Урок "Жизнь и творчество А.П.Чехова"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Дворкина Алевтина Владимировна

Урок-презентация "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-prezentatsiya_zhizn_i_tvorchestvo_a.p.chekhova.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

                 Урок – презентация по теме:                                    

              «Жизнь и творчество А.П.Чехова».

                                                                   Урок  разработан  учителем                                                                                                                                

                                                               русского  языка, литературы и МХК

                                                                  ГБОУ СКОШИ №31 г. Москва                                                    

                                                                                Дворкиной А.В.

Цели урока:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Антона Павловича Чехова;

- повысить интерес к творчеству Антона Павловича Чехова;

- развивать познавательные способности учащихся;

- развивать творческие способности учащихся;

- прививать интерес к предмету.

Оборудование: мультимедийная презентация «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»; выставка книг с произведениями Чехова.

Предварительная работа: подготовка ведущих урока.

Ведущий 1

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге  в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии.

Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния. (Слайд 2-3).

Отец, Павел Егорович,  будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело. Но больше всего он увлекался церковным пением, даже руководил церковным хором, играл на скрипке, неплохо писал красками. Павел Егорович Чехов унаследовал от своего отца деспотичный характер и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.

Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова — тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь прожила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Антон Чехов говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери». (Слайд 4).

Ведущий 2.

Антон Павлович Чехов был третьим ребёнком в семье. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни, после школы братья втроем бегали рыбачить или ловить щеглов и чижей. (Слайд 5).

Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль.

Учитель: В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. (Слайд 6).

Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты. (Слайд 8).

Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки.  Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии.  Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. (Слайд 8-9).

Ведущий 3:

Ещё в 1874 году дела у отца Павла Егоровича пошли совсем плохо. Через два года он вынужден был тайно уехать из Таганрога, 25 апреля 1876 года он приехал в Москву, где его уже ждало всё семейство Чеховых, за исключением Антона, оставшегося доучиваться в гимназии. Жил он в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством с сыном нового хозяина, «оплачивая» этим проживание. (Слайд 10).

В 1879 году Антон Чехов окончил гимназию в Таганроге  и в этом же году переехал к родителям в Москву. В Москве он поступил на медицинский факультет Московского университета,  где учился у известных профессоров: Н. Склифосовского, Г. Захарьина и других. В 1884 году он окончил курс университета  и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в Чикинской больнице,  заведующим которой был известный доктор П. А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей. (Слайд 11-13).

Учитель:

 Чехов уже студентом (с 1880 г.) начал помещать рассказы, фельетоны, юморески в изданиях «малой прессы», преимущественно в  юмористических  московских журналах «Будильник», «Зритель» и других.  В петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Он публикует свои юморески под самыми разными смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте (слайд 14-15).

Ведущий 1:  

Итогом раннего периода творчества стали сборника малой прозы  — «Сказки Мельпомены» (1884), «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» и «В сумерках» (оба - 1887, за последний сборник в 1888 автору присуждена академическая Пушкинская премия). В лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование. (Слайд 16).

Оканчивая университет,  он уже был автором таких великолепных произведений, как "Хамелеон" , "Толстый и тонкий" , "Смерть чиновника" ,"Хирургия" , "Жалобная книга", чуть позже написан рассказ «Лошадиная фамилия»  , которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве. Все они выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительности. Внешний комизм и стихия нехитрой веселости, рассчитанной на развлечение массового читателя, сочетаются с гоголевско-щедринской традицией сатирического обличения. (Слайды 17-19).

Ведущий 2:

 В 1886 Чехов получил предложение о сотрудничестве от издателя газеты "Новое время" А.С. Суворина.  Здесь он впервые начинает публиковать сочинения под собственным именем. Тогда же произошел перелом в художественном творчестве. Начиная с повестей «Степь» (1886), «Скучная история» (1889) и пьесы «Иванов» (1887-1889), поставленной в петербургском театре Ф.А. Корша, перед читателем предстал уже "зрелый", "серьезный" Чехов, в сочинениях которого слышнее драматические перебои жизненного пульса, тоска о гармонии и устремленность к вопросам человеческого духа. (Слайды 20-21).

По настоянию издателя А. С. Суворина Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889). Сюда вошли рассказы «Детвора», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие», «Дома»,  «Ванька» , «Мальчики» . Сборник получил высокую оценку учителей. По их мнению, книга Чехова вызывает самые хорошие чувства и ее следует «горячо рекомендовать для детей всех возрастов». Рассказы Чехова о детях, лишенных детства, оказали большое влияние на развитие общественного сознания конца XIX века. Созданные в духе прогрессивных традиций критического реализма, они с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности общества перед самым молодым его поколением. (Слайды 22-24).

Ведущий 3:

 Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними.  Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними. Поэтому свои произведения о животных «Каштанка»  и «Белолобый»  он адресовал именно детям. В письме к брату Чехов писал о впечатлении детей А. С. Суворина от «Каштанки»: «Детишки не отрывают от меня глаз и ждут, что я скажу что-нибудь необыкновенно умное. А по их мнению, я гениален, так как написал повесть о Каштанке». (Слайд 25-26)

Учитель:

В 1890 году (с апреля по декабрь) писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был местом, где отбывали каторгу.  Для Чехова это был гражданский поступок, своеобразное «хождение в народ». На Сахалине он проводил перепись населения, им составлено около 10000 карточек.  Переписывая ссыльных Сахалина, писатель внёс вклад не только в историю острова, но и в русскую литературу. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. (Слайды 27-28).

История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин».  Путевые заметки из этой серии наглядно отображают жизнь обитателей острова и труд переписчика, которым стал на время А. П. Чехов. «Что в России страшно, то здесь обыкновенно, — пишет он, - Сахалин - это место невыносимых страданий... Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст... размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей... Виноваты не смотрители, а все мы». С тех пор творчество писателя, как он сам говорил, было все «просахалинено». Отразились сахалинские впечатления и в рассказах «В ссылке», «Палата № 6» (оба 1892).  (Слайд 29).

Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс.

Ведущий 1:

С 1890 по 1892 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке.  Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6» , а также встречался с писателями В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским, П. Д. Боборыкиным, Д. С. Мережковским, В. И. Немировичем-Данченко, известными актёрами А. П. Ленским и А. И. Южиным, художником И. И. Левитаном. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова. (Слайд 30).

Ведущий 2:

В 1892 году Чехов приобрел имение Мелихово под Москвой (слайд 43), где сейчас работает один из главных чеховских музеев (слайд 44). Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ для крестьянских детей,  открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения. (Слайд 31).

В мелиховский период было написано 42 произведения.  С 1892 по 1898 гг. созданы «Палата № 6», «Человек в футляре»,  «Бабье царство», «Случай из практики»,  « Ионыч», «Крыжовник», написан большой "деревенский цикл" — «Мужики», « На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года»,  пьесы «Чайка» (премьера в Петербургском Александринском театре в 1896 провалилась, вторая постановка, во МХАТе в 1898, прошла с большим успехом),  «Дядя Ваня». (Слайд 32-38).

Ведущий 3:

В 1898 году Чехов переехал в Ялту,  где приобрел участок земли и построил дом, в котором у него бывали Л. Н. Толстой, М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, художник И. И. Левитан. (Слайды 39-40)

В конце 1880-х годов Чехов много писал для театра: были созданы пьесы «Иванов», «Леший», «Свадьба», водевили «Медведь», «Юбилей».   (Слайд 41)

Непонятая актерами и зрителями, в 1896 году потерпела провал его пьеса «Чайка», но уже через два года, в 1898 году, в постановке молодого Московского художественного театра эта пьеса имела триумфальный успех и стала символом нового театра.

Там же были поставлены пьесы «Дядя Ваня» (1898), «Три сестры» (1901) и «Вишневый сад» (1904), которые с тех пор не сходят со сцен театров всего мира. (Слайд 42)

Ведущий 1:

В 1900 году Чехов избран академиком по разряду изящной словесности, однако в 1902 году от звания академика он отказался (совместно с В. Г. Короленко) в связи с тем, что избрание в Академию М. Горького было объявлено царем недействительным.

В 1901 году Чехов женится на актрисе Московского художественного театра О. Л. Книппер (слайд 43).

Ведущий 2:

В 1904 году в связи с резким ухудшением здоровья Чехов едет для лечения в Германию на курорт Баденвейлер (слайд 44).

15 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался (слайд 45).

Учитель: А.П. Чехов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.  (Слайд 46).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова

Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...

Тест по творчеству А.П.Чехова, карточки

Проверочный материал знаний учащихся (Чехов "Вишневый сад", биография писателя...

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова

Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...