Урок по теме: Сказка "Спящая царевна" В.А.Жуковского.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Данный урок разработан для учащихся 5 класса. Предварительное чтение сказки было домашним заданием. Работа в группах направлена на выявление черт, особенностей, отличий сказки народной  от литературной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: В.А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка.

Тип урока: комбинированный.

Цели деятельности учителя: рассказать об отличиях народной сказки от литературной; познакомить с произведением «Спящая царевна», идеей литературной сказки; показать роль композиции в понимании смысла произведения.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать сюжет сказки, уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить отличительные черты народной сказки от литературной.

Метапредметные УУД:

Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует совместно с учителем, одноклассниками необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Оборудование: Компьютерная презентация, иллюстрации к сказке «Спящая царевна», дидактический материал, кроссворд.

Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского «Спящая царевна».

Ход урока

  1. Орг. момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
– С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

- Ребята, посмотрите вокруг,  что необычного у нас в классе? (расклеены картинки с сюжетами, героями сказок)

- Сделайте вывод, о каком литературном жанре мы сегодня будем говорить? (сказка)

- А кто – то узнал мелодию, которая звучала в начале урока? («В гостях у сказки». С 1976 года  с этой мелодии начиналась замечательная передача. Ведущая Валентина Михайловна Леонтьева. Каждая передача сопровождалась сказкой или детским фильмом, игрой или захватывающей мультипликационной историей.

- Крупнейшие русские писатели от А.С. Пушкина до М. Горького отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности. Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда победители, Зло наказывается, Добро побеждает.

    Давайте отгадаем тему сегодняшнего урока. За каждый правильный ответ, я даю вам пазл, который складывают в одну картину 2 человека на доске.

ВОПРОСЫ на повторение (жанры УНТ):

  1. Труд кормит, а лень портит. (пословица)
  2. Спи младенец мой прекрасный… (колыбельная)
  3. - Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки. (потешка)
  4. На золотом крыльце сидели (считалка)

- Как вы думаете, иллюстрация к какой сказке здесь изображена? И  её автор?

Тема нашего урока: В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна».

Постановка учебной задачи

- Сформулируйте цель урока, учебную задачу.  К какому слову можно поставить вопрос? Жуковский? Сказка? Спящая царевна? (Спящая царевна – это сказка?)

  1. Знакомство с новым материалом

      На прошлом уроке мы познакомились с личностью Жуковского и с его балладой «Кубок». Давайте  проверим, насколько хорошо мы усвоили материал.

Верные – неверные выражения

Верно ли, что

  1. Жуковский родился в Тульской губернии. +
  2. Жуковский очень дорожил дружбой с Пушкиным. +
  3. Баллада – это рассказ с напряжённым сюжетом на историческую тему -
  4. «Спящая царевна» была написана Жуковским в период его состязания с Пушкиным на лучшую сказку. +

Самопроверка со слайда.

- Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?

   Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.

   - Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок.

   Литературная сказка – это литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.

- Назовите, какие виды сказок мы знаем? К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? Почему?

Наличие чуда
· Столкновение с волшебной силой
· Существование какого-либо запрета
· Волшебные персонажи
· Волшебные предметы
· Символы

- Дома вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна».  Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей)

 - Обратимся к сюжету и композиции сказки: найдем зачин и концовку,  обратим внимание на то, как развивается сюжет  (мотив нарушения запрета, действие магии злой колдуньи, чудесное пробуждение).
- А теперь поговорим о сказочных героях.  Кто герои сказки? Наделены ли они именами?

МАТВЕЙ — Божий человек (древнеевр.).
Именины: 18 октября — Преподобный Матвей прозорливый, молитвами исцелял больных в Киево-Печерской лавре. По значению совпадает с именами Иван и Федор. В церковной традиции - Матфей.


– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила?
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

– Назовите основные черты царя Матвея, царевны, царского сына?
(Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами, характерными для героев народной сказок).


3.Работа над выделением  выразительных средств

- Найдите в сказке эпитеты, употребленные В.А. Жуковским традиционные для народных сказок: добрый царь, знатный пир, гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, дремучий лес, сон волшебный, руки белые, кудри черные.

Практическая работа с элементами исследования

Задание для группы:

    Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
«Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир...», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись...», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит...»

Задание  индивидуальное:

Творческое

Подберите иллюстрации, наклейте их в нашу книжку, оформите обложку.

- Какие волшебные предметы встречаются нам в сказке Жуковского? (веретено)

– Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?

Работа в группах, обсуждение.
(По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске)

Сходство

Различие

1. Идея – добро побеждает зло
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
4. Употребление устойчивых выражений
5. Волшебные «заколдованные» предметы

1. Автор
2. Более разнообразные приключения.
3. Стихотворная речь
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Жанр


КРОССВОРД

Подведение итогов. Рефлексия.

- Почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке?

- Жуковский, создавая свою сказку,  опирался на народную?  Как вы думаете, ему удалось создать совершенно оригинальное, самостоятельное произведение?

А.С. Пушкин говорил:
Сказка – ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок.
– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?

- Как звучит проблемный вопрос урока? Мы ответили на него?

- Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? (выставление оценок)

Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут
О том, что, может, было, а, может быть, и нет.
Как здорово, что в сказках все сложно и несложно,
Конец у них счастливый, недолгая беда.
А то, что необычно, и то, что невозможно,
Обычным и возможным становится всегда.
  Читайте сказки. И верьте, что добро всегда побеждает зло.

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей все нет как нет.

Раз царица на лугу,

На зеленом берегу

Ручейка была одна;

Горько плакала она.

Вдруг, глядит, ползет к ней рак;

Он сказал царице так:

"Мне тебя, царица, жаль;

Но забудь свою печаль;

Понесешь ты в эту ночь:

У тебя родится дочь".

"Благодарствуй, добрый рак;

Не ждала тебя никак..."

Но уж рак уполз в ручей,

Не слыхав ее речей.

Он, конечно, был пророк;

Что сказал - сбылося в срок:

Дочь царица родила.

Дочь прекрасна так была,

Что ни в сказке рассказать,

Ни пером не описать.

Вот царем Матвеем пир

Знатный дан на целый мир;

И на пир веселый тот

Царь одиннадцать зовет

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

Отчего ж так оплошал

Наш разумный царь Матвей?

Было то обидно ей.

Так, но есть причина тут:

У царя двенадцать блюд

Драгоценных, золотых

Было в царских кладовых;

Приготовили обед;

А двенадцатого нет

(Кем украдено оно,

Знать об этом не дано).

"Что ж тут делать? - царь сказал. -

Так и быть!" И не послал

Он на пир старухи звать.

Собралися пировать

Гости, званные царем;

Пили, ели, а потом,

Хлебосольного царя

За прием благодаря,

Стали дочь его дарить:

"Будешь в золоте ходить;

Будешь чудо красоты;

Будешь всем на радость ты

Благонравна и тиха;

Дам красавца жениха

Я тебе, мое дитя;

Жизнь твоя пройдет шутя

Меж знакомых и родных..."

Словом, десять молодых

Чародеек, одарив

Так дитя наперерыв,

Удалились; в свой черед

И последняя идет;

Но еще она сказать

Не успела слова - глядь!

А незваная стоит

Над царевной и ворчит:

"На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрешь во цвете лет!"

Проворчавши так, тотчас

Ведьма скрылася из глаз;

Но оставшаяся там

Речь домолвила: "Не дам

Без пути ругаться ей

Над царевною моей;

Будет то не смерть, а сон;

Триста лет продлится он;

Срок назначенный пройдет,

И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца".

Скрылась гостья. Царь грустит;

Он не ест, не пьет, не спит:

Как от смерти дочь спасти?

И, беду чтоб отвести,

Он дает такой указ:

"Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лен,

Прясть, сучить, чтоб веретен

Духу не было в домах;

Чтоб скорей как можно прях

Всех из царства выслать вон".

Царь, издав такой закон,

Начал пить, и есть, и спать,

Начал жить да поживать,

Как дотоле, без забот.

Дни проходят; дочь растет;

Расцвела, как майский цвет;

Вот уж ей пятнадцать лет...

Что-то, что-то будет с ней!

Раз с царицею своей

Царь отправился гулять;

Но с собой царевну взять

Не случилось им; она

Вдруг соскучилась одна

В душной горнице сидеть

И на свет в окно глядеть.

"Дай, - сказала наконец, -

Осмотрю я наш дворец".

По дворцу она пошла:

Пышных комнат нет числа;

Всем любуется она;

Вот, глядит, отворена

Дверь в покой; в покое том

Вьется лестница винтом

Вкруг столба; по ступеням

Всходит вверх и видит - там

Старушоночка сидит;

Гребень под носом торчит;

Старушоночка прядет

И за пряжею поет:

"Веретенце, не ленись;

Пряжа тонкая, не рвись;

Скоро будет в добрый час

Гостья жданная у нас".

Гостья жданная вошла;

Пряха молча подала

В руки ей веретено;

Та взяла, и вмиг оно

Укололо руку ей...

Все исчезло из очей;

На нее находит сон;

Вместе с ней объемлет он

Весь огромный царский дом;

Все утихнуло кругом;

Возвращаясь во дворец,

На крыльце ее отец

Пошатнулся, и зевнул,

И с царицею заснул;

Свита вся за ними спит;

Стража царская стоит

Под ружьем в глубоком сне,

И на спящем спит коне

Перед ней хорунжий сам;

Неподвижно по стенам

Мухи сонные сидят;

У ворот собаки спят;

В стойлах, головы склонив,

Пышны гривы опустив,

Кони корму не едят,

Кони сном глубоким спят;

Повар спит перед огнем;

И огонь, объятый сном,

Не пылает, не горит,

Сонным пламенем стоит;

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

И окрестность со дворцом

Вся объята мертвым сном;

И покрыл окрестность бор;

Из терновника забор

Дикий бор тот окружил;

Он навек загородил

К дому царскому пути:

Долго, долго не найти

Никому туда следа -

И приблизиться беда!

Птица там не пролетит,

Близко зверь не пробежит,

Даже облака небес

На дремучий, темный лес

Не навеет ветерок.

Вот уж полный век протек;

Словно не жил царь Матвей -

Так из памяти людей

Он изгладился давно;

Знали только то одно,

Что средь бора дом стоит,

Что царевна в доме спит,

Что проспать ей триста лет,

Что теперь к ней следу нет.

Много было смельчаков

(По сказанью стариков),

В лес брались они сходить,

Чтоб царевну разбудить;

Даже бились об заклад

И ходили - но назад

Не пришел никто. С тех пор

В неприступный, страшный бор

Ни старик, ни молодой

За царевной ни ногой.

Время ж все текло, текло;

Вот и триста лет прошло.

Что ж случилося? В один

День весенний царский сын,

Забавляясь ловлей, там

По долинам, по полям

С свитой ловчих разъезжал.

Вот от свиты он отстал;

И у бора вдруг один

Очутился царский сын.

Бор, он видит, темен, дик.

С ним встречается старик.

С стариком он в разговор:

"Расскажи про этот бор

Мне, старинушка честной!"

Покачавши головой,

Все старик тут рассказал,

Что от дедов он слыхал

О чудесном боре том:

Как богатый царский дом

В нем давным-давно стоит,

Как царевна в доме спит,

Как ее чудесен сон,

Как три века длится он,

Как во сне царевна ждет,

Что спаситель к ней придет;

Как опасны в лес пути,

Как пыталася дойти

До царевны молодежь,

Как со всяким то ж да то ж

Приключалось: попадал

В лес, да там и погибал.

Был детина удалой

Царский сын; от сказки той

Вспыхнул он, как от огня;

Шпоры втиснул он в коня;

Прянул конь от острых шпор

И стрелой помчался в бор,

И в одно мгновенье там.

Что ж явилося очам

Сына царского? Забор,

Ограждавший темный бор,

Не терновник уж густой,

Но кустарник молодой;

Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

Всё свежо, красно пред ним;

По цветочкам молодым

Пляшут, блещут мотыльки;

Светлой змейкой ручейки

Вьются, пенятся, журчат;

Птицы прыгают, шумят

В густоте ветвей живых;

Лес душист, прохладен, тих,

И ничто не страшно в нем.

Час, другой; вот наконец

Перед ним стоит дворец,

Зданье - чудо старины;

Ворота отворены;

В ворота въезжает он;

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот как вкопанный сидит;

Тот не двигаясь идет;

Тот стоит, раскрывши рот,

Сном пресекся разговор,

И в устах молчит с тех пор

Недоконченная речь;

Тот, вздремав, когда-то лечь

Собрался, но не успел:

Сон волшебный овладел

Прежде сна простого им;

И, три века недвижим,

Не стоит он, не лежит

И, упасть готовый, спит.

Изумлен и поражен

Царский сын. Проходит он

Между сонными к дворцу;

Приближается к крыльцу:

По широким ступеням

Хочет вверх идти; но там

На ступенях царь лежит

И с царицей вместе спит.

Путь наверх загорожен.

"Как же быть? - подумал он. -

Где пробраться во дворец?"

Но решился наконец,

И, молитву сотворя,

Он шагнул через царя.

Весь дворец обходит он;

Пышно все, но всюду сон,

Гробовая тишина.

Вдруг глядит: отворена

Дверь в покой; в покое том

Вьется лестница винтом

Вкруг столба; по ступеням

Он взошел. И что же там?

Вся душа его кипит,

Перед ним царевна спит.

Как дитя, лежит она,

Распылалася от сна;

Молод цвет ее ланит,

Меж ресницами блестит

Пламя сонное очей;

Ночи темныя темней,

Заплетенные косой

Кудри черной полосой

Обвились кругом чела;

Грудь как свежий снег бела;

На воздушный, тонкий стан

Брошен легкий сарафан;

Губки алые горят;

Руки белые лежат

На трепещущих грудях;

Сжаты в легких сапожках

Ножки - чудо красотой.

Видом прелести такой

Отуманен, распален,

Неподвижно смотрит он;

Неподвижно спит она.

Что ж разрушит силу сна?

Вот, чтоб душу насладить,

Чтоб хоть мало утолить

Жадность пламенных очей,

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнем

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И ее поцеловал.

Вмиг проснулася она;

И за нею вмиг от сна

Поднялося все кругом:

Царь, царица, царский дом;

Снова говор, крик, возня;

Все как было; словно дня

Не прошло с тех пор, как в сон

Весь тот край был погружен.

Царь на лестницу идет;

Нагулявшися, ведет

Он царицу в их покой;

Сзади свита вся толпой;

Стражи ружьями стучат;

Мухи стаями летят;

Приворотный лает пес;

На конюшне свой овес

Доедает добрый конь;

Повар дует на огонь,

И, треща, огонь горит,

И струею дым бежит;

Всё бывалое - один

Небывалый царский сын.

Он с царевной наконец

Сходит сверху; мать, отец

Принялись их обнимать.

Что ж осталось досказать?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало, В рот же капли не попало.

СХОДСТВО

Идея – добро побеждает зло.
Типичные герои.
Построение: зачин, развитие действия, концовка.
Употребление устойчивых выражений.
Волшебные «заколдованные» предметы.

РАЗЛИЧИЕ

Автор.

Более разнообразные приключения.
Стихотворная речь.
Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»).
Жанр.

1.

Ж

2.

У

3.

К

4.

О

5.

В

6.

С

7.

К

8.

И

9.

Й

  1. Веретенце не ленись, …?…тонкая не рвись.
  2. В царской армии казачий офицерский чин.
  3. Кто предсказал царице, что у неё родится дочь.
  4. Чего не оказалось двенадцатым по счёту в царской кладовой, из – за чего и не была приглашена двенадцатая чародейка
  5. Имя царя.
  6. Сколько длился сон царевны и всего царства.
  7. Друг Жуковского, его ученик, «соперник» в написании сказок.
  8. Художественное определение предмета.
  9. Что разбудило царевну от долгого сна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо

Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования...

Контрольный диктант по теме "Глагол"-5кл,К.Р.для 5кл. по теме "Прилагательное".К.Р.для 5кл. по теме"Существительное"К.Р.для 5кл. по теме"Фонетика"К.Р. для 7 кл. за 1 и 2 полугодие.

Контрольный диктант по русскому языку 7 класс по теме "Глагол" помогает проверить качество усвоения основных орфограмм по теме, разработан в соответствии стандарта ФГОСДанная конторльная работа по рус...

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...

Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историч...