Природа и человек в рассказе С. Устинова "Любопытный бурундук" (урок литературы в 5-м классе)
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Тархова Наталья Борисовна

Урок  ЛВС по теме: Природа и человек в рассказе С. Устинова "Любопытный бурундук" (урок литературы в 5-м классе)Оборудование урока: слайды «Человек и природа Восточной Сибири», презентация «Семён Климович Устинов», выставка книг писателя С.К. Устинова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Природа и человек в рассказе С. Устинова "Любопытный бурундук" (урок литературы в 5-м классе)

Цели урока:

познакомить учащихся с творчеством С. Устинова, развивать эмоциональное восприятие художественных произведений, образного и аналитического мышления, творческого воображения, речи;

привлечь внимание к уникальности природы Восточной Сибири, побудить школьников задуматься об уязвимости природного мира, о необходимости бережного отношения к животному и растительному миру.

Оборудование урока: слайды «Человек и природа Восточной Сибири», презентация «Семён Климович Устинов», выставка книг писателя С.К. Устинова.

Словарь к уроку:

Литературоведческий словарь: 

Рассказ – описание какого-нибудь события, случая.

Олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого, перенесение человеческих свойств на животных.

Толковый словарь: 

Стланик – низкорослый стелющийся кустарник.

Скрадывать – утаивать, скрывать

Примерное содержание урока:

1. Организационный момент. Зарядка. Настрой на работу. Настроение в тетради нарисовали. Подготовка артикуляционного аппарата: проговаривание скороговорок: На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. Дерево скоро садят да не скоро плоды едят.

2. Слово учителя.

- Ребята, сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Посмотрите на слайды и сформулируйте тему раздела. Слайды 1-14

- Правильно  «Человек и природа».

- А что такое природа? ( Это то, что мы видим, чем дышим, от чего зависит наша жизнь).

 Очень хорошо сказал о природе поэт С.А. Есенин: «Все мы яблони и вишни одного дерева, дерева жизни. И поэтому природа – это и огонь, и вода, и растения, и камни, и животные, и люди». Природа нашего края очень красива.

Прочитайте строки, написанные на слайде:

Я сорвал цветок –

 И он завял.

 Я поймал жука –

 И он умер у меня в руке.

 И тогда я понял, что

 Прикоснуться к красоте

 Можно только сердцем.

Павло Гвездослав

- Что это значит: прикоснуться к природе сердцем?

- Как бы вы сказали одним словом о природе нашего края? (уникальная, т.е редкая, исключительная)

3. Постановка цели урока.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Семёна Устинова «Любопытный бурундук» и в конце урока ответим на вопрос: «Смог ли писатель прикоснуться сердцем к красоте природы?

4. Рассказ учителя о писателе с показом презентации «Друг зверей и друг детей»

Семён Климович Устинов - «Друг детей и друг друзей»- так называют его. Когда С. К.Устинов был маленьким, в лес его брал отец-охотник. С тех пор прошло много времени. Будущий писатель окончил институт, стал биологом- охотоведом и начал работать в заповеднике. Именно здесь писатель находит героев своих книг. «Пусть всё живое живёт»,- утверждает он в рассказах.

Рассказы Семён Климович печатает в журнале «Сибирячок». Устинов не только печатает рассказы, но и обосновался в журнале под именем «Леший Кеша». Любовью ко всему живому пронизано каждое его слово: «Не губите редкое животное, растение, не поднимайте руку на живое без необходимости»

5. Чтение рассказа С.К. Устинова « Любопытный бурундук» Желающие рисуют бурундука.

6. Беседа с учащимися 

- Какие чувства испытывали при чтении рассказа?

- Что вы узнали о жизни бурундука в тайге?

- В каком месяце рождаются бурундучата? Сколько их бывает в семье? Как долго они живут с мамой?

- Как оповещает бурундук о надвигающейся непогоде?

- Чем питаются бурундуки?

- Какова раскраска шёрстки бурундуков?

- Кого опасается бурундук?

- Почему рассказ называется «Любопытный бурундук?

- Каково отношение автора к изображаемому? Найдите и прочитайте в рассказе те места, где отношение автора проявляется наиболее ярко.

- Смог ли писатель прикоснуться сердцем к красоте природы?

Вывод: Бурундук - чудо природы. Прочитав рассказ, мы все полюбили этого любопытного зверька, и помог нам в этом автор.

7. Учащиеся составляют устный рассказ о бурундуке по своим воспоминаниям.

8.Рефлексия.

Что  запомнилось, понравилось на уроке?

Оцени свою  работу на уроке?

С каким настроением ты уходишь с урока?

9. Домашнее задание:

Пересказать рассказ, найти дополнительный материал о бурундуках, нарисовать.

Литература

Хрестоматия. Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5 – 6 классов общеобразовательных школ / Автор -составитель О.Н. Шахерова. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007.

Шахерова О.Н. Писатели Восточной Сибири. Методические рекомендации к хрестоматии для 5 – 6 классов общеобразовательных школ. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Конспект урока в технологии критического мышления

ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение. Задачи: учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения дава...

Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

Урок литературы (технология критического мышления)...

"ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК в рассказе С. Устинова «ЛЮБОПЫТНЫЙ БУРУНДУК»

интегрированный урок по литературе и байкаловедению...

План - конспект урока чтения в 6 классе.Тема урока:"К.Г. Паустовский "Заячьи лапы». Природа и человек в рассказе".

Формировать умение анализировать художественное произведение. Показать глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой.Воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предо...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...