Природа и человек
методическая разработка по литературе по теме

Огрызкова Лариса Евгеньевна

Земля – наш общий дом. Мы живем на этой прекрасной планете, не думая о том, какое это счастье быть её детищем, быть её хозяином, быть её ценителем и целителем. Без нас Земля была, есть и будет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_astafev.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

Природа и человек

(Природа и человек в произведениях В.П. Астафьева).

1Земля – наш общий дом.                                                                                        2Взаимоотношения человека и природы.                                                                          3. Нехоженная дорога жизни Виктора Астафьева                                                                           4. Природа и человек едины.                                                                                               5. Суровая печаль, красота и правда северной земли.                                                         6. Проблемы и  совершенствования связи природы и человека.                                     7. Острая проблема нашего времени.

    Земля – владычица! К тебе чело склонил я,                                                                                   И сквозь покров благоуханный твой

Родного сердца пламень ощутил я,

Услышал трепет жизни мировой.

(В. Соловьев «Земля - владычица»)

…но ты, природа – мать,

Для сердца ты всего дороже!

(К. Батюшков «Есть наслаждение»)

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь…

(И. Бунин «Слово»)

Земля – наш общий дом. Мы живем на этой прекрасной планете, не думая о том, какое это счастье быть её детищем, быть её хозяином, быть её ценителем и целителем. Без нас Земля была, есть и будет. Мы без неё – ничто. Каждый человек должен знать и помнить о том, как ранима и беззащитна перед нами наша Земля. Каждый должен быть умным, добрым, заботливым, рачительным хозяином её. Мы должны жить друг для друга, помогая друг другу, созидать друг для друга. Долг этот в полной мере выполняет перед человеком наша планета. Она дала нам чудо жизни – природу, в которой мы находим здоровье, радость, счастье, знания и ум, любовь и преданность, дала нам совершенство жизни, наделила чувствами, разумом и всем тем, что имеет человек.

Сам же человек не всегда понимает и ценит это, не всегда достойно принимает этот удивительный дар природы. Более того, мы часто встречаемся с бездушным, жестоким отношением к природе, к её дарам, к жизни, дарованной нам, к братьям нашим меньшим, ко всему, что нас окружает и что мы должны бы беречь и множить, совершенствовать и заботиться в стремлении сделать мир еще более прекрасным; наполнить этот удивительный мир покоем, счастьем и радостью. Каждый человек по мере своих сил, знаний, умений и возможностей должен стремиться к сохранению и улучшению условий, при которых наша Земля, её леса, моря, реки, озера, степи и даже пустыни сохранились бы для будущих поколений и несли бы им здоровье, радость и счастье бытия.  Мы знаем имена людей, которые всю свою жизнь посвящают борьбе за здоровую жизнь нашей Земли, ее природы. В одном ряду с ними стоит имя Виктора Петровича Астафьева.

Родился Виктор Петрович в Красноярском крае. В семь лет он остался без матери. детство его было очень трудным. уже взрослым он сказал с горькой сыновней любовью: "… лишь одно я просил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь…". Беспризорник, затем детдомовец…  Именно в детском доме учителя зажгли в его душе огонек писательства. Одно из его школьных сочинений тогда признали лучшим. Называлось оно «Жив!». Позднее свой рассказ с событиями, описанными в детском сочинении, он назвал «Васюткино озеро».

Но полностью развиться таланту писателя помешала война.  В семнадцать лет Виктор оказывается в самом пекле войны – на передовой, в воинском звании рядового. До самой победы он был рядовым. И здесь рядовому не было поблажек от судьбы. Его дважды ранило, контузило… Но война есть война. Всем было нелегко.  Наконец долгожданная победа и любимый писательский труд.

Но не сразу пришло признание. Много профессий сменил он, пока в газете «Чусовской рабочий» не был опубликован его первый рассказ, и он стал газетным литературным сотрудником. Отсюда и началась творческая биография писателя.

Совершенствуя свое дарование он заканчивает  Высшие литературные курсы. Виктор Петрович Астафьев получает и признание. Известный критик Александр Макаров говорил о его признании как писателя и точно обозначил основные творческие устремления тогда  еще молодого художника: «…размышления о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере… по натуре своей он моралист и поэт человечности».

Такой «моралист», такой «поэт человечности» не мог оставить без внимания основу основ жизни на земле – ее природу и взаимоотношения человека с ней. Удивительна сила любви самого писателя к природе, умение любоваться ее красотами, наслаждаться дарованными жизнью моментами единения с природой, умение передать чувства души своей от всего увиденного, пережитого. Читая Астафьева о природе, мы как бы видим и человека, читая  о человеке, мы чувствуем присутствие природы. У Астафьева природа и человек едины, неразделимы. Так описывая печальные события – похороны и поминки в рассказе «Бойте», он размышляет: «… много любви за жизнь получишь и отдашь, да хорошо, пока не подойдет пора близким тебе людям падать, как падают в старом бору перестоялые сосны, с тяжелым хрустом и долгим выдохом…».

В этом рассказе он говорит о счастливых часах и ночах у костра на берегу Енисей, реки, которая взяла жизнь его матери. Но писатель не огрубел душой, не наполнил свое сердце злобой против нее. Он описывает красоту, его окружающую, простыми словами, но читая их, мы вместе с ним очарованы «подрагивающими огнями бакенов», отраженных в темной воде, «до дна пробитой золотыми каплями звезд», вместе с ним слышим «не только плеск волн, шум ветра, гул тайги, но  и неторопливые рассказы людей у костра на природе». Здесь и природа, и человек слиты воедино.  Астафьев наслаждается минутой, когда «все в природе обретает миротворность», он слышит «младенчески – чистую душу ее».  

Человек не может остаться равнодушным к проявлению такой любви. Он сам хочет испытать это состояние, а испытав его, уже никогда не сможет навредить вольно или даже невольно природе, которая стала для него чем-то интригующим, до боли родным. Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы хоть раз в жизни остаться «как бы один на один с природою» и тогда, как пишет Астафьев, «с чуть боязной тайной радостью ощутишь: можно и нужно, наконец-то довериться всему, что есть вокруг». И далее он пишет: «… незаметно для себя отмякнешь, словно лист или травинка под росою, уснешь легко, крепко». И далее: «… засыпая до первого луча, до пробного птичьего перебора у летней воды, с вечера хранящей парное тепло». И кому не захочется почувствовать себя вот так же легко и вольно, лелеемым самой природой? А когда испытываешь это блаженство, то «улыбнешься давно забытому чувству – так вот вольно было тебе, когда ты никакими еще воспоминаниями не нагрузил память, да и сам себя едва ли помнил, только чувствовал кожей мир вокруг, .. прикреплялся к дереву жизни коротеньким стерженьком того самого листа, каким ощутил себя сейчас вот, в редкую минуту душевного покоя…». Но природа не со всеми добра, не всем дарит тепло своей души.

Особенно сурова природа северной земли. Красива, но и бесстрастно жестока в обращении с человеком, если он бездумно вступит с ней в единоборство. Так, в том же рассказе «Бойе»; мы зачаровываемся описанием безбрежного снежного покрова тундры, ее глубокой тишиной, бесшумными «недвижными» тенями, ее сиянием.

Астафьев пишет: «… в тундре что-то шевельнулось, стронулись снега, закачалось пространство вокруг, то там, то тут начало чиркать искрами, и небо, только что мутное, грузное, пустое, вдруг растворило врата прозрачным и переменчивым светом. Жуть и восторг охватывали душу.  Надо бы бежать, но не было над собой власти».

Да, велика власть природы над человеком, неизмеримо выше, чем человека, возомнившим себя полновластным хозяином над ней.

Тут же Астафьев описывает полярную метель: «Вот и ухнула полярная метель, загнала промысловиков в зимовье, запечатала их в избушке, залепила окно, закупорила дверь, загнала в снежный забой… Подняло снег над тундрой, воедино слились земля и небо, вместе кружась, летели они в какие-то пространствия, где никакой тверди нет, и охотничья избушка, стиснутая снегами… тоже летела, вертелась средь воя, свиста и лешачьего хохота». Силен человек данной от природы силой, но сама природа во много крат сильнее его, и победа всегда будет на ее стороне. Чаще всего человеку приходится смиряться с ее условиями. Но в то же время природа служит человеку, позволяет использовать свои дары при условии рачительного, бережного, гуманного к ней отношения.

Все это в свободной, открытой, раскованной манере пишет Астафьев в книге «Царь – рыба». Он пишет о проблемах совершенствования разумных связей современного ему человека и природы, о мере его активности в «покорении» этой природы. Писателя волнует не только экологическая, но и нравственная проблема, а именно: как сделать, чтобы преобразуя землю, сохранить  и приумножить земное богатство; обновляя, спасти и обогатить красоту природы?  Как избежать, не допустить печальных последствий неразумного посягательства на естественные законы природы – колыбели человека?

Осознание серьезности этой проблемы, по мнению Астафьева, необходимо каждому человеку. Каждого человека должны волновать и тревожить постоянная забота о сохранении мира природы, стремление не навредить, не испортить, не погубить ни природу, ни себя самого.

И все рассказы Виктора Петровича заставляют человека задуматься над этой проблемой. Не навязчиво, но настойчиво его слова внедряют в мозг и сердце человека боль и ответственность за подаренный нам природой этот удивительно прекрасный  мир.

 Не может же человек оставаться равнодушным, читая то, как описывает родную природу писатель-поэт. Его слова идут из глубины сердца, поэтому и доходят до наших сердец. А какие слова! «Тайга дышала, просыпалась, росла».  Астафьев пишет о ней, как о живом, близком ему, бесконечно дорогом.  «А капля? Я оглянулся и от серебристого крапа, невдали переходящего в сплошное сияние, зажмурил глаза. Сердце мое трепыхнулось и обмерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венце соцветий, на дудках дедюлек, на лапах пихтарников, на необгорелыми концами высунувшихся из костра дровах, на одежде, на сухостоинах и на живых стволах деревьев, даже на сапогах спящих ребят мерцали, светились, играли капли, и каждая роняла крошечную блёстку света, но, слившись вместе, эти блестки заливали сиянием торжествующей жизни всё вокруг…». Ну какой же художник может так ясно, светло, чисто и так точно передать на полотне то, что видят его глаза, то, что чувствует его душа. Писатель испытывает необыкновенные чувства и свой восторг, восхищение и благодарность жизни, судьбе, самой природе за ее изумительный подарок он передаёт нам, людям – современникам и грядущим поколениям: «… вроде бы впервые за четверть века, минувшего с войны, я, не зная, кому в этот миг воздать благодарность, пролепетал, а может подумал: «Как хорошо, что меня не убили на войне и я дожил до этого утра…». Читая эти слова, мы тоже испытываем благодарность за то, что есть люди, которые так любят и умеют передать эту любовь другим, зажечь в их душах огонь этого великого чувства к родной природе.

Те, у кого всколыхнулась душа, и в сердце вспыхнул этот огонь, не смогут больше никогда бездумно, напропалую шагать по земле, уничтожая на своем пути все, что ему будет неугодно. Люди поймут, что природа жива, ведь у Астафьева «Живым духом» полнятся «леса, кусты, травы, листья». А это так и есть на самом деле, теперь и наука доказала, что природа живая, чувствующая, способная творить и добро, и зло.

Во имя жизни, своей жизни и жизни природы человек не имеет прав быть жестокосердным. Астафьев показал нам двух совершенно разных людей. Это Гога Гецев и Аким. Один из них бездушный потребитель, другой, хоть и не получил образования, как Гога, но от природы наделен милосердием. Его отношение к природе, ко всему живому гуманно и достойно уважения.  Астафьев показал, что тот, кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку, ведь человек – часть этой самой природы. Мир природы справедлив. Природа мудра. И это мы тоже видим в рассказах Астафьева. Гога погибает нелепо, но справедливо. Аким заслужил уважение и восхищение, а может и непонятую ею любовь  спасенной  им Эли.  То, что он заслужил эти чувства от читателя, неоспоримо.                                                                     Как неоспоримо и то, что заслуживают презрения и осуждения, а у кого и ненависть тупое браконьерское отношение к созданиям природы Грохотало и Командор. Эти люди – люди –  хищники. Их не волнует будущее, их душу не трогают страдания, которые они несут природе. Остановиться бы им, одуматься, осознать свои деяния…                                                                                               Так вот и Павел Егорович из «Туруханской лилии». Человек, пользующийся дарами природы, всю жизнь проживший на Енисее. Но ведь с умом живет человек, с душой и понятием к природе. Горько ему, что «Гэса правит рекой», что «купаться нельзя», что «безглазо и безгласно мается река в тяжёлом полусне меж изморозью покрытых берегов – ни души на воде».

Астафьев рассказывает: «Плывут и плывут по измученной реке, кружатся рыхлые коросты шуги…».  Он говорит: «Нет и никогда уже не будет покоя реке. Сам не знающий покоя, человек с осатанелым упорством стремиться подчинить, заарканить природу. Да природу – то не переиграть».  Конечно, бездумная деятельность человека много вредит здоровью и жизни земли, но плохо от этого не только ей, а самому человеку.

Павел Петрович беспокоится не  только о себе, а и о будущем людей, будущем природы. С горестным вздохом он спрашивает: «Чем же мы дальше жить-то будем?». Не менее горестный ответ: «И этот про «дальше»! Все – все печемся о будущем! Головой! А руками что делаем?».

Не смог рассказать Виктор Петрович старому речнику о его родине, Уралу, которому «прежде всех и больше всех досталось от человека, про ржавые и мёртвые озера, пруды, реки, про загубленную красавицу Чусовую, про Камское водохранилище, где более уже четверть века мучается земля, пробуя укрепиться возле воды, и никак не может сделаться берегом, сыплется, сыплется, сыплется». Сидя на берегу любимой реки, печально видел писатель, как «шумел порог, как сотню и тысячу лет назад, но не плескалась, не вилась в его струях, не шлёпалась на волнах, сверкая лезвием спины, стерлядь – живое украшение реки».  Да, человеку нужен свет, нужны машины, нужно электричество для развития цивилизации.  

Но природа подарила человеку уникальную способность созидать и совершенствовать. Человек может добиться для себя всех благ, не уничтожая и не коверкая душу природы. Как сказал Астафьев: «Кто будет спорить против нужности, против пользы для каждого из нас миллионов, миллиардов киловатт? Никто, конечно! Но когда же мы научимся не только брать, брать миллионы, тонны, кубометры, киловатты, - но и отдавать, когда мы научимся обихаживать свой дом, как добрые хозяева?».

Но так уж устроен человек, «он непременно переложит красок, полезет с потаенным смыслом в природу и  нарушит ее естество своей фальшью».  Не хватает человеку хозяйской сноровки, а может и великого ума; доброты, а может и нежности, чтобы увидеть душой, понять, оценить и навсегда отказаться от всего, что идет на вред природе, а значит, в конце концов, и ему самому.

Учиться нам надо у таких людей, как Астафьев любить и восхищаться, беречь и любоваться, созидать, не уничтожая все то, что создано самой природой. Удивительна встреча писателя с лилией, саранкой, как зовут их на его родине. Он рассказывает:                                                                                                              - Саранка! Саранка! – себя не помня, заблажил я и чуть не свалился с камня в ледяной поток.                                                                                                                             Автор только что переживал увиденные картины гибели природы и вдруг эта встреча. Он встал перед ней на колени, дотронулся до неё рукой, и она «дрогнула под ладонью, приникла к теплу, исходившему от человеческой руки».                                                                                                                                                  –  Да как же тебя занесло – то сюда, голубушка ты моя ясная? – защипало … веки…

Астафьев впоследствии узнал, что цветок этот – южанин. Удивило его, как он попал в северные края, как прижился и выжил. Он опустил семена лилии в воды Енисея, веря, что «поймавшись за землю», семена её прорастут «дикой туруханской лилией».  

Астафьев верит, что и человек устроит свою жизнь с щедростью и любовью подлинного хозяина. Как поэтический символ стойкости в жизненной борьбе в повести живет скромный цветок – туруханская лилия. Все произведения Астафьева наполнены любовью и верой в природу и человека, в их взаимную заботу друг о друге.

В наше время особенно актуальна проблема взаимоотношения природы и человека. Больше стало людей, которые заботятся о своем обогащении, не задумываясь о последствиях своей деятельности, хищнически грабя и убивая природу. Их интересует только возможность «хапнуть» побольше от жизни, от природы, «хапнуть» любой ценой. А сколько бед приносят нашей Земле разработки различных ядерных установок, сколько бед приносит вражда между людьми, любая - политическая, межнациональная, религиозная… У природы нет нации, веры, каст, классов; она не признает политики. Она на всех одна. Всем нам она жизнь и радость, кров наш и дом. Погубим Землю – погубим себя. Поймут ли это когда-нибудь люди? Осознают ли опасность, которой подвергают не только природу, но и себя? Пора остановиться, одуматься. Всем хватит места под солнцем. Всем Природа – мать даст жизнь и радость бытия. Она готова сделать все для того, чтобы человек жил и жил счастливо. Дело за человеком. Он тоже должен дать возможность природе жить, процветать и дарить нам радость жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Конспект урока в технологии критического мышления

ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение. Задачи: учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения дава...

Методическая разработка урока нетрадиционной техники в 6 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» По теме: «Пейзаж – настроение. Природа и человек».

Цели:Расширить знания учащихся о пейзаже, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм и красок  окружающ...

"Природа и человек", 10 класс обществознание

Расширить знания учащихся о взглядах  на происхождение человека; формировать понятия «человек», «индивид», «личность, общество»; развивать умение анализировать информацию источников, воспит...

Природа и человек в творчестве Ф.И.Тютчева

Урок-погружение в поэтический мир Ф.И.Тютчева...