Анализ рассказа В.В. Набокова “ Красавица “.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Афанасьева Алла Ивановна

Анализ содержания , смысл названия , сравнения с одноименным рассказом И.А Бунина; отрывки из стихотворений А.С.Бунина , А.Белого , отражающие основную идею рассказа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nabokov.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы

для 11 класса по теме : « Анализ рассказа В.В. Набокова

           “ Красавица “.

Автор материала А.И. Афанасьева, учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 61 Петроградского района Санкт-Петербурга

1 раздел

Пояснительная записка

Урок, посвященный анализу рассказа В.В. Набокова, проводится во время знакомства с творчеством писателей Русского зарубежья, рассчитан на уча-

щихся 11 класса, изучающих литературу по программе Т.Ф. Курдюмовой.

Тема несбывшихся надежд, трагической судьбы актуальна, интересна и поу-

чительна для одиннадцатиклассников.

Цели и задачи урока :

научить видеть, как писатель развивает основную мысль, понимать содер-

жание текста ;

познакомиться с логико-риторическими особенностями текста ;

проанализировать используемые в тексте средства выразительности, которые

помогли читателю понять авторский замысел, особенно проблему, которую

рассматривает автор.

Оборудование : интерактивная доска.

                                                          2 раздел

                                                          Ход урока

Слово о писателе ( беседа )

В качестве вступления можно использовать краткие рассказы-миниатюры о

В.В.Набокове и его творчестве. В.В.Набоков – явление исключительное, его

творчество беспочвенно. 20 лет писал по- русски, а последние 40 лет – по-

английски . Любитель парадоксов, враг простоты. Почти все его парсонажи –

русские изгнанники, пытающиеся найти опору в жизни. Тема книг Набокова

очень характерна для его личной судьбы. Это всегда недоразумение, трагедия,

несуществование. К персонажам относится безучастно, поэтому им и не хватает

души.

В 30-е годы в эмигрантской печати возник своеобрзный «сиринский бум»

( псевдоним Набокова с 1921 по 1930 г.г.) . Сирин – в средневековой мифо-

логии райская птица – дева, образ, который восходит к древнегреческой сирене,

зачаровывающей людей своим пением. Набоков так же завораживает искусно

созданной музыкой слов. Такова цель писателя и искусства.

На доске : Чудовище, но какой писатель !

                                      И.А. Бунин

                  Что-то новое, блистательное и страшное вошло с ним в русскую

               литературу и в ней останется.

                                    З. Шаховская

Анализ рассказа

а) История создания ( 1934 г.)

б) Проверка восприятия

 в)Особенности композиции.

     Для чего автор указывает точные даты событий, происходящих в жизни

     Ольги Алексеевны ? ( с помощью такой композиции Набокову удалось

     раскрыть не только образ героини, но и указать на причины её трагической  

     судьбы)      

г) Смысл названия рассказа.

    Что отсутствовало в характере главной героини ? ( воля, стойкость)

     Как Набоков сказал об этом читателю ? ( с помощью портрета)

д) Портрет героини.

    Детали портрета.

    Докажите, что портрет психологический ?

    Сколько раз в рассказе Набоков обращается к портрету ?

е) Герои рассказа.

    Почему героиня женщина ?

    1.Носительница красоты.

    2.Красота не спасает, а сама нуждается в спасении.

    3.Боль и грязь того, что зовется жизнью «проходит» сквозь женщину.

   Как описывается тот круг, среда, в которой вращается Ольга Алексеевна ?

   Как Набоков подчеркивает несхожесть героини с беэликой толпой ?

   Какую роль играет союз «но» и слова «хам», «залапал» ?

ж) Основная идея рассказа.

     Чтение заключительной части произведения.

     Что разрушило «прекрасный слепок природы» ?

     Почему была уже бесполезна встреча с Верочкой ?

     Какова развязка рассказа ?

     Объясните какую роль суффикс «иц» в слове «красавица» ?

з) Творческая работа (письменно).

    Подберите эпиграфы и объясните, как они связаны с идеей рассказа.

  1. Всю жизнь вперёд иду покорная,

Обернуться, вспять идти – нельзя.

                         А. Белый

   2.  Подурнела, пошла, обернулась,

       Воротилась, чего-то ждала,

       Проклинала, спиной повернулась

       И, должно быть, навеки ушла.

                                 А. Блок

3.   Дар напрасный, дар случайный,

      Жизнь, зачем ты мне дана ?

      Иль зачем судьбою тайной

      Ты на жизнь осуждена ?

Вывод

Над чем вас заставил задуматься рассказ В.Набокова « Красавица» ?

3 раздел

Приложение

План анализа прозаического произведения

  1. История создания, связь с эпохой.
  2. Идейное содержание произведения :

а. основная тема ;

б. проблематика ;

в. главная идея ;

     г. историческая оценка главной авторской идеи

3. Главные герои.

4. Основные художественные образы.

5. Сюжет и особенности конфликта, композиция сюжета.

6. Речевой строй анализируемого произведения ( авторское описание, повество-

    вание, рассуждение).

7. Внесюжетные элементы ( лирические, философские, публицистические отступ-

    ления, вставные эпизоды).

8. Основные средства создания образов ( портрет, пейзаж, интерьер, художествен-

    ные детали, диалоги и монологи, приёмы психологического анализа, обстанов-

    ка действия ).

9. Роль заглавия, эпиграфов, ремарок.

10.Место произведения в творчестве писателя.

11.Место произведения в русской и мировой литературе.

4 раздел

Библиография

  1. Интернет- источник : В.Набоков – Википедия
  2. Рассказ В.Набокова « Красавица»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе.    Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...

"Красавица? ! ..." (урок литературы в 9 классе по рассказу И.А. Бунина "Красавица")

Урок построен в соответствии с принципами технологии РКМ. Согласно этой технологии, тип урока – урок работы с художественным текстом.Структура урока соответствует 3-м  стадиям: стадии вызова, ста...

Урок - размышление по рассказу В.В.Набокова "Рождество "

Презентация для урока словесности  "Чудесное в расказе В.В. Набокова  " Рождество "...

Лингвостилистический анализ рассказа И. Бунина "Красавица"

Материал может использоваться для подготовки к уроку литературы в 11 кл....

Технологическая карта урока. Литература 11 класс.ТВОРЧЕСТВО В. В. НАБОКОВА. «...Наравне с именами собратьев по правописанью...» Анализ рассказа «Благость»

Данный конспект урока в виде технологической карты поможет провести урок в 11 классе по творчеству В.Набокова в формате ФГОС....

Хронотоп в ранних рассказах В.В.Набокова (на примере рассказов «Благость», «Пассажир»)

D статье анализируется специфика хронотопа в ранних рассказах В.Набокова и влияние данных хронотопов на жанровое своеобразие произведений, принадлежащих к более позднему этапу творчества писателя....

Открытый интегрированный урок по литературе в 6 классе «Рассказ В.В. Набокова «Обида» как психологический этюд»

Цели урока:  1. Раскрытие авторского замысла В. В. Набокова в рассказе «Обида».2. Представление обучающимся психологических средств, позволяющим им саморазвиваться, осознавать са...