Мастерская "Григорий Александрович Печорин. Зачем я жил? Для какой цели я родился?"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Часовитина Надежда Петровна

 «Герой нашего времени"  - психологический рома. Он посвящён незаурядной личности,человеку, который , к сожалению ,  не может найти  применения  своим способностям. Чтобы лучше раскрыть характер героя , автор изображает его друзей и недругов, стремится как можно глубже  и всесторонне  показать  своего героя читателю . Журнал Печорина –автопортрет героя,мы видим его  собственными глазами, оставшись с героем один на один.Мир Печорина изнутри, в собственном слове  героя,повествовательная  дистанция  между читателем  и ним  сокращается до минимума. Философско-аналитический  характер  дневника Печорина.

              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская  «Григорий Александрович Печорин»

«Зачем я жил ? Для какой цели я родился ?»

Форма  урока : работа  в тройках

Оборудование:1.Название глав  романа

                          2. Карточки для теста (1,2,3)

                          3.Карточки с именем  ГРИГОРИЙ ПЕЧОРИН  и задание для групп

                          4.Опорная схема «ИМЯ»                Я

                                                                                   

             

                                                                            М                       И

                          5.Опорная схема « Композиция романа»

Рефлексия !!! Как вы оценивает  свою подготовку к сегодняшнему уроку?/Схема на зелёной доске/

№1.

Б.Шура

№2

Б.Игорь

№3

З.Витя

№4

К.Катя

№5.

К.Егор

№6

М.Ира

№7

П.Алёша

№8

Т.Даша

№9

Ч.Макс

№10

Ч.Юра

1.Интрига урока . Посмотрим на схему . Какие мысли  у вас появились по поводу темы нашего сегодняшнего урока . Попробуем расшифровать  мою загадку . /МНЕНИЯ  учащихся/

  Расшифровка   схемы:   И- загадка имени героя

                                          М- монолог  о Печорина

                                          Я-   «эго» -Печорина  о себе   /В центр  треугольника вписать

                                                  ЗАГАДКА ПЕЧОРИНА/

 Сформулируем цели урока!!!/ в помощь таблица  на стенде/        Запишем тему урока!!!

2. Работа по теме урока.

               Задание №1    «Что в имени тебе моём?» Говоря словами Марины Цветаевой

       Для работы в тройках вам предложено первое задание нашей мастерской

! Составить как можно больше нарицательных существительных , используя только два слова.:

   Как звали главного героя ? ГРИГОРИЙ ПЕЧОРИН / горе, рог , пир…/

! Выбрать  наиболее понравившееся  слово из группы слов и  соотнесите его  с Печориным ,

   какие ассоциации  вызывают два этих понятия?

3.Чтобы перейти  к  монологу о Печорине , я  попрошу вас  внимательно послушать высказывание  Владимира Набокова-это наш писатель , который долгое время жил в эмиграции и занимался переводами. В своём предисловии  к  изданию «Героя нашего времени» на английском языке  переводчик замети: « Весь фокус  композиции состоит в том , чтобы раз за разом приближать к нам Печорина , пока наконец он сам не заговорит с нами , но к тому времени  его уже не будет в живых

 !  Чтобы подтвердить  данное высказывание , вы должны   выполнить  задание  № 2. И вспомнить особенности композиции :

       Группе юношей – расположить  главы в том  порядке, как они написаны  у Лермонтова

       Группе девушек -расположить  главы в хронологической последовательности.

    !!Сопоставим со схемой  «СЕКРЕТЫ КОМПОЗИЦИИ»

    - Вы попробовали воссоздать  историю Печорина  на страницах лермонтовского романа:

     начало   печоринских «странствований», их продолжение  и финал»

    - Почему  автор построил  роман на несовпадении  последовательности  глав с течением жизни?

                         Ваши комментарии по поводу данного вопроса.

4.Домашнее задание . «МОНОЛОГ О ПЕЧОРИНЕ»

5. Вопросы герою . Какие бы вопросы  вы задали Печорину , если бы он пришёл к вам на урок? /подумайте минуточку!/  Кто сегодня будет Печориным ?   /попробуем задать вопросы герою           романа ?/                                                                                                                                                         ?Почему Пушкин винит своего героя  в убийстве  , а Лермонтов прощает  Печорина ?                                       ? Почему Лермонтова  волновала судьба  одного человека?/Волевая натура Печорина влечёт его к деятельности.Но герой нравственно не готов  ещё к тому , чтобы восстать против действительности, против веками  складывавшихся устоев общества. Писатель показал , что Печорин  вёл ожесточённую борьбу  с отдельными лицами . Эта борьба мелочна , бесцельна.   «В этой  напрасной борьбе я истощил  и дар души , и постоянство воли, необходимое для действительной жизни». Эта смелость  , жажда неизведанного , воля , неразделённая сомнением, отличает героя  от людей его поколения и позволяет автору сочувственно следить  за его судьбой  и называет его героем  времени)                    ?Каков портрет «героя нашего времени»/                                                                                                  ?Печорин –виновник или жертва трагедии                                                                                               ?Почему происходит конфликт  между Печориным и обществом , ведь он сам относится  к этому обществу?

? Почему  «Г.н.в» психологический роман?/он посвящён незаурядной личности,человеку, который , к сожалению ,  не может найти  применения  своим способностям. Чтобы лучше раскрыть характер героя , автор изображает его друзей и недругов, стремится как можно глубже  и всесторонне  показать  своего героя читателю» Журнал Печорина –автопортрет героя,мы видим его  собственными глазами, оставшись с героем один на один.Мир Печорина изнутри, в собственном слове  героя,повествовательная  дистанция  между читателем  и ним  сокращается до минимума. Философско-аналитический  характер  дневника Печорина. /Автохарактеристика-  глубже проникнуть во внутренний мир/.

                Лермонтов о своём герое следовал правде жизни  и критической его оценки.

 «..в нём больше правды, нежели вы того желали…»

«довольно людей  кормили  сластями: у них от этого испортился  желудок;нужны горькие лекарства, едкие истины»

6.Подведём итог урока   .Какие черты характера  мы видим  в Печорине ?/составление кластера/

Проявляется сила характера                                  апатия к жизни

Упорство                                                                  холодность

Находчивость                                                          равнодушие

Эгоизм                                                                      незаурядность личности

Неспособность к глубокому чувству                    индивидуализм

Враждебное отношение  к людям                         не верит в дружбу и любовь

Сам решает свою судьбу                                        настойчивость

Неудовлетворён современной моралью               самообладание

Нежелание поступиться собственными  привычками и прихотями  ради счастья другого

Наблюдательность                                                  активность, стремление к действию

Влечение к опасности                                            смелость

Критическое отношение к себе                             умён

П               Е               Ч                   О                        Р                           И                           Н

                                    Чёрствый                    равнодушный     индивидуалист  настойчивость

7.Комментарии Печорина  помогут нам подвести  итог всему сказанному!!!              ТЕСТ

Афоризмы Печорина «Я ничем не жертвовал для тех , кого любил..»

«Я всегда смелее иду вперёд , когда не знаю , что меня ожидает» /на карточка/

 Рефлексия урока.  Какие оценки вы сегодня поставите себе по окончании урока.?/ таблица на доске/ Д/з 1.Выписать афоризмы Печорина о себе ,записать вывод  по роману. 2.Принести лирику  поэта

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зачем я жил? Для какой цели родился?"

Работа по новелле «Фаталист»(По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)...

Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

Технологическая карта "С какой целью в биологии используется моделирование?" (5 класс)

В материале представлены: разработка урока (технологическая карта), текстовые приложения и презентация...

Методическая разработка урока по обществознанию для учащихся 10 профильного социально-гуманитарного класса "СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. КТО Я? КАКОЙ Я? ЗАЧЕМ Я?"

       Данная разработка посвящена методике организации и проведения интегрированного урока в профильных (социально-гуманитарных )  классах на старшей ступени обучения ...

С какой целью люди путешествовали

По следам путешественников каменного века1.Представители  двух каких древнейших профессий стали первооткрывателями новых земель?2.Что подтверждает факт  проживания  на многих островах Т...