рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Кондря Ирина Николаевна

рабочая программа по литературе за курс 7 класса по программе Т.Ф.Курдюмовой с модульным компонентом ОПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7_kl._literatura.docx60.21 КБ

Предварительный просмотр:

   Пояснительная записка.

          Предлагаемая программа по литературе направлена на качественное овладение содержанием и формой изучаемых в школе произведений художественной литературы и на овладение русским языком, функциональным, речевым его аспектом на разных уровнях языковой системы.

В курс программы вводится модульный компонент «Православная культура».

          Рабочая программа составлена по примерным программам Т.Ф.Курдюмовой, которые направлены на воспитание ученика образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.

Программа строится по таким направлениям:

- чтение и работа с текстом;

- работа с художественно-языковыми средствами. Ориентирует на систематическое использование лингвистических, литературоведческих понятий в работе по развитию речи;

- литературное творчество учащихся;

- публичная речь.

Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

                      Рабочая программа составлена в соответствии  с обязательным минимумом содержания    основного общего образования по литературе ;

  • Федеральным  компонентом  государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 года № 1089;
  • примерными программами Т.Ф.Курдюмовой, созданными на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года;
  • федеральным перечнем учебников, утвержденных приказом от 21 февраля 2012 г. № 2885, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

      Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

     Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.   На этих уроках ученики:

- формируют представление о художественной литературе  как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика;

- используют различные формы общения  с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.

Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;  

Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.          

          Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Логика литературного  образования предопределена содержанием и структурой программы.

     Программа предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

Ученик должен знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма) и жанры всех трех родов. Иметь представление о подвижности связей и истории  жанров.

Ученик должен уметь:

- определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы;

- привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения;

- создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи,

- отличать стихотворную речь и ее особенности, силлабо-тонический стих от тонического;

Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения;

Обнаруживать связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.

При составлении данной рабочей программы использовалась следующая литература:

  Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2010.- 400 с.-(В помощь школьному учителю);

 Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 кл.: Методические рекомендации.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2012.-192 с.;

  Литература. 7 кл. в 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова.- 12-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2009.-254, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл.;

 Программа для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др.: под ред. Т.Ф.Курдюмовой.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Дрофа, 2011.-93, [3] с.

В неделю 2 часа.

В году 70 часов.

Пояснительная записка модуля « Православная культура»

  3 год обучения

Модульный компонент учебного предмета «Православная культура» для 3 года обучения   разработан на основе:

  • авторской программы «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 3 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010. – 144с.).

Цели предмета «Православная культура» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на:

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

В программе для 3-го года обучения продолжается разработка общих учебно-воспитательных задач курса «Православная культура»:

  • преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;
  • воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении;
  • передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

Учебно-методический комплект к авторской программе Л.Л. Шевченко включает:

  1. Учебное пособие для учащихся (в двух книгах – на каждое полугодие): Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Изд. Дом «Покров», 2010.
  2. Методическое пособие для учителя (программа, тематическое планирование, планы и конспекты уроков): Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя. 3-й год обучения. – 2-е изд., перераб и доп. – Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010. – 176с.
  3. Наглядное пособие «Иллюстрации»
  4. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиодиски)

На 3-м году обучения в соответствии с методологией отечественной педагогической школы, принципами христианской антропологии в определении этапов духовно-нравственного становления личности школьники начинаются знакомиться с христианским православным пониманием духовности, как основы православной культуры. Это предполагает расширение в учебно-воспитательном процессе спектра задач обучения, воспитания и развития. Содержание программы 3-го года обучения ориентировано на формирование духовно-нравственной культуры личности школьников, обращено к человеку «внутреннему».

Православное понимание духовности раскрывается через понятие «христианская радость» как состояние, характеризующее человека духовного. В учебном пособии собраны материалы, на основе которых школьникам раскрывается христианское понимание духовной красоты. Для сохранения преемственности в раскрытии понятия христианской культуры, на 3-м году обучения всё содержание объединено понятием «Христианская радость», как наиболее полно отражающей духовную сторону православной культуры.

В программе выделены два аспекта, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:

  • связь православной культуры с жизнью современного ребенка,
  • опора на образно-эмоциональные качества учебного материала.

Для того чтобы дети смогли полноценно воспринимать православную культуру, они должны научиться понимать ее язык. Поэтому в программе использован такой материал, который дает основу для последовательного и систематического ознакомления детей с отражением православной культуры средствами:

  • Изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
  • Литературного творчества.
  • Музыкального искусства.

В преподавании важно использовать различные типы (формы) уроков. Преобладающими типами уроков являются: комбинированный урок, урок с дидактической игрой.

Основными видами деятельности учителя и учащихся на уроке являются рисование, пение, чтение, сочинение сказок и рассказов, лепка, рассматривание иллюстраций, слушание рассказа учителя, аудиозаписей, обсуждения-размышления, игры на темы нравственного выбора, экскурсии, проведение праздников.

Так как предмет «Православная культура» связан с предметными областями «Обществознание», «Искусство» и «Филология», то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыка анализа духовно-нравственных явлений и категорий как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии нравственными нормами российского общества.

Календарно – тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

цель

УМК

оборудование

1 четверть.

Фольклор.

1

Жанры фольклора.

«Барин».

Детский фольклор.

1

2.09

Показать особенности фольклорной сатирической драмы, развивать творческие способности учеников.

Часть 1, с.3-13;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

Литература эпохи Возрождения.

2

Мир и человек в эпоху Возрождения.

У. Шекспир.

«Ромео и Джульетта».

1

3.09

Сформиро

вать понятие об особенностях литературы эпохи Возрождения.

Часть1, с.14-28;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

3

Сонеты Шекспира.

Сонет 130.

1

9.09

Обучение анализу лирического произведения.

Часть1, с.28-29;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

Литература XIX века.

4

Из истории басни.

Административная контрольная работа.

1

10.09

Выявить  композиционные особенности басни.

Часть1, с. 29-32;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

5

Анализ контрольной работы.

Жанры классической литературы.

В.А.Жуковский

«Светлана». «Перчатка».

1

16.09

Углубить представление о балладе как литературном жанре; углубить знания по теории стихосложения; развить навыки выразительного чтения поэтических текстов.

Часть1, с.32-49;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

6

А.С.Пушкин. Элегия. К портрету Жуковского. Певец. 19 октября. Туча.

Модуль.

Бог просвещающий.

1

17.09

Углубить знания учеников о жизни и творчестве А.С.Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста.

Часть1, с.50-61;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

7

А.С.Пушкин. Элегия. К портрету Жуковского. Певец. 19 октября. Туча.

1

23.09

8

А.С.Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…» «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

«Я вас любил: любовь еще быть может…»

1

24.09

Совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста.

Часть1, с.61-67;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

9

А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».

Модуль.

Что говорит о Боге православная культура.

1

30.09

Показать роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина», выявить особенности жанра и композиции повести «Барышня - крестьянка».

Часть1, с.67-88;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

10

А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».

Сюжетная линия.

1

1.10

Показать роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина», выявить особенности жанра и композиции повести «Барышня - крестьянка».

Часть1, с.67-88;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

11

А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».

Характеристика героев.

1

7.10

Показать роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина», выявить особенности жанра и композиции повести «Барышня - крестьянка».

Часть1, с.67-88;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

12

13

А.С.Пушкин.

«Дубровский».

Сюжет, композиция, герои романа.

А.С.Пушкин.

«Дубровский».

Сюжет, композиция, герои романа.

1

1

8.10

14.10

Познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев.

Часть1, с.88-109;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

14

А.С.Пушкин.

«Дубровский».

Сюжет, композиция, герои романа.

1

15.10

Познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев.

Часть1, с.88-109;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

15

А.С.Пушкин.

«Дубровский».

Сюжет, композиция, герои романа.

1

21.10

16

17

М.Ю.Лермонтов.

Смерть поэта.

Элегия.

Романс.

Песня.

Стансы. «Нет я не Байрон, я другой».

Новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия.

1

1

22.10

28.10

Показать богатство жанров лирики Лермонтова, совершенствовать навыки анализа текста.

Часть1, с.110-122;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

18

М.Ю.Лермонтов.

«Мцыри».

Модуль.

Бог спасающий.

1

29.10

Показать особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме.

Часть1, с.122-146;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

2 четверть.

19

М.Ю.Лермонтов.

«Мцыри».

1

11.11

Показать особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме.

Часть1, с.122-146;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

20

М.Ю.Лермонтов.

«Мцыри».

Модуль.

Христиане в православном  храме.

1

12.11

Показать особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме.

Часть1, с.122-146;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

21

Н.В.Гоголь. «Ревизор».

Характеристика героев.

1

18.11

Углубить знания учеников о творческой биографии писателя; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

Часть1, с.150-242;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

22

Н.В.Гоголь. «Ревизор».

Композиция.

1

19.11

23

Н.В.Гоголь. «Ревизор».

Характеристика героев.

1

25.11

Углубить знания учеников о творческой биографии писателя; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

Часть1, с.150-242;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

24

Н.В.Гоголь. «Ревизор».

Характеристика героев

1

26.11

25

Н.В.Гоголь. «Ревизор».

Характеристика героев.

1

2.12

26

Н.В.Гоголь. «Ревизор».

Сюжет и композиция.

1

3.12

27

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе: Собака. Дурак. Воробей. Русский язык.

1

9.12

Углубить знания учеников о творческой биографии писателя; навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

Часть1, с.243-248;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

28

Н.А.Некрасов. Размышления у парадного подъезда.

Модуль.

Золотое правило жизни.

1

10.12

Помочь ученикам выявить идею произведения, определить пафос стихотворения

Часть1, с.249-253;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

29

Н.С.Лесков. «Левша».

Характеристика героев.

1

16.12

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Лескова; дать представление о жанре сказа; заинтересовать учеников необычностью повествования

Часть1, с.254-268;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

30

Н.С.Лесков. «Левша».

Характеристика героев.

1

17.12

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Лескова; дать представление о жанре сказа; заинтересовать учеников необычностью повествования

Часть1, с.254-268;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

31

Н.С.Лесков. «Левша».

Характеристика героев.

1

23.12

32

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

24.12

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством

писателя; показать особенности жанра сказки, сатирический пафос сказок.

Часть 2 с.4-20;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

3 четверть

33

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

13.01

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством

писателя; показать особенности жанра сказки, сатирический пафос сказок.

Часть 2 с.4-20;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

34

М.Твен. «Как я редактировал сельско-хозяйственную газету.»

1

14.01

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством

писателя; совершенствовать навыки анализа текста.

Часть 2 с.20-28;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

35

М.Твен. «Как я редактировал сельско-хозяйственную газету.»

1

20.01

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством

писателя; совершенствовать навыки анализа текста.

Часть 2 с.20-28;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

36

А.П.Чехов. «Жалобная книга». «Хирургия».

1

21.01

Углубить представление учеников о комическом в литературе; проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказов.

Часть 2 с.28-37;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

37

А.П.Чехов. «Жалобная книга». «Хирургия».

1

27.01

Литература XX века.

38

В.Я.Брюсов.

Труд.

Хвала человеку.

Модуль.

Добро и зло.

1

28.01

Показать особенности жанра эпоса, лирики, драмы в XX веке, показать роль Брюсова.

Часть 2 с.40-46;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

39

К.Д.Бальмонт.

«Бог создал мир из ничего…» И.Северянин.

Не завидуй другу.

1

3.02

Продолжить знакомство с лирикой Серебряного века, совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Часть 2 с.46-48;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

40

Р.Киплинг.

Если. Заповедь.

Модуль.

Как Бог строил дом спасения человека.

1

4.02

Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Часть 2 с.49-56;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

41

М.Горький.

«Старуха Изергиль». «Старый год».

1

10.02

Познакомить учеников с понятием «романтизм»

«романтический герой»; развивать навыки анализа текста.

Часть 2 с.57-67;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

42

М.Горький.

«Старуха Изергиль». «Старый год».

1

11.02

43

М.Горький.

«Старуха Изергиль». «Старый год».

Модуль.

Воеводы сил любви. Добродетели.

1

17.02

44

В.В.Маяковский

Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче. Гимн обеду.

1

18.02

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством

писателя; дать понятие о футуризме.

Часть 2 с.67-74;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

45

В.В.Маяковский

Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче. Гимн обеду.

1

24.02

46

М.А.Булгаков.

«Ревизор с вышибанием».

1

25.02

Познакомить учеников с ранним произведением  Булгакова.

Часть 2 с.75-78;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

47

К.Г.Паустовский. Рождение рассказа. Роман-повесть-рассказ.

1

3.03

Показать ,как и почему описание процесса творчества воплощено Паустовским в жанре рассказа.

Часть 2 с.78-89;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

48

К.Г.Паустовский. Рождение рассказа. Роман-повесть-рассказ.

1

4.03

49

К.Г.Паустовский. Рождение рассказа. Роман-повесть-рассказ.

1

10.03

50

М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину».

1

11.03

Познакомить учеников фрагментами неоконченного романа Шолохова, показать значение этого произведения, развить интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны.

Часть 2 с.89-105;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

51

М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину».

1

17.03

52

М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину».

Модуль.

Непобедимое оружие христиан.

1

18.03

4 четверть

53

А.Т.Твардовский. «Как после мартовских метелей…»

«Июль-макушка лета…»

1

31.03

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством

писателя; обучение анализу лирического произведения.

Часть 2 с.105-107;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

54

В.Г.Распутин.

«Уроки французского».

1

1.04

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством

писателя; с главными темами его творчества, попытаться раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».

Часть 2 с.107-142;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

55

В.Г.Распутин.

«Уроки французского».

1

7.04

56

В.Г.Распутин.

«Уроки французского».

1

8.04

57

В.Г.Распутин.

«Уроки французского». Модуль.

Небесные помощники.

1

14.04

58

Ф.А.Абрамов.

«О чем плачут лошади».

1

15.04

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством

писателя; развивать навыки анализа текста.

Часть 2 с.143-151;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

59

Ф.А.Абрамов.

«О чем плачут лошади».

1

21.04

60

А.В.Вампилов.

«Несравненный Наконечников»

1

22.04

Познакомить учеников с особенностями жанра водевиля и его историей.

Часть 2 с.151-166;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

61

А.В.Вампилов.

«Несравненный Наконечников»

1

28.04

Научно – фантастическая литература.

62

Р.Шекли.

«Запах мысли».

1

29.04

Углубить представление учеников о жанре научной фантастики, побудить их к чтению лучших образцов жанра.

Часть 2 с.169-185;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

63

Р.Шекли.

«Запах мысли».

1

5.05

64

Р.Шекли.

«Запах мысли».

1

6.05

Детективная литература.

65

А.Конан Дойл.

«Пляшущие человечки».

1

12.05

Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством

писателя; развивать фантазию детей и умение мыслить логически; развивать память и внимание.

Часть 2 с.186-218;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

66

А.Конан Дойл.

«Пляшущие человечки».

1

13.05

67

А.Конан Дойл.

«Пляшущие человечки».

1

19.05

68

Итоговая административная контрольная работа.

1

20.05

Диагностика знаний учащихся.

69

Анализ контрольной работы.

1

26.05

Повторить и обобщить изученное.

Часть 2 с.218-225.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

70

Подведем итоги.

Модуль.

Христианская семья.

1

27.05

Учебно-тематическое планирование.

тема

Кол-во часов

Формы организации учебных занятий

тестирование

Урок-игра

лекция

викторина

творческие

интегрированные

Административные к.р.

1

Жанры фольклора.

1

2

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».

1

3

Из истории басни.

1

1

4

В.А.Жуковский.

Светлана.

Перчатка.

1

1

5

А.С.Пушкин.

Лирика.

1

1

1

6

А.С.Пушкин.

Барышня-Крестьянка.

1

1

1

7

А.С.Пушкин.

Дубровский.

1

1

1

1

1

8

М.Ю.Лермонтов

Лирика.

1

1

9

М.Ю.Лермонтов

Мцыри.

1

1

1

10

Н.В.Гоголь.

Ревизор.

1

1

1

1

1

1

11

Н.С.Лесков.

Левша.

1

1

12

М.Е.Салтыков-Щедрин.

1

1

13

М.Твен.

Как я редактировал сельскохозяйственную газету.

1

1

14

А.П.Чехов.

Жалобная книга. Хирургия.

1

1

15

М.Горький.

Старуха Изергиль.

1

1

1

16

К.Г.Паустовский.

Рождение рассказа.

1

1

17

М.А.Шолохов.

Они сражались за Родину.

1

1

18

В.Г.Распутин.

Уроки французского.

1

1

1

19

А.В.Вампилов.

Несравненный Наконечников.

1

1

20

Р.Шекли.

Запах мысли.

1

1

1

21

А.Конан Дойл.

Пляшущие человечки.

1

1

1

22

Контрольная работа.

1

Основное содержание всех тем.

7 класс (70 часов)

Роды и жанры художественной литературы.

Богатство и разнообразие жанров.

 Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие всех трёх родов литературы.

Фольклор.(1 час)

 Жанры фольклора. Барин. Детский фольклор.

Литература эпохи Возрождения.(2 часа)

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии вечных тем: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии.

Сонеты. «Ее глаза на звезды не похожи».

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Жанры классической литературы XIX века. Золотой век русской поэзии.
Из истории басни. (1 час)

Басня в античной литературе. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена. Русская басня. Сумароков. Басни Крылова.
Из истории баллады.(1 час)

 Трагический сюжет и нравственные позиции автора. В. А. Жуковский. «Светлана». «Перчатка». Трагические сюжеты и взыскательность нравственной позиции автора.

 А. С. Пушкин.  (3 часа) Элегия. Певец. Эпиграмма. На перевод «Илиады». Стансы. Друзьям. Моя эпитафия.  Богатство  тематики и разнообразие  жанров в творчестве поэта. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.

 Жанры прозы 

А.С. Пушкин.(7 часов) «Барышня-крестьянка». Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Из истории романа «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа.  

   Жанры лирики и эпоса.

 М. Ю. Лермонтов.(5 часов) Смерть Поэта. Элегия. Романс. Песня. Стансы. «Нет, я не Байрон, я другой...» Новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия. Из истории поэмы .М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».

 Из истории комедии.

 Н. В. Гоголь.(6 часов) «Ревизор». История создания комедии. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик.

 И. С. Тургенев.(1 час) Стихотворения в прозе: Собака. Дурак. Воробей. Русский язык. Творческая лаборатория писателя.

  Н. А. Некрасов. (1 час) Размышления у парадного подъезда ...  Сюжет и композиция.
Н. С. Лесков. (3 часа) Левша. Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова. Пафос творческого труда в произведении.

 Из истории сатиры.

 М. Е. Салтыков-Щедрин. (2 часа) «Повесть о том, как один мужик  двух генералов прокормил».  Герои сказки. Сюжет. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказки.

 М. Твен. (2 часа) «Как я редактировал сельскохозяйственную
газету». Америка и ее люди в зеркале сатиры Марка Твена. Особенности сатиры.

 А. П. Чехов. (2 часа) «Жалобная книга». «Хирургия». Юмористические рассказы Чехова.
Портрет героя в художественных произведениях разных жанров.

Искусство портрета в творчестве писателей. Портрет в эпических произведениях.

Пейзаж в художественных произведениях.

 Искусство изображения картин природы в разных жанрах. Пейзаж и автор. Пейзажная лирика.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель.

Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике. (4 часа)

 В. Я. Брюсов. Труд. Хвала Человеку. К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...». И. Северянин. Не завидуй другу. Р. Киплинг. Если.

М. Горький. (3 часа) «Старуха Изергиль». «Старый Год» .  прием контраста в романтическом произведении. Романтический сюжет.

В. В. Маяковский. (2 часа) «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Гимн обед».  Сатирические гимны поэта. Новаторство Маяковского.

М. А. Булгаков. (1 час) Ревизор с вышибанием.  Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя.

К. Г. Паустовский. (2 часа) Рождение рассказа. Роман - повесть – рассказ. Мир героев писателя и мир творчества.

Ф.А. Абрамов. (2 часа) «О чём плачут лошади».  Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.

А.В. Вампилов. (3 часа) «Несравненный Наконечников».  Водевильное решение проблемы выбора произведения.

Великая Отечественная война в художественной литературе. 

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны.

 М. А. Шолохов. (3 часа) «Они сражались за Родину».  Сражения в первые месяцы войны. Стойкость и героизм участников сражения.

В. Г. Распутин. (4 часа) «Уроки  французского». Трудные годы в жизни страны в военные годы. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

Фантастика и её жанры.

Р. Шекли. (3 часа) «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Особенности юмора в фантастическом произведении.

Жанры детективной художественной литературы.

А.Конан Дойл.(3 часа) «Пляшущие человечки». Сюжет и герои новеллы.

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.

Итоги. Мир литературы и богатство жанров.(2 часа)

Литературное образование 7 класс.

структура курса литературы.

ведущие аспекты курса литературы.

теоретическое оснащение.

Литературный процесс от древности до наших дней.

Богатство и разнообразие всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа жанр.

Систематизация понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике: роман, повесть, рассказ, жанры лирики, жанры драмы. Сведения об истории некоторых жанров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....