Программа по литературе для 9 класса.
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Бакунина Татьяна Николаевна

Программа разработана на основе программы Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_9.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сосновская  средняя общеобразовательная школа №1

филиал МБОУ Сосновской  СОШ № 1 в с. Отъяссы

Рассмотрено  и рекомендовано к утверждению  на заседании
методического  совета филиала МОУ Сосновской СОШ №1 в с. Отъяссы
Протокол №  1 от  29 августа 2013 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________Савинкина Н.В.
Приказ №   от _____  сентября 2013 г.

.

Рабочая программа



по литературе  для  9 класса

на 2013-2014 учебный год

1. Пояснительная записка

Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

- приобщение учащихся к искусству слова;

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных и теоретико-литературных понятий.

Задачи:

- познакомить с шедеврами мировой классики;

- научить анализировать и оценивать литературные произведения;

- дать представления о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;

- развить и усовершенствовать навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста;

- познакомить с литературой родного края.

Данная рабочая программа разработана в соответствии со  следующими нормативно-правовыми документами:

        Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Законом Тамбовской области  от 29.12.1999 № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями);

Законом Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

приказом Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

приказом Минобразования России от 19.10.2009 № 427
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

приказом Минобразования России от 31.08.2009  №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

           приказом Минобразования России от 03.06.2008  № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

приказом Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

приказом Минобразования России  от 20.08.2008  № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

приказом Минобразования России  от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

приказом Минобразования России  от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом  Министерства образования Российской Федерации  от 09.03.2004 № 1312».

Уставом образовательного учреждения.

      Рабочая программа разработана на основе авторской программы  

 В.Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2010.

 Обоснование выбора  программы . Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

В авторскую программу внесены изменения, в связи с изучением краеведческого материала.

Место и роль предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки: Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса литературы рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – своеобразие видов и жанров литературы. Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально полученные знания на богатом практическом материале. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений. Нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения. Овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю.  

Формы организации образовательного процесса

- комбинированный урок;

- изучение нового материала;

- урок-лекция

- урок систематизации и обобщения;

- урок контроля

Технологии обучения

При изучении литературы будут использоваться технологии  продуктивного,   дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, проектная  технология, личностно-ориентированная, технология развивающего обучения.

Механизмы формирования  ключевых компетенций:

сравнение героев,  анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты.

Виды и формы контроля:

  1. Контрольный тест- входной контроль.
  2. Сочинение по творчеству  М.Ю. Лермонтова.
  3. Контрольное сочинение по творчеству  Н.В. Гоголя.
  4. Контрольное сочинение  по рассказу Солженицына ««Матрёнин двор»

Планируемый уровень подготовки:

В результате изучения литературы в 9  классе ученик должен

 знать:

-содержание  изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей- классиков;

-основные теоретико-литературные понятия

уметь:

Устно: 

-правильно, бегло и выразительно   читать  вслух художественные  и учебные  тексты, в том числе и читать  наизусть;

- владеть различными видами пересказа;

- составлять развёрнутый ответ на вопрос;

- готовить отзыв на самостоятельно прочитанное произведение,  просмотренный фильм, телепередачу, спектакль,  иллюстрацию;

- готовить сообщение, доклад, эссе, интервью на литературную тему;

-свободно владеть монологической речью в объёме изучаемых в этих классах произведений;

- использовать словари.

Письменно:

- готовить развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным  произведением, сочинение- миниатюру, сочинение на  литературную и свободную тему небольшого объёма в соответствии с чтением и изучением литературы

в 9 классе.

 

Программа ориентирована на учебник  автора - составителя: Коровина В.Я., Журавлёв В. П., Збарский И.С. Коровин В.И. Литература: 9 кл: Учебник : В 2 ч.- М.: Просвещение, 2010.    

1.Содержание программы.

Введение.

Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

 Теория литературы. Литература как искусство слова.

Обучающиеся должны знать: образную природу словесного искусства .

Обучающиеся должны уметь: составлять тезисы прочитанного.

Из древнерусской литературы.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

« Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.

Обучающиеся должны знать:   жанры древнерусской литературы.

Обучающиеся должны уметь: определять жанры устного народного творчества.

Из литературы XVIII века.

Характеристика русской  литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

« Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Прославление Родины, мира , науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Входной контроль - тест.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. « Властителям и  судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

« Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть « Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру  героини. Новые черты русской литературы.  

Обучающиеся должны знать: определение оды, классицизма, сентиментализма 

Обучающиеся должны уметь: выразительно читать оды, видеть жанровые особенности оды, воспринимать и анализировать произведения сентиментализма, классицизма.

Из русской литературы XIX века.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19 века.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. «Море» Романтический образ моря. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Теория литературы. Баллада.

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь  и  творчество.

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», « Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», « Я вас любил: любовь ещё , быть может…», « Бесы», « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Одухотворённость, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии..

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

« Евгений Онегин». Обзор содержания. « Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

« Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история.  Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

 Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типическое и  индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно- композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики.

«Моцарт и Сальери». Проблема гения и злодейства. Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы: Роман в стихах. Трагедия как жанр драмы.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

« герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной  личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин- «самый любопытный предмет своих наблюдений».

  Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и ундина.

Основные мотивы лирики. « Смерть Поэта», «Парус», « И скучно и грустно», «Дума», « Поэт», « Родина», « Пророк», « Нет, не тебя так пылко я люблю», « Нет я не Байрон, я другой», « Расстались мы, но твой портрет», « Молитва», «Нищий», « Я жить хочу! Хочу печали…» Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

 Теория литературы .Понятие о романтизме. Психологизм художественной литературы. Психологический роман.

Контрольное сочинение по творчеству Лермонтова.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество.

« Мёртвые души»- история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков- приобретатель, новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция образа автора- от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы .Понятие о герое антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений)

 Контрольное   сочинение по творчеству Гоголя. 

 Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

      « Бедность не порок » . Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя- положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви- воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы Комедия как жанр драматургии ( развитие понятия).  

 Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.  « Белые ночи » . Тип « петербургского мечтателя »- жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл « сентиментальности » в понимании Достоевского.

Теория литературы .Повесть ( развития понятия ).

    Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

        « Юность ». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможности счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм (2диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

       ( Автобиография трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимся по  индивидуальным заданиям учителя.)

    Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

   «Тоска», « Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа,  «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературы 19 века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Из поэзии  XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове. Ф. И. Тютчева. А.А. Фете и других поэтах ( по выбору учителя и учащихся. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Образ с включением ряда произведения.

 Обучающиеся должны знать: содержание и жанры изученных художественных произведений, их авторов, особенности творчества

Уметь: анализировать лирическое и прозаическое произведение по заданным параметрам; писать развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым произведением, сочинение на литературную тему, создавать план будущего сочинения.

                                Из русской литературы  XX века

 Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20века.                                  

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоёв. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть « Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия.

Теория литературы. художественная условность, фантастика, сатира.

Михаил Шолохов. Слово о писателе. «Рассказ судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация.

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини.

Теория литературы. Притча.

Обучающиеся должны знать: понятие реализма, притчи.

Уметь: готовить интервью, сообщение, доклады.

Контрольное сочинение  по рассказу Солженицына ««Матрёнин двор»

Из русской поэзии ХХ века.

Александр Александрович Блок. Слово о писателе. « Ветер принёс издалёка…» « О, весна без конца и без краю, « О, я хочу безумно жить…» Высокие  идеалы и предчувствие перемен.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. « Вот уж вечер…», « Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», « Край ты мой заброшенный…» « Разбуди меня завтра рано…» « Отговорила роща золотая…»

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. « Послушайте!» « А вы могли бы?», « Люблю». Новаторство Маяковского- поэта

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. « Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. « Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», « Белая стая». Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. « Красавица моя, вся стать…» « Весна в лесу». Стихи о природе и весне.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. « Урожай». « Весенние строчки», « Я убит подо Ржевом»

Песни и романсы на стихи поэтов  XIX -XX веков

Обучающиеся должны знать: системы стихосложения, виды рифм

Уметь: определять виды рифм, способы рифмовки, анализировать поэтический текст.

Песни и романсы на стихи поэтов ХIХ – ХХ веков.

А.С. Пушкин «Певец»; М.Ю. Лермонтов».  «Отчего»; В.Сологуб. «Серенада»; Н.Некрасов. «Тройка»; Е.Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К.Б.»; А.К. Толстой «Средь шумного бала»; А.А. Фет « Я тебе ничего не скажу»; А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь» и др.

Знать : песни и романсы поэтов.

Уметь: читать наизусть.

Из зарубежной литературы.

Античная лирика.

 Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. « Нет, ни одна средь женщин…» Любовь как выражение светлого чувства.

Гораций. Слово о поэте.

« Я воздвиг памятник…» Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.

Данте Алигьери. Слово о поэте. « Божественная комедия». Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. « Гамлет» Одиночество Гамлета и его конфликт с реальным миром.

Иоганн Гёте. « Фауст» - философская трагедия эпохи  Просвещения. Фауст как вечный  образ мировой литературы. Гёте и русская литература.

Обучающиеся должны знать: понятия  философско-драматической поэмы, трагедии.

Уметь: характеризовать героев, создавать отзыв на прочитанное произведение.

Из литературы родного края.

 Сергеев-Ценский Сергей Николаевич. Тамбовские корни писателя. Поэзия и проза. Жанровое своеобразие творчества. Тамбовская тема в  «Кочетовской плотине», « Лесной топи». Лирическая повесть-поэма « Печаль полей» как симфония о силе и красоте человеческих привязанностей. Определение жанра. Характеры ведущих героев –Анны и Ознобишина. Анализ стихотворений « Родина» и « «Наш язык».

Знать: биографию тамбовского писателя, связь с родным краем, литературные произведения

Уметь: : письменно составлять план, тезисы, доклады о жизни писателя.
 Платонов Андрей Платонович и Тамбовский край. « Сто дней Платонова в Тамбове». Письма к жене. « Тамбовский человек» на страницах повести « Город Градов». География, быт и этнография Тамбова в повести. Композиция, платоновский стиль и язык произведения. Роль эпиграфа. Образ Шмакова. Смысл подзаголовка « Заметки командированного». Историко-литературные аналогии.

Знать: биографию тамбовского писателя, связь с родным краем, литературные произведения

Уметь: определять композицию произведения, роль эпиграфа.

Вирта Николай Евгеньевич. Тамбовские страницы жизни и творчества писателя. Роман «Одиночество» - одна из первых попыток художественного анализа крестьянского движения в Тамбовском крае. Характеры Петра Сторожева и А.С. Антонова смысл сравнения Сторожева с волком. Тема и образ земли в произведении. Место диалога в повествовании. Смысл названия романа.

Знать: биографию тамбовского писателя, связь с родным краем, литературные произведения

Уметь: определять тему произведения, место диалога в повествовании.

Тема Великой Отечественной войны в творчестве тамбовских авторов.

Поэты, погибшие на фронте: В.Н.Афанасьев, Б.А. Котов.

Поэтическое творчество В.М. Кубанева,  И.В.Шамова,  П.А.Дорошина, И.С. Кучина, А.В.Стрыгина.

Знать: биографию тамбовского писателя, связь с родным краем, литературные произведения

Уметь :читать наизусть стихотворения  поэтов.

Проза тамбовских литераторов второй половины 20-21 веков, её связь с историей края.

Аршанский  Валерий  Семёнович. Рассказы «Странный мальчик» и «Дудочка».

Знать: биографию тамбовского писателя, связь с родным краем, литературные произведения

Уметь:  писать развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым произведением.

3.Учебно-тематический план.

№ п/п

Тематический раздел

Кол-во часов

Уроки контроля

1.

Введение.

1 ч.

2.

Из древнерусской литературы.

2 ч.

3.

Из литературы 18 века.

6 ч.

1 тест

4.

Из русской литературы 19 века.

59 ч.

   

1 с (2 ч)

1 с (2 ч)

5.

Из русской литературы 20 века.

14 ч.

     1

(2 часа)

6.

Из русской поэзии 20 века.

11 ч.

     

7.

Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 века

2 ч.

8

Из зарубежной литературы.

3 ч.

9.

Из литературы родного края.

5 ч.

10.

Уроки контроля.

   7 часов.

11.

Итого:

105 ч.

В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен

знать:

содержание  изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей- классиков; основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

Устно: правильно, бегло и выразительно   читать  вслух художественные  и учебные  тексты, в том числе и читать  наизусть. Пересказывать устно, подробно, выборочно, сжато,  от другого лица, художественный ( с максимальным использованием художественных особенностей текста -  небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.)

Составлять развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристику  героя или героев ( в том числе групповую,  сравнительную) Готовить отзыв на самостоятельно прочитанное произведение,  просмотренный фильм, телепередачу, спектакль,  иллюстрацию. Готовить сообщение, доклад, эссе, интервью на литературную тему. Свободно владеть монологической речью в объёме изучаемых в этих классах произведений. Использовать словари (орфографические, орфоэпические, литературные, энциклопедические),  каталоги.

Письменно: готовить развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным  произведением, сочинение- миниатюру, сочинение на  литературную и свободную тему небольшого объёма в соответствии с чтением и изучением литературы 9 классе. Создавать рассказ- характеристику одного из героев или группы героев, сравнительную характеристику. Создавать небольшой  отзыв  на самостоятельно прочитанную книгу,  картину,  фильм, спектакль. Создавать план будущего сочинения, доклада. Создавать оригинальные  произведения ( поучения, наставления, сказки, былины, частушки,  рассказ, стихотворения.

5.Литература и средства обучения.

  1. Коровина В.Я., Журавлёв В. П., Збарский И.С. Коровин В.И. Литература: 9 кл: Учебник : В 2 ч.- М.: Просвещение, 2010
  2. Коровина В.Я., Журавлёв В. П., Збарский И.С. Коровин В.И. Литература: 9 кл.: Методические советы.- М.: Просвещение. 2013

3.Н.В. Егорова Универсальные поурочные разработки по литературе  М. «Вако» 2010

5.И.В.Золотарёва , Т.И.Михайлова  Поурочные разработки по русской литературе  9 кл М.»Вако» 2012

6.Е. Н. Перова, М. И. Цуканова «Сценарии литературного клуба» Москва «Вако» 2007

7. С.А.Шадрина «Литературная гостиная» Волгоград

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2013 – 2014 учебный год

по литературе

Класс: 9

Учитель: Бакунина Т.Н.

Количество часов:

всего:  105 час.

в неделю:  3  час.

резерв времени  -  0 час.

Плановых контрольных работ - 3 сочинения классных,  1 тест.

Планирование составлено на основе:

авторской программы В.Я. Коровиной, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва «Просвещение» 2010

Учебник:

Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, Коровина В.Я. Журавлёв  В.П., Коровин В.И. Литература.: 9 кл.: Учебник.: В 2 ч  2010 г.

                                                           Приложение к рабочей программе

№ п/п

Тема урока.

дата

провед.

фактич.

дата

1

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

2

 «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы.

3

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Входной контроль- тест.

5

М.В.Ломоносов.

« Вечернее размышление…». « Ода на день…»

6

Г.Р.Державин. Обличение несправедливости в стихотворении « Властителям и судиям». «Памятник»

7

Н.Радищев.  « Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

8

Н.Карамзин. Слово о писателе. « Осень как произведение сентиментализма».

9

Н.Карамзин. Слово о писателе.  « Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.

10

Общая характеристика русской и мировой литературы   ХIХ века.

11

Романтическая лирика. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». «Невыразимое».

12

В.А.Жуковский. « Светлана». Особенности жанра баллады.

13

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

14

А.С.Грибоедов. « Горе от ума».  Особенности композиции комедии.

15

Фамусовская Москва  в комедии « Горе от ума».

16

Чацкий в системе образов комедии.

17

Обучение анализу эпизода драматического произведения.

18

Общечеловеческое звучание образов персонажей.

19

Р/Р Язык комедии  Грибоедова «Горе от ума».

20

И.А.Гончаров. « Мильон терзаний».

21

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика.

22

 Тема свободы и власти в лирике Пушкина. « К морю», « Анчар».

23

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На  холмах Грузии лежит ночная мгла» « Я вас любил; любовь ещё быть может».

24

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. « Пророк».

25

 Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.  «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

26

Вн. чтение. А.С.Пушкин «Цыганы».

27

Роман Пушкина « Евгений Онегин». История создания

28

 Замысел и композиция романа «Евгений Онегин»

29

Типическое и индивидуальное в образах  Онегина и Ленского.

30

Трагические итоги жизненного пути.

31

Татьяна Ларина- нравственный идеал Пушкина.

32

Татьяна и Ольга в романе Пушкина « Евгений Онегин».

33

Татьяна и Ольга в романе Пушкина « Евгений Онегин».

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

36

Пушкинская эпоха в романе. « Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

37

Р/Р. Пушкинский роман в зеркале критики.

38

Вн.чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

39

М.Ю.Лермонтов. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

40

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. « Смерть поэта», « Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! «

41

Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. « Нет, не тебя так пылко я люблю…»

42

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. « Дума», « Предсказание». Тема России и её своеобразие. « Родина».

43

М.Ю.Лермонтов. « Герой нашего времени- первый психологический роман в русской литературе.

44

М.Ю.Лермонтов. « Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения».

45

« Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань».

46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. « Княжна Мери».

47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

49

«Герой нашего времени» в оценке Белинского. Подготовка к сочинению

50-51

Контрольное сочинение по творчеству Лермонтова.

52

 Н.В.Гоголь:страницы жизни и творчества.

53

 Обучение анализу эпизода.

54

Система образов поэмы «Мёртвые души»

55

Образ города в поэме « Мёртвые души».

56

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

57

« Мёртвые души»- поэма о величии России. Мёртвые и живые души.

58

Мёртвые и живые души в поэме « Мёртвые души»

59-60

Контрольное сочинение по творчеству Гоголя.

61

А.Н.Островский. Слово о писателе. « Бедность не порок».

Особенности сюжета.

62

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы « Бедность не порок».

63

Ф.М.Достоевский.  Тип « петербургского мечтателя» в повести « Белые ночи».

64

Роль истории Настеньки в повести « Белые ночи».  

65

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания  трилогии. «Юность».

66

А.П.Чехов. Слово о писателе. « Смерть чиновника».

67

А.П.Чехов. « Тоска». Тема одиночества человека в мире.

68

Р/Р Сочинение.

69

Вн. Чтение Рассказы Чехова.

70

 И.А.Бунин . Слово о писателе.

71

И.А.Бунин.  « Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

72

Мастерство Бунина в рассказе « Тёмные аллеи».

73

М.А.Булгаков.  « Собачье сердце».Гуманистическая  позиция автора.

74

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

75

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека»

76

Образ главного героя в рассказе Шолохова «Судьба человека»

77

Композиция рассказа Шолохова «Судьба человека»

78

А.И. Солженицын. Тема праведничества в рассказе.

79

Картины послевоенной деревни в рассказе  Солженицына «Матрёнин двор».

80

Нравственный смысл рассказа –притчи «Матрёнин двор».

81

Трагизм судьбы Матрёны в рассказе «Матрёнин двор».

82-83

Контрольное сочинение  по рассказу Солженицына ««Матрёнин двор»

84

Русская поэзия Серебряного века. А.А.Блок. Образы и ритмы поэта.

85

С.А.Есенин. Тема Родины в лирике Есенина.

86

Размышления о жизни, любви, природе в поэзии Есениа.

87

В.В.Маяковский . Новаторство поэзии Маяковского.

88

М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, любви, О жизни и смерти.

89

« Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой.

90

Н.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти.

91

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

92

Б.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и любви.

93

Б.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и любви.

94

А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

95

А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

96

Шекспир. «Гамлет».

97-98

 Гёте «Фауст  как философская трагедия.

99

Анализ стихотворений С.Ценского « Родина» и « «Наш язык».

100

« Тамбовский человек» на страницах повести  Платонова

 « Город Градов».

101

Роман «Одиночество» Н. Вирты  - одна из первых попыток художественного анализа крестьянского движения в Тамбовском крае.

102

Поэтическое творчество В.М. Кубанева,  И.В.Шамова,  П.А.Дорошина, И.С. Кучина, А.В.Стрыгина.

103

Аршанский Валерий Семёнович. Рассказы «Странный мальчик» и «Дудочка».

104-105

Повторение и обобщение.

Задание на лето.

Литература.

1)Коровина В.Я., Журавлёв В. П., Збарский И.С. Коровин В.И. Литература: 9 кл: Учебник : В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013

2).Коровина В.Я., Журавлёв В. П., Збарский И.С. Коровин В.И. Литература: 9 кл.: Методические советы.- М.: Просвещение. 2010

3) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. –2-е изд. – М.: Дрофа, 1998

4) Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод. пособие.– М.: Дрофа, 2010

5) Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 8 классе. – М.: Русское слово, 2010

6) Н.В. Егорова Универсальные поурочные разработки по литературе  М. «Вако» 2010

7) И.В.Золотарёва , Т.И.Михайлова  Поурочные разработки по русской литературе  8 кл М.»Вако» 2010

Фонохрестоматия.

1. В.Я. Коровин, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин Фонохрестоматия к учебнику «Литература 9 класс»  Издательство  «Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»

Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....