Образ Петербурга в литературе (викторина)
материал (литература, 5 класс) по теме

Арбатова Эльвира Николаевна

Викторина-один из распространённых видов внеклассной работы. Она вызывает интерес учащихся к литературе, помогает лучшему усвоению программного материала, обогащает знания школьников, повышает их общую культуру. Материалом для викторины "Образ Петербурга в литературе" послужили произведения русской классической литературы, изучаемые в средней школе и рекомендуемые для внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 57_klass.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

1) ПЕТР ВЕЛИКИЙ И КУЗНЕЦ

Вот Петр Великий приезжает к кузнецу на лошади.

- Подкуй-ка мне коня!

- Можно,— говорит.

-Только сделай подкову хорошую!

Ну вот, кузнец занялся подкову делать. Сделал подкову и подает Петру:

-Что, хороша будет эта подкова?

Петр усмехнулся:

-Хороша, да не совсем.

-Почему не совсем?

-Она,— говорит,— слабая. 

-Ну, не знаю,— говорит,— что она слабая.

Пётр берет в руки и разгибает эту подкову. Кузнец видит:

-Да, действительно, слабая.

Берется работать вторую.

-Ну, а эта — хороша будет?

Петр и говорит:

-Да так себе.

И эту разогнул. Кузнец берется третью делать. Третья готова.

-Ну, этой, пожалуй, можно подковать.

Кузнец сделал четыре такие подковы и подковал. Петр Первый и спрашивает:

-Сколько тебе за подковы?

-Четыре рубля.

Он подает ему рубль серебряный. Кузнец взял и сломал его:

-Да у вас деньги-то фальшивые!

Петр подает ему второй. Он и второй сломал.

-Да дайте мне,— говорит,— деньги хорошие!

Петр Первый вынимает двадцать пять рублей и подает ему.

-На, не ломай денег, мы наехали коса на камень. Я подкову взломал, а ты рубли поломал. Видать, что сильней ты меня. Ты знаешь, кто я такой?

-Нет, не знаю.

-Я - Петр Великий, ваш государь. Ну дак вот, работай, как работал, и сказывай людям, что «государь ломал мои подковы, а я — его рубли, вот мы с ним и познакомилися».

Петр Первый сел и поехал. И сказал:

-До свиданья, кузнец, ты — хороший молоде'ц!

И после того кузнец его больше не видал.

Назовите жанр прочитанного произведения (бытовая сказка)

В тексте можно прочесть пословицу, которая подсказывает верный вывод из этой сказки. Найдите ее и объясните ее значение («Мы наехали коса на камень» - нашла коса на камень – пословица об упрямом нежелании уступить друг другу)

2)         До него еще ни одному писателю в Российской империи монументов не сооружалось. Поэтому разрешение на создание такого памятника русскому писателю, академику Петербургской Академии наук давалось с трудом и разрешение царя было получено на... сбор средств для сооружения такого памятника. Средства собирал весь народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил русский скульптор.

В работе ему помогал знаменитый Карл Брюллов, создавший портрет писателя, а зверей для постамента подготавливал художник А. Агин. Он так серьезно занялся этим делом, что сначала составил списки всех героев кратких иносказательных рассказов поучительного характера, затем собрал у себя «натурщиков» - зверей, с которых он делал рисунки. Свидетели рассказывают, какое это было столпотворение: четвероногие и прочие зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали...

Кому был сооружён памятник? (Великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову)

Где установлен? (В Летнем саду)

Назовите автора памятника. (Барон Петр Карлович Клодт)

3)

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон,

Внес узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны,

Сел в углу перед окном

И заснул спокойным сном…

"Это что за полустанок?" -

Закричал он спозаранок.

А с платформы говорят:

"Это город Ленинград".

Из какого произведения эти строки? Кто его автор? Назовите улицу, на которой жил герой этого стихотворения.

(Самуил Маршак «Вот какой рассеянный»; на улице Бассейной)

4) Из какого произведения эти строки? Назовите автора рассказа.

«Внизу, за еще сквозными кустами сирени, покачивалась на Крестовке пристань. Мало кто из петербуржцев знал, что в самой столице выбегает к Елагину мосту такая захолустная речонка, омывая северный край Крестовского острова. А речка была славная...»

(Саша Чёрный «Кавказский пленник»)

      5)  Из какого произведения эти строки? Назовите автора сказки.

«Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии, жил-был  содержатель  мужского пансиона,  который  еще  до  сих  пор, вероятно,  у  многих остался в свежей  памяти, хотя  дом,  где  пансион  тот помещался,  давно  уже  уступил  место  другому,  нисколько  не  похожему на прежний.  В  то  время  Петербург наш  уже  славился  в целой  Европе  своей красотой, хотя и далеко еще не был таким, каков теперь. Тогда  на проспектах Васильевского  Острова не было веселых тенистых аллей: деревянные подмостки,

часто из  гнилых  досок сколоченные,  заступали  место  нынешних  прекрасных тротуаров.  Исаакиевский  мост,  узкий  в то время и  неровный,  совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской  площади  отделен

был   канавою;   Адмиралтейство   не   было    обсажено   деревьями,   манеж Конногвардейский  не украшал площади  прекрасным  нынешним фасадом, -  одним словом, Петербург тогдашний  не  то был, что теперешний…»

(Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»)

  1. Откуда эти строки?

«Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»

(И.С. Тургенев «Муму»)

  1. Чьи это слова?

«Тут во всем привычка, твердость руки... Раз плюнуть... Намедни тоже, вот как и вы, приезжает в больницу помещик Александр Иваныч Египетский... Тоже с зубом... Человек образованный, обо всем расспрашивает, во все входит, как и что. Руку пожимает, по имени и отчеству... В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал... Долго мы с ним тут...»        

(Фельдшера Курятина из рассказа А. Чехова «Хирургия»)

8)         Откуда эти строки?

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод, ныне там

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.                (Петербургская повесть А. Пушкина «Медный всадник»)

9)Назовите персонажей русского писателя-сатирика и публициста, которые, «оставшись за штатом, поселились…в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах»?

(Генералы в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е.Салтыкова- Щедрина»)

10)        Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны...

И свет ее с улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благослови, – писал Пушкин.

Назовите стихотворение, которое прочёл юный поэт на публичном лицейском экзамене в 1815 году в присутствии «великого старика».                                        («Воспоминания в Царском Селе»)

11) Царскосельский лицей был закрытым заведением. Распорядок учебного дня лицеиста был таким:

 «Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались — шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.

От 7-ми до 9-ти часов — класс.

В 9 — чай; прогулка — до 10-ти.

От 10-ти до 12-ти — класс.

От 12-ти до часу — прогулка.

В час — обед.

От 2-х до 3-х или чистописанье, или рисованье.

От 3-х до 5-ти — класс.

В 5-ть — чай; до 6-ти — прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс.

По средам и субботам — танцеванье или фехтованье.

Каждую субботу — баня.

В половине 9-го часа — звонок к ужину.

После ужина до 10 часов — рекреация (отдых).

В 10-ть — вечерняя молитва — сон».        

Об этом мы читаем в «Записках о Пушкине». Назовите их автора (Иван Пущин)

12) Кто из персонажей «прибыл…в Петербург, остановился в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца, и начал свои поиски»?

                                (Самсон Вырин из повести А. Пушкина «Станционный смотритель»)

13) В каком произведении мы прочитаем такие строки:

а)         В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг.

В стенах внезапно укрепленна

И зданиями окруженна,

Сомненная Нева рекла: «Или я ныне позабылась

И с оного пути склонилась,

Которым прежде я текла?»

(«Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М. В. Ломоносова)

б)         Се образ изваян премудрого Героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру, простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних сопостатов…»

(В «Похвальной надписи к статуе Петра Великого» М.В. Ломоносова)

16) Кто из критиков так сказал о Ломоносове: «С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим»?     (В.Г. Белинский в статье «Литературные мечтания»)

17) Кто назвал Ломоносова «самобытным сподвижником просвещения» и «первым нашим университетом»?  (А.С.Пушкин, статья «Путешествие из Петербурга в Москву»)

18) Кому принадлежат эти слова?

Прости и ты, мой край родной,

Прости, несчастный край!

И ты... о город роковой,

Гнездо царей... прощай!

-------------------------------

Счастливо молодость моя

Прошла в стенах твоих,

Твои балы любила я,

Катанья с гор крутых,

Любила плеск Невы твоей

В вечерней тишине,

И эту площадь перед ней

С героем на коне…

(Княгине Трубецкой из поэмы А.Н. Некрасова «Русские женщины»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

В презентации представлена таблица, где   по-разному описывают  Петербург  Пушкин,  Гоголь, Некрасов.А также здесь можно найти Петербург Достоевского....

Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"

Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока....

Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"

Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из  этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"  и логическим заключением...

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского " ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Содержание урока     расширит представления учащихся о неразрешимости  противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит  от ...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...