урок опк "Совесть и раскаяние"
план-конспект урока на тему

БЕССОНОВА  ГАЛИНА  АНДРЕЕВНА

К уроку прилагается  презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_opk.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА  ОПК    « СОВЕСТЬ  И РАСКАЯНИЕ» (1 ЧАС)

4 КЛАСС

Цель урока: сформировать понятие значения совести и раскаяния для человека.

Задачи урока:

Образовательная

Осмыслить понятия добро и зло; понять,  зачем человеку нужна совесть;
показать, что зло без раскаяния делает человека хуже.

Развивающая
Развивать умения четко и грамотно излагать свои мысли, умение работать с учебником, навыки сравнительного анализа.

Воспитательные
Воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки, стремление к хорошим поступкам

Тип урока. 

комбинированный

Оборудование:  компьютер, презентация, иллюстрации на доске, распечатки заданий  по  группам , аудио запись песни «Если добрый ты», учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2010).мягкая  игрушка-сердце(для  рефлексии)

Ключевые понятия: добро, зло, грех, совесть, раскаяние.

Ход  урока:

Этапы  Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность детей

Организаци

онный  момент.

Подведение   уч-ся  к  формированию темы  урока

 Подведение  уч-ся  к  формированию  целей  и  задач 

Выявление восприятия, мотивация

Работа  с  учебником

Новая  тема

Провести с

 учащимися работу, направленную на выявление  понимания ими

опорных

понятий урока.  

Работа  с  картинами  великих художников

Творческое  задание  по  выбору  детей.

Рефлексия  с  использованием  карточек.

Обобщение. Итог урока.

Домашнее задание.

Заключение

Ребята,  я недавно узнала  историю  про  одну  девочку  и хочу  сегодня  поделиться  с  вами

Рассказ М. Алешиной»Маленький  домик  для  сердца».

(Рассказ читается  не  до  конца)

Вопросы:

-Как  вы  думаете,  что  болело   у  девочки  в  груди?

На  доске  разрезанные  карточки  лего    со словами –ложь,  самооправдание,  двойка, грусть, бессонница.

-Ребята, выберите  слова,  которые  соответствуют  настроению  девочки  из  нашего  рассказа и  попробуйте  сложить  из них  фигуру  на  доске…

Оставшиеся  на  доске  слова-Добро,  радость,  улыбка,любовь. Не хватает  1  карточки  (СОВЕСТЬ)

-Как  вы  думаете,  а  какого  слова  нам  недостает?

-Давайте  проверим  наши  ответы,  разгадав  кроссворд. Слайд 1. Кроссворд «Совесть».

-Нужно к указанным словам подобрать антонимы.

На слайде слова-ответы появляются по щелчку на ячейку с цифрой. Кроссворд (прилагается) можно распечатать и раздать детям на листочках.

1. Гордость - …….?

2. Здоровье - ……..?

3. Ложь - …….?

4. Трусость - …….?

5.Тьма - ……?

6. Грязь - ……..?

7. Смерть - ………?

-Какое ключевое слово получилось в кроссворде?

А  теперь  послушайте  конец  рассказа…

Сегодня на уроке мы поговорим о совести  и    раскаянии.

Слайд 2. Название урока.. Совесть и раскаяние.

_Как  вы  думаете  о  чем  вы  узнаете  на  уроке?

А  что нам подсказывает  учебник?

Давайте подумаем, а всегда ли легко различить добро и зло?

-Да,  я  услышала  вас.

Слайд 7.Посмотрите на эти прекрасные васильки во ржи (щелчок) или на вот эти веселые одуванчики в клубнике. Они красивы, но в поле с рожью и на грядке с клубникой они сорняки, приносящие вред.

На  прошлом  уроке  мы  выяснили,  что Зло – то, что удаляет человека от добрых целей. У слова зло в православии есть синоним: грех. (щелчок)Найдите и прочитайте  в  учебнике определение  слову  грех.

Слайд 6. Грех. (щелчок) Слово «грех» в старославянском языке имело значение  «промах, ошибка».

-Как вы думаете, почему в православнии недобрым чувствам, мыслям и делам было дано именно такое название - грех?

- Для  меня  было  открытием,  что слово грех, возможно, происходит от слова греть; гореть: от греха просыпается совесть и начинает жечь душу.А совершая недоброе, человек уклоняется от истины. Т.е. совершает ошибку, погрешает против истины. Делая злое, отклоняется от законов Божиих. Поэтому грех также называют еще и беззаконием.

-Скажите,  а  когда  совершается  преступление  кто  страдает?(например  авария,  кража)

-А  если  мы  позавидовали  кому-то?

Грех прежде всего «стреляет» в самого грешника. Тот, кому позавидовали, даже не узнал об этом. Но завистник сам испортил себе настроение. Даже тайные грехи, невидимые со стороны, постепенно отравляют душу. (.Слайд)Потому,  что грех, это  еще  и  преступление   против  самого  себя.

Слайд 8. Совесть.     Человеку на его грех указывает не милиционер, а его собственная Ведь у любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель.

-Как  вы  думаете  кто  это?(-наша  душа)

Слайд 9. Совесть.        Приставка «со» означает соединение с чем-либо (со-дружество, со-единение, со-брание, со-граждане и др.).

С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?(на  слайде  таблица)

Сатана

Человек

Бог

Клеветник

Свободная  воля

Творец  мироздания

Посылает  бесов

Выбирает  сам  с  кем  соглашаться

Посылает  вестника (Ангела)

БЕС

СО-

ВЕСТЬ

Бог создал  человека   со свободной волей.Человек выбирает между  добром  и злом. Добро  Бог,  зло-  сатана.Бог  посылает  человеку  Ангелов, а дьявол- бесов  .  Человек  сам решает,  с  кем  ему  соглашаться.В православии  слово  Ангел  переводится  как  вестник.  Значит,  слушая  Ангела  человек  обладает  совестью,  а  если  беса,  то он бессовестный.

(щелчок)Итак,совесть-это  содействие человека  с  гласом  Божиим.  СОВЕСТЬ-  есть  образ  Божий  в  человеке. Человек  может  заглушить  свою  совесть ,  как  бы  не слышать ее,  но она  постоянно   напоминает  человеку  о  том,  что он совершает  грех. Если  совесть  чиста,  то человек  радуется  жизни  и  своему  участию  в  ней.  А  если  совершает  проступок,  то  исчезают  покой  и  радость ,  человек  становится  безвольным,  злым. Т.е.  бессовестным.

А  сейчас  я  предлагаю  вам  интересное  задание:

Работа  в  группах 

-Измените словесно сюжет картинки, чтобы он отображал добрый поступок.

Молодцы,  вы  правильно  говорили.

Но  слов  мало,  нужны  дела.  -Даже хороший добрый человек может совершать некрасивые поступки.Сделайте  из  зла  добро.Давайте  закроем  зло.

Остаются 4карточки

Проблемное задание: попробуйте

поменять в словосочетаниях

местами слова «добро» и «грех». Какое

словосочетание не получится: можно

ли сказать «раскаяться в добре»? А

можно ли сказать «смертное добро»?

Какой вывод можно сделать из этого

наблюдения?

А теперь  садитесь  поудобней, я  

расскажу  вам   евангельскую  историю.

Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». (щелчок, Панов Игорь. Отречение Петра) Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. (щелчок, Карл Генрих Блох. Отречение Петра) Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он  трижды отрёкся от Христа.

И тут петух пропел утреннюю зарю... И

Петр вспомнил, что еще вечером

Христос сказал ему слова, оказавшиеся

пророчеством: «истинно говорю тебе,

что в эту ночь, прежде нежели пропоет

петух, трижды отречёшься от Меня».

Тогда Петр мужественно ответил: «хотя

бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». (щелчок, Раскаяние Петра)

Видеофрагмент  «Отречение  Петра(1.03  мин.)

(щелчок, Апостол Петр. Мозаика ломоносовской мастерской.) Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача .Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен

-Ребята,  как  вы  думаете  почему  он  себя   так  вел??

 Отречение это не предательство.. Петр же не предал. Но своим отречением он причинил боль своей совести.Но  он  услышал  ее  и  раскаялся. И Бог  его  простил .Вы  знаете,  что среди учеников Христа был Иуда – он именно предал Учителя и помог арестовать Его..Дома  вы  прочтете  в  учебнике и  узнаете почему  он  так  поступил. Когда человек предает тех, кто любит его, или отрекается от них, душа не может радоваться. Даже разум иногда может оправдывать такой поступок. Он может шептать: «Ну, от тебя ничего ведь не зависело! Так будет лучше для всех! От этих лукавых «мудрых советов» человека защищает совесть. Для честного человека боль совести важнее любых доводов.

1.Составь  цепочку  ассоциаций  со словом  РАСКАЯНИЕ

2.Заполни  таблицу

Подумай  и  напиши,  какими  качествами  ты  хотел бы  обладать

Подумай  и  ответь,  от  каких недостатков  ты  бы  хотел  избавиться.

РАБОТА СОВЕСТИ  Слайд 13 . Совесть.

Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:

-  Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

- После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

Святитель  Т.  Задонский  сказал  мудрые  слова: «Пусть  меня  все  хулят,  лишь  бы  совесть хвалила»

-Ребята,  а  как  по  вашему,  что означают  слова (Слайд)

Слайд 12. Совесть  как заноза.

У совести есть очень важная особенность: нечистая совесть подобна занозе, вы  согласны  с  этим?  Она  постоянно напоминает о себе, ноет и зудит, лишая человека радости и покоя. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде.

Поэтому самое главное в жизни человека –……

-Как  вы  думаете  ребята? Давайте  найдем  ответ  в  учебнике

Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

На самом деле если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется – раскаяние.

РАСКАЯНИЕ   Слайд 14. Покаяние. Раскаяние (или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам

Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый. .(Пример…)

-Откуда исходит зло?

Из злого сердца. А чтобы уничтожить зло, нужно изменить сердце.А может ли кто-нибудь другой изменить наше сердце?

Насильно это сделать нельзя. Человек должен научиться судить себя и изменять в покаянии. (щелчок) Первый шаг покаяния – согласие с протестующим криком твоей совести (сожаление о том, что сделано).

(щелчок) Второй шаг в покаянии – это переворот твоих стремлений (готовность исправить свой поступок и понести наказание).

(щелчок)  Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет (твердое решение больше так не поступать). 

Слайд 15. Покаянная молитва.

Икона Спас Вседержитель кисти прп. Андрея Рублева. Александр Максимович Смирнов. На молитве. (щелчок

У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!»

- Как  вы думаете,  легко  ли  покаяться  в  своих  грехах?

Слайд 16. Да,  ребята, покаяние – это   великий труд.

Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху

К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро. И  конечно  хочется  чтобы  наша  совесть  жила  в  домике,  похожем  на  вот  этот  храм(обращение  к  картине,  которую  дети  собирали  в  начале  урока)

Прочитать текст. Ответить на вопросы.

  Постараться найти и выполнить дело, за которое вам не было бы стыдно.

    Наше занятие подходит к концу.

Вы  молодцы,  работали  сегодня   НА  СОВЕСТЬ, и по  СОВЕСТИ  говоря,  я  вами довольна.(Учитель  достает  сердце-игрушка  или  шар   и  передает  его  детям)

Мое  сердце  сегодня  радовалось  за  вас. Кто  из  вас  хочет  рассказать-

что изменилось в вас после этого урока? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников.

- А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.

Предполагаемые  ответы…

Дети (2чел.) выкладывают  из  карточек  старый  домик

(2чел.) выкладывают  храм

Предполагаемые  ответы…

Дети  разгадывают  кроссворд

(Стыд)

(Болезнь)

(Правда)  

(Смелость)

(Свет)

(Чистота)

(Жизнь)

(СОВЕСТЬ)

Ответы  детей….

СТР.  36.(находят  в  тексте)

_О подсказках  совести

_-_Как  исправлять ошибки

Ответы..

Ответы  ..

Грех – это недобро чувство, мысль или дело. Грех противоречит  голосу совести.

(дети отвечают)

Дети  выясняют  ,  что  страдает  и  жертва  и  сам  совершивший  преступление…

Дети  приводят  примеры…

Предполагаемые  ответы..

Дети  рассматривают  таблицу на  слайде.

5  чел.  Работают  с  иллюстративным  материалом

Иллюстр.

  1. 1.Не уступает места в автобусе.
  2. 2.Не помогает нести сумку старушке.
  3. 3.Обижает маленького или другого ребенка.
  4. 4.Разоряет птичьи гнезда.
  5. 5.Ломает ветку дерева.

Дети  закрывают  картинки   иллюстрациями с добрыми поступками

Остальные  дети  работают  в  2 группах  у  доски:

Из  разрезанных  карточек  составить  словосочетания    со  словами  добро  и  грех

1 гр.(грешный  человек,  греховный  поступок,  сотворить  грех, покаяться  в  грехе)

2гр. (творить добро, добрый  день, добрейший  человек,  добрые  люди)

Предполагаемые  ответы  детей

Дети рассматривают  картины  художников..

Просмотр  видео.

Ответы…

Дети  работают  в  парах

Дети обьясняют  значения  выражений и  сравнивают  их:

1.Сделать на  совесть

2.Для  очистки  совести

3.Испытывать  угрызения  совести

4.По  совести  говоря

5.Бессовестный  человек

Предполагаемые  ответы..

Дети  находят  самостоятельно ответ

быть в ладу со своей совестью.

(Обсуждают  ситуацию)

(дети отвечают)

Нет.

Прослушивание  аудиофайла– песня на стихи протоиерея Николая Гурьянова «Господи, помилуй, Господи, прости…» в исполнении Архиерейского хора Нижегородской епархии.

ответ.

(Карточки   на  доске )

Украл – Верни.

Солгал – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал – Подари.

Сказал злое слово – Попроси прощения.

Ученики передают сердце , высказывая свое мнение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Свобода совести"

Презентация к уроку обществознания в 9 классе "Свобода совести". УМК Л.Н.Боголюбова. Деловая игра взята из сборника "Поурочные разработки по учебнику Л.н.Боголюбова", автор С.Н.Степанько, волгоград, 2...

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Разработка открытого урока ОРКСЭ "Совесть"

Дата проведения28.02.2014Предмет, тип урокаОРКСЭ, модуль ОСЭ,  усвоение новых знанийКласс, УМКУрок проводится в 4 классе, во втором полугодии по  учебнику «Основы светской этики» Москва «Про...

Конспект урока ОРКиСЭ "Совесть и раскаяние", 4 класс

Конспект составлен в соответствии с ФГОС ООО....

Разработка урока «Тема совести в отечественной литературе» в 11 классе.

Разработка урока  «Тема совести в отечественной литературе» в 11 классе....

Разработка урока ОДНКНР "Совесть и долг"

Урок ОДНКНР по теме " Совесть и долг"...