рабочая программа 8 кл. литература
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Марина Валерьевна Жилина

Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 6-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8kl._liter_rabochaya_programma.docx42.69 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе

8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 6-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2005

2) Государственного стандарта общего образования,

3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,

4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,

Цели.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

В 8 классе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Список учебно-методической литературы

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое

обеспечение

Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др.  – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004

  1. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод.пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
  2. Ерёменко Н.И. Нестандартные уроки литературы. 8-9 классы. /Сост. Н.И.Ерёменко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
  3. Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной: в 2 ч. - /Авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2008»: Методическое пособие/ О.А.Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  5. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.
  6. Репин А.В. Литература. 8 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007.
  7. Савина Л.Н. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003.

1)Тесты к школьному курсу: Литература. 8 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

2) Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для са-мостоят. Работы учащихся по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995

3) Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе. 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной. «Литература. 8 класс»/ Б.А. Макарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8-м классе  

№/№ урока

Тема урока

Количество

часов

Дата

Информационно-технологическое оснащение урока

План

Факт

Раздел 1. Введение -1

1.

Введение. Русская литература и история.

1

                                                                                              Устное    народное   творчество - 2

2.

В  мире русской народной песни. Отражение жизни народа в народной песне. Частушки как малый песенный жанр.  Кубан. Сказки и другие жанры фольклора Кубани

1

Презентация

3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.  «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. Кубан. Легенды и предания Кубани

1

Презентация

                                                                                                   Раздел 2. Из древнерусской литературы – 2      

4.

Из «Жития Александра Невского».  Бранные подвиги и духовный подвиг. Художественные особенности воинской повести и жития.

1

Аудиозапись, картины: Г.Семирадский «Александр Невский принимает папских легатов», В.Серов «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища»

5.

 «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных  событий – новшество литературы XVII века. Сатира на судебные порядки.

1

Гравюры XIX века

                                                                                               Раздел 3.  Из литературы XVIII века - 3

6.

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии.

1

Аудиозапись, портрет

7.

 «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

1

Аудиозапись, сюжетные картинки

8.

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина  

« Недорсль». Особенности анализа эпизода драматического произведения.

1

 Сюжетные картинки

                                                                                             Раздел 4.   Из литературы  XIX века – 33

9.

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни.

1

Аудиозапись, портрет

10.

«Обоз» Критика вмешательства Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни.

1

Аудиозапись, сюжетные картинки

11.

К.Ф.Рылеев. Автор дум и сатир. «Смерть Ермака». Историческая тема думы.  Ермак Тимофеевич – главный герой думы.

1

Аудиозапись, портрет

12.

А.С.Пушкин. Кубан. Пушкин на Кубани «Туча», «К***», «19 октября». Основные темы и мотивы лирики.

1

Аудиозапись, портреты А.С.Пушкина  разных художников

13.

Рассказ об отношении поэта  к истории и  исторической теме в литературе.

1

Картинки с изображением бытовых сцен XVIII-XIX веков

14.

«История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.

1

Портрет Пугачёва

15.

 «Капитанская дочка». Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина

1

Сюжетные картинки А.Бенуа, С.Герасимова, П.Соколова

16.

Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе.

1

Сюжетные картинки А.Бенуа, С.Герасимова, П.Соколова

17.

Маша Миронова – нравственная красота героини.

1

Сюжетные картинки А.Бенуа, С.Герасимова, П.Соколова

18.

Историческая правда и художественный вымысел в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва».

1

Сюжетные картинки А.Бенуа, С.Герасимова, П.Соколова,  аудиозапись

19.

Фольклорные мотивы в романе.

Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Сюжетные картинки А.Бенуа, С.Герасимова, П.Соколова,  аудиозапись

20.

Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

21.

 «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании повести. Композиция повести. Система образов-персонажей

1

Сюжетные картинки

22.

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам. Кубан. Лермонтов и Кавказ

1

Аудиозапись, портрет

23.

«Мцыри». Мцыри как романтический герой.

1

Сюжетные картинки  И.Тоидзе

24.

Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный романтизм.                                                                                                                                                                                                                                                

1

Сюжетные картинки, аудиозапись

25.

Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

26.

Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

1

Аудиозапись, портрет

27.

Н.В.Гоголь. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания комедии.

1

Сюжетные картинки П.Боклевского, аудиозапись

28.

Разоблачение пороков чиновничества. Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы.

1

Сюжетные картинки, аудиозапись

29.

Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как нравственное явление.

1

Сюжетные картинки, аудиозапись

30.

Поворот русской драматургии к социальной теме.

Подготовка к домашнему сочинению.

1

Сюжетные картинки, аудиозапись

Домашнее сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

31.

Н,В, Гоголь. «Шинель». Образ  «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица .

1

Сюжетные картинки  по  произведению,  картины с изображением Петербурга.

32.

Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.

1

Сюжетные картинки  по  произведению,  картины с изображением Петербурга.

33.

М.Е.Салтыков-Щедрин.  Краткий рассказ о писателе.  «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая  сатира на общественные порядки.

1

Аудиозапись, портрет

34.

Гротескные  образы градоначальников.

Пародия на официальные исторические сочинения.

1

Сюжетные картинки  по  произведению,  

35.

Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе «Старый гений». Сатира на чиновничество. Нравственные проблемы рассказа.

1

Аудиозапись, портрет

36.

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала».  Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

1

Аудиозапись, портрет

37.

«После бала». Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа.

1

Сюжетные картинки  по  произведению Г,Гильберта  

38.

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

39.

Кубан. Л.Н.Толстой. «Хаджи Мурат».

1

1

Фотоснимки с изображением Ясной Поляны

40.

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви». История о любви и упущенном счастье.

1

Аудиозапись, портрет

41.

«О любви». Психологизм художественной литературы. Кубан. Чехов и Кавказ

1

                                                                                               Из русской литературы XX века - 20                                     

42.

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе.  «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях.  

1

Аудиозапись, портрет

43.

А.И.Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания,  любви и счастье в семье.

1

Аудиозапись, портрет

44.

Сочинение «Что значит быть счастливым?»  (по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна).

1

Презентация

45.

А.А.Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

1

Аудиозапись, портрет

46.

Кубан. М. Горький в нашем крае (по рассказам «Чужие люди», «Два босяка»)

1

47.

С.А.Есенин.  Краткий рассказ о поэте. «Пугачёв». Поэма на историческую тему. Кубан. Есенин и Кавказ

1

Аудиозапись, портрет

48

Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А.Есенина.  

Кубан. Роль казаков в освоении новых земель (А. Баева «Ермаков поклон»)

1

Презентация

49.

И.С.Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Кубан. Диалог с писателем (по произведениям Ю. Сальникова).

1

Аудиозапись, портрет

50.

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина

1

Портреты, зарисовки О.Верейского

51.

Журнал «Сатирикон».  «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).  Сатирическое изображение исторических событий.

1

Портреты, сюжетные картинки по произведениям М.Зощенко

52.

Тэффи «Жизнь и воротник», М.М.Зощенко «История болезни».

1

53.

М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе

1

Аудиозапись, портрет

54.

А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Тёркин». Поэтическая энциклопедия ВОв. Тема  служения Родине.

1

Аудиозапись, портрет

55.

Новаторский характер Василия Тёркина;  правда о войне в поэме. Картины жизни воюющего народа.

1

Презентация

56.

Композиция и язык поэмы Юмор. Связь фольклора и литературы.

1

Аудиозапись

57.

А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Возвращение».  Утверждение гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Нравственная проблематика  рассказа.

1

Аудиозапись, портрет, иллюстрация по произведению И.Пчёлко

58.

Стихи и песни о ВОв. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Кубан. «У юнги тоже сердце моряка» (Г. Соколов «Малая земля»)

1

59.

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография,  на которой   меня нет». Автобиографический характер рассказа.

1

Аудиозапись, портрет

60.

Сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей  ХХ века»

1

Фотографии военных лет

61.

Русские поэты о Родине, родной природе. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

1

Фотографии,  пейзажные зарисовки  Саврасова, Шишкина.

Из зарубежной литературы – 7

62.

У.Шекспир Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира..  

1

Аудиозапись, портрет

63.

Сонеты У.Шекспира.  Воспевание поэтом любви и дружбы.

1

Гравюры

64.

Ж.-Б. Мольер . «Мещанин во дворянстве» . Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1

Гравюры с изображением сцен комедии Мольера.

65.

Особенности классицизма в комедии. Общечеловеческий смысл комедии.

1

66.

Дж. Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство общества

1

Рисунки учеников по произведению

67.

В. Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Главные герои и события.

1

Картины с изображением рыцарских турниров

68.

Итоговый урок. Литература и история в произведениях, изученных в  8 классе.

1

Презентация

Сочинений 6:  классных – 5 , домашних – 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...