Конспект урока литературы в 10-ом классе «Тема милосердия власти в творчестве А.С.Пушкина»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Ветрова Наталия Леонидовна

Урок позволит продолжить обучение навыкам сопоставительного анализа художественных произведений, поможет сформировать у учащихся активную  интеллектуально-познавательную деятельность по изучению жизненного и творческого пути А.С.Пушкина,

воспитывать активную гражданскую и патриотическую позицию через осознание национального универсализма творчества А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkin_konspekt_uroka_s_prilozheniem.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 10-ом классе

на тему: «Тема милосердия власти в творчестве А.С.Пушкина»

Разработала

учитель высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа»

г. Котовска Тамбовской области

Наталия Леонидовна Ветрова

Котовск 2016

Тема урока: «Тема милосердия власти в творчестве А.С.Пушкина»

Вид урока: урок-размышление

Цели урока:

- продолжить обучение навыкам сопоставительного анализа художественных произведений;

- формировать у учащихся активную  интеллектуально-познавательную деятельность по изучению жизненного и творческого пути А.С.Пушкина;

- воспитывать активную гражданскую и патриотическую позицию через осознание национального универсализма творчества А.С.Пушкина.

Задачи урока:

-  углубить знания творческого наследия А.С.Пушкина, познакомить с новым произведением, поэмой «Анджело», сопоставить с уже известной драмой «Борис Годунов», повестью «Капитанская дочка»;

- на примере сопоставления трёх литературных произведений раскрыть тему урока («Милосердие власти») и показать приёмы и формы её реализации; отработать понятие «психологический портрет героя», «приём антитезы», «внутренний монолог»;

- раскрытие и постижение новых граней Пушкинского гения, приобщение к высокой культуре, обогащение новыми понятиями и чувствами;

- Педагогические технологии, используемые на уроке:

- личностно-ориентированная;

- информационная;

- уровневая дифференциация;

- творческая мастерская.

Оборудование: фотографии  Михайловского, Тригорского парков, портреты  А.С.Пушкина, автографы его произведений; диски с записями произведений А.С.Пушкина в исполнении артистов Малого театра; портреты Бориса Годунова, Екатерины II (парадный и простой), Дука, Анджело; толковый словарь Ожегова.

Описание хода урока:

На экране слайды с изображением пейзажей, копии оригиналов стихотворений Пушкина. Звучит музыка из оперы «Евгений Онегин» (возможны варианты), на этом фоне читаются отрывки из стихотворений Пушкина.

Учитель: Александр Сергеевич Пушкин! По этому небольшому вступлению вы поняли, как многогранно, многотемно его творчество. Всё, за что бы он ни взялся, выходило крупно, талантливо, гениально. Сказки, поэмы, драмы, повести, рассказы, романы, стихи.

           Чтобы лучше постигнуть, понять творчество А.С.Пушкина в целом или идейный смысл конкретного произведения, традиционно соотносят эти произведения с каким-то этапом жизни поэта. Не менее распространён другой подход – распределение творчества по темам.

Слайд №1(тематика произведений А.С.Пушкина)

            И сегодня мы с вами будем говорить о произведениях великого Пушкина, также объединённых одной темой – темой милосердия власти.

Слайд №2(название темы урока)

Учитель: Тема нашего урока: «Тема милосердия власти в творчестве А.С.Пушкина». Мы попытаемся раскрыть ее на примере трех произведений. Это драма «Борис Годунов» (1825г.), поэма «Анджело» (1833г.), повесть «Капитанская дочка» (1836г.)

Слайд №3(перечень произведений)

             Годы написания этих произведений разные, что говорит об устойчивом интересе поэта к теме власти.

   Вопрос для размышления: откуда этот интерес у Пушкина? Чем он мог быть вызван?

Предполагаемые ответы учащихся: Столкновение с властью, с русскими императорами Александром I и Николаем I, как это сказалось на самой судьбе поэта.

           Учитель: для более оптимального использования времени я прошу вас разделиться на три группы. Каждая группа работает со своим заданием по плану.

Аналитическая работа с текстом

Учитель:       Перед началом работы уточним значение слова «милосердие». В словаре С.И.Ожегова это слово толкуется следующим образом:

Слайд №4(Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания,  человеколюбия.)

         В конце урока, дети, вы должны будете дополнить предложенную словарную статью, исходя из тех знаний, которые будут получены вами при анализе пушкинских текстов.

         Соблюдая хронологию, обратимся к первому произведению. Итак, трагедия «Борис Годунов». Пушкин всегда проявлял огромный интерес к русской истории, и в его творчестве мы находим тому подтверждение.

Вопрос: Сюжеты каких произведений основаны на исторических событиях?

Предполагаемый ответ: «Полтава», «Песнь о Вещем Олеге», «Борис Годунов», «Капитанская дочка».

Учитель: В своем драматическом произведении А.Пушкин обратился к периоду русской истории, который называют…?

Предполагаемый ответ: Смута.

Учитель:  Сегодня это слово – архаизм, то есть устарело, но явление, которое оно называет, сохранилось в нашей действительности.

Вопрос:         Какой современный синоним вы могли бы подобрать к  слову «смута»?

Предполагаемый ответ:  Гражданская война

  Учитель:       А.С.Пушкин предлагает нам своё понимание причин, приведших к тем страшным, кровавым событиям. Предположите, кто к этому причастен?

Предполагаемый ответ: Борис Годунов.

Учитель: Ребята, в литературном произведении  движет действием конфликт.

Слайд №5(определение конфликта).

Вопрос:   Какой конфликт лежит в основе трагедии «Борис Годунов»?

Предполагаемый ответ: Борис Годунов – Григорий Отрепьев, за которым стоят недовольные князья.

Вопрос: Как можно объяснить причину этого противостояния?

Предполагаемый ответ:   Формальная причина – убийство малолетнего царевича Дмитрия, якобы по приказу Бориса Годунова. Григорий Отрепьев выдал себя за воскресшего царевича Дмитрия.

Вопрос:  Пушкин поддерживал официальную версию или выдвигал свою?

Предполагаемый ответ:   Поддерживал официальную версию, и в тексте есть ссылки на это (часть «Царские палаты»).

Учитель: Царей судить трудно, но дать нравственную оценку их поступкам и выразить свое мнение можно и нужно.

Вопрос: Каково мнение Пушкина, какова его авторская позиция?

Предполагаемый ответ:   Пушкин разделяет два понятия: Борис Годунов – царь, они несоединимы.

Учитель:   Действительно, как может быть царем тот, кто руки свои обагрил кровью невинного ребенка.

Задание:  Подумайте и охарактеризуйте поступок Бориса Годунова с точки зрения милосердия

  Предполагаемый ответ:   Убийство – высшее проявление немилосердия.

Вопрос:  Раскаивается ли Борис Годунов в содеянном?

Предполагаемый ответ: И да и нет. Он сетует, что все вокруг помнят об убийстве безвинного, но не хотят замечать, сколькими добрыми делами покрыл он свое преступление. Внутренне Борис Годунов неспокоен(«…мальчики кровавые в глазах…»)

Учитель: Обратите внимание на деликатную бесстрастную манеру повествования автора, он не приклеивает ярлыков, не бичует. Он, подобно древнему летописцу, описывает события, его участников и дает возможность читателю самому разобраться во всем.

Задание:  Дайте характеристику пушкинскому Борису Годунову.

Слайд №6(определение внутреннего монолога героя)

Предполагаемый ответ: Автор использует внутренний монолог, что помогает показать душевное напряжение, смятение героя. Но внешне Борис Годунов пытается сохранять спокойствие, исполняет государственные дела, общается с детьми. Производит впечатление деятельного человека, любящего отца. Но моральный закон не должен переступать никто, даже царь.

Вопрос:  Кто же в трагедии судья и какой мерой определяет он, быть или не быть царю?

Предполагаемый ответ:  Народ. С помощью милосердия.

Учитель: Еще раз давайте вдумаемся в это слово «милосердие» и подумаем из каких слов оно состоит?

Предполагаемый ответ: Сердце – милое = ласковое, доброе→ добросердие.

Слайд №7(милосердие – добросердие)

Учитель: Именно доброты ждет народ от  правителя, доброты прежде всего к самым нуждающимся в ней: к старикам, детям, больным. Страшно подумать, что было бы с Россией, не приди ей на помощь Минин и Пожарский и не вызволи ее из страшной пучины гражданской войны, безвластия, куда она была ввергнута одним только преступлением Бориса Годунова – убийством больного малолетнего царевича. Как много зависит от милосердия властителя!

Учитель: Из России 17 века перенесемся в средневековую Венецию, где разворачивается действие поэмы «Анджело». Здесь, на первый взгляд, всё спокойно: старый добрый правитель Дук, беспечные подданные, живущие спокойной жизнью. Но вот Дук решает на время отойти от дел и назначает вместо себя Анджело.

Слайд №8(иллюстрации к поэме)

Учитель: Перед нами уже два типа правителя. Зачем это нужно Пушкину, какую цель он преследует? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, разделимся на три группы, и каждая получит свое задание.

Слайд №9(творческие задания для групп)

Предполагаемые ответы учащихся:  

  1. Дук «доброте своей… слишком предавался», «власть верховная не терпит слабых рук» и др. Поэтому он не идеал.
  2. Анджело – «муж опытный, бледнеющий в трудах, ученье и посте», «при нем законы поднялись, хватая в когти зло» и др. Но проявил слабость, оказавшись в плену страстей. Поэтому он тоже не идеал.
  3. С помощью антитезы автор показывает недостатки правителей более контрастно, полно.

     Учитель:           Неужели не бывает милосердных правителей? Ответ получим в следующем произведении. В повести «Капитанская дочка» одной из тем также является тема милосердия власти.

Вопрос:  Какой персонаж помогает раскрыть эту тему?

Предполагаемый ответ:    Екатерина Вторая.

Учитель:  Появившись в маленьком эпизоде в конце повести, Екатерина Вторая выделяется на фоне других персонажей своим милосердным поступком.

Вопрос: Каким?

Предполагаемый ответ:   Выслушала, проявила сочувствие, оказала поддержку капитанской дочке Маше Мироновой, и  оклеветанному её возлюбленному Петру Гринёву.

Задание: Найдите в тексте описание первой встречи императрицы с Машей и охарактеризуйте императрицу. Найдите слова (художественные детали), которые помогают читателю понять самые важные качества ее личности.

Предполагаемый ответ: Простая, участливая, невысокомерная. «Ласково» обратилась, слушала «с вниманием», одетая «в белое утреннее платье». Вывод: ласковая, внимательная, простая и доступная в общении.

Учитель:  Теперь у вас сложилось полное представление о правителе милосердном, и помог вам в этом А.С.Пушкин. Попробуем составить словарную статью, согласно его представлениям об идеальном правителе.

Слайд №10(составление словарной статьи «Милосердие власти».)

Учащиеся должны вспомнить те черты идеального правителя, которые были выделены в процессе работы над произведениями. Прочитать статью вслух.

Учитель: А теперь посетим импровизированную портретную галерею.

Слайд №11(портреты предполагаемых правителей)

Задание: Соотнесите представленные здесь портреты с конкретными персонажами пушкинских произведений и аргументируйте свой выбор.

Учитель: Завершая наш урок, спрошу, стоит ли проблема милосердия власти в нашем современном обществе?

Слайд №10

Учитель:   Есть ли в нашем обществе люди, которые требуют особого к себе отношения и всегда ли они его получают?

Предполагаемый ответ:  Да. Требуют к себе повышенного внимания инвалиды, дети, пенсионеры, но гуманного(милосердного) отношения к ним, к сожалению, не хватает.

Вопрос:  Есть ли в нашем государстве лица, которые в той или иной степени соответствуют пушкинскому идеалу человека власти.

Предполагаемый ответ:  Да. Наш президент В.В.Путин.

Учитель:   Домашнее задание. Написать, в чем наш президент соответствует пушкинскому идеалу.

Учитель: Благодарю вас за урок. Надеюсь, что те истины, которые открыли вы для себя сегодня с помощью произведений А.С.Пушкина, не будут забыты. Кто знает, в чьих руках окажется власть лет через тридцать?! Помните: человек, стоящий у власти, должен быть милосерден в первую очередь. Во всяком случае, так думал великий Александр Пушкин.

Приложение

к конспекту урока литературы в 10-ом классе

на тему: «Тема милосердия власти в творчестве А.С.Пушкина»

Компьютерная презентация №1

Пушкинские места – 5 слайдов

Компьютерная презентация №2

Портреты А.С. Пушкина, копии с оригиналов его стихов – 7 слайдов

Компьютерная презентация №3

Слайд №1

Тематика произведений А.С. Пушкина:

-тема поэта и поэзии;

- тема любви;

- лицейская тема;

- тема чести и бесчестия;

- тема «маленького человека»

- тема «лишнего человека»;

- историческая тема;

- философская тема

Слайд №2

Тема урока: «Тема милосердия власти в творчестве А.С.Пушкина»

Слайд №3

Названия произведений для анализа

Драма «Борис Годунов» (1825)

Поэма «Анджело»(1833)

Повесть «Капитанская дочка» (1836)

Слайд №4

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Слайд №5

Конфликт – столкновение взглядов, интересов, позиций персонажей в художественном произведении.

Слайд №6

Внутренний монолог – средство характеристики литературного героя, помогающее понять его мысли, поступки и т.д.

Слайд №7

Милосердие → добросердие

Слайд №8

Иллюстрации к поэме «Анджело»

Слайд №9

Творческие задания группам:

1 группа    Задание: портретная характеристика Дука

2 группа    Задание: портретная характеристика Анджело

3 группа    Задание: в чем сопоставления Дука и Анджело в поэме?

Слайд №10

Словарная статья «милосердие власти»:

Милосердие власти- стиль правления, при котором проявляются у правителя самые высокие моральные качества личности:

- любовь и уважение к народу;

- участливое отношение к нему;

- доскональное знание его проблем;

- ум и твердость духа;

- умение противостоять соблазнам.

Слайд №11

Портретная галерея: портреты Екатерины ІІ, Бориса Годунова, средневековых вельмож.

Слайд №12

Дубль слайда №10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"

Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...

Конспект урока литературы на тему "Есть женщины в русских селеньях..." ( по творчеству Н. А. Некрасова ) 5 класс

Урок литературы в 5 классе по творчеству Н.А. Некрасова  « Есть женщины в русских селеньях…» Тема:«Есть женщины в русских селеньях…»Образ русской крестьянки(урок по творчеству Н.А. Некрасова...

Конспект урока русского языка в 7 классе. Тема: Повторение по теме «Союз как часть речи»

Урок с использованием современных образовательных технологий...

Конспект урока немецкого языка в 6 классе. Тема раздела: «На улице листопад». Тема урока: «Мы идем за покупками».

Данный урок предназначен для усвоения и закрепления изученного лексического материала по теме «Draußen ist Blätterfall»; обеспечить условия для активизации грамматического материала; развитие умения в...

Конспект урока немецкого языка в 7 классе. Тема урока: Формирование НЛЕ по теме «Виды спорта». Бим И. Л.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.Цели урока:1) Образовательные:- Научить высказывать своё мнение с опорой на диаграмму;- учить чтению с извлечением нужной информации;- отр...