Урок литературы в 9-м классе на тему "Жизнь и творческая судьба А.С.Пушкина"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Дорофеева Галина Рудольфовна

Урок литературы в 9-м классе      

Тема: Жизнь и творческая судьба А.С.Пушкина

Цели:

1.   Систематизировать пройденный материал о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

2.   Вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью.

3.   Воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9-м классе                                                          Тема: Жизнь и творческая судьба А.С.Пушкина.

Цели:

  1. Систематизировать пройденный материал о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
  2. Вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью.
  3. Воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Подготовка к уроку: индивидуальные сообщения, выразительное чтение наизусть подготовленных дома стихотворений А.С.Пушкина.

                                                                   Мой друг, отчизне посвятим        

                                                                    Души прекрасные порывы!

                                                                            А.С.Пушкин. “К Чаадаеву”

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

              Творческая биография Пушкина (слайд №1)  ведётся с того дня, когда он, пятнадцатилетний юнец, отроческим ломким голосом продекламировал перед изумленным Державиным:

                             Навис покров угрюмой нощи
                            На своде дремлющих небес;
                            В безмолвной тишине почили дол и рощи,
                            В седом тумане дальний лес;
                            Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
                            Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
                            И тихая луна, как лебедь величавый, 
                            Плывет в сребристых облаках.

               Державин был поражен: если этот недоросль так начинает – что же обещает его поэзия в дальнейшем?!

              Что было дальше – вы узнаете позже, и  не раз будете возвращаться к произведениям А.С.Пушкина. Взрослея, вы откроете для себя новый, более глубокий смысл пушкинских строк.

                А перед Державиным на лицейском экзамене стоял будущий величайший поэт России, и сам он вряд ли догадывался об этом.

  Беседа с учащимися.                                                                                А что мы знаем о нем? Ведь каждый год на уроках литературы мы читали, обсуждали его произведения. Какие стихотворения А.С.Пушкина вы знаете наизусть?

II. Выразительное чтение наизусть учащимися подготовленных дома стихотворений Пушкина.

III. В тетрадях чертим таблицу “Основные периоды жизни и творчества А.С.Пушкина” (по ходу урока колонки таблицы будут заполняться) (слайд №2)

Период

Годы

Детство поэта

(1799-1811)

Лицей

(1811-1817)

Петербург

(1817-1820)

Южная ссылка

(1820-1824)

Михайловское

(1824-1826)

После ссылки

(1826-1830)

Болдинская осень

(1830)

Петербург

(1831-1833)

Последние годы жизни

(1834-1837)

IV. Проверка индивидуальных заданий:

             1. Сообщение на тему “Детство” (слайд №3)

           Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 г. отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем.

           Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. А между тем эти черты свидетельствовали о ранней внутренней сосредоточенности мальчика, о его полном погружении в свой особый, еще детский, но уже поэтический мир.

            Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим родителей своим “пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом”.

             По некоторым свидетельствам, в раннем детстве поэт почти не говорил по-русски. Его первыми учителями русского языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью; няня Арина Родионовна, сказочница и певунья; дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь. Благодаря им, да общению с крестьянскими детьми Пушкин выучился русской грамоте, усвоил дух родной речи. “Преданья старины глубокой”, рассказываемые бабушкой, няней, уживались с чтением иностранной и отечественной литературы.

                          2.Сообщение на тему “Лицей” (слайд №4)

             В 1811 г. Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привез дядя Василий Львович.

Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 г. Через Царское Село шли войска. Лицеисты их провожали.

             В свободные часы воспитанники вместе с педагогами спешили в Газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Патриотическое воодушевление сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу.Пушкину хотелось принять непосредственное участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. Поэтому он стал тяготиться пребыванием в лицее, закрытом учебном заведении. В его стихотворениях все чаще прорываются жалобы на вынужденное невольничество.

             Эту грусть до известной степени скрашивала дружба лицеистов. Она питалась патриотическими чувствами, а также играми, забавами и общими духовными интересами. Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда проигрывал. Он, однако, легко забывал пустячные обиды, но долго помнил серьезные, нанесенные ему как человеку и унижающие его личное достоинство. Пушкин отличался в лицее веселостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но шутки его никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей. Вот, например, какие строки посвятил он Дельвигу, к которому испытывал привязанность:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный! 
Ты не под кафедрой сидишь, 
Латынью усыпленный.

              Такие шутки не оскорбляли и не причиняли вреда — о лености и сонливости Дельвига ходили легенды.

               Особенно мужали и сплачивались лицеисты в спорах и поэтических состязаниях. Недаром впоследствии Пушкин отметил эту особенность “прекрасного союза” — “срастался он под сенью муз”, Педагоги поощряли литературное творчество, и вскоре в лицее обнаружилось много стихотворцев. Стихи писали Кюхельбекер, Дельвиг, Илличевский, Корсаков и Яковлев, но первенство Пушкина признавали все. И, конечно, не случайно, что именно ему предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 8 января 1815 г. в присутствии знатных вельмож.

                Лицеисты знали, что сам Державин — первый поэт XVIII в. – будет среди именитых гостей. В оде “Воспоминания о Царском Селе” Пушкин прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Его привлекла патриотическая тема тесного союза ратного подвига и поэзии. В оде упоминался и Державин, воспевший “струнами громкозвучных лир” полководческий талант Суворова.

                 Лицейский период — пора ученичества и поисков самостоятельного пути — запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 г., и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтами, и началом eго поэтической славы.

                  3. Сообщение на тему “Петербург” (слайд №5)

                 Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский прочили Пушкину поэтическую славу. Первоначально, по выходе из лицея, поэт уехал в Михайловское, но в августе 1817 г. вернулся Петербург и поселился с родителями па окраине столицы. Служба в Коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Александр Пушкин, не обременяла его.

                  Пушкин с увлечением отдался поэзии, искусству, политическим пирам, дружеским встречам. Круг знакомых Пушкина расширился. Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем, избытком душевных сил.

                  Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, пошел в круг вольномыслящей молодежи. Он охотно читал здесь свои стихи, зная, что в этом обществе поймут пламенные порывы его мятежного сердца. Несколько позже, в 1819 г., Пушкин стал посещать дом Н.В. Всеволожского, своего друга, любителя театра, у которого собирались члены кружка “Зеленая лампа”, тесно связанные тайным обществом “Союз благоденствия”. Сюда входили поэт Федор Глинка, будущий декабрист Сергей Трубецкой, приятель Пушкина, офицер Яков Толстой и др. Собрания кружка сохранялись в тайне. На них обсуждались политические, экономические, социальные вопросы.

                 Вольнолюбие с особой силой проявилось в петербургский период в стихотворении “К Чаадаеву” (1818), которое написано в жанре дружеского послания, но вместе с тем наполнено глубоким общественным содержанием.

                 Появились и другие произведения свободолюбивого характера. Пушкин ненавидел всякое ханжество, лицемерие, нарочитую религиозность, процветавшие при дворе Александра I. Его стихотворения читались вслух, расходились в многочисленных списках и в устной передаче. Пушкин действительно был поэтическим голосом передовых дворян.

                   3. Сообщение на тему “Южная ссылка” (слайд №6)

                  Гроза над Пушкиным разразилась внезапно.

Казалось, ничто не могло омрачить ни светлого настроения Пушкина, ни его искрометной веселости. Но вот Александр I упрекает директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник “наводнил Россию возмутительными стихами”, и приказывает генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта. И апреле 1820 г. Милорадович пригласил к себе Пушкина и доверительно сообщил ему об опасности. Поэт ответил губернатору, что бумаги его сожжены, но что он может восстановить стихи по памяти, и тут же написал все вольнолюбивые стихотворения, кроме одной эпиграммы. Милорадович просил царя простить молодого поэта, который пленил его своим благородством. Но царь был неумолим. Александр I колебался, куда сослать Пушкина — в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Хлопотали все — и Карамзин, и Жуковский, и Чаадаев. Наконец царь уступил: Пушкин направился в южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. 6 мая 1820 г. он вы ехал в южную ссылку.

                   В середине мая 1820 г. Пушкин прибыл в Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Генерал Инзов встретил его дружелюбно. После шумной петербургской жизни Пушкин почувствовал в Екатеринославе скуку. К тому же он тяжело заболел. В это время в Екатеринослав приехала семья прославленного героя Отечественной войны 1812 г. генерала Раевского. Путь ее лежал на Кавказские воды. Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения, и поэт вместе с Раевскими поехал на юг.

                    На юге Пушкин создал несколько романтических поэм — “Кавказский пленник”, “Братья-разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”, работал над “Цыганами”, которых закончил в Михайловском, начал писать роман в стихах “Евгений Онегин”.

                    Приехав осенью 1820 г. из Крыма в Кишинев на место службы, Пушкин с радостью окунулся в атмосферу политических, философских и литературных споров.

Пушкина встретили в Кишиневе дружески. Он нашел здесь давнего своего знакомца по Петербургу генерала М.Ф.Орлова, заслуженного воина, принявшего в 1814 г. капитуляцию Парижа.

                    Особенно большое впечатление произвел на Пушкина П.И. Пестель, участник Отечественной войны 1812 г., основатель и глава Южного общества декабристов, впоследствии казненный вместе с Рылеевым и другими. В своем дневнике поэт записал 9 апреля 1821 г. о личности будущего руководителя Южного общества: “...умный человек во всем смысле этого слова”, “один из самых оригинальных умов, которых я знаю”. Тогда же Пушкин встретился с “первым декабристом” В.Ф. Раевским, заключенным в тюрьму ещё до восстания на Сенатской площади, и даже сумел предупредить его об аресте.

                        4.Сообщение на тему “Михайловское” (слайд №7)

                  8 августа 1824 г. Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно сколько времени. Пушкину запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве, вдали от друзей, от культуры. В глухой северной деревне поэт почувствовал себя неуютно и подавленно.

                  Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки и напевала мелодии русских народных песен.

                  Вначале пушкинское творчество в Михайловском было проникнуто глубокой печалью. Но весной 1825 г. и особенно летом настроение Пушкина меняется: он бодр, жизнерадостен, душевно спокоен и сосредоточен. Своему другу Раевскому Пушкин писал летом 1825 г.: “Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить”.

                      5. Сообщение на тему “После ссылки” (слайд №8)

                   Последние дни в Михайловском Пушкин доживал с трудом. Ему было одиноко и душно в северном заточении. Там же он узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Он с напряжением ждал подробных вестей об окончании следствия и о приговоре. Его знакомые и друзья числились в списках государственных преступников, их ждало суровое наказание, а пятеро из них были казнены.

Пушкин не забудет их. Он одобрит Кюхельбекера, Пущина. На страницах его рукописей возникнуть впоследствии быстрые рисунки пяти повешенных. Он посвятит декабристам немало стихотворных строк.

                      Всё лето 1826 года прошло в мучительных и тяжелых раздумьях. А 3 сентября внезапно прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву, где короновался на царство Николай I.

                      8 сентября 1826 года Пушкин вошел в кабинет царя в Чудовом монастыре, беседа продолжалась довольно долго, около двух часов. Известно о ней немного. Но то, что дошло до нас, сводится к заключению устного соглашения между Пушкиным и царём. Пушкин обещал воздержаться от публичной критики правительства, но не скрыл от царя своего сочувствия декабристам. Николай I разрешил поэту жить в обеих столицах и вызвался быть единственным цензором его сочинений. Пушкин предполагал, что личная цензура царя откроет ему быстрый доступ к печати. Царю же, вступающему на престол, хотелось расположить к себе поэта и русское общество после жестокой расправы над декабристами. Возвращение Пушкина из ссылки общество сочло крупнейшим событием первых лет царствования нового царя, но надежда на перемену политических взглядов Пушкина не оправдалась: он вовсе не намеревался стать официальным поэтом. Правда, некоторое время он был осторожнее, но взгляды свои не изменил.

         5. Сообщение на тему “Болдинская осень” (слайд №9-10)

              Весной 1829 г. Пушкин получает согласие на брак с Н.Н.Гончаровой. Летом 1830 г. Поэт приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. В Болдине ему пришлось пробыть не месяц, как он намеревался, а целых три: началась эпидемия холеры.

               Вынужденное пребывание в Болдине отмечено невиданным творческим подъёмом. Пушкин закончил роман “Евгений Онегин”, написал “Повести Белкина”, “Историю села Горюхина”, несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем “маленькими трагедиями”, народно-лирическую драму “Русалка”, поэму “Домик в Коломне”, “Сказку о попе и о работнике его Балде” и несколько прекрасных лирических стихотворений.

                В журналах пишут об упадке таланта поэта, бессовестно клевещут на него и даже унижают его человеческое достоинство.

               Известный доносчик и агент III отделения Ф.В.Булгарин в 1830 г. опубликовал фельетон, в котором утверждал, что Пушкин “в своих сочинениях не обнаружил ни одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины…”. В том же году журналы обвинили поэта в подражательстве. “Вестник Европы” назвал Пушкина “великим человеком на малые дела”.

                Травля началась. Пушкин принял вызов. Он не мог не ответить на наглые выпады журналистов. Он заклеймил Булгарина как бездарного писаку, как труса и дезертира, бежавшего из русской армии и служившего у Наполеона полицейским агентом. Однако борьба была слишком неравной.

                   7. Сообщение на тему “В Петербурге” (слайд №11)

                 В ноябре 1830г. Пушкин покинул Болдино. В начале декабря он приехал в Москву, а 18 февраля 1831 г. состоялось венчание его с Натальей Гончаровой. Вскоре вместе с молодой женой он переехал в Петербург.

                 Поэт по-прежнему полон творческих замыслов. В 1832 г. он начал писать роман “Дубровский”, а в 1833 – повесть “Пиковая дама”. Тогда же, в 1833 г., он приступает к работе над “Капитанской дочкой” и собирает материал для “Истории Пугачёва”.

                 В творчестве Пушкина 1830-х гг. историческая тема заняла особое место. Как бы соединяя современность и историю, поэт стремился осмыслить путь человечества как закономерное движение. Чтобы подробнее ознакомиться с краем, где вспыхнуло восстание Пугачёва, Пушкин в 1833 г. отправился в путешествие по России. Он посетил Казань и Оренбург, где ещё были живы воспоминания о Пугачёве. В эти же годы Пушкин приблизился к осуществлению давно задуманной идеи – написать историю Петра Великого.

                  Пушкин с тревогой видел, что дела его все ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. Материальное положение поэта вскоре стало катастрофическим. Ко всему этому прибавилось новое серьёзное беспокойство: светские сплетни вокруг имени его жены.

     8. Сообщение на тему “Последние годы жизни” (слайд №12-13)

                  1834 г. явился переломным годом в жизни Пушкина: в дневнике поэт записал, что переходит к открытой оппозиции. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры. Придворное звание оскорбило Пушкина: обычно такие звания давались юношам, а Пушкин был уже не молод. Поэт понимал, что царь, приближая его ко двору, преследует определенные цели. В свете вновь поползли слухи, будто поэт заискивает перед Николаем I. Обстоятельства складывались трагично: камер-юнкерство бросало тень на Пушкина, а народный поэт, которым Пушкин себя уже осознал, должен быть чистым и непорочным. С этого времени Пушкин презрительно отзывается о Николае I, в котором, по его словам, “много от прапорщика и мало от Петра Великого”. Поэту хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов. Но он вынужден служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение. Не бывать же в свете он не мог: придворное звание обязывало посещать балы и вечера. В конце концов поэт решился на отчаянный шаг: летом 1834 г. он подал прошение об отставке. В ответ на это ему запретили работать в архивах. Прошение пришлось взять обратно.

                Светское общество не могло простить Пушкину его гениальности. Пушкина травили клеветой, сплетнями, и это неуклонно вело к кровавой развязке. Поэт это знал:

                    Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы:
                   Решенья глупости лукавой,
                   И шёпот зависти, и лёгкой суеты
                   Укол веселый и кровавый.

                Он пытался найти выход, вновь и вновь предпринимал отчаянные попытки вырваться из тесного круга. Именно в этот период современники замечают тяжелое состояние его духа.

                 Гениальные произведения, созданные Пушкиным в начале 30-х гг. , не были поняты и по достоинству оценены.

                 Пушкин не знал покоя и в семье. Молодой француз Дантес, усыновлённый голландским посланником бароном Геккерном, зимой 1836 г. стал оказывать Наталье Николаевне явные знаки внимания. Пушкин был взбешен: стал мрачен, молчалив, вид его был угрожающ. В начале ноября свет нанёс сердцу Пушкина ещё одну “неотразимую обиду”: поэт получил по почте циничный пасквиль, оскорблявший честь его и Натальи Николаевны. Он отправил Дантесу вызов на дуэль. Друзьям удалось предотвратить кровавую развязку, а Дантес заявил о своей любви к сестре Натальи Николаевны Екатерине и женился на ней.

                 Свет выступил не на стороне Пушкина. Все обвиняли поэта и злобно ждали его унижения. Дантес, хотя дом Пушкина был закрыт для него и его жены, не переменил отношения к Наталье Николаевне. 25 января Пушкин получил новое анонимное письмо, оскорблявшее его жену. Пушкин решил положить всему этому конец. В тот же день он написал гневное и резкое письмо Геккерну с явным намерением оскорбить посланника и его приёмного сына. В ответ Дантес вызвал Пушкина на дуэль.

                   Дуэль состоялась 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года в нескольких верстах от Петербурга. Секундантом Пушкина был лицейский товарищ Данзас. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал, но нашёл в себе силы сделать ответный выстрел, достигший цели. По воспоминаниям современника, поэт воскликнул: “Браво!” Однако Дантес был лишь легко ранен: пуля попала в руку, которой Дантес прикрывал грудь.

                    Истекающего кровью Пушкина положили в карету. По дороге домой у него начались сильные боли. Рана оказалась смертельной. 28 января Пушкин простился с женой, детьми и близкими друзьями. В предсмертный час он просил простить своего секунданта. Его последние слова были: “Кончена жизнь”. 29 января (10 февраля) 1837 г. в 2 часа 45 минут пополудни Пушкина не стало.

                     “Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях приходили поклониться праху любимого народного поэта”, – вспоминала Е.Н.Карамзина.

                      Власти испугались народных манифестаций и беспорядков и отдали распоряжение перенести тело для отпевания из Исаакиевского собора в Конюшенную церковь, а ночью отвезли гроб в Святогорский монастырь для погребения. К псковскому губернатору было отправлено из III отделения предписание царя не устраивать “никакой встречи, никакой церемонии”. В последний путь Пушкина проводили дядька Никита Козлов и близкий друг поэта Александр Иванович Тургенев. Их сопровождал жандармский капитан.

                      В Святогорском монастыре 6 февраля 1837 г. (18 февраля) рядом с могилами деда, бабушки и матери Пушкина похоронили.

V. Итоги урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 9-м классе "Литературная дуэль" по произведениям А.С.Пушкина

Викторина по произведениям А.С.Пушкина«Евгений Онегин», «Сказка о царе Салтане», Сказка о рыбаке и рыбке», «Бородинская годовщина», «Я помню чудное мгновенье», «Где наша роза?"...

Методическая разработка урока литературы для 7-го класса "Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа".

Представленная методическая разработка урока литературы поможет молодому педагогу при анализе поэтического текста, да и опытный учитель, я думаю, найдёт в ней что-то полезное для себя....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

Конспект урока литературы в 10-ом классе «Тема милосердия власти в творчестве А.С.Пушкина»

Урок позволит продолжить обучение навыкам сопоставительного анализа художественных произведений, поможет сформировать у учащихся активную  интеллектуально-познавательную деятельность по изучению ...

Урок литературы в 9-ом классе в форме виртуальной экскурсии по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» с учетом краеведческого компонента. Человек на войне.

Данное занятие по литературе хорошо дополнит урок по творчеству М.А. Шолохова в 9-ом классе при изучении рассказа "Судьба человека". Ребята узнают о том, что литературные произведения вдохно...