План - конспект урока чтения в 6 классе.Тема урока:"К.Г. Паустовский "Заячьи лапы». Природа и человек в рассказе".
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Назарова Елена Александровна

Формировать умение анализировать художественное произведение. Показать глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой.Воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предотвращение проявления жестокости по отношению к домашним

животным и ограждать их от страданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_literatur_0.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 6 – ом классе

специальной (коррекционной) школы.

Учитель: Назарова Е.А.

Тема урока: К.Г. Паустовский "Заячьи лапы». Природа и человек в рассказе.

Цели:

Образовательная. Формировать умение анализировать художественное произведение. Показать глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой.

Коррекционно – развивающая. Коррекция внимания, памяти, мышления. Развитие устной речи.

Воспитательная. Воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предотвращение проявления жестокости по отношению к домашним

животным и ограждать их от страданий.

Оборудование: фрагменты текста рассказа К.Г. Паустовского "Заячьи лапы».

Ход урока

1.    Организационный момент.

Организация класса. Психологический настрой.

2. Проверить домашнее задание.

Ответить на вопросы учебника стр. 22 -23.

3. Актуализация прежних знаний.

Паустовский – писатель, без произведений которого невозможно полноценное воспитание любви к родному краю, природе. Каждый его рассказ заставляет обратить внимание на мелочи, без которых не получилась бы общая картина. Мир героев Паустовского – это мир простых безвестных тружеников и умельцев, любовно украшающих родную землю. Это люди доброжелательные, глубоко мирные, очень “домашние”, понятные и близкие, люди труда, с их устоявшимся бытом и его знакомыми подробностями.

4. Работа по теме урока. Сюжет и композиция рассказа К.Г.Паустовского “Заячьи лапы”.

1). Выразительное чтение рассказа.

Ученики читают текст рассказа “Заячьи лапы”. Осмысление и восприятие рассказа:
–Какие эпизоды рассказа вызвали у вас интерес?

 -Что удивило вас, а что заставило задуматься?
–Что вам показалось необычным в построении рассказа?
Мы долго читаем о том, что Ваня и дед хотели вылечить зайца, но не знаем, почему они этого хотели. И только в самом конце рассказа мы узнаем о причинах этого желания и о чувстве вины и благодарности, которые испытывал дед Ларион.

2). Анализ композиции рассказа.

Коллективное составление рассказа по плану, выделение границ эпизодов.

                                                              План.

  1. История спасения деда от пожара.
  2. Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи.

  1. Дед и Ваня ищут Карла Петровича.

  1. Разговор Карла Петровича с дедом.

  1. “Беседа о зайце” и письма профессора.

  1. Рассказчик в гостях у деда Лариона

  1. Рассказчик в гостях у деда Лариона.

– Зачем автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов? Композиция произведения всегда функциональна, в соответствии с замыслом автора она несет какую-то нагрузку.

Вывод: автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать недоумение, удивление, затем понимание и откровение.

4. Физминутка.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись,

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

5. Закрепление темы. Мысль автора об ответственности человека перед природой.

Итак, после рассказа деда о спасении от лесного пожара рассказчику и нам вместе с ним кажется, что мы поняли причины заботы деда о зайце. Но оказывается, что это понимание было не окончательным.
Перечитаем        последние        строки        рассказа:
“– Да, – сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, – да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.
–Чем        же        ты        провинился?
– А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!
Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все”.
Вопрос:

- Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?
Вопрос для детей непростой, но именно в ответе на него–выход на проблему рассказа. Дадим детям возможность высказать свои мнения, и если нащупаем в одном из ответов зерно истины, то наводящими вопросами выведем детей на понимание философской глубины рассказа.

Рассказ учителя: До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня. Человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе. Мир оказывается, так полон хороших симпатичных людей, что в нем нельзя, невозможно долго оставаться страдающим, одиноким, лишенным дружеского участия и сердечной теплоты.

6.  Домашнее задание. Пересказать рассказ по плану. Отметить в тексте рассказа “Заячьи лапы” строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном.

7. Итог урока:

- С каким рассказом вы познакомились сегодня?

- Кто его автор?

- Какой эпизод произвёл на вас наибольшее впечатление?

8. Выставление оценок учащимся за урок.


Урок внеклассного чтения по теме "В гостях у сказки" 650556

Донскова Светлана Васильевнаучитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание литературы


Тип урока: обобщение изученного/

Цели урока:

  • Образовательные: закрепление полученных на уроках знаний, умений и навыков; проверить знания текста, оценить знания учащихся;
  • Развивающие:
  • развитие умений сравнивать, обобщать, анализировать;
  • развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, театральных данных;
  • Воспитательные: раскрытие мудрости, многообразие сюжетов и совершенство формы русских народных сказок; национальный колорит; воспитание навыков культуры умственного труда; формирование познавательной потребности.

Предварительная подготовка:

  • чтение русских народных сказок
  • подготовка театрализованного действа
  • семейные чтения
  • поисковая деятельность по теме

Участники урока: учащиеся 5-х классов, родители пятиклассников и старшеклассники

Оборудование: выставка сборников сказок, репродукции картин художников-сказочников; рисунки учащихся, костюмы сказочных героев и необходимый реквизит

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Слово учителя

– Ребята, у каждого человека дома должна быть золотая полка. Украинский писатель Ю. Олеша говорил: «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги». Особое место на нашей золотой полке должны занять сказки – русские народные сказки.
Почему?
Сказка рассказывает нам о важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает человеческие принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм…

II. Организационный момент

Разбивка на команды проходит в форме «Собери сказочную картинку»
Представление жюри.

III. Конкурсная программа

1. Викторина-разминка

а) Какими обычно словами начинается сказка? (Русские народные сказки начинались со слов "Жили-были","давным-давно","В тридевятом царстве далёко государстве")
б) Кто с кем такой дележ устроил: «Тебе вершки, а мне корешки»? 
( «Мужик и медведь» – мужик с медведем)
в) Какова композиция сказки? 
(Присказка, зачин, основное действо, концовка)
г) Этот герой любит мёд, кашу и … пирожки. Скажите, как это его на пирожках провели? 
(Медведь из ск. «Маша и медведь»)
д) В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась? 
(«Иван – крестьянский сын» / «Бой на Калиновом мосту»)
е) Как мужик разделил без обиды одного гуся семерым: барину, барыне, сыновьям, двум дочерям и себя не обидел? 
(«Мужик и гусь» Барину – голову, барыне – гузку, сыновьям – ножки, дочерям – крылышки, а себе – туловище)
ж) Какие чудеса творила Василиса Премудрая на последнем бале? 
(«Царевна-Лягушка» махнула рукой – озеро разлилось, другой – лебеди полетели)

2. К нам нежданные гости

– Из какой я сказки? Костюмированный парад сказочных героев, которые рассказывают о себе, своих подвигах или приключениях.
– Угадай сказку по иллюстрациям.

Участники также должны определить, кто изображен на рисунке, какой эпизод или событие.

3. Чьи это слова?

– Несу косу на плече, хочу лису посечи… (Петух из ск. «Лиса, заяц, петух»)
– Битый небитого везёт… 
(Лиса из ск. «Лисичка-сестричка и волк»)
– Ноги худые, зубы тупые – есть хочу… 
(Волк из ск. «Как волк на свадьбе был»)
– Кукареку, петушок,
Золотой гребешок, 
Выгляни в окошко, 
Дам тебе горошку, 
Дам зёрнышек…
(Лиса из ск. «Кот, петух и лиса»)
– Утро вечера мудренее… 
(Василиса Премудрая из ск. «Царевна-Лягушка»)
– Русской костки слыхом не слыхать,
Видом не видать, а здесь Русью пахнет. 
(Кощей Бессмертный из ск. «Кощей Бессмертный»)
– Сивка-Бурка – вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой. 
(Иван-дурак из ск. «Сивка-Бурка»)
– Стали жить-поживать да добра наживать! 
(Конец всех сказок)

4. Конкурс капитанов

– лучший сказитель
– вопросы капитаны задают друг другу: художественные особенности сказок

5. Чьи это вещи?

– стрела (Иван-Царевич из ск. «Царевна-Лягушка»)
– обручальное кольцо, подвенечное платье, башмачки 
(царская дочка из ск. «Кощей Бессмертный»)
– перо Жар-Птицы 
(Иван-Дурак из ск. «Сивка-Бурка»)
– теплая печка 
(Емеля из ск. «Про Емелю-дурака»)
– золотое кольцо 
(Семен из ск. «Волшебное кольцо»)
– куколка 
(Василиса Прекрасная из ск.«Василиса Прекрасная») 
– три пары истоптанных башмачков, три чугунных посоха, три каменных просвиры 
(Красна девица из ск. «Перышко Финиста – Ясного Сокола»)
– сундук высокий, тяжелый, полный всякого добра 
(падчерица из ск. «Морозко»)
– козленок 
(Аленушка из ск. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
– блестящие камешки, кусок хлебушка 
(Мальчик с пальчик из ск. «Мальчик с пальчик»)
– берестяной рожок 
(Семион младший из ск. «Семь Семионов»)

6. Из одной ли мы сказки?

– Жар-птица, Соловей
– Олень-Золотые рога, Сивка-Бурка
– Семилетка и Иван-Царевич
– Финист-Ясный Сокол и куколка
– Гуси-Лебеди и Репка
– сестрица Аленушка и Кощей Бессмертный 
– золотое яйцо и яйцо с иглой
– Чудо-Юдо и Кощей

7. Игра со всеми участниками игры

Сказка – быль: какие предметы, которыми пользуемся в жизни, пришли к нам из сказок:

  • сапоги-скороходы (автомобиль)
  • скатерть-самобранка (кухонный комбайн, микроволновая печь, мультиварка)
  • жар-птица (электричество)
  • ковер-самолет (самолет)
  • яблочко на серебряном блюдечке (кино, телевизор, подзорная труба, бинокль, телескоп)

– Назовите художников, которые иллюстрировали народные сказки.
– Какие русские народные сказки экранизированы? Назовите режиссера фильма.

8. Вопрос – ответ

Вопросы командам-соперникам готовят учащиеся самостоятельно.

III. Итог конкурсной программы

Награждение победителей.

IV. Рефлексия

– Вот и подошла к концу конкурсная программа. Надеюсь, что она помогла вам не только обобщить полученные знания, но и послужит тому, что вы продолжите читать сказки – и русские народные, и сказки других народов. Великому писателю А. С. Пушкину принадлежит высказывание: "Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". 
– Какой урок мы получили сегодня, ребята? 
(Сказка – это вымысел народа. Сказка наполнена глубоким смыслом, народным знанием. 
– Сказка учит доброте, трудолюбию, терпению, состраданию...
– Сказки рассказывают о народных традициях, национальных чертах русского народа).

– Сказки по праву можно назвать «золотыми» произведениями: обладают они удивительной способностью – прочтя их, по мысли писателя Ю. Олеши, мы помним лишь общее содержание; детали, подробности (все то, что делает их (сказки) запоминающимися и значимыми) ускользают из нашей памяти. А, перечитывая, мы каждый раз будем находить в них что-то новое, интересное и важное для нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».

Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать  знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...

План-конспект урока математики ( 6 класс), тема: Масштаб.

Первый урок по теме "Масштаб". Его цель: дать понятие и обобщить знания о масштабе, разобрать с детьми применение масштаба в быту, тем самым показать необходимость математики в повседневной жизни. Раз...

План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Достопримечательности Великобритании»»

Урок разработан на основе УМК Н.Н. Деревянко «Английский язык 6 класс».Продолжительность урока 45 минут. Урок построен с применением методов групповой работы...

План-конспект урока в 9 классе. Тема урока: «Пороки древесины»

Ознакомиление с пороками древесины;  определение основных  пороков древесины; формирование знаний, умений по соблюдению техники безопасности при работе с инструментом в столярной мастерской....

План-конспект урока в 5 классе. Тема урока: Декоративная отделка древесины (Выпиливание, выжигание, лакирование изделий из фанеры).

Получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Художественная обработка древесины”, формирование у учащихся начальных трудовых знаний и умений, развитие технического мыш...