Что за прелесть эти сказки!
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Обобщающий урок по сказкам в 5 классе,подобран материал с использованием технологииРКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_skazka.docx84.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что за прелесть эти сказки!» Обощающий урок по сказкам.

Цели: 

Познавательные УУД: организовать деятельность учащихся по осмыслению особенности литературных сказок, их отличия и сходства с народными сказками; в игровой форме показать учащимся удивительный мир литературных сказок, их мудрость и красоту; повторить жанры сказок, типы и их особенности;

Регулятивные УУД: способствовать развитию познавательного интереса к сказкам. Развивать умения анализировать, исследовать, оценивать, находить отличительные особенности литературных сказок.

Личностные УУД: воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом. Формировать  прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.


Оформление и оборудование: проектор, презентация.


Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас немного необычный урок – мы встречаем гостей, рады приветствовать их в нашем уютном классе и готовы к работе. Сегодня тему урока вы сформулируете сами,  а для этого,  посмотрите, что у меня на руке? Это - старинная грамота, что же тут спрятано? (разворачиваю  грамоту, читаю загадки, дети отвечают)

-Какая это сказка народная или литературная?

1)В какой сказке говорится о концерте одного оригинального музыкального коллектива, до смерти напугавшего целую шайку разбойников?

2)В какой сказке говорится о совершенно неизвестном  в современной медицине способе появления на свет-из ячменного зерна?

3)В какой сказке говорится о весьма плодотворном методе тестирования с целью выявления принадлежности к королевской фамилии?

4)В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжом, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью

5) В какой сказке говорится про необычный союз человека и существа из класса земноводных, повлекший за собой тяжкие испытания для обеих сторон?

6) В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного ,неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?

7)В какой сказке говорится про криминогенную обстановку в лесном массиве, в частности об опасностях, которым подвергаются несовершеннолетние граждане, отправляющиеся без сопровождения родителей в гости  к своим бабаушкам?

        - Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?  Вы любите сказки? (Читают стихи о сказках)

Работа с выставкой рисунков «Мой любимый сказочный герой».

- Прошу обратить внимание, сегодня на уроке работает выставка, в работе которой вы принимаете участие. Посмотрите, какие красивые рисунки! Мне все работы очень нравится. Кто автор?.. О чем ты хотел нам рассказать своим рисунком? Узнайте сказку. (Анализируются несколько работ, высказываются мнения учащихся). Какая  это сказка-народная или литературная?
- Очень приятно наблюдать ваше усердие, с каким вы приняли участие в работе выставки, спасибо.

Народные сказки вдохнавляли людей творчества на создание неповторимых образов. Сейчас мы узнаем о таком великом мастере.(сообщение ученика о Васнецове)

Виктор Михайлович Васнецов  родился в семье священника, страстного любителя природы. Отец с детства привил своим сыновьям,  будущим  художникам  Виктору  и  Аполлинарию,  чувство  восхищения  красотой  родной  природы.  Родина  Васнецова  до  сих  пор  славится своими сказочниками, мастерами народного изобразительного творчества.

Васнецов учился в Петербурге, а потом переехал в Москву. Сама Москва с ее Кремлем, старинными храмами и монастырями – «живая история» России, она служила ему неиссякаемым источником вдохновения. Именно в Москве работал художник над своими широко известными картинами «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет», «Аленушка», «Иван-царевич  на  Сером  Волке».  В  1894 году Васнецов выстроил себе дом  с  громадной  мастерской,  в  котором  и  завершил  продолжавшуюся в течение многих лет работу над своим любимым детищем – картиной «Богатыри».

Мир васнецовской фантазии его современниками был принят далеко не сразу. Многие забывали, что он рисовал сказочный сюжет, и ругали за несоответствие его жизни.

В 1898 году Васнецов завершил затянувшуюся на многие годы работу над картиной «Богатыри» Эту работу он считал своим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Если вести счет от первого эскиза (1876), то работа над «Богатырями» продолжалась (с большими перерывами) свыше двадцати лет. «Богатыри» завершили поиски Васнецова, связанные с решением историко-былинной темы.

(слайды-тесты)

- В это время участвуем в игре «Знаешь ли ты сказки?»  Маленькая хрустальная туфелька; волшебное зеркальце; соловей, сделанный из золота; старое разбитое корыто; петушок из чистого золота; орешки с золотыми скорлупками… Догадайтесь какое будет задание?

Вам необходимо найти владеьцев указанных предметов, и сообщать имя и адрес, т.е.сказку в которой проживают. Какая это сказка-народная или литературная?

- Найдите их владельцев и сообщите имя их и адрес, т.е. сказку, в которой проживают.

На протяжении нескольких уроков мы говорили с вами об одном из главных чудес русского фольклора - русской народной сказке. Познакомились с видами сказок, узнали о том, какими художественными особенностями они обладают. Также мы с вами обратились к анализу некоторых известных сказок. Сегодня мы подытожим все то, что узнали об этом замечательном жанре русского фольклора, но сделаем это в виде игры, которая и окунет нас в мир сказок и покажет, насколько хорошо вы их знаете.(ученик читает сообщение –определение фольклора) Мы с вами все время говорим о том, что сказка - это фольклорное произведение. А что такое фольклор и как переводится это слово с английского языка? (фольклор в переводе с англ. означает народная мудрость, знание, это устное народное творчество, то, что первоначально передавалось от человека к человеку и не фиксировалось на бумаге.)

2.Мы говорили с вами о том, что жанровым своеобразием сказок является  их деление на три вида (составлене  кластера)

Волшебные

чудеса, волшебств

Сказки   о животных  

герои - животные,

бытовые сказки

герои - обычные люди

(подбирают названия знакомых сказок, вставляют в нужную графу)    

 3 Сказки, особенно волшебные, необычайно поэтичны. Сказку отличают ритм, напевность, неторопливое повествование. Какую особенность строения сказки мы знаем?. Дайте определения этих понятий и приведите примеры 
Зачин (традиционное начало сказки 
- Жили-были старик со старухой, В некотором царстве, в некотором государстве )(слайд)
Концовка (
заключительная часть сказки - Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец( слайд)

Сегодня обратите внимание еще на одну особенность строения сказки-это присказка

Присказка (вступление к сказке в виде прибаутки, пословице, обычно не связанное с содержанием - В некотором царстве, в некотором государстве жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец и построил дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет впереди) ( слайд)

У нас было д\з, дошла очередь и до него. Какое оно было?
Часто  встречаются в сказках и такие художественные детали, как повторы близких по значению слов, традиционные обороты речи, постоянные эпитеты Задание: из группы слов записать в з столбика:1) назвать повторы слов (
жили-были, нежданно-негаданно);
2)привести примеры оборотов речи (
ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается);
3)постоянные эпитеты (
красна девица, живая вода, добрый молодец). Проверяем.(слайд)

5.Узнай сказку по опорным словам

а) путь-дорога, терем, прялка, солшышко, месяц, ветер;

б) базар, жадность, лошадь, печка, оброк, море, веревка;

в) поле, птичка, женщина, мужчина, корова, лиса;

г) яблоки, колодец, ковер, черный пес,  мост, ворон,братья;

д) волк, три дороги,  клетка, уздечко,яблоки,живая вода.

Сообщение о Васнецове, читает ученик) (Слайды)

6. Задание: «Словесные пазлы» прочитайте объявления; отгадайте, героям каких пушкинских сказок они принадлежат.

1)  Предлагаю   свои   услуги:

     Работаю   за   семерых;

     Могу:

     - запрягать   лошадь,

     - топить   печь,

     - закупать   продукты   на   рынке,

     - печь   яйца, варить   кашу,

     - нянчить   детей.

     (Балда, «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Чему учит эта сказка?

2)   На работу в лесопункт требуются:

      - конюх,

      - повар,

      - плотник.

      По результатам работы выплачиваются премиальные.

      Вознаграждение – по итогам работы за год.

      (Поп, «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

   

3)  Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:

     - соболя  - 10 тыс. руб.,

     - чёрно - бурые лисицы – 5 тыс. руб.,

     - чистое   серебро – 15 тыс. руб.,

     - злато – 30  тыс. руб.,

     - золотогривые  жеребцы – 20  тыс. руб.

     Всё по доступным ценам!

     «Пальмира» ждёт вас!

     (Купцы, «Сказка о царе Салтане…»)

 Чему учит эта сказка?

4) Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы.  

    Излечиваются заболевания:

    - укусы правого и левого глаза,                                                            

    -   волдыри на носу.

    («Сказка о царе Салтане...»)            


5) Тем, кто интересуется  жилплощадью!

    Всего за 5  тыс. руб. сдаю на лето свою горницу  в аренду.

    В горнице  имеются:

    - кругом  лавки, крытые ковром,

    - под святыми  стол    дубовый,

    - печь с лежанкой изразцовой.

    («Сказка о мёртвой царевне и о  семи богатырях) Чему учит эта сказка?

Прочитав поэму А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", М. Глинка сразу влюбился в эту волшебную сказку великого поэта.

Он с большим удовольствием писал к ней музыку и закончил оперу очень быстро. Рассказывают, что артисты, которые репетировали в Большом театре "Руслана и Людмилу", то и дело переставали петь и от восторга хлопали автору.

Первое представление оперы "Руслан и Людмила" состоялось 27 ноября 1842 года в Москве, в Большом театре. С тех пор уже более 150 лет эта опера остается одной из самых лучших российских опер

Музыкальная пауза (“Полет шмеля” - музыкальная картинка, отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на сюжет А. С. Пушкина. Это одно из великих и самых популярных произведений композитора.

- М. Глинка “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”

 Сообщение о Римском-Корсакове

Николай Александрович Римский-Корсаков " ...был музыкальным волшебником – великим сказочником в русской музыке. Из пятнадцати опер, написанных им, более половины – оперы-сказки, оперы-былины, оперы-легенды". (Тарасов  Л.М.  Волшебство оперы.  М. 1979.)
Римский-Корсаков в юности был очарован оперой Глинки "Руслан и Людмила", а став композитором, и сам обратился к творчеству А.С. Пушкина. В 1906 г. композитор начал работу над оперой "Золотой петушок". Опера "Сказка о царе Салтане..." написана к столетию со дня рождения А.С. Пушкина.
Опера Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане..." отвлекла художника М.Врубеля от работы над "Демоном", погрузила в мир музыки и театра. Увлеченный образами Пушкина и мелодией Римского-Корсакова, Врубель пишет декорации к опере, создает эскизы костюмов. Премьера оперы "Сказка о царе Салтане..." состоялась на сцене Частной оперы в 1900 г. Врубель, завороженный поэзией и музыкой, обращается к творчеству В.Васнецова, И.Билибина, Н.Рериха. В сезон 1900–1901 гг. им написано три полотна на тему "Сказки о царе Салтане...": "Царевна-Лебедь", "Лебедь", "Три богатыря".
Картина "Царевна-Лебедь" восхитила В.М. Васнецова. Образ Царевны-Лебеди создан "...редкостными по красоте истинно сказочными красками..." Так говорил Васнецов о картине Врубеля. 
(Суздалев П.К. Врубель. М.,1991.)

-Как вы думаете, чем  же отличается  литературная  сказка  от народной? 
Специфические особенности литературной сказки в сравнении с народной заключаются в своеобразии содержания и формы, а именно: в отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. 
В литературной  сказке  
сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. 

 (слайд)

Ребята, царица в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» отличается от царевны? Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее», чем она.

Учитель: А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей. Это только внешняя красота, а характер у нее злобный ,не гармонируют 2 понятия

Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить. 

Учитель: Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Это только внешняя красота, а  характер у нее злобный, не гормонируют 2 понятия, Тогда как внешняя красота и мягкий характер царевны дополняют друг друга. Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы  не можем  разделить людей  на добрых  и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и  злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся  и  даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С.  Пушкина  и  считаете ли вы себя добрыми? 

7.Составление  синквейна  .1группа-расскрывает царицу,2группа-царевну из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (беседа о внешней и внутренней красоте). Читаем ваши работы.

Чему же учимся у сказок?

Рефлексия:

Я узнал на уроке…

Мне было интересно…

Я запомнил….

Я скучал на уроке, потому что…

Я хочу….

 Как вы бы себя оценили?

Д/З

!)перезказ одной из  самых любимых сказок

!написать мини-сочинение «Почему я люблю сказки?»

!устно ответить на такой вопрос «есть ли общее в русских, марийских,татарских сказках?»

! Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина и считаете ли вы себя добрыми? 
Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях

8.Кроссворд «Праздник»


1. Из какой сказки взяты эти строки: «Горшочек был увешан бубенцами, а когда в нем что-нибудь варится, бубенцы вызванивают старинную песенку: „Ах, мой милый Августин! Все прошло, прошло, прошло!" Но только самое занятное в горшочке то, что если подержать над ним в пару палец — сейчас можно узнать, что у кого готовится в городе».

(«Свинопас», X. К. Андерсен)

2. Как звали героиню сказки Андерсена «Снежная Королева»?

(Герда)

3. Из какой сказки взяты эти строчки?

Маленькие дети,
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы,

(«Бармалей», К. Чуковский)

4. Героиня  какой сказки потеряла на балу туфельку?

(Золушка)

5. Из какой сказки следующие строчки: «Это и точно
был тюльпан, только в самой чашечке на зеленом сукне
сидела девочка, совсем крошка, и такая она была нежная
и хорошенькая...»?

( «Дюймовочка»,   X. К.  Андерсен)

6. В какой сказке были такие приключения у солдата?

«Открывает солдат первую дверь. В комнате сидит собака, глаза с чайные чашечки, таращится на солдата.

— Хороша,  красотка! — сказал солдат, посадил собаку на ведьмин передник, набрал медяков, сколько влезло в карманы, закрыл сундук, водворил собаку на место и пошел в другую комнату».

(«Огниво»,  X. К.  Андерсен)

7, Из какой это сказки?

Ехали медведи
На велосипеде,
А за ними кот
Задом наперед.

(«Тараканище», К. Чуковский)

8. Кто написал «Сказку о мертвой царевне и о семи  бо- 
гатырях», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о золотом
петушке»?

(А. Пушкин)

9.Мозаика из знаков

Задание: назвать героев пушкинских сказок, которым принадлежат эти предметы.

Учащиеся называют героев, учитель читает строчки из сказок А. С. Пушкина.

Мешок, верёвка – Балде.

                                Пошёл Балда в ближний лесок,

                                Поймал двух зайков, да в мешок.

                               

                                Балда, с попом  понапрасну не споря.

                                Пошёл, сел у берега моря;

                                Там он стал  верёвку крутить

                                Да конец её в море мочить.

                                («Сказка о попе и о работнике его Балде»).

      Мешок – мудрецу.

                                Вот мудрец  перед Дадоном

                               Стал и вынул из мешка

                               Золотого петушка.  

                               («Сказка о золотом петушке»).

     Зеркало,  яблоко  –  злой  царице.

                                Ей  в приданое дано

                                Было зеркальце одно;

                                Свойство зеркальце имело:

                                Говорить оно умело.

                                С ним одним она  была

                                Добродушна, весела.

 

                                Старушонка хлеб поймала;

                                «Благодарствую, - сказала. –

                                Бог  тебя  благослови;

                                Вот за то тебе, лови!»

                                И к царевне наливное,

                                Молодое, золотое

                                Прямо яблочко летит …

                                Кушай яблочко, мой свет.           

                                («Сказка о мёртвой царевне и  о семи богатырях»).

      Невод – старику.

      Пряжа – старухе.

                                Старик ловил  неводом рыбу,

                                Старуха пряла свою пряжу.                             

                                («Сказка о рыбаке и рыбке»).

      Орешки – белке.

                                Ель в  лесу, под елью белка.

                                Белка песенки поёт

                                И орешки всё грызёт ….

                                А орешки не простые,

                                Все скорлупки золотые,

                                Ядра – чистый изумруд.  

                                («Сказка о царе Салтане…»).

Блиц-опрос

1. Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
( «Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)
2. Что кричал петушок, сидя на спице?
(«Кири-ку-ку. Царствуй лёжа на боку!»)
3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с 
укоризной?
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».)
4. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
(« Жил старик со своею старухою
У самого синего моря…»)
5. Какими словами обращался старик к золотой рыбке?
(«Смилуйся, государыня рыбка»!)
6. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
(«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».)
7. Какими словами заканчивается «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?
(«Я там был, мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил».)
8. Назовите слова, которыми заканчивается «Сказка о Золотом петушке».
(«Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок».)
2 конкурс « Дальше, дальше, дальше…»
Каждой команде будут задаваться вопросы по содержанию сказок. Ваша задача – за 1 минута дать как можно больше правильных ответов.
- Сколько раз закидывал старик невод в море? (3)
- Как звали царя в «Сказке о Золотом петушке»? (Дадон)
- Под каким деревом грызла орешки белка? (под елью)
- На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (на острове Буяне)
- Какое было последнее желание вредной старухи? ( стать владычицей морской)
- От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? ( от Чародея)
- В какой сказке присутствует число 33? («Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе Салтане»)
- В кого первый раз превратился князь Гвидон? ( в комара)
- Какое было первое желание вредной старухи? (новое корыто)
- Сколько сыновей было у Дадона? (2)
- Сколько лет жил старик со своей старухой? (30 лет и 3 года)
- В кого последний раз превратился князь Гвидон? (в шмеля)
- Каким фруктом отравилась царевна ? (яблоком)
- Кто был верным сторожем царя Дадона? (петушок)
- Из чего состояли орешки, которые грызла белка?
(«Орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд»)
 К кому первому обратился королевич Елисей в поисках своей невесты? (к Солнцу)
- Полное название «Сказки о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
- К кому обратился королевич Елисей в поисках своей невесты в 3 раз? ( к ветру)
- Кто Дадону подарил золотого петушка? ( мудрец (звездочёт, скопец))
- Где встретил поп Балду? (на базаре)
- Сколько сестёр сидело под окном? (3)
- Сколько было богатырей в «Сказке о царе Салтане»? (33)
- Кто увёл в лес царевну? (Чернавка)
- За какую плату согласился Балда служить у попа? («в год за три щелчка тебе по лбу
- С кого надо было собрать оброк Балде? (с чертей)
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...

"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)

Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию....

Что за прелесть эти сказки!(По сказкам А.С.Пушкина)

Викторина по сказкам А.С.Пушкина...

Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс

Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....

Проект «Что за прелесть эти сказки!» (сказки Ш.Перро)

Для усиления коррекционно-формирующего аспекта воспитательно-образовательной работы с детьми , имеющим общее недоразвитие речи, разработан образовательный проект «Любимые сказки Шарля Перро». Проект о...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....