Главные вкладки

    Путь Раскольникова к чистосердечному раскаянию
    методическая разработка по литературе по теме

    Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Тема: Путь Раскольникова к чистосердечному раскаянию. Через анализ эпизодов учащиеся приходят к пониманию внутреннего состояния человека в романе «Преступление и наказание», анализируют путь обретения Раскольниковым человеческих ценностей через страдание. В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления над вопросом: духовный путь Раскольникова к раскаянию.

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Путь Раскольникова к чистосердечному раскаянию Достоевский исследует и обнаруживает муки совести и покаяние на такой глубине, на какой они до сих пор не были видимы… Н. А. Бердяев

    Слайд 2

    «О, если бы я был один и никто не любил меня и сам бы я никого не любил! Не было бы всего этого». Вспомните, при каких обстоятельствах Раскольников произносит эти слова и что они означают для героя?

    Слайд 3

    Каково же самое главное условие для Раскольникова, при котором преступник может не считать себя преступником? Разорвал ли Раскольников все связи с внешним миром? Обладает ли Раскольников чувством, которое мешает стать ему закоренелым преступником?

    Слайд 4

    Преступление – общественно опасное действие, нарушающее существующий правопорядок и подлежащее уголовной ответственности. Совесть – чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом.

    Слайд 5

    Передайте основную мысль эпизода. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями? Какие переживания испытывает Соня на протяжении этого эпизода? Какие переживания испытывает Раскольников на протяжении эпизода? Что открывает в человеке Достоевский в этом эпизоде?

    Слайд 7

    Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного . Ф. М. Достоевский

    Слайд 8

    «Что вы, что вы над собой сделали!» «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!». «От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!...»

    Слайд 9

    Он как будто вмерз в свой грех, в свою гордыню, в свое преступление, в свое четверодневное небытие – и не может отмерзнуть . М. М. Дунаев

    Слайд 10

    Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский

    Слайд 11

    Используя фрагменты текста, воссоздайте духовный путь Раскольникова к раскаянию



    Предварительный просмотр:

    ГБПОУ Колледж профессионального мастерства СПб

    Выдомская Лилия Владимировна, преподаватель литературы и русского языка

    Тема:  Путь Раскольникова к чистосердечному раскаянию

    Цели урока:

    I. Образовательная

    Обучающая:

    1. Дать представление о понятии «тайна человека» в художественном мире писателя.
    2. Анализируя эпизоды художественного произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете героя Достоевского.
    3. Проанализировать путь обретения Раскольниковым человеческих ценностей через страдание.
    4. Путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме.
    5. Анализируя фрагменты текста и эпизод, создать у учащихся целостное представление о характере героя Достоевского.

          Развивающая:

          Продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений.

    Аналитические умения:

    • аргументировать свою точку зрения;
    • делать выводы и участвовать в дискуссии;
    • выражать свое отношение к прочитанному.

    Речевые умения:

    • создать устный ответ;
    • выразительно читать текст художественного произведения (в данном случае фрагменты).

    II. Воспитательная:

    • создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека;
    • помочь учащимся сформировать понятие о гуманистических позициях современного человека.

    Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.

    Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагмента из фильма режиссера Л. Кулиджанова «Преступление и наказание»); раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями).

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя. (Презентация, слайд № 1.)

    Задача сегодняшнего урока  - проследить путь воскрешения человека в Раскольникове, обобщить знания о психологическом портрете героя  Достоевского и еще раз всмотреться в человека Достоевского, поразмышлять над великой тайной.

    Обратите внимание на эпиграф к уроку: «Достоевский исследует и обнаруживает муки совести и покаяние на такой глубине, на какой они до сих пор не были видимы».  Это слова русского философа Н. Бердяева. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

    Действия учащихся: учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.

    2. Учитель. Итак, мы начинаем исследовательскую деятельность. Что, по вашему мнению, помогает Раскольникову, вступить на путь раскаяния?

    Примерные ответы учащихся: Раскольников не одинок, его окружают любящие люди, готовые поддержать его духовно.

    3. Презентация, слайд № 2

    Учитель. Перед вами на экране слова Раскольникова. Учитель читает вслух цитату: «О, если бы я был один и никто не любил меня и сам бы я никого не любил! Не было бы всего этого». Вспомните, при каких обстоятельствах Раскольников произносит эти слова и что они означают для героя?

    Примерные ответы учащихся: это внутренний монолог Раскольникова после прощания с матерью и разговора с сестрой. Разговор с Дуней приводит Раскольникова в смятение. Он не признает себя виновным, но в тоже время просит у сестры прощение.

    Эти слова – условие, при которых преступник может не считать себя преступником. Если человек одинок – он отвечает только за себя, так думает Раскольников. Одинокий человек ни перед кем не отвечает за свои поступки. Это мнение героя.

    4. Учитель.  Мы должны воссоздать психологический портрет Раскольникова. Вопросы: (Презентация, слайд № 3.)

    Каково же самое главное условие для Раскольникова, при котором преступник может не считать себя преступником?

    Разорвал ли Раскольников все связи с внешним миром?

    Обладает ли Раскольников чувством, которое мешает стать ему закоренелым преступником?

    Действия учащихся: учащиеся записывают вывод в тетрадь, затем читают вслух.

    Примерные ответы учащихся:

    Раскольников считает, что свобода, одиночество – это те условия, которые позволяют преступнику идти на преступление. Никого не любить, ни от кого не зависеть, разорвать все личные и родственные связи.

    Раскольников не разорвал все связи с внешним миром. Он пытается, но родственные связи и личные удерживают его. Иначе он не произнес бы слова: «О, если бы я был один…».

    Да, обладает. Ведь он просит прощение у матери и сестры, встает на колени перед Соней. Он не может вырваться от окружающих его людей, в этом, возможно, и есть залог его спасения.

    5. Учитель.  Сегодня в СМИ часто звучит такое слово как преступление. Но совсем забыто слово совесть. Вам, людям XXI века, предлагается сейчас подумать над значением этих слов. Какой смысл вы вкладываете в слова «преступление» и «совесть»?

    Действия учащихся: устно отвечают на вопрос. Примерные ответы учащихся: преступление – зло, нанесенное другому человеку или обществу. Совесть – внутренний голос, чувство ответственности, осознание своей вины.

    6. Учитель. Посмотрите внимательно на свои ответы и поразмышляйте над вопросами:

    • Можно назвать Раскольникова преступником?
    • Испытывает ли Раскольников муки совести?

    Действия учащихся: ответы записывают в тетрадь, затем комментируют свою точку зрения. Примерные ответы.

    Преступник – человек, нарушивший закон, порядок. Это тот, кто переступает через нравственный и юридический закон. Нарушает волю Бога. Живет только для себя.

    • Раскольников – преступник. Он совершает убийство, нарушает христианскую заповедь «не убий». То, что он преступник, указывает не только само убийство старухи-процентщицы и Лизаветы, но и создание Раскольниковым теории о праве сильной личности на преступление, теории о двух разрядах людей. В своих поступках Раскольников руководствуется только своим желанием, забывая о высшей правде.
    • Кажется, на первый взгляд, что понятие совесть для него не существует. Он живет только по принципу «я хочу», «моя воля». Понятие совесть для Раскольникова появляется лишь в эпилоге романа. Хотя осознание своей причастности к матери, сестре, Соне мучает и тяготит его. Возможно, это залог его будущего раскаяния. Разговор с Дуней, прощание с матерью, признание Соне – это свидетельства присутствия в Раскольникове совести, загнанной внутрь.

    7. Презентация, слайд № 4. Учитель. На экране вы можете увидеть значения слов преступление и совесть (значения взяты из МАС). Что же происходит в душе Раскольникова?

    Действия учащихся. Один учащийся вслух читает значение слов преступление и совесть, затем учащиеся устно отвечают на вопрос. Примерный ответ: Смятение и суд совести.

    8. Учитель. Достоевский показывает, насколько сложен путь Раскольникова к раскаянию. Он не может раскаяться даже перед самыми близкими ему людьми. Вспомните, кто направляет Раскольникова на путь раскаяния? Ответ: Соня Мармеладова.

    9. Учитель. Один из героев Достоевского в романе «Братья Карамазовы» говорит: «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей». Кто из героев романа «Преступление и наказание» это состояние переживает с особой силой?

    Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: в каждом человеке живет доброе и злое начало. Это состояние с особой силой переживает Родион Раскольников.

    10. Презентация, слайд № 5

    Учитель. Совершенно верно, но все же Бог его не оставил, иначе не было бы следующих эпизодов. Задание учащимся: разбейтесь на две группы. Прочитайте выразительно эпизоды и выполните задание (вопросы на экране).

    Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами. (См. Приложение № 1, эпизод № 1, 2.) В каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизоды. Эпизод «Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней» (ч. IV, гл. 4), эпизод «Раскольников признается Соне в преступлении» (ч. V, гл. 4). 

    Примерные ответы (эпизод «Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней»): 1. Основная мысль эпизода заключается в возможности Раскольникова на спасение своей души. 2. Этому эпизоду предшествует уход Раскольникова от матери и сестры. Завершается разговор практически признанием Раскольникова в преступлении. 3. Соня испытывает сильнейшие переживания. Волнение перемешивается с чувством тревоги. А когда она читает эпизод о воскрешении Лазаря, то величайшее волнение охватывает ее, ведь она приближается к слову о великом чуде. 4. Раскольников испытывает чувство неприязни к Соне. В тоже время он пытается понять ее. Охватившее ее волнение и выбранный путь смирения Раскольников еще не воспринимает. Для него она юродивая. 5. В данном эпизоде между Раскольников и Соней лежит пропасть непонимания. Они говорят не просто на разных языках, они находятся на разных уровнях близости к истине. Сцена чтения Евангелия – залог будущего воскрешения в Раскольникове человека.

    Примерные ответы (эпизод «Раскольников признается Соне в преступлении»): 1. Это второе посещение Раскольниковым Сони. Именно в это посещение происходит признание Раскольникова в преступлении. Он готов сбросить с себя груз, он не в состоянии выдержать в одиночку тяжесть преступления. Но признание в преступлении – еще не раскаяние. 2. В первое посещение Сони Раскольников был почти готов признаться в содеянном. Этот эпизод – прямое продолжение предыдущей встречи героев. 3. Раскольников в первый момент испытывает чувство ненависти к Соне. Но потом понимает, что «он принял одно чувство за другое». Чувство любви заполняет сердце Раскольникова, в этот момент становится возможным признание в преступлении. 4. Соня страдание от слов Раскольникова. Ведь его слова звучат как отказ принять Божий промысел. 5. В конце эпизода чувство ужаса охватывает Раскольникова и Соню. Для нее ужас в том, что он убил человека, осмелился взять на себя роль судьи. Для него ужас в понимании, что он не только другого убил, а убил в себе человека. В данном эпизоде герои испытывают страдание. Через боль и муку Раскольников признается Соне в преступлении, через ненависть к нему приходит чувство любви.

    11. Учитель. Достоевский показывает, что в страдании заключена возможность будущего воскрешения человека. Для Достоевского путь Раскольникова к Богу – это попытка героя открыть в себе Христа. Ведь для самого Достоевского образ Христа станет самой высокой мерой человечности в ее чистоте и правде, в ее красоте и совершенстве.

    12. Презентация, слайд № 6. Учитель. Обратимся к фрагменту фильма «Преступление и наказание» режиссера Льва Кулиджанова.

    13.  Приложение № 1, эпизод № 3. Учитель. После просмотра эпизода из фильма обратимся к тексту романа. Следующий эпизод – Раскольников на Сенной площади – позволит нам разобраться, как Раскольников шел к раскаянию.

    Прочитайте выразительно эпизод и выполните задание.

    Перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами.

    Вопросы к эпизоду:

    1. Как можно назвать данный эпизод?

    2. Происходит ли в этом эпизоде признание героя в преступлении? Почему не происходит?

    3. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями романа?

    4. Что привело Раскольникова на Сенную площадь

    5. Найдите в тексте слова, передающие эмоциональное состояние Раскольникова в начале эпизода? Подчеркните их одной чертой.

    6. Найдите и прочитайте слова, характеризующие отношение окружающих к Раскольникову.

    7. Как прохожие реагируют на его поведение?

    8. Найдите в тексте слова, передающие внутреннее состояние героя после неудавшегося признания. Подчеркните их двумя чертами.

    9. Как меняется внутреннее состояние Раскольникова после неудавшегося признания?

    10. Почему сцена всенародного покаяния не получилась?

    11. Используя подчеркнутые слова, ответьте на вопрос: какие переживания испытывает Раскольников на протяжении эпизода? Письменно 2-3 предложения. 5-6 эпитетов.

    12. Вспомните, что для Раскольникова означает быть человеком?

    13. Изменилось ли для Раскольникова понятие человек после сцены на Сенной площади? Что добавило это к его жизненному опыту?

    14. Что означает для героя данная сцена?

    Действия учащихся: в каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизод. Затем письменно отвечают на вопросы.

    Начало эпизода: «Он вошел на Сенную…».  Конец эпизода: «Он спокойно, однако ж, вынес все эти крики и, не озираясь, пошел прямо чрез переулок по направлению к конторе».

    Примерные ответы. 

    1. Раскаяние Раскольникова, признание, покаяние, преклонение.

    2. Нет, не происходит. Раскольников еще не готов к раскаянию.

    3. Сцене на Сенной площади предшествует прощание Раскольникова с матерью, разговор с сестрой Дуней. «Преступление? Какое преступление? – вскричал он в бешенстве. – Не думаю я о нем и смывать его не думаю».

    Затем он идет к Соне. Происходит обмен крестами. И отправляется с повинной к Порфирию Петровичу.

    4.  Он шел в контору к следователю. Вспомнил слова Сони: «Пойди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!».

    5. Учащиеся подчеркивают следующие слова: задрожал, тоска безвыходная задавила, ринулся, все разом в нем размягчилось, хлынули слезы, поцеловал землю с наслаждением и счастьем.

    6. Учащиеся находят слова и читают их вслух: нахлестался, в Иерусалим идет, грунт лобызает, парнишка еще молодой, из благородных, ноне их не разберешь, кто благородный, а кто нет.

    7. Прохожие проявляют иронию и насмешку. Происходит всенародное осмеяние Раскольникова. Народ смеется над ним.

    8. Отклики и разговоры сдержали Раскольникова, слова замерли, спокойно вынес крики, не озираясь, пошел к конторе.

    9. Раскольников закрылся от людей, ушел в подполье, не испытывает потребности раскаяться в содеянном.

    10. Преклонение Раскольникова происходит больше от тоски, чем от раскаяния, оно от безысходности и от нечеловеческой усталости, хотя в преклонении и заложена возможность будущего раскаяния.

    11. Раскольников испытывает желание освободиться от безысходной тоски, сбросить с себя тяжесть преступления, очиститься. Но этого не происходит. Толпа не принимает его преклонения. Да и сам герой не готов к раскаянию. Хочет ношу сбросить, но не понимает, что нельзя этого сделать без сострадания к людям. К людям он испытывает презрение, это «муравейник», пред ним он встает на колени. Но муравейник не принимает его раскаяния. Он получает то, что заслужил – всенародное осмеяние.

    12. Человек для Раскольникова – это власть над всей дрожащей тварью, над всем муравейников, все позволено, кровь по совести.

    отвечают на листе с эпизодом.

    13. Еще не изменилось. Он не осознает себя в неразрывной связи с людьми. Он пытается порвать эту связь. Ниточкой для него является Соня.

    14. Это робкая попытка Раскольникова найти в себе нового человека, ведь он встал на колени перед «муравейником». Он хочет себя спасти, ношу сбросить. Это шаг героя к раскаянию, поиск в себе человека, способного раскаяться в будущем. Осмеяние толпы – воздаяние по заслугам. Это начало пути Раскольникова к Богу.

    14. Презентация, слайд № 7. Учитель. Обратимся еще раз к значению слова «совесть». Сам Достоевский совесть рассматривал в единстве со словом Бог. Достоевский говорил, что «совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного».

    В христианской этике совесть рассматривается как окно, через которое проникает божественная воля. Совершив преступление, Раскольников как бы закрывает это окно, становится глух к божественной воле.

    15.  Презентация, слайд № 8. Учитель. Вспомним, что сказала Соня Раскольникову в последнюю их встречу после его признания в преступлении:

    «Что вы, что вы над собой сделали!»

    «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!».

    «От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!».

    Как вы понимаете слова Сони?

    Действия учащихся. После обсуждения отвечают на вопрос. Примерный ответ: не только убийство Раскольникова – преступление, но и рассуждение его, что человека можно убить – вот отречение от Бога.

    16. Презентация, слайд № 9. Учитель. М. Дунаев, один из исследователей творчества Достоевского, сказал о Раскольникове: «Он как будто вмерз в свой грех, в свою гордыню, в свое преступление, в свое четверодневное небытие – и не может отмерзнуть».

    Но Достоевский дает своему герою возможность пройти путь от преступления к раскаянию.

    17. Презентация, слайд № 10. Учитель. «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Так писал Достоевский в 1839 г. в письме своему брату Михаилу. Достоевский на открытии памятника А. С. Пушкину сказал, что Пушкин умер и оставил нам тайну, которую мы пытаемся разгадать. Мне думается, что такую же тайну нам оставил Достоевский. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

    18. Презентация, слайд № 11. Учитель. На уроке мы проследили путь Раскольникова к раскаянию.

    Домашнее задание: используя фрагменты текста, воссоздайте духовный путь Раскольникова к раскаянию.

    Список литературы

    1. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. – Л. 1988. – Т. 5.
    2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: 1963.
    3. Дунаев М. М. Православие и русская литература. – М.: Духовная литература, 1997. – Ч. 3.
    4. Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. – М.: 1989.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Раскаяние отца» У. Ливингстон Ларнед.

    Данное письмо можно использовать при проведении родительского собрания, посвящённое нравственным отношениям в семье. ...

    Урок по теме "Путь Раскольникова к возрождению", 10 класс

    Работа на уроке способствует раскрытию скрытого смысла романа, подводит к авторской мысли о пути героя....

    урок опк "Совесть и раскаяние"

    К уроку прилагается  презентация...

    ПРАВОСЛАВИЕ О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ПОНЯТИЕ ГРЕХА, РАСКАЯНИЯ И ВОЗМЕЗДИЯ

    Цель: осмыслить понятия добра и зла; формировать убеждения о том, что человек может справляться с грехами, а, значит бороться со злом, приумножать меру добра в себе и в  мире....

    Урок-исследование в 10 классе "Путь Родиона Раскольникова к мечте"

    Урок по технологии РКМ. Урок нацелен на развитие мыслительных способностей обучающихся, с применением ИКТ....

    Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа

    Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа...

    "Сцена <<Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы». Анализ эпизод «Дорога Раскольникова через Сенную площадь»". Евдокимов Олег Валериевич

    Открытый урок в 10 классе по теме "Сцена <<Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы». Анализ эпизод «Дорога Раскольникова через Сенную площадь&ra...