балл при условии, что дан правильный ответ. Ответы на задания  необходимо дать в виде  слова или сочетания слов

Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший тестовую работу – 10 баллов.

Схема перевода в школьную отметку:

Отметки

«2»

«3»

«4»

«5»

Интервал баллов

0 – 16

17 – 28

29 – 35

36 – 39

0-4

5-6

7-8

9-10

Ключи к заданиям  В1-В10

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

В10

Сметливый,

трудолюбивый,

покорный,

бесправный

Петербург

Ни в сказке сказать

 ни пером описать

Тунеядец,

тунеядство

На бобах разводить

повтор

эпитет

гипербола

Синтаксический параллелизм

инверсия

Ур. 66. Итоговая тестовая работа

Прочитайте фрагмент текста и выполните задания

Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. —

Тихо ответили жители:

Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

 Тихо проехал обоз.

 Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

 Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

 Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...

 Тихая моя родина, Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою.

Тот же зеленый простор

 Словно ворона веселая. Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

 Время придет уезжать —

Речка за мною туманная

 Будет бежать и бежать

С каждой избою и тучею,

 С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь

        

А1. Назовите  автора стихотворения?

1.С.А.Есенин          3. К.Д.Бальмонт

2.Ф.И.Тютчев         4.Н.Рубцов

А2. Какова  тема стихотворения?

1.Рассказ об увиденном                3.Описание речки

2.Описание родного края              4.Возвращение героя на родину

А3. Какие объекты составляют картины детства героя?

1.Речка, болота, забор                           2.Обоз,школа,изба

3.Церковь, река, школа                         4.Туча,речка,болото

А4. Какие перемены произошли в родной деревне героя?

1.Все осталось по- старому               3. Всё в запустении

2.Построили новую школу                4. Стало много жителей

А5. Укажите прием художественной выразительности в словосочетаниях «яркой травою», «жгучую связь». 

1.Эпитет                                         3.Метафора

2.Олицетворение                           4.Сравнение

В1. В каких строках заключен основной смысл всего стихотворения?

_____________________________________________________________________________

В2. Укажите прием художественной выразительности в строках: «Словно ворона веселая,/ Сяду опять на забор».

В3. Укажите прием художественной выразительности: «Речка за мною туманная/ Будет бежать и бежать».

В4. Укажите синтаксический прием художественной выразительности: «Тихо ответили жители,/Тихо проехал обоз».

В5. Какой прием художественной выразительности использован в финальных строках стихотворения: «Чувствую самую жгучую. Самую смертную связь»?

Пояснительная записка к итоговой тестовой работе

по литературе в 7 классе

Для проведения тестовой работы использовалось учебное  пособие Литература. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/авт.-сост. Т.А.Пискунова.- Ярославль: Академия развития,2010

Система оценивания:

За выполнение каждого из заданий А1-А5 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведён только номер верного ответа. Если обведены два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается. Ответы на задания В1—В5 необходимо дать в виде  слова или сочетания слов

Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший тестовую работу – 10 баллов.

Схема перевода в школьную отметку: 

Отметки

«2»

«3»

«4»

«5»

Интервал баллов

0 – 16

17 – 28

29 – 35

36 – 39

0-4

5-6

7-8

9-10

Ключи к заданиям А1-А13; В1-В5

А1

А2

А3

А4

А5

В1

В2

В3

В4

В5

4

4

3

3

1

Чувствую самую жгучую/Самую смертную связь

сравнение

олицетворение

анафора

Лексический повтор

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

Для учителя:

1.Литература.  7 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч./ под ред. Г.И.Беленького.-10-е изд., - М.: Мнемозина,2010

2.Программа для общеобразовательных учреждений: Литература. 5 — 11 классы \ авт.-сост.: Г.И. Беленький, Э.А. Красновский. Ю.А. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М.Хренова; под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого- М.: Мнемозина, 2009

Для учащихся:

1.Литература 7 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч./ под ред. Г.И.Беленького.-10-е изд., -М.: Мнемозина,2010

Дополнительная литература

1.Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 7 класс.- М.:ВАКО 2002

2.Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

3.Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература.5-7 классы. Репродукции картин: Учебно-наглядное пособие для учащихся  общеобразоват. учеб.заведений.-М.:Дрофа,2000

4.Контрольно-измерительные материалы. Литература.7 класс/ Сост.Е.Н.Зубова. -М.:ВАКО, 2013

5.Литература 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / Авт.-сост.: Т.А.Пискунова - Ярославль.: Академия развития, 2010

6.Турьянская Б.И. и др. Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2008

 

Мультимедийные пособия

1.Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 классы.- ООО «Кирилл и Мефодий», 2004

Образовательные электронные ресурсы

http://www. digfaj 1september.ru-Издательский дом «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.e-kniga.ru/ -Электронная библиотека художественной литературы

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://lit.1september.ru ˗ Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://litera.edu.ru ˗ Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://metlit.nm.ru ˗ Методика преподавания литературы

http://pisatel.org/old/ ˗ Древнерусская литература

http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

http://slova.org.ru ˗ Слова: поэзия Серебряного века

http://www.9151394.ru/ ˗ Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.feb-web.ru ˗ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

http://www.likt590.ru/project/museum/ ˗ Виртуальный музей литературных героев

http://www.ug.ru/ ˗ «Учительская газета»

http://likhachev.lfond.spb.ru ˗ Академик Дмитрий Сереевич Лихачев

Оборудование

1.Альбом «М.Ю.Лермонтов». - М.:Просвещение,1988

2.Учебно-наглядное пособие по литературе для 7 класса./Авт-сост.: Лазарева Л.А., Когосович Э.И.-М.:Просвещение,1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....