" Детство и юность И. С. Тургенева. История создания рассказа "Муму".
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Антонов Анатолий Викторович

Конспект урока по литературе в 5 классе по рассказу И. С. Тургенева "Муму". Тема урока "Детство и юность И. С. Тургенева. История создания рассказа "Муму".  Знакомство с героями. Авторское отношение к героям". Данный урок по своему типу является уроком  открытия новых знаний. В ходе урока ученики знакомятся с интересными фактами биографии писателя, с обстоятельствами, повлиявшими на создание рассказа. Большое место на уроке отведено  кропотливой работе над  текстом. Ребята находят художественные средства, определяют их роль в создании портрета  литературного героя, составляют обобщающие таблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

" Детство и юность И. С. Тургенева. История создания рассказа "Муму".  Знакомство с героями. Авторское отношение к героям".

Цели урока:

1) познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа "Муму";

2) дать учащимся первичное представление о барыне и Герасиме;

3)  продолжить работу по развитию навыков анализа художественного текста и составления обобщающих таблиц;

4) способствовать развитию языкового и литературоведческого кругозора учащихся.

Словарная работа:  крепостничество, крепостной, помещица, барыня, Аннибалова (Ганнибалова) клятва.

Оборудование:

Презентация  "Детство, юность и молодость Тургенева", компьютер, проектор, текст рассказа И. С. Тургенева "Муму".

Ход урока.

I. Выявление первичного впечатления учащихся от знакомства с рассказом Тургенева "Муму".

1) Кто из вас уже прочитал рассказ Тургенева "Муму"?

2) Какое впечатление на вас произвел этот рассказ?

3) Кто из героев рассказа понравился вам? А кто не понравился? Почему?

II. Вступительное слово учителя.

Автором этого рассказа является известный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев – человек удивительной судьбы и писательского дарования. Не случайно, что именно его произведения первыми получили мировую известность и были переведены на многие языки мира.

 III. Сообщение ученика о детстве, юности и молодости Тургенева.

   Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провел в   усадьбе Спасское – Лутовиново. Мценского уезда Орловской губернии. Главным лицом в доме была Варвара Петровна – мать Ивана Сергеевича. Она была жестокой помещицей – крепостницей. Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, что та не успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал ее любимый цветок.  Да и с Иваном Варвара Петровна была строга и непреклонна. О "прелестях" такого воспитания Тургенев рассказал в романе "Дворянское гнездо":  "Его будила в четыре часа утра, тотчас окатывала холодной водой и заставляла бегать вокруг высокого столба на веревке; ел он раз в день по одному блюду, ездил верхом.  И каждый вечер вносила в особую книгу отчет прошедшего дня и свои впечатления".  

    Но, будучи человеком умным и образованным, Варвара Петровна понимала и важность образования. Поэтому она наняла для сыновей гувернеров и учителей, создала в доме прекрасную библиотеку, организовала оркестр крепостных музыкантов и устроила в боковой галерее театр, в представлениях которого принимали участие и  хозяева, и гости, и дети, и даже крепостные крестьяне. Все это и позволило Тургеневу без труда в сентябре 1833 года поступить на  словесный факультет Московского университета. А конкурс был нешуточным. Из 167 кандидатов было зачислено на 1-ый курс лишь 25 человек.

   В 1837 году Тургенев завершил учебу в университете и решил продолжить научные знания в прославленном центре философской мысли -  Берлинском университете.

   На родину Иван Сергеевич вернулся  в мае 1841 года, окрепшим и физически, и духовно человеком, знающим себе цену и обладающим своим видением  окружающего мира. Впереди его ждала уже другая жизнь – жизнь, полная творческих успехов и открытий.

IV. Рассказ учителя о начале творческого пути Тургенева и истории создания  рассказа "Муму".

   Раннее творчество Тургенева – это стихотворения, несколько повестей и пьес. Но настоящий успех пришел к Ивану Сергеевичу вместе с публикацией рассказов  "Записки охотника". Еще в детстве Тургенев, познав ужас крепостничества,  дал Аннибалову клятву бороться с этим страшным врагом. "Записки охотника" и были первым произведением, в котором осуществился данный молодым писателем обет. А в 1852 году увидел свет рассказ "Муму", в котором Тургенев продолжил критику крепостничества как самого страшного зла. Интересна история создания этого рассказа. В 1852 году умер Н.В.  Гоголь. Тургенев, тяжело переживая сметь писателя, составил некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в "Московских ведомостях" статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под  присмотр. Под арестом на съезжей, помещении при полиции для арестованных, Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых помещиками  крепостных слуг. Хлест розг,  крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства.  В таких условиях и был написан рассказ "Муму".

V. Комплексная работа над 1-ой главой рассказ "Муму".

1) Лексический комментарий.

2) Чтение 1-го абзаца. Беседа.

1)Что мы узнали о барыне?

 Живет в Москве, является вдовой,  окружает себя многочисленной дворней.

2) Какие слова и выражения  передают авторское отношение к ней? Каково это отношение?

"Доживала", "скупой и скучающей старости", "День… нерадостный и ненастный… прошел", "вечер … был чернее ночи"

Явно негативное.

Нет никакого чувства жалости.

 3) Беседа с элементами чтения.

1) Другой герой, Герасим, глухонемой. Значит, о себе ничего сказать не может. Что же нам делать?

 Обратить внимание на действия, поступки, внутреннее состояние героя и на авторские характеристики.

2) До своего переезда в город он жил и работал в деревне, как и другие крестьяне. Чем же он заслужил свой переезд из деревни в город?

 Работой, отношением к ней.

- Найдите и прочитайте описание того, как трудился Герасим. Автор называет его работу

"неистомной".  Какой смысл он вкладывает в это понятие?

 Неистомная работа -  работа без устали.

- Согласны ли вы с авторской оценкой труда Герасима? Почему?

  Герасим с утра до вечера работает за четверых. Он пашет, косит, молотит, не зная усталости. И при этом, все, что он делает, он делает качественно.

- Что помогает Герасиму так работать?

Огромная физическая сила.

3) Настоящий богатырь Герасим. Но вот  привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?

 Барыня взяла его из деревни.

- Значит, барыня сильнее богатыря?

 Нет. Просто барыня – помещица, а Герасим – крепостной, который полностью находится в ее власти.

4) Чем был для Герасима переезд в Москву с точки зрения барыни?

 Повышением по службе: ведь дворницкая работа легче крестьянской.

- А чем был переезд в Москву для самого Герасима?

Чтобы помочь читателям понять это, автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений.

1) " … он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве"

1) Сравнение указывает цену потери.

( Герасим лишился той почвы, которая питала его всю жизнь – деревенского быта, любимой работы.)

2)"… недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого… взяли с нивы и … мчит…а куда мчит – Бог весть!"

2)Сравнение указывает на наличие сил у Герасима и их качество.   Силы есть, и они огромны.  Но нужны ли они?

3) "… лежал … неподвижно, как пойманный зверь".

3) Сравнение указывает на состояние Герасима.   ( Герасим испытывает страх, ужас от неизвестности, от близости чего-то страшного.)

Переезд  в Москву для Герасима – это сильнейший стресс и потрясение.

- Чем вызвано подобное состояние?

Несколькими причинами.  Во - первых, оторванностью от родной почвы, во-вторых, временной потерей ориентира в происходящем, непониманием  своего места в новой жизни, в-третьих, ощущением того,  что теперь его судьбой распоряжаются другие.

-Но есть в 1-ой главе и еще одно сравнение. Что это за сравнение?

Сравнение Герасима с гусаком.

- Как автор сам поясняет это сравнение?

"…Гусь…птица важная и рассудительная". Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.

-Какие слова в этом пояснении – сравнении являются самыми важными?

Важный, рассудительный, степенный.

- Как вы понимаете значение этих слов?

Важный – гордый, рассудительный – благоразумный, степенный – серьезный.

- О чем эти слова говорят?

О том, что Герасим – человек гордый, рассудительный и серьезный.

- Подтвердите это  примерами из 1-ой главы рассказа.

- А откуда у Герасима гордость, благородство  и серьезность?

От осознания своего места в жизни.

-Какое же место определяет для себя Герасим?

Место крепостного, не обсуждающего приказы и распоряжения барыни, но знающего себе цену и свои права, поэтому не позволяющего всей остальной челяди нарушать их.

3) Составление таблицы.

                Герои

                          барыня

Герасим

1) Вдова, окруженная многочисленной челядью и проживающая в Москве.

1) Глухонемой одинокий богатырь, испытывающий стресс и потрясение от переезда в Москву.

2) Человек трудолюбивый, исполнительный, гордый, рассудительный и серьезный, осознающий свое место в жизни.

VI. Подведение итогов.

1) О чем шла речь на уроке?

2) Что вы узнали на уроке о детстве и юности Тургенева, о начале его творческого пути и истории создания рассказа "Муму"?

3) С какими героями рассказа Тургенева вы познакомились на уроке? Что вы о них узнали?

VII. Домашнее задание: 

1) повторить материал по теме урока;

2) подготовиться к работе по группам ( 1-я группа - "Герасим и дворовые люди"; 2-я группа - "Герасим и Татьяна"; 3-я группа - "Герасим и Муму".)

Приложение.

Крепостничество – общественный строй, основанный на крепостном праве и эксплуатации крепостных крестьян.

Крепостной  крестьянин, находящийся в крепостной зависимости.

Барыня – то же, что и помещица.

Помещица – землевладелица – дворянка.

Аннибалова клятва – клятва Ганнибала (карфагенского полководца) до конца своей жизни бороться с Римом.  (Клятва Тургенева бороться с крепостничеством.)

Список используемой литературы.

1). Винникова Г.Э. Тургенев и Россия. - М.: «Советская Россия», 1971. -

2). Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев - М.: «Просвещение», 1989. -

3). Литература (справочник) под редакцией Н.Г. Быковой - М.: «Слово», 1996.

4). Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. - М.: «Художественная литература», 1979.

5). Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев - художник слова. - М.: Издательство Московского университета, 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "История создания романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Основное внимание уделяется пртотипам главного героя романа  и общественным явлениям 50-60 годов XIX века, отраженным в романе. На уроке используется презентация....

Крепостное право в России. История создания рассказа И. Тургенева "Муму"

Архив содержит презентацию и конспект учителя. Работа может быть использована на уроке литературы в 5 классе.Учащиеся познакомятся с крепостным правом в россии и историей создания рассказа И. Тургенев...

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность».

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность»....

Рассказ И.С. Тургенева "Муму". История создания.

В данном  материале собраны интересные факты об истории создания рассказа И.С.Тургенева "Муму"....

История создания рассказа И.С. Тургенева «Бирюк», особенности произведения

Конспект урока по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" 7 класс...