Урок по литературе "Образ Пугачева по повести А.С.Пушкина"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Толстухина Ольга Петровна

Вводится понятие метаморфоза, с помощью которого создан образ Пугачева. На примере иллюстраций учащимся в доступной форме объясняется новое слово.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литература.

Разработала: учитель русского языка и литературы О.П.Толстухина, Архангельская область, г. Котлас, школа № 12.

Тема: Образ Пугачева по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Цель: рассмотреть глубину и многогранность образа Пугачева.

Задачи:

Ввести понятие «метаморфоза»;

Рассмотреть исторические (реальные) сведенья о Пугачеве;

Проанализировать образ Пугачева;

Ход урока.

                                                                                                                               

1. Рассматриваем иллюстрации художника М.Ешера.                              

-  Что изобразил художник?                                                                                            

-  Какой процесс происходит?

- Подберите синонимы к тому, что происходит на иллюстрациях

(изменения, превращения и т.д.)

Подводим к понятию метаморфоза.                                                                

-Ребята, вы должны подумать, как слово «Метаморфоза» связано с  темой урока.

Слайд 1

«Иллюстрации М.Ешера»    

«Метаморфоза»                                                                                                      

2. Слово учителя или подготовленного ученика.

Повесть была задумана Пушкиным, когда он работал над романом

«Дубровский». В 1832 г. Изучал историю русского крестьянства,

образно раскрытую в произведении «История села Горюхина».

Для Пушкина современность – результат исторического развития

России и ее народа. И трагическое положение крестьянства, лишенного человеческих прав и гражданских свобод, он также рассматривал исторически.

Пушкин внимательно изучал историю крестьянства, причины многочисленных крестьянских волнений 17-18 веков. Его поразил факт участия в восстании Пугачева, гвардейского офицера из высшего дворянского сословия. И это был первоначальный толчок к задумке повести  «Капитанская дочка».

Нельзя отождествлять реального Пугачева с образом, который создал Пушкин.

Слайд 2

«Пушкин писал…»

3. Давайте рассмотрим, как же создавался образ Пугачева.

Образ Пугачева – сложный сплав исторических, реально-бытовых, символических и фольклорных элементов.

Принцип создания образа – метаморфоза.

1) Когда и как появляется Пугачев на страницах повести? (гл. 2 «Вожатый»).

В эпиграфе значительная часть авторской характеристики Пугачева.

Первая встреча сопровождается эпитетами «черное», «добрый молодец», «волк или человек»

Найдите портрет Пугачева.

Какова речь Пугачева (пословицы и поговорки).

Сделайте вывод.

2) В каких главах еще говорится о Пугачеве? («Пугачевщина» гл.6)

Каким предстает Пугачев в этой главе?

Сделайте вывод.

3) В качестве кого предстает Пугачев в главе 7 «Приступ»

(цитаты).

Сделайте вывод.

4) глава 8 «Незваный гость» и глава 11 «Мятежная слобода». Проанализируйте, каким показан Пугачев в этих главах.  Подводим ребят к двойственности образа.

Сделайте вывод.

Слайд 3 «Образ Пугачева – сложный сплав…)

Клик на слайд.

Клик на слайд: эпиграф к главе.

Клик на слайд:  «Черты плутоватого казака»

Клик на слайд: гл. 6 «Пугачевщина» эпиграф.

Клик: «беглый казак и злодей»

Клик: гл. 7 «Приступ» эпиграф.

Клик: «Предводитель народного восстания»

Клик: гл. 8 «Незваный гость» эпиграф и гл. 11 «Мятежная слобода»

Клик: «Властный и грозный \\ искренний и милосердный»

4. Углубляем знания по образу.

Слово учителя.

Пугачев – фигура трагическая. В жизни ему также тесно, как и в заячьем тулупчике. Власть его кажется безграничной, но он осознает трагизм своей судьбы – это подчеркнуто в его любимой песне: «Не шуми, мати…» и калмыцкой сказке.

Пушкин через образ Пугачева размышляет об истории и о судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической.

Слайд 5

5. Вернемся к началу урока. О чем мы говорили? (метаморфоза). Я вас просила подумать о том, как  слово «Метаморфоза» связано с  темой урока.

Сделайте вывод. (Размышления ребят: то он убийца, то спаситель;  то грозный, то мягкий и т.д.)

6. Домашнее задание: Как вы поняли принцип метаморфозы при создании образа Пугачева?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

На уроке по изучению повести А.С. Пушкина представлено использование различных электронных образовательных ресурсов....

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Урок проводится по слайдам презентации. Надеюсь, что мои труды будут полезны коллегам....

Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Презентация демонстрируется в течение всего урока,слайды иллюстрируют  работу по этапам урока. Надеюсь, что моя работа будет полезна коллегам. Хотелось бы услышать Ваши отзывы....

Сценарий урока на тему: «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Пушкин показал Пугачева  человеком неоднозначным и противоречивым. Так ли это? Доказать это нам помогут «Шесть шляп мышления».Учащиеся делятся на группы. Каждая получает свою шляпу....

Презентация к уроку "Образ Пугачева" (по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Презентация содержит портреты Пугачева, задания для проверки знаний с ключом и критериями оценивания, высказывания о Пугачеве....