Конспект урока по рассказу Паустовского "Телеграмма"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Литература 8 класс.
Тема: Пока не стало поздно. «Зарубки на сердце».
За добро плати добром, не будь пустельгой.
К.Паустовский.
Пустельга (простор.): пустой, легкомысленный человек.
Цель: задеть сердца ребят, пробудить их чувства и желание взглянуть на себя: а ты-то не пустельга? Анализ текста.
Представляя собой образец яркой, образной русской речи, отражая жизненный опыт и мировоззрение писателя, книги Паустовского, написанные «как бы для самого дорогого человека на свете; влияют на читателя».
- Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?
(что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе)
- Давайте вместе посмотрим, как построил свой рассказ автор, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце».
(выделяем три части, озаглавливаем и подбираем эпиграфы:
Мать. «Эх, горе её горькое, страданье неписаное!»
Дочь. «Эх ты, сорока!»
Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пустельгой!»
- О чём же этот рассказ?
(основная тема - взаимоотношения родителей и детей)
- Почему же рассказ назван «Телеграмма» , если речь идёт о взаимоотношении матери и дочери?
(возможно, название символично, оно как предостережение. Телеграмма обычно несёт что-то важное: радость или беду.)
- Давайте прочтём первые строки рассказа. Что вы чувствуете?
(фразы короткие, и от них веет холодом и безысходностью. "Голько подсолнечник выбивается из этого ритма, который всё доцветал и не мог доцвесть.)
- Почему именно подсолнечник. а не подсолнух, как обычно говорят?
(ассоциация: одинокое тёплое маленькое солнышко на сезоне осени. Паустовский соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. Пейзаж -это действующее лицо рассказа.)
- Давайте вместе попробуем проследить за душевным состоянием героини. Прочитаем эпизод, начинающийся со слов: «Она задохнулась...» - Какова роль пейзажа в этом эпизоде? -- Что поняла Катерина Петровна во время непосильной для неё прогулки?
(она убедилась в том, что она очень слабя и дни её, вероятно, сочтены. Именно после этой «встречи» с клёном она решается написать письмо дочери.)
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.
- А в ответ?
(она скомкала письмо, убрала в сумочку, она чувствует лишь «смутное беспокойство») - А как в отличие от дочери относятся к Катерине Петровне окружающие? (с уважением, заботятся о пей. Примеры из текста.)
- Обратимся к образу Насти. Что в её внешнем облике подчёркивает автор? ' (СОЛЬВЕИГ - «солнечный путь», но глаза-то холодные.)
- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву Она, по вашему мнению. бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матер и?
(просто Настя поняла, что Тимофеев талантлив и когда-нибудь он и сам пробился бы, поэтому она и стала помогать, предвидя слова благодарности. Она далека от матери. потому что не сразу поняла, о ком говорится в телеграмме: «Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть, это не мне». И туг же слова художника Першина: ЧИТАЕМ ВСЛУХ.
- Обратимся к тексту (от слов: «Настя вздрогнула...» и до: «... и она ушла с решением вырвать...» Найдём отрывок, как Гоголь посмотрел на Настю.
Как и отец Катерины Петровны, молодой скульптор Тимофеев обладал гениальным талантом СОЗДАВАТЬ ПРАВДИВЫЕ ОБРАЗЫ. Кропотливая работа художника увенчалась успехом: ему удалось передать в скульптуре Гоголя "тончайшие его оттенки. Так звучит в рассказе ТЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВА НА ЧЕЛОВЕКА. Искусство заставило Настю взглянуть на себя со стороны, задуматься над тем, что происходит. -Как же автор передал глубокую взволнованность Насти?
(с помощью внутреннего монолога)
Телеграмма, отправленная Насте лаконична. Один Тихон знает. что Настя не ответит и решает ... ,но Катерина Петровна догадалась, что...
(её образованная дочь не могла подписаться: дожидайтесь. Так пишут старые люди: остаюсь всегда любящий. Поняв, что дочь осталась глуха, мать перестаёт ждать и умирает. Смерть и похороны Катерины Петровны - РАЗВЯЗКА.
- В качестве эпиграфа урока мы выбрали слова Тихона, сказанные Манюшке? Почему они сказаны именно Манюшке?
(это напутствие пожилого человека девочке, ведь она тоже дочь. НЕ БУДЬ 11УС"1'Ы М ЧЕЛОВЕКОМ.)
- Но совесть у I масти всё же проснулась. Какие факты свидетельствуют об этом? (бросив всё, она наконец-то поехала к матери....)
- А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (она почувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю. проводив Катерину Петровну) Дай Бог, чтобы и у вас этот рассказ оставил в ваших сердцах зарубки.
(читаю Песнь о матери )
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно! Дети, очень срочно:
Приезжайте - заболела мать!»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да очень жалко:
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь.
Как же вы позволили разлуке
Так надолго между нами встать?
Мать ждала нас в дождь и в снегопады,
В тёмную бессонницу ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Нас приводят к скорым поездам?
Слушайте: пока у нас есть мамы,
Приезжайте к ним без телеграмм!
Дом. задание: вн. чт. подготовить пересказ любого рассказа Паустовского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.
Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-62285-1449596167.jpg)
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123579-1350060709.jpg)
Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"
Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....
Конспект урока по рассказу Людмилы Улицкой
конспект урока...
Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник
Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/04/picture-2908.jpg)
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...