Природа и человек в рассказе С. Устинова "Любопытный бурундук" (урок литературы в 5-м классе)
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме
Урок ЛВС по теме: Природа и человек в рассказе С. Устинова "Любопытный бурундук" (урок литературы в 5-м классе)Оборудование урока: слайды «Человек и природа Восточной Сибири», презентация «Семён Климович Устинов», выставка книг писателя С.К. Устинова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа и человек в рассказе С. Устинова "Любопытный бурундук" (урок литературы в 5-м классе)
Цели урока:
познакомить учащихся с творчеством С. Устинова, развивать эмоциональное восприятие художественных произведений, образного и аналитического мышления, творческого воображения, речи;
привлечь внимание к уникальности природы Восточной Сибири, побудить школьников задуматься об уязвимости природного мира, о необходимости бережного отношения к животному и растительному миру.
Оборудование урока: слайды «Человек и природа Восточной Сибири», презентация «Семён Климович Устинов», выставка книг писателя С.К. Устинова.
Словарь к уроку:
Литературоведческий словарь:
Рассказ – описание какого-нибудь события, случая.
Олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого, перенесение человеческих свойств на животных.
Толковый словарь:
Стланик – низкорослый стелющийся кустарник.
Скрадывать – утаивать, скрывать
Примерное содержание урока:
1. Организационный момент. Зарядка. Настрой на работу. Настроение в тетради нарисовали. Подготовка артикуляционного аппарата: проговаривание скороговорок: На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. Дерево скоро садят да не скоро плоды едят.
2. Слово учителя.
- Ребята, сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Посмотрите на слайды и сформулируйте тему раздела. Слайды 1-14
- Правильно «Человек и природа».
- А что такое природа? ( Это то, что мы видим, чем дышим, от чего зависит наша жизнь).
Очень хорошо сказал о природе поэт С.А. Есенин: «Все мы яблони и вишни одного дерева, дерева жизни. И поэтому природа – это и огонь, и вода, и растения, и камни, и животные, и люди». Природа нашего края очень красива.
Прочитайте строки, написанные на слайде:
Я сорвал цветок –
И он завял.
Я поймал жука –
И он умер у меня в руке.
И тогда я понял, что
Прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Павло Гвездослав
- Что это значит: прикоснуться к природе сердцем?
- Как бы вы сказали одним словом о природе нашего края? (уникальная, т.е редкая, исключительная)
3. Постановка цели урока.
Сегодня мы познакомимся с рассказом Семёна Устинова «Любопытный бурундук» и в конце урока ответим на вопрос: «Смог ли писатель прикоснуться сердцем к красоте природы?
4. Рассказ учителя о писателе с показом презентации «Друг зверей и друг детей»
Семён Климович Устинов - «Друг детей и друг друзей»- так называют его. Когда С. К.Устинов был маленьким, в лес его брал отец-охотник. С тех пор прошло много времени. Будущий писатель окончил институт, стал биологом- охотоведом и начал работать в заповеднике. Именно здесь писатель находит героев своих книг. «Пусть всё живое живёт»,- утверждает он в рассказах.
Рассказы Семён Климович печатает в журнале «Сибирячок». Устинов не только печатает рассказы, но и обосновался в журнале под именем «Леший Кеша». Любовью ко всему живому пронизано каждое его слово: «Не губите редкое животное, растение, не поднимайте руку на живое без необходимости»
5. Чтение рассказа С.К. Устинова « Любопытный бурундук» Желающие рисуют бурундука.
6. Беседа с учащимися
- Какие чувства испытывали при чтении рассказа?
- Что вы узнали о жизни бурундука в тайге?
- В каком месяце рождаются бурундучата? Сколько их бывает в семье? Как долго они живут с мамой?
- Как оповещает бурундук о надвигающейся непогоде?
- Чем питаются бурундуки?
- Какова раскраска шёрстки бурундуков?
- Кого опасается бурундук?
- Почему рассказ называется «Любопытный бурундук?
- Каково отношение автора к изображаемому? Найдите и прочитайте в рассказе те места, где отношение автора проявляется наиболее ярко.
- Смог ли писатель прикоснуться сердцем к красоте природы?
Вывод: Бурундук - чудо природы. Прочитав рассказ, мы все полюбили этого любопытного зверька, и помог нам в этом автор.
7. Учащиеся составляют устный рассказ о бурундуке по своим воспоминаниям.
8.Рефлексия.
Что запомнилось, понравилось на уроке?
Оцени свою работу на уроке?
С каким настроением ты уходишь с урока?
9. Домашнее задание:
Пересказать рассказ, найти дополнительный материал о бурундуках, нарисовать.
Литература
Хрестоматия. Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5 – 6 классов общеобразовательных школ / Автор -составитель О.Н. Шахерова. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007.
Шахерова О.Н. Писатели Восточной Сибири. Методические рекомендации к хрестоматии для 5 – 6 классов общеобразовательных школ. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Конспект урока в технологии критического мышления
ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение. Задачи: учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения дава...
Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»
Урок литературы (технология критического мышления)...
Видеоурок литературы в 5 классе по теме "В.П. Астафьев.Природа и человек (По рассказу "Белогрудка)"
Видеоурок русской литературы в 5 классе...
"ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК в рассказе С. Устинова «ЛЮБОПЫТНЫЙ БУРУНДУК»
интегрированный урок по литературе и байкаловедению...
План - конспект урока чтения в 6 классе.Тема урока:"К.Г. Паустовский "Заячьи лапы». Природа и человек в рассказе".
Формировать умение анализировать художественное произведение. Показать глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой.Воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предо...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....