Л.Толстой "После бала". Анализ рассказа на основе святоотеческого наследия.
учебно-методический материал (литература, 8 класс) по теме

Сазонова Светлана Евгеньевна

Основополагающий вопрос "Что значит быть человеком?". Урок построен на материале  евангельских текстов, высказываний Святых Отцов при использований презентации и видеороликов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.Толстой: «После бала» .

Основополагающий вопрос: Что значит  «быть человеком?»

Возлюби ближнего своего, как самого себя.

Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ним. (Мф. 7:12) .

Цель урока:  духовно-нравственное воспитание учащихся на основе  изучения произведения Л.Н. Толстого «После бала».

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1.Сформулировать у учащихся  навыки анализа изучаемого произведения  классической литературы  с использованием   трудов Святых Отцов.

2. Познакомить учащихся с такими  духовно-нравственными понятиями, как милосердие, пост, прощение.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся  желание  «чем  только возможно помогать людям».

Ход урока . Начнём урок с  чтения отрывка из книги Н.Пирогова «Вопросы жизни».

-К чему вы готовите вашего сына? - кто-то спросил меня.
- Быть человеком, - отвечал я.
- Разве вы не знаете, - сказал спросивший, - что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.
      Учитель;  
Правда это или нет? Как вы считаете? (ответы учащихся записываем на доске)

        Продолжим  урок  рассказом о героическом вертолётчике полковнике Владимире Господ. В Афганистане Владимир Господ совершил 700 боевых вылетов, 456 часов налета и ни одной потери – ни в людях, ни в технике. За 7 дней пребывания в Чернобыльской зоне сделал 32 захода на вертолете на реактор. За два с половиной месяца в Чечне в должности командира сводного вертолетного полка выполнил 327 боевых вылетов В один из таких вылетов он  сел в ущелье, чтобы забрать раненых и попавших в окружение солдат. Сажал вертолёт в ущелье глубиной в 20 метров, заранее зная, что никакие законы аэродинамики ему не позволят взлететь. Но у военных был негласный закон «своих не бросать». Уже наступала ночь, и вертолёт легко могли забросать гранатами со скал. Как он и ожидал, вертолёт не взлетал…

        Тогда Владимир вспомнил, что перед отъездом на войну бабушка вшила ему в воротник кителя иконку Николая Чудотворца и научила молитве…Владимир прижал  к себе воротник кителя и прочитал молитву… Вертолёт взлетел.  « С тех пор я всегда говорю своим ученикам, что наряду с законами всемирного тяготения, превращения энергии  и т.д. существуют и другие законы. Это законы Божьи», говорит Владимир Господ.

Эти  особые законы – нравственные. Они позволяют человеку отличать добро от зла, строить отношения с родными и близкими, со всеми окружающими. Когда люди не придерживаются этих законов, им сложно разобраться в том, что происходит в их жизни, и следствием этого являются многочисленные ошибки, которые ложатся глубокими ранами на сердце: незнание закона не освобождает от ответственности.

         А  открываем мы  эти законы, читая Святое Писание, труды Святых Отцов, которые мы называем святоотеческим наследием.

Мы будем сегодня на уроке использовать притчу  о ближнем из Святого Писания и труды  Святых Отцов.

        У нас с вами появится прекрасная возможность поразмышлять вместе с выдающимися мыслителями о отношении к ближним. Это окажет нам неоценимую помощь и в понимании рассказа Л. Толстого «После бала».

 Обратимся к начальным строкам рассказа….

А дело в том, что во время этой моей самой сильной любви к ней был я в последний день Масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера.

        Что это за праздник – Масленица?

 Понедельник - «встреча». Второй день Масленицы - «заигрыши». Третий день Масленицы - «лакомка».  Пятый день Масленицы - тещины вечерки - гостевой день Шестой день Масленицы - золовкины посиделк.

И  чем отмечен последний день  Масленицы?(ответы учащихся)

Масленица подготавливает нас к подвигу  святого поста. После Масленицы начинается сорокадневный Великий пост и заканчивается Пасхой. А «пост истинный есть воздержание от зла, то есть не только не делать ничего злого, а даже в мыслях зла не допускать»..

        Последний день Масленицы – Прощёное воскресенье. В этот день проходит обряд «Прощения». Все  испрашивали друг у друга прощения и прощали сами. С утра до обеда кумовья ходят, ездят друг к другу одаривать подарками. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». За вины свои, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.

После обеда - собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост.

Такой же чин Прощения совершал и царь. Сначала он просил прощения у своих министров, затем у окружения, затем у семьи, а после с дарами ездил по больницам, тюрьмам, совершая  дела милосердия.

        Также и патриарх просил прощения у паствы  со словами: «Благословите мя, отцы святи и братие, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во все дни жизни моея: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланялся до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят : «Бог да простит ти, отче святый. Прости и нас грешных и благослови…»

        Можно предположить, что почти все гости бала были в этот день в церкви. В том числе и полковник, который должен был быть в храме  вместе с солдатами и вместе с ними же повторять: ««Бог да простит ти, отче святый. Прости и нас грешных и благослови…» И священник благословляет всю паству. А благословение священник дает лишь на дела добра и любви…И к тому же мы уже говорили, что «пост истинный есть воздержание от зла, то есть не только не делать ничего злого, а даже в мыслях зла не допускать». Особенно строгими считаются первая и последняя недели поста.

        А теперь подумайте,  как можно понять следующие строки автора?

Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. (просмотр видеоотрывка из т/ф: http://vk.com/video121239536_166320234)

Как вы понимаете слово «милосердие»? В Википедии дается такое объяснение:

Милосе́рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу. И также, зависит от умения прозревать в любом нуждающемся человеке «образ Божий» (независимо от его недостатков).

Учитель: «А как вы прокомментируете данный отрывок?»

         Подать свежих шпицрутенов! – крикнул он, оглядываясь, и увидал меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся. Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой.

А почему полковник делает вид, что не узнал Ивана Васильевича? Поспешно отворачивается? (Ответы учащихся: «Вероятно, стыдясь, шевелится какое-то человеческое чувство»)

Умаляет ли это его вину? Нет.  (ответы учащихся)

Мы совсем запутались… Обратимся к высказываниям Святых Отцов (презентация). Лев Толстой отрицал  теорию «Среды», влияющей на человека, на его формирование, на его поступки. Она была очень модной во времена писателя. Её поддерживали Добролюбов и Чернышевский. Адвокаты, защищавшие преступников, тоже видели причину преступлений  именно в этом. Они утверждали : «Измените среду обитания человека, и он изменится»…. В конце 18 века появилась нравственная теория немецкого философа Канта, которую он назвал «Категорический императив». Он доказывал, что у человека изначально заложены нравственные качества. И Л. Толстой утверждал, что это совесть, которую в него вложил Бог, и совесть сама указывает на образ должного поведения.

Обратимся к Святым Отцам. (просмотр презентации)

1. Тех только одних не обличает совесть, которые или достигли верха добродетели, или впали в самую глубь зла (Авва Фаласий)

2. Если же человек раз за разом поступает против совести, то в итоге он становится бездушным. Бывают брошенные дома, бывают брошенные автомобили, а ещё бывают мертвые души. Человек просто забыл, что у него есть душа. (Протодьякон Андрей Кураев)

3. Человек, утративший совесть, не разбирает добра и зла. Он страшнее дьявола. Ибо дьявол боится Бога, а человек, утративший совесть – ничего.  (Протодьякон Андрей Кураев).

     Вспомнилась пословица:и «Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты».  У Иуды Искариотта, ученика Христа, друзья были самые безупречные, а он стал предателем. Почему? (ответы учащихся с отрицанием теории «Среды»)

Как же можно понять то, что воспитанные в христианском духе солдаты и полковник не были милосердны к татарину?

«Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, – думал я про полковника. – Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Но сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник, и заснул только к вечеру. (Ответы учащихся)

Может быть нам удастся найти ответ на вопрос, который не разрешил Иван Васильевич. Проведем ролевую игру «Суд татарина». Назначим судий, адвоката, а  остальные  будут солдатами-сослуживцами обвиняемого. (Ролевая игра. Большинство учащихся просит о милосердии).

Учитель: Здесь у меня свидетельство от защиты Люка Вовенара. Вот что он пишет:« Попробуйте в разговоре с человеком непреклонно суровым сказать доброе слово о милосердии, и вы услышите в ответ: «Если закон не будет безжалостен, нас удавят в собственной постели!» Значит, полковник прав!!!?

(ответы учащихся) Оглашается решение суда.

Учитель: Да! Вы правы! Милосердие идёт от любви, а есть ли она в строе солдат?(Ответы учащихся)

Вы правы! Люк Вовенарг добавлял к сказанному : «Попробуйте в разговоре с человеком непреклонно суровым сказать доброе слово о милосердии, и вы услышите в ответ: «Если закон не будет безжалостен, нас удавят в собственной постели. О кровавая трусость!» Поздравляю вас с прекрасной защитой!

Обратимся к эпиграфу и вспомним Иисусову притчу.(просмотр видеоролика http://www.youtube.com/watch?v=4GvpcY7cGuY )

"Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит (человек, призванный выполнять священнические обязанности ), быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжал, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе". (Лк. 10. 30-35). И Иисус спрашивает законника: "Кто из этих троих был ближним попавшемуся разбойникам?" И законник отвечает: "Оказавший милость".

Ведь солдат, просящий милости, татарин. А он нам ближний ли? Не православный, не родственный по крови…? (ответы учеников)

Учитель: Впервые круг ближних, определяемый родством, религиозной принадлежностью, составом крови, разрывается. Человек в беде, и если он даже и чужд мне, даже если он и мой враг, это побуждает меня стать ему ближним. Вселенская любовь становится конкретной, действенной: она проявляется по отношению к любому человеку, которого Бог дает встретить на своем пути. И надо помнить, что случайных встреч не бывает.

 А люди иной веры или атеисты - они нам ближние?

(ответы учащихся)

Кто наш ближний?........ У Бога своя оценка людей, совсем отличная от нашей. Наш критерий оценки человека – его успешность в обществе. Но ни один из учеников Христа , по нашим меркам, не имел  приличного резюме для принятия в тот или иной престижный коллектив.        Как же нам отличить , кто наш ближний, как относиться к людям ? Обратимся к Святым Отцам.

 Один из святителей XIX века, говоря о различиях между религиями, сказал: "Слава Богу, что эти перегородки не доходят до небес, небо у всех общее", - хотя, конечно, это не означает размытости норм веры. Но если мы сердцем восприняли слова заповедей: "Возлюби Господа твоего...", "Возлюби ближнего своего...", мы все время будем искать возможность помочь тому, кто рядом, потому что любовь будет побуждать нас к этому. Ведь любовь не бывает в "законсервированном состоянии", истинная любовь - она живая, она требует деятельности, участия, она изливается в добро, в творчество, милосердие... И тогда ты будешь помогать человеку вне зависимости от его религиозных взглядов и убеждений.( митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн) 

Просмотр презентации.

1..Невозможно пасти овец и волков на одном пастбище; так невозможно получить милость тому, кто делает зло ближнему.

Преподобный Марк Подвижник

2.Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным.

Свт.Иоанн Златоуст

3.«Человек всего более  должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его

человеком. Кто не имеет милосердия, тот  перестает быть человеком».

Свт.Иоанн Златоуст.

4.   Такой у нас закон: если ты прощаешь, это значит, что и тебе Господь                         простил; а если не прощаешь брату, то значит и твой грех остается с тобою.

Преп. Силуан Афонский

5.Норма отношения к нашим близким прощать без конца, так как мы сами бесконечно нуждаемся в прощении.                          Священник Александр Ельчанинов

6.О,  сколько на свете убийц, которые не руками, а своим немилосердием , жестокосердием и таким бесчеловечным отказыванием убивают людей, но думают о себе, что они чисты в том! Не токмо тот убийца, кто как-нибудь ближнего убивает, но и тот, кто бедствующего от смерти не избавляет, а может избавить: понеже если бы он подал руку помощи бедствующему, не постигла бы его смерть.(И.Златоуст)

7. И ныне много подобных людей, которые снаружи украшены, а внутри исполнены всякого беззакония. И ныне о внешней чистоте прилагают много труда, много заботы, а о душевной нисколько. Но если бы кто раскрыл совесть каждого, то нашёл бы множество червей, множество гноя и нестерпимое зловоние, - я разумею  гнусные и злые пожелания, которые отвратительнее червей И. Златоуст.

Учитель: Какое из высказываний Святых Отцов вам ближе? Какое наиболее сильнее раскрывает суть происходящего в рассказе?

Учитель: Почему любовь пошла на убыль? Жертва ли она случая, изменившего отношение Ивана Васильевича?

(ответы учащихся)

Учитель: Да. Прощать трудно, но и  сам герой не прощает Вареньку только потому, что она дочь полковника.  Да и Чистый понедельник начинается для него с того, что « пошел к приятелю и напился с ним совсем пьян». Сравните: «…христиане начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью»(схиархимандрит Иоанн Маслов).

 Непрощение приводит к оскуднению любви, к тому, « что никуда не годился» впоследствии герой, « и жизнь пошла наперекосяк».

А вот мы сейчас не осудили полковника или осудили? (слайд с И.Крестьянкиным)

«Ты много читал, а не понял главного -  духовная жизнь начинается с познания себя, а не с суда над окружающим.Самые разрушительные грехи – это соблазн и осуждение. Вот и начни вним анием эти два греха изгонять из души и сердца,,»

Учитель: Иван Васильевич, плох он или хорош? (ответы учащихся)

  • Хорош. Ему было стыдно, он испытал ужас, ему было стыдно? (За полковника, унижение человеческого достоинства, стыд за своё умиление на балу, за свою любовь, за то, что был человеком, не знающим зла.)
  • Плох. Не вступился. Но почему? Не посчитал это дурным делом? «Что же вы думаете, что я тогда решил… Обвинил только себя в незнании чего-то, мало этого, всю жизнь старался это понять».

Учитель: А если бы он вступился? Что-нибудь изменилось ли бы?(ответы учащихся)

 Каким же чувством ответственности должен был обладать Иван Васильевич, если был способен сломать свою жизнь оттого, что не понял смысл закона, который неминуемо должен был исполнять на службе.

  • А есть ли какой-нибудь смысл в том, что лично ты остался чистым, незапятнанным. («не мог поступить на военную службу как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился»
  • У собеседников другое мнение («Ну, это мы знаем…») Быть просто честным, чистым, не запачкаться общей грязью, думать иначе – это тоже много, тоже большое дело.
  • Иван Васильевич не может изменить мир, но может изменить себя в этом мире.

А вот что говорит митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн: - Если ты чувствуешь, что еще не можешь противопоставить натиску недоброжелательности свою любовь, то лучше всего руководствоваться принципом, сформулированным в Священном Писании: "Уклонись от зла и сотвори благо, и будешь жить вовек" (Пс. 36. 27). Так вот, уклонись. Это очень точное слово. Уклонись от разговора, если чувствуешь, что разговор разрушает тебя, уклонись от встречи, уклонись от каких-то совместных действий, в конце концов уклонись от осуждения того, кто не прав: то есть уклонись от зла - и это главный принцип. И есть еще один, изложенный в книге Притчи Соломона: "Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя" (Притч. 9. 8). То есть если ты видишь, что есть способ вразумить человека, и он воспримет все, и это удержит его от каких-то неверных поступков, то надо это сделать. Но если ты понимаешь, что все бесполезно, то, как сказано: "Не обличай безумного, потому что приобретешь врага".

Общаясь с людьми, ставьте себя на их место, вникайте в их чувства, затруднения, разочарования, радости и скорби, вставайте с ними на одну ступень и поступайте так, как бы вы желали, чтобы они поступали с вами. Это истинное правило честности, основанное на словах закона: [135] “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22:39). Оно было главным содержанием учения пророков. Этот небесный принцип реализуют все, кто готов жить в святом общении с Богом.

Если бы повсюду царило милосердие, земля стала бы раем, а ад – страшной сказкой.

И сам Толстой утверждает, что существование человека на земле должно быть добром для других. Быть человеком -  увеличивать количество добра на земле.

Мы рассмотрели рассказ «После бала» с позиции Святых Отцов православной веры. Что теперь для вас быть человеком? Мини-сочинение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока. Лев Николаевич Толстой «После бала»

Слайд 2

Ангелы не могут творить. Только у человека есть подлинно творческая , Богообразная сила . Поэтому самое ценное в мире – это душа человека. И за неё ведут непрестанный бой силы зла. С кем я, с добром или злом? Середины нет !

Слайд 3

В мире идет борьба за человеческое сердце

Слайд 7

Не надо быть святым, чтобы быть милосердным; достаточно быть милосердным, чтобы стать святым .

Слайд 8

Человек всего более должен учиться милосердию.Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком. Иоанн Златоуст

Слайд 10

Норма отношений к нашим близким прощать без конца, так как мы сами бесконечно нуждаемся в прощении.

Слайд 11

О, сколько на свете убийц, которые не руками, а своим немилосердием , жестокосердием и таким бесчеловечным отказыванием убивают людей, но думают о себе, что они чисты в том! Не токмо тот убийца, кто как-нибудь ближнего убивает, но и тот, кто бедствующего от смерти не избавляет, а может избавить: понеже если бы он подал руку помощи бедствующему, не постигла бы его смерть.(И.Златоуст)

Слайд 12

И ныне много подобных людей, которые снаружи украшены, а внутри исполнены всякого беззакония. И ныне о внешней чистоте прилагают много труда, много заботы, а о душевной нисколько. Но если бы кто раскрыл совесть каждого, то нашёл бы множество червей, множество гноя и нестерпимое зловоние, - я разумею гнусные и злые пожелания, которые отвратительнее червей И. Златоуст.

Слайд 13

Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле — очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться быть добрым в самых маленьких и легких делах: подайте стакан холодной и чистой воды, кусок хлеба. Иоанн Крестьянкин. . .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование святоотеческого наследия святителя Тихона Задонского на уроках русского языка

Нравственно-эстетическое воспитатние личности в городской и сельской среде: материалы III Международных Бакушинских педагогических чтений. Часть 2....

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»

Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья».

Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: «Святоотеческое наследие в обучающем процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья»....

Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ рассказа.

Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ рассказа....

Анализ рассказа "После бала" Л.Н. Толстого

Текстовый документ содержит анализ рассказа....