Рабочая программа по литературе 10 класс.
рабочая программа (литература, 10 класс) на тему

Контарева Светлана Анатольевна

Рабочая программа по литературе 10 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_10_kl._3_chasa_v_nedelyu.docx46.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                           СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38

                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                     Директор

                                                                                                                    МОБУ СОШ № 38                  /Монченко Е.А./

                                                                             

                                 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Учитель: Контарева С.А..

Предмет:  литература

Класс:  10

Образовательная область:  филология

Учебный год: 2013-2014

           

1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

№ п/п

                    Нормативные документы

1

                    Конституция РФ

2

Закон РФ об «Об образовании».

3

Национальная доктрина развития образования.

4

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

5

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.

6

Программа по литературе для образовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной. Москва  «Просвещение» 2007

7

Обязательный минимум содержания образования по литературе

         

 2. Пояснительная записка

     Данная рабочая программа  составлена в соответствии с Программой образовательных учреждений по литературе под ред. В.Я.Коровиной, обязательным минимумом содержания основного общего образования по предмету «Литература» и рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения по литературе, предназначена для преподавания на профильном физико-математическом уровне, что определяет специфику изучения литературы на этом уровне:

  • изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса;
  • систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы;
  • позволяет учащимся достаточно разносторонне осознать диалог классической и современной литературы;
  • курс стоится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений;
  • решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Назначение программы:

  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;
  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Цели обучения литературе: 

Изучение литературы в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

  • Цели

Задачи организации учебной деятельности:

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  •   познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
  •   практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
  •   эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 
  •   развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя

Специфика предмета:

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • система инновационной оценки «портфолио»;
  • технология дистанционного обучения  (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений

       

 

 3. Структура курса

  Модуль (тема)

Кол-во часов

1.

Введение в курс

2

2.

А.А.Пушкин

11

3.

М.Ю.Лермонтов

9

4.

Н.В.Гоголь

9

5.

Русская литература 2-й пол. XIX в.

1

6.

И.А.Гончаров

4

7.

А.Н.Островский

6

8.

И.С.Тургенев

8

9.

Ф.И.Тютчев

3

10.

А.А.Фет

2

11.

А.К.Толстой

1

12.

Н.А.Некрасов

8

13.

М.Е.Салтыков-Щедрин

3

14.

Л.Н.Толстой

11

15.

Ф.М.Достоевский

7

16.

Н.С.Лесков

2

17.

А.П.Чехов

8

18

Литература народов мира

3

19.

Итоги

1

20.

Резерв

3

                                                                     Итого:

102 часа

         

                                 

               

Контроль реализации

  Модуль (тема)

Тип контроля

1.

Введение в курс

тест

2.

А.А.Пушкин

ДС

КС

3.

М.Ю.Лермонтов

ДС

ПР

КС

4.

Н.В.Гоголь

КС

5.

Русская литература 2-й пол. XIX в.

6.

И.А.Гончаров

7.

А.Н.Островский

ДС

8.

И.С.Тургенев

ДС

З\Ч

9.

Ф.И.Тютчев

ПР

10.

А.А.Фет

ДС

11.

А.К.Толстой

12.

Н.А.Некрасов

ДС

13.

М.Е.Салтыков-Щедрин

14.

Л.Н.Толстой

ДС

15.

Ф.М.Достоевский

ДС

16.

Н.С.Лесков

17.

А.П.Чехов

З\Ч

18

Литература народов мира

 4. Календарно-тематическое планирование  (3 часа в неделю)

дата

                    Тема

                     Цели

     Круг чтения

Теория литературы

  1-         2.

   Т

 

Вводный урок. Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы  русской литература XIX в.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Познакомить с особенностями русской литературы 18-19 вв.

Развивать понятие о классицизме, сентиментализме и романтизме в русской литературе.

Обзор литературы, прочитанной за лето.

Романтизм  и реализм в русской литературе 19 в., их развитие и взаимодействие.

  3.

А. С. Пушкин.  Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов.

Познакомить с биографией поэта, раскрыть своеобразие пушкинской эпохи.

Учить анализу лирического произведения.

 «Пора, мой друг, пора!..»

«Элегия», «Вновь я посетил…»,

 «Деревня»

Изобразительно-выразительные средства языка.

4

Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок.

Трагизм мировосприятия и его преодоление.

Помочь разобраться в особенности пушкинского лирического героя, увидеть отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

 «Погасло дневное светило»,  «Демон»,

«Подражания Корану» (IX)

Лирический герой

5.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Упорядочить знания уч-ся об одной из основных в творчестве Пушкина тем;

 закрепить навыки анализа стихотворного текста.

«Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

Тропы и фигуры речи

  6.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина.

 Показать гуманизм лирики Пушкина, национально-историческое и общечеловеческое ее содержание.

 «Из Пиндемонти»,

«Свободы сеятель пустынный»,

«Вольность»

Проблематика

  7.

 Д/С

Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти.

Определить понятие «философская лирика»;

выявить философские проблемы , над которыми размышляет Пушкин.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных..», «Элегия», «Вновь я посетил..», «Отцы пустынники и жены непорочны..»

философская лирика

  8.

Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».

Познакомить с содержанием поэмы.

Раскрыть своеобразие жанра и композиции произведения.

«Медный всадник»

Поэма.

Композиция.

  9.

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме. Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика Пушкинских взглядов на историю России.

Помочь разобраться, как решается проблема власти в поэме.

«Медный всадник»

Развитие реализма в поэме

 10-11

А.С.Пушкин. «Борис Годунов» как историческая драма.

Раскрыть нравственную проблематику трагедии.

Помочь разобраться в композиции трагедии , обратить внимание учащихся на язык и особенности стиха.

«Борис Годунов»

Особенности драматического рода литературы.

Проблема историзма в трагедии

 12- 13.

 К/С

Классное сочинение по творчеству Пушкина.

Развивать умение строить письменное продуктивное высказывание, цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы, организовывать текст композиционно.

14

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару.

 Романтизм в творчестве поэта.

Раскрыть глубину, богатство поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы.

Показать характерные особенности стихов о поэте и поэзии.

 «Нет, я на Байрон»,

Анализ лирического произведения.

Реалистическое и романтическое начало в творчестве Лермонтова.

 15

Молитва как жанр в лирике Лермонтова.

Раскрыть основные настроения лирического героя стихотворений этого жанра: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в мир иной или к иной светлой жизни.

 «Молитва»

Лирический герой

 16.

Тема жизни и смерти в  лирике М. Ю. Лермонтова.

Расширить знания учащихся о лирическом герое.

Понять, каков лирический герой в поэзии Лермонтова.

 «Валерик», «Сон», «Завещание»

Лирический герой

 17.

Философские мотивы лирики Лермонтова.

Мечта о гармоническом и прекрасном в мире человеческих отношений.

Определить понятие «философская лирика»;

выявить философские проблемы , над которыми размышляет Лермонтов.

 «Как часто пестрою толпою окружен…»,  «Выхожу один я на дорогу»

Анализ лирического произведения

18-19.

Д/С

Адресаты любовной лирики Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению.

Развитие понятия лирического героя.

Проследить мотив одиночества в стихотворениях Лермонтова.

«Ни«Нищий» «Поэт», «Пророк демон»

Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.

 20.

П/Р

Практическая работа «Анализ стихотворения Лермонтова».

Проверить умение самостоятельно анализировать поэтический текст.

21-22.

К/С

Классное сочинение по творчеству Лермонтова.

Развивать умение строить письменное продуктивное высказывание, цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы, организовывать текст композиционно.

 23-24.

Этапы  биографии и творчества Н. В. Гоголя.

Романтические произведения. Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

Открыть своеобразие Н. В. Гоголя как писателя и человека.

Понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»

Философско-нравственная проблематика творчества Гоголя.

  25.

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».

Показать судьбу «маленького человека» в джунглях города.

Помочь увидеть сатиру на страницах трагической повести.

«Петербургские повести»

Образ автора на страницах повести

  26.

Н.В.Гоголь. «Невский проспект».  Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

 Обучение анализу эпизода.

Выявить приемы создания сатирического на страницах повести.

Раскрыть отношение писателя к современной ему действительности.

«Невский проспект»

Художественная условность

  27.

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

Помочь понять образ главного героя. Понять, как решает тему «маленького человека» Гоголь.

«Невский проспект»

Образ-символ

  28-29.

Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике.

Познакомить с содержанием повести; определить ее место в сборнике.

«Портрет»

Сочетание реальности и фантастики, лирики и сатиры, трагедийности и комизма.

30-31

К/С

Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

Развивать умение строить письменное продуктивное высказывание, цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы, организовывать текст композиционно.

  32.

Русская литература 2-й половины 19 века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра.

Дать обзор русской литературы 2-й пол.19 в., общественно-политической ситуации в стране, показать основные тенденции в развитии реалистической литературы.

 33.

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.

Знакомство с биографией писателя и основными вехами его творчества.

Дать общий обзор трех романов.

«Обломов»

Обобщение в литературе

Проблематика

 34.

Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.

Раскрыть сущность характера героя, его мироощущение

Помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой.

«Обломов»

Типичное явление в литературе

35.

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

Раскрыть авторскую позицию и способы ее выражения, рассмотреть роль женских образов в развитии сюжета.

«Обломов»

Типическое как проявление общего через индивидуальное

36.

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.

Учить работать с критической литературой.

Развивать умение конспектировать.

Добролюбов «Что такое обломовщина?», Писарев «Обломов».

Литературная критика

37.

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра».

Раскрыть роль Островского в развитии русской драматургии и театра;

рассказать о жизни и тв-ве драматурга.

«Гроза»,

Пьесы Островского

Биография писателя

Комедия, драма, трагедия.

38-39.

Драма «Гроза» История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

 Познакомить с историей создания песы.

Раскрыть идейно-художественное своеобразие, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины.

«Гроза»

Драматургический конфликт

40.

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

Проанализировать созданный автором образ городка Калинова и его жителей.

«Гроза»

Приемы создания образов в драматич.  произведении

41.

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

Проанализировать образ героини, понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

«Гроза»

Проблематика

42.

 Д/С

Споры критиков вокруг драмы «Гроза»

Домашнее сочинение по драме Островского «Гроза»

Учить работать с критической литературой.

Развивать умение конспектировать.

Добролюбов «Луч света в темном царстве», Григорьев «После «Грозы» Островского»

Литературная критика

43.

Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева. «Записки охотника» и  их место в русской литературе.

Познакомить с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру, русскую душу.

«Записки охотника

Понятие цикла в литературе, углубление понятия о романе

44.

И.С.Тургенев – создатель русского романа. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети».

Проследить, как эпоха отражается в романе.

Раскрыть идейно-художественное своеобразие романа.

«Отцы и дети»

Философские позиции героев романа и автора.

45.

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.

Развивать навыки работы с текстом, проанализировать образы главных героев. Рассмотреть взаимоотношения Базарова с Кирсановым.

«Отцы и дети»

Основной конфликт романа.

46.

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

47.

Любовь в романе «Отцы и дети».

Базаров и Одинцова.

Раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью к женщине.

«Отцы и дети»

Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

48-49.

Д/С

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа. Подготовка к домашнему сочинению.

Учить работать с критической литературой.

Развивать умение конспектировать.

Антонович «Асмодей нашего времени», Писарев «Базаров"

Средства создания образов героев.

50.

З/Ч

Зачетная работа по пройденным темам.

Проверить уровень усвоения изученных тем, спланировать повторение по восстановлению пробелов.

51.

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в лирике поэта.

Познакомить с особенностями русской поэзии 2-й половины 19 в.

Обратить внимание на художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха Тютчева.

Развивать эстетический вкус.

«Silenium», «Не то, что мните вы, природа..», «Еще земли печален вид..» «Как хорошо ты, о море ночное..», «Природа – сфинск…»

Углубление понятия о лирике;

Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

52.

Человек и история в лирике Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве.

Раскрыть понятие лирического фрагмента как основного жанра тютчевской поэзии; мифологизмы, архаизмы как признак монументального стиля грандиозных творений

«Нам не дано предугадать», «Умом Россию ...», «Эти бедные селенья…»

Понятие лирического героя

Стихотворный размер, виды рифмы, тропы, фигуры.

53.

П/Р

Любовная лирика Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

Учить анализу лирического произведения. Любовь у Тютчева как стихийная сила, «как поединок роковой»

«К. Б» («Я встретил вас..)

«О, как убийственно мы любим..»

Композиция лирического стихотворения

54.

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

Учить анализу лирического произведения.

Развивать эстетический вкус, обращая внимание учащихся на сочетание удивительной конкретности и точности в передаче картин природы, оттенков чувств.

«Это утро, радость эта…», «Летний вечер тих и ясен», «Еще весны душистой нега», «Даль»,

«Я пришел к тебе с приветом..», «Заря прощается с землею»

Теория «чистого искусства»

55.

Д/С

Любовная лирика Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.

Раскрыть своеобразие художественного мира А.К. Толстого. Учить анализу лирического произведения.

«Сияла ночь», «Шепот, робкое дыханье..», «Певице»

Импрессионизм поэзии Фета

56.

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта.

Знакомство с биографией и творческим стилем поэта «мести и печали». Показать гражданственность лирики, обостренную правдивость и драматизм в изображении жизни народа.

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре..», «Против течения», «Государь ты наш батюшка..»

Влияние фольклора и романтической традиции на поэзию

57.

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

Изображение города и деревни в лирике Некрасова.

Художественные открытия поэта, простота и доступность стиха, близость к строю народной речи.

«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной..», «Надрывается сердце от муки..»

Гражданственность лирики

58.

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.

Знакомство с творческим стилем поэта, прозаизацией лирики, усилением роли сюжетного начала.

«Умру я скоро..»,  «Блажен незлобливый поэт». «Рыцарь на час»

59.

Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.

Раскрыть своеобразие темы поэта и поэзии в творчестве Некрасова: настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

«Вчерашний день, часу в шестом», «Элегия», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба», «Поэт и Гражданин»

Средства выразительности речи

60.

Тема любви в лирике Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация.

Раскрыть психологизм и бытовую конкретизацию любовной лирики Некрасова.

«Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей», «Тройка», «Внимая ужасам войны»

Анализ лирического произведения

61.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.

Познакомить с историей создания поэмы, особенностями композиции (путешествие как прием организации повествования).

«Кому на Руси жить хорошо» (главы «Поп», «Пролог», «Сельская ярмонка»)

Фольклоризм художественной литературы.

62.

Образы крестьян и помещиков в поэме Дореформенная и пореформенная Россия в поэме Тема социального и духовного рабства

Обратить внимание на мастерство изображения поэтом жизни России, разных слоев общества («люди холопского звания», «народные заступники», сатирические образы помещиков).

«Кому на Руси жить хорошо»

Тематика, проблематика

63.

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к свободе и счастью. Проанализировать авторский замысел и понять, почему не состоялась встреча Гриши с правдоискателями.

«Кому на Руси жить хорошо»

Идейная позиция автора

64.

Д/С

Особенности языка поэмы. Фольклорное начало в поэме.

Подготовка к домашнему сочинению.

Познакомиться со стихотворениями из сборника «Осетинская лира».

Рассмотреть изображение тяжелой жизни простого народа, женской судьбы

Стихотворения из сборника «Осетинская лира»

Стихотворный перевод

65.

 М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество Проблематика и поэтика сказок.

Раскрыть проблематику сказок:

сказки как сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

«Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь»

Понятие об условности в искусстве

66-67.

Обзор романа Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция. Образы градоначальников..

Проследить, как перекликаются в произведении события и герои с фактами российской истории. Показать, как в произведении решается тема народа и власти, как автор изображает терпеливость и бесправие народа.

«История одного города»

Гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола.

68.

Л.Н.Толстой Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

Познакомить с биографией и мировоззрением писателя.

Дать представление о начале творческой деятельности.

«История одного города»

Эзопов язык, гротеск.

69.

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Толстого.

. Отметить военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя

«Севастопольские рассказы»

Автобиографическая трилогия

70.

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.

Познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие.

«Война и мир»

Роман-эпопея

71-72.

Духовные искания А.Болконского и П.Безухова.

Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни.

«Война и мир»

73.

Женские образа в романе «Война и мир»

Проследить судьбы любимых героинь Толстого – Наташи Ростовой и княжны Марьи Болконской.

«Война и мир»

Сопоставление и контраст как основной композицион-

ный принцип романа.

74.

Семья Ростовых и семья Болконских

На примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни. Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.

«Война и мир»

Сопоставление и контраст как основной композицион-

ный принцип романа.

75.

Тема народа в романе «Война и мир»

«Дубина народной войны»-партизанское движение и его герои в романе. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значение образа Платона Каратаева.

«Война и мир»

Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.

76.

 Кутузов и Наполеон.

Раскрыть образы Кутузова и Наполеона .

Проследить, в чем смысл их резкого противопоставления.

«Война и мир»

История на страницах художественного произведения.

77-78.

Д/С

Проблемы истинного и ложного в романе. Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению.

Выявить идейно-художественные особенности изображения войны.

79.

Ф. М. Достоевский. Этапы жизни и творчества. Идейные и эстетические взгляды.

Познакомить с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества.

Показать, как в романе создан образ тупика, в котором оказались герои. Подвести к осмыслению главного конфликта романа.

«Преступление и наказание»

Полифонизм романов Достоевского.

80.

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления.

«Преступление и наказание»

Нравственно-психологический, идеологический роман.

81.

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

Выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова.

«Преступление и наказание»

Анализ эпизода

82-83.

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

Рассмотреть образ Сонечки Мармеладовой. Осмыслить последние страницы романа.

«Преступление и наказание»

Философский роман

84.

«Двойники» Раскольникова.

Выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Р.Раскольникова.

«Преступление и наказание»

Приемы и способы создания образа

85.

Д/С

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога.

Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок;               выяснить роль эпилога.

«Преступление и наказание»

Композиция романа

86.

Н.С.Лесков Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести. Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.

Познакомить с этапами биографии и творчества писателя. Раскрыть особенности художественного мира  Лескова как писателя-сатирика.

«Очарованный странник»

Формы повествования.

Проблема сказа.

87.

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.

Познакомить с основными мотивами произведения: самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость.

«Тупейный художник»

Понятие стилизации

88.

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 гг. «Человек в футляре»

Биография писателя. Своеобразие тематики и стиля рассказов зрелого Чехова.

«Человек в футляре»

Своеобразие тематики и стиля

89.

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.

Раскрыть многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова, конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего

«Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

Углубления понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика (открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь).

90.

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности .

«Ионыч»

Деталь художественная

91.

Особенности драматургии Чехова.

Проследить, как решается тема «маленького человека» А. П. Чеховым

Роль подтекста.

92-93.

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

Дать общую характеристику драматургического творчества Чехова. Показать: «Вишневый сад» - одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений.

«Вишневый сад»

Лирическая комедия

94.

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля.

Выяснить своеобразие конфликта комедии, рассмотреть особенности сюжетного построения пьесы.

«Вишневый сад»

Композиция

95.

З/Ч

Зачетная работа за II полугодие.

Рассмотреть систему образов пьесы, выяснить способы создания образов персонажей, проанализировать художественную природу главного образа пьесы.

Символический образ вишневого сада

96

К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности.

Рассмотреть способы организации сценического действия в пьесе, объяснить понятие «подтекст» и показать способы его создания.

«Осетинская лира»

97-98.

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». Г.Ибсен. «Кукольный дом». А.Рембо. «Пьяный корабль» (выбор)

Грустные раздумья автора о несправедливости мира.

Мечты героев и их неосуществимость.

Образ героини. Вопрос о правах женщины.

Пафос отрицания устоявшихся норм. Символические образы в стихотворении.

Ги де Мопассан. «Ожерелье». Г.Ибсен. «Кукольный дом». А.Рембо. «Пьяный корабль» (на выбор)

Тонкость психологического анализа.

Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.

Психологизм

99.

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы.

100-102.

Резервный урок

VI. Информационно-методическое обеспечение.

   Авторы учебника

Название

Год издания

Издательство

1.

Ю.В.Лебедев

Русская литература XIX века 10

1,2 части

2007

Просвещение

 

 Дополнительная литература

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1.

И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова

Поурочные разработки по литературе

2005

Москва «ВАКО»

2.

Г.Г.Красухина

Я иду на урок литературы  10 класс

2000

Москва

«Первое сентября»

3

В.Ф.Чертов

Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы XIX века

10 класс

1999

Просвещение

4.

А.А.Жук

Русская проза второй половины XIX века

1991

Просвещение

5.

Т.Г.Браже

Искусство анализа художественного произведения

1981

Просвещение

6.

Г.Л.Абрамович

Введение в литературоведение

1995

Просвещение

7.

Межвузовский сборник научных трудов

А.П.Чехов. Проблемы жанра и стиля

1986

Ростов-на-Дону


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....