Урок литературы в 5а классе с использованием ИКТ Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Цели урока:
Выявить степень усвоения изученного материала, начитанность обучающихся.
Развивать индивидуальную творческую активность, артистизм, эстетический вкус, инициативу.
Воспитывать любовь к сказкам, литературе.
Обобщить и расширить знания обучающихся по данной теме.
Форма урока: обобщающий.
Жанр: путешествие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5а классе с использованием ИКТ
Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Цели урока:
- Выявить степень усвоения изученного материала, начитанность обучающихся.
- Развивать индивидуальную творческую активность, артистизм, эстетический вкус, инициативу.
- Воспитывать любовь к сказкам, литературе.
- Обобщить и расширить знания обучающихся по данной теме.
Форма урока: обобщающий.
Жанр: путешествие.
Что за прелесть эти сказки!
А.С. Пушкин
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
Добрый день, дорогие друзья, ребята, коллеги, гости!
Сегодня на уроке мы поговорим с вами о чудотворном влиянии, воспитании, формировании волшебной сказкой человечества!
Наиболее ярким представителем – «сказителем» волшебной сказки был А.С. Пушкин. В основу своих сказок он положил народное творчество, тем самым увековечивая его на многие столетия.
Нет, пожалуй, на свете человека, который не знал бы этих сказок и их героев.
А.С. Пушкиным написано 5 стихотворных сказок, не похожих одна на другую. Его сказки сродни народным песням. Благодаря этой лёгкости, напевности, стихи звучат, как музыка.
Попробуем же прикоснуться к ним ещё раз, а поможет нам в этом необычное путешествие.
Давайте на минуту закроем глаза и представим себя не в классе, а в волшебной карете, взмываемой под облака.
III. Авторское стихотворение учителя Метелевой О.Н., сопровождаемое театральным представлением по сказкам А.С. Пушкина. (Приложение 1.)
Закружи нас, птица-тройка,
Унеси под облака,
На дороге, друг, не стой-ка,
До свидания, пока!
В путешествие по сказкам
Отправляемся всем классом.
Автор – Пушкин, наш поэт,
Лучше и не видел свет.
Как же быстро мы летели,
Рассмотреть едва успели
Брег и море рядом с ним…
Отдохнём здесь, посидим… (сцена из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
Что за сказка непростая?
Тут и рыбка золотая,
И старуха, и старик…
Мир волшебный так велик!
Но, довольно, нам пора
От землянки, со двора,
Ждёт история другая,
Отгадай её, какая?
В ней чудесное стекло,
Зеркалом зовут его.
А ещё царевна есть,
Что нельзя и глаз отвесть.
Злая, гордая царица,
Что от зависти гневится.
Братьев семь – семь усачей,
Пёс Соколко, Елисей. (сцены из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Побывали в сказке этой
И расскажем теперь свету:
Дочка царская жива!
Пусть трубит о том молва.
Мы ж поднимемся высоко,
Полетим опять далёко
В тридевятое всё царство,
Тридесято государство.
Долетаем до границы,
Видим, как с высокой спицы
Встрепенулся петушок,
Не заметить нас не мог. (сцена из «Сказки о золотом петушке»)
Что за сказка, где Дадон,
Злат петух, был верный он,
Шамаханская царица,
Раскрасавица-девица?
Отправляемся все в путь
Мы к попу, не как-нибудь.
У него живёт Балда,
Вот работник хоть куда:
Повар, конюх, нянька, плотник,
Славный до чертей охотник.
Собирает он оброк,
Чтоб отдать попу всё в срок. (сцена из «Сказки о попе и о работнике его Балде»)
Назовите сказку эту?
Полетим ещё по свету.
Распрощались мы с Балдой,
Глядь: внизу уж мир другой.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовёт нас в гости
Расспросить, что мы за гости.
К белке всех ведёт ручной
Да затейнице какой,
Та орешки всё грызёт,
Песни весело поёт.
А ещё есть дивно диво,
Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
И увидим мы с тобой
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
А ещё есть величава
Царевна-лебедь, будто пава. (сцены из «Сказки о царе Салтане…»)
Что за сказка? Отгадайте!
Ну-ка, дружно называйте!
Облетели мы весь свет,
Вам теперь держать ответ,
Что за сказки представляли
И кого вы узнавали.
Чему учат сказки эти?
Знают взрослые и дети:
Добрым быть, людей любить,
Бога также не гневить.
Жить в согласии с природой,
Не роптать, что ты убогой,
Помнить долго сей урок,
Сказка – ложь, да в ней намёк.
Путешествию конец,
А кто слушал – молодец!
Всем спасибо за вниманье,
А ребятам – за старанье.
IV.Блиц-опрос.
- Кто из сказочных героев А.С. Пушкина
…зарыдал
И пошёл к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть ещё хоть раз? (Королевич Елисей)
Рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба говорила? (Старик)
С первого щелка прыгнул
…до потолка, со второго щелка
Лишился…языка? (Поп)
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль – и в щель забился? (Князь Гвидон)
- О ком из сказочных героев идёт речь?
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет. (О Балде)
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор. (О тридцати трёх богатырях)
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает… (О белке)
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вина,
Заедает она пряником печатным. (О старухе)
Перед утренней зарёю..
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять. (О семи богатырях)
Ничего не сказала,
Лишь хвостом по воде махнула
И ушла в глубокое море. (О рыбке)
- Кто там жил?
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною белёною трубою,
С дубовыми тесовыми вороты. (Старуха)
В светлой горнице кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой. (Семь богатырей)
- Кому принадлежат эти слова?
Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли… (Князю Гвидону)
Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня… (Царевне Лебеди)
- Какую песню пела белочка? («Во саду ли, в огороде»)
- Кто получил письмо такого содержания:
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку. (Царь Салтан)
- Сколько сказок написал поэт с 1830 по 1834 годы? Назовите их.
(5 сказок в стихах: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе» /не была закончена/)
8) Какая из сказок была опубликована только после смерти Пушкина?
(В 1840 году в переработке Жуковского была напечатана «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
- Какая единственная сказка Пушкина имеет чисто литературный источник?
(В основу пушкинской «Сказки о золотом петушке» положена шутливая новелла американского писателя В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте»)
- Что значит СВАТЬЯ БАБА (Бабариха), кем она приходилась царю Салтану, в каком родстве она с князем Гвидоном?
(Сватья – мать одного из супругов. Бабариха – сватья царицыных сестёр ткачихи и поварихи; значит, она мать царя Салтана и бабушка князя Гвидона. Пушкин называет её СВАТЬЯ БАБА, т.е. и сватья, и бабушка. Это подтверждают строки: когда царевич, обернувшись шмелём, «жалит он очей старой бабушки своей»)
- Не хочу быть чёрною крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой.
- говорит старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке». Что это значит?
(Столбовыми называли потомственных дворян из старинных родов, чьё дворянство прошло через несколько поколений. Желание старухи нелепо: она ведь хочет стать не просто дворянкой, а обязательно потомственной).
V.Подведение итогов.
Каждая из сказок А.С. Пушкина – это сокровищница поэзии и мудрости. Каждая заканчивается многозначительным послесловием и обязательно чему-то учит нас в жизни.
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Что тебе понравилось на открытом уроке и что запомнилось?»
VII. Прощание. Авторское стихотворение учителя Метелевой О.Н.
Урок окончен, и для завершенья
Позвольте высказать своё сужденье.
Талант, талантище, громада…
Пусть будет в жизни вам отрадой.
Во всякий час, во всякий миг,
Всегда и всюду он велик.
Поэт, писатель, критик и мыслитель,
Шедевров автор, недругов гонитель,
Светило русское, один, во всей красе…
Он был, как мы, он был, как все…
Он чувства добрые в нас лирой пробуждал
И в свой жестокий век к любви взывал,
К любви, свободе, к дружбе и к природе,
Был принят и в салонах, и в народе…
Пройдут столетья… Нас уже не будет,
Но имя «Пушкин» вечным будет!
Дорогие друзья! Наш урок подошёл к концу. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сядьте в тройку, закрыв глазки, Предстоит нам путь по сказкам, Замечательным, известным, Умным, добрым, интересным.
Брег и море рядом с ним… Что же здесь? Мы поглядим На старухины желанья И у старче на страданья…
Что за чудо то стекло, Зеркалом зовут его, Остановимся чуть-чуть, А потом продолжим путь…
Чудо третье – петушок, Охранять границы мог, Он кричал: «Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!»
Сказ четвёртый с укоризной, О попе и дешевизне, О бесятах и Балде, О зайчатах, полбе…
Пятой - сказка о Салтане, О Гвидоне и обмане, Волшебстве и плене, Любви и измене…
Облетели мы весь свет, Вам теперь держать ответ, Что за сказки представляли И кого вы узнавали? 1 2 3 4 5
Чему учат сказки эти? Знают взрослые и дети: Добрым быть, людей любить, Бога также не гневить, Жить в согласии с природой, Не роптать, что ты убогой. Помнить долго сей урок, Сказка – ложь, да в ней намёк.
Путешествию конец, А кто слушал – молодец! Всем спасибо за вниманье, А ребятам – за старанье!
Авторское стихотворение учителя литературы Метелевой О.Н Урок окончен, и для завершенья Позвольте высказать своё сужденье. Талант, талантище, громада… Пусть будет в жизни вам отрадой, Во всякий час, во всякий миг, Всегда и всюду он велик. Поэт, писатель, критик и мыслитель, Шедевров автор, недругов гонитель, Светило русское, один, во всей красе… Он был, как мы, он был, как все… Он чувства добрые в нас лирой пробуждал И в свой жестокий век к любви взывал, К любви, свободе, к дружбе и к природе, Был принят и в салонах, и в народе… Пройдут столетья… Нас уже не будет, Но имя «Пушкин» вечным будет!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе с использованием технологии проблемного обучения. Тема: А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет»
Урок построен с использованием технологии проблемного обучения и рассчитан на 2 часа....
Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме "Образ России в творчестве С.Есенина"
Цель урока: активизация художественного восприятия лирического произведения. Задачи:- Формирование умения анализировать и оценивать звуковой образ- Расширить представление учеников о творчестве поэта-...
Использование ИКТ на уроках литературы в старших классах в рамках изучения темы "Лирика А.С. Пушкина"
Презентация по теме "Лирика А.С. Пушкина"...
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...
«Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме: «Тема Родины в творчестве С.Есенина»
laquo;Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме: «Тема Родины в творчестве С.Есенина»...
Урок литературы в 9 классе с использованием ИКТ на тему: «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина, работать над развитием творческих способностей учащихся, развитием диалогической и монол...