"Зачем я жил? Для какой цели родился?"
презентация к уроку (литература, 9 класс) по теме

Лёвина Людмила Николаевна

 

Работа по новелле «Фаталист»

(По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fatalist_lermontov.rar117.43 КБ

Подписи к слайдам:

«Зачем я жил? Для какой цели родился?» Работа по новелле «Фаталист»(По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Словарная работа Предопределение Заранее определить, обусловитьСудьба, рокВ религии: воля божества, определяющая собой поведение человека и всё происходящее в мире Предписание – распоряжение, приказ.Рок – несчастная судьба.Фатализм – вера в неотвратимость судьбы, в то, что всё в мире заранее предопределено таинственной силой, роком.Фаталист – человек, сколнный к фатализму. Работа над новеллой «Фаталист» Чем отличается эта новелла от предыдущих повестей?К кому из героев относится название новеллы? Сообщение о Вуличе Почему Печорин Вулича называет «существом особенным»?Почему Вулич «никому не поверял своих душевных и семейных тайн»?Отчего карточная игра так увлекает Вулича?Зачем Вулич затевает спор и почему Печорин держит пари? Анализ эпизода пари героев Чтение по ролям диалога Вулича и Печорина, завершающего эпизод пари.Задание. Объясните авторские ремарки, обдумайте интонации реплик. Что же странно Печорину в поведении Вулича?Убедил ли этот случай Печорина в том, что человек подчинён предопределению?Что же отличает Печорина от Вулича в отношении к року судьбы? Вывод по теме урока Волевая натура Печорина влечёт его к деятельности, к борьбе. Но герой нравственно не готов ещё к тому, чтобы восстать против действительности, против веками складывавшихся устоев светского общества. Автор показывает, что герой вёл ожесточённую борьбу с отдельными лицами, встречавшимися на его пути. Эта борьба в основе своей мелочна, бесцельна, бесперспективна: «В этой напрасной борьбе я истощил и дар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни». В записи, сделанной перед дуэлью с Грушницким, содержится более горькое признание: «Зачем я жил? Для какой цели родился?...» Эта смелость, жажда неизведанного, воля, не разделённая сомнением, отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору сочувственно следить за его судьбой и называет его героем времени. Белинский говорит о безверии, эгоизме, холодной расчётливости в характере Печорина. Эти черты Белинский не оправдывает, но объясняет их появление общественными условиями.
2. Каковы отрицательные черты Печорина и в чём причина их появления?
«Герой нашего времени» - вот основная мысль романа. Этим определением Белинский подчёркивает задачу автора показать типического героя 30-х годов 19 века
1. Какова основная мысль романа?
Тезисы
Вопросы
Тезисный план статьи В.Г.Белинского Роман состоит из двух повестей и трёх рассказов, которые объединяются названием и единым героем. Части романа расположены не хронологически, а «сообразно с внутренней необходимостью», т.е. таким образом, что характер Печорина постепенно раскрывается.
5. Каковы особенности композиции романа?
Как Онегин, так и Печорин – герои своего времени, лишние люди. Онегин – герой 20-х годов 19 века, Печорин – 30-х годов. Онегин выше Печорина со стороны художественного исполнения, но Печорин выше Онегина по идее. Онегин равнодушно скучает, Печорин «бешено гоняется за жизнью, ища её повсюду». Печорин – натура более активная, чем Онегин.
4. В чём сходство и различие между Печориным и Онегиным?
Белинский отмечает в Печорине ум, способность подавить в себе ложный стыд и оскорблённое самолюбие (в эпизоде с Грушницким), наличие в нём порывов глубокого искреннего чувства (рыдания в пустынной степи у тела павшего коня).
3. Какие положительные черты в характере Печорина отмечает критик?
Эта статья Белинского имела не только литературное, но и общественное значение. По мнению Белинского, политический строй России калечил таких одарённых людей, как Печорин, превращал их в лишних людей.Роман Лермонтова, говорит критик, оставляет тяжёлое впечатление. Но это неслучайно. Все художественные произведения, затрагивающие современные общественные вопросы, носят такой характер, потому что невозможно разрешить эти вопросы в условиях существующего политического строя.
7. Каково общественное значение этой статьи Белинского?
Роман злободневен, так как его основная идея близка сердцу мыслящего и чувствующего человека.
6. Почему «роман исполнен высочайшего интереса»?
Домашнее задание Подготовиться к зачёту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская "Григорий Александрович Печорин. Зачем я жил? Для какой цели я родился?"

«Герой нашего времени"  - психологический рома. Он посвящён незаурядной личности,человеку, который , к сожалению ,  не может найти  применения  своим способностям. Чтобы лучш...

Технологическая карта "С какой целью в биологии используется моделирование?" (5 класс)

В материале представлены: разработка урока (технологическая карта), текстовые приложения и презентация...

Методическая разработка урока по обществознанию для учащихся 10 профильного социально-гуманитарного класса "СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. КТО Я? КАКОЙ Я? ЗАЧЕМ Я?"

       Данная разработка посвящена методике организации и проведения интегрированного урока в профильных (социально-гуманитарных )  классах на старшей ступени обучения ...

С какой целью люди путешествовали

По следам путешественников каменного века1.Представители  двух каких древнейших профессий стали первооткрывателями новых земель?2.Что подтверждает факт  проживания  на многих островах Т...

Что такое цель и зачем она нужна?

Конспект занятия для учеников 4-5 класса...