Анализ рассказа В.В. Набокова “ Красавица “.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Анализ содержания , смысл названия , сравнения с одноименным рассказом И.А Бунина; отрывки из стихотворений А.С.Бунина , А.Белого , отражающие основную идею рассказа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nabokov.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы
для 11 класса по теме : « Анализ рассказа В.В. Набокова
“ Красавица “.
Автор материала А.И. Афанасьева, учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 61 Петроградского района Санкт-Петербурга
1 раздел
Пояснительная записка
Урок, посвященный анализу рассказа В.В. Набокова, проводится во время знакомства с творчеством писателей Русского зарубежья, рассчитан на уча-
щихся 11 класса, изучающих литературу по программе Т.Ф. Курдюмовой.
Тема несбывшихся надежд, трагической судьбы актуальна, интересна и поу-
чительна для одиннадцатиклассников.
Цели и задачи урока :
научить видеть, как писатель развивает основную мысль, понимать содер-
жание текста ;
познакомиться с логико-риторическими особенностями текста ;
проанализировать используемые в тексте средства выразительности, которые
помогли читателю понять авторский замысел, особенно проблему, которую
рассматривает автор.
Оборудование : интерактивная доска.
2 раздел
Ход урока
Слово о писателе ( беседа )
В качестве вступления можно использовать краткие рассказы-миниатюры о
В.В.Набокове и его творчестве. В.В.Набоков – явление исключительное, его
творчество беспочвенно. 20 лет писал по- русски, а последние 40 лет – по-
английски . Любитель парадоксов, враг простоты. Почти все его парсонажи –
русские изгнанники, пытающиеся найти опору в жизни. Тема книг Набокова
очень характерна для его личной судьбы. Это всегда недоразумение, трагедия,
несуществование. К персонажам относится безучастно, поэтому им и не хватает
души.
В 30-е годы в эмигрантской печати возник своеобрзный «сиринский бум»
( псевдоним Набокова с 1921 по 1930 г.г.) . Сирин – в средневековой мифо-
логии райская птица – дева, образ, который восходит к древнегреческой сирене,
зачаровывающей людей своим пением. Набоков так же завораживает искусно
созданной музыкой слов. Такова цель писателя и искусства.
На доске : Чудовище, но какой писатель !
И.А. Бунин
Что-то новое, блистательное и страшное вошло с ним в русскую
литературу и в ней останется.
З. Шаховская
Анализ рассказа
а) История создания ( 1934 г.)
б) Проверка восприятия
в)Особенности композиции.
Для чего автор указывает точные даты событий, происходящих в жизни
Ольги Алексеевны ? ( с помощью такой композиции Набокову удалось
раскрыть не только образ героини, но и указать на причины её трагической
судьбы)
г) Смысл названия рассказа.
Что отсутствовало в характере главной героини ? ( воля, стойкость)
Как Набоков сказал об этом читателю ? ( с помощью портрета)
д) Портрет героини.
Детали портрета.
Докажите, что портрет психологический ?
Сколько раз в рассказе Набоков обращается к портрету ?
е) Герои рассказа.
Почему героиня женщина ?
1.Носительница красоты.
2.Красота не спасает, а сама нуждается в спасении.
3.Боль и грязь того, что зовется жизнью «проходит» сквозь женщину.
Как описывается тот круг, среда, в которой вращается Ольга Алексеевна ?
Как Набоков подчеркивает несхожесть героини с беэликой толпой ?
Какую роль играет союз «но» и слова «хам», «залапал» ?
ж) Основная идея рассказа.
Чтение заключительной части произведения.
Что разрушило «прекрасный слепок природы» ?
Почему была уже бесполезна встреча с Верочкой ?
Какова развязка рассказа ?
Объясните какую роль суффикс «иц» в слове «красавица» ?
з) Творческая работа (письменно).
Подберите эпиграфы и объясните, как они связаны с идеей рассказа.
- Всю жизнь вперёд иду покорная,
Обернуться, вспять идти – нельзя.
А. Белый
2. Подурнела, пошла, обернулась,
Воротилась, чего-то ждала,
Проклинала, спиной повернулась
И, должно быть, навеки ушла.
А. Блок
3. Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана ?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на жизнь осуждена ?
Вывод
Над чем вас заставил задуматься рассказ В.Набокова « Красавица» ?
3 раздел
Приложение
План анализа прозаического произведения
- История создания, связь с эпохой.
- Идейное содержание произведения :
а. основная тема ;
б. проблематика ;
в. главная идея ;
г. историческая оценка главной авторской идеи
3. Главные герои.
4. Основные художественные образы.
5. Сюжет и особенности конфликта, композиция сюжета.
6. Речевой строй анализируемого произведения ( авторское описание, повество-
вание, рассуждение).
7. Внесюжетные элементы ( лирические, философские, публицистические отступ-
ления, вставные эпизоды).
8. Основные средства создания образов ( портрет, пейзаж, интерьер, художествен-
ные детали, диалоги и монологи, приёмы психологического анализа, обстанов-
ка действия ).
9. Роль заглавия, эпиграфов, ремарок.
10.Место произведения в творчестве писателя.
11.Место произведения в русской и мировой литературе.
4 раздел
Библиография
- Интернет- источник : В.Набоков – Википедия
- Рассказ В.Набокова « Красавица»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе. Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...
"Красавица? ! ..." (урок литературы в 9 классе по рассказу И.А. Бунина "Красавица")
Урок построен в соответствии с принципами технологии РКМ. Согласно этой технологии, тип урока – урок работы с художественным текстом.Структура урока соответствует 3-м стадиям: стадии вызова, ста...
Урок - размышление по рассказу В.В.Набокова "Рождество "
Презентация для урока словесности "Чудесное в расказе В.В. Набокова " Рождество "...
Лингвостилистический анализ рассказа И. Бунина "Красавица"
Материал может использоваться для подготовки к уроку литературы в 11 кл....
Технологическая карта урока. Литература 11 класс.ТВОРЧЕСТВО В. В. НАБОКОВА. «...Наравне с именами собратьев по правописанью...» Анализ рассказа «Благость»
Данный конспект урока в виде технологической карты поможет провести урок в 11 классе по творчеству В.Набокова в формате ФГОС....
Хронотоп в ранних рассказах В.В.Набокова (на примере рассказов «Благость», «Пассажир»)
D статье анализируется специфика хронотопа в ранних рассказах В.Набокова и влияние данных хронотопов на жанровое своеобразие произведений, принадлежащих к более позднему этапу творчества писателя....
Открытый интегрированный урок по литературе в 6 классе «Рассказ В.В. Набокова «Обида» как психологический этюд»
Цели урока: 1. Раскрытие авторского замысла В. В. Набокова в рассказе «Обида».2. Представление обучающимся психологических средств, позволяющим им саморазвиваться, осознавать са...