План-конспект урока в 10 классе "Утро Обломова".
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Сотуленко Татьяна Ильинична

План-конспект урока в 10 классе "Утро Обломова" может использоваться в качестве методического материала для учителей по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_v_10_klasse_22utro_oblomova22.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока

Ф.И.О.: Сотуленко Татьяна Ильинична

Место работы: ГБОУ СОШ №599 Приморского района

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс:10А

 Дата проведения:25.09.2013г.

Тема урока: Утро Обломова. Знакомство с героем романа И.А.Гончарова «Обломов»

Дидактическая цель:

 создание педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие личностных, метапредметных и предметных компетенций.

Целеполагание:

 создать условия на уроке, чтобы каждый ученик научился формулировать вопросы, которые текст «задаёт» читателю, смог ответить на поставленные вопросы или наметить пути их решения.

Цели по содержанию:

Образовательные: 

Ввести учащихся в художественный мир романа И.А.Гончарова «Обломов» и познакомить с особенностями характера главного героя, разобраться в его жизненной философии, суметь увидеть мастерство художника в изображении концепции личности, совершенствовать навыки и умения интерпретации текста.

Развивающие:

продолжить работу по развитию монологической речи,

  умений логически мыслить, структурировать материал, обобщать собственный опыт;

 формирование и  развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Воспитательные: 

способствовать  процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение, формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками и старшими.

Технологии: исследовательская, ИКТ

Вид урока:  урок-исследование

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

 иллюстрации, слайды с портретами писателя, телевизор, компьютерная презентация, видеофрагменты, тексты романа, словари.

Ход урока

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя

3.Актуализация знаний

 Слайд 1(обложка романа)

 Роман «Обломов» - своеобразное произведение, глубокое по идейному содержанию и неповторимое по художественному воплощению этого содержания. Роман построен весьма просто, без эффектных сюжетных поворотов. Но ценность его не во внешней занимательности, а в том, что это роман о жизни России, о её уходящем прошлом и о будущем, как оно представлялось Гончарову, о русском характере.

Вопрос учащимся.

-Вспомните , когда происходят действия? Действие основной части романа продолжается около 8 лет и относится к 40- м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова (т.е. 6 и 9 главы 1 части романа) и эпилог, охватывает огромный период - около 37 лет. Это не только история жизни героя, но и целая эпоха русской жизни.

Вопрос учащимся.

-Какова тема романа? Выбор темы - чрезвычайно важная сторона творческого процесса, т. к. именно тема определяет общественную роль произведения.

Слайд 2(темы)

(- изображение российской действительности накануне реформы 1861 года;

- противостояние двух укладов жизни: провинциальной жизни, усадебной ; столичной жизни, городской;

Учитель.

В этом противопоставлении кроется глубинный смысл: 3 способа жить.

Какова проблематика романа? Какая основная проблема?

Как жить? Дорога……?……Обломовка, квартира на Гороховой, ………..

Слайд 3(проблемы)

Главный вопрос социально-психологического и философского (жанр)

 романа – философский: в чём смысл и содержание человеческой жизни. Дал ли ответ на этот вопрос Гончаров?

Нет, он только показал три типа жизненной философии, поэтому для романа характерен объективизм – явление, когда писатель не высказывает прямо своей позиции в произведении. Он показывает несколько точек зрения, а выбирать между ними должен сам читатель.

Автор рассматривает личность в контексте эпохи, выявляет влияние на формирование человека всего, что его окружает. Гончаров сказал об интересе не к личности как таковой, но к «истории души человеческой», т.е. личность он понимает не как нечто неизменное. Для автора человек интересен в динамике его духовного развития, ибо душа и характер человека формируются всю жизнь в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно его собственным желаниям и убеждениям, с другой – обществом и эпохой.

Образ Обломова воистину глубок и объёмен именно потому, что автор исследует и психологию своего героя и рассматривает его как социальное явление.

Психологизм романа заключён в раскрытии внутреннего мира героев. Для раскрытия характера героев Гончаров использует самые разнообразные приёмы.

  Чтобы раскрыть эту тему, Гончаров описывает в романе жизнь одного героя Обломова, помещика и отставного чиновника, в жизни которого не происходит ничего особенного: он почти всё время спит или мечтает, лёжа на диване, а когда не спит, то ест.

Слайд 4 (Обломов)

Но взгляд писателя добрый, внимательный и изучающий. Ведь Гончаров – художник смотрел на родное и близкое, а отчасти и на самого себя. Он делится своим жизненным опытом, своими размышлениями.

.А теперь обратимся к слову писателя. Отберём в тексте словосочетания с отрицательными местоимениями.

Слайд 5 (отрицательные местоимения)

Учитель.

Прочитайте  эпиграф: «…капитальнейшая вещь, какой равных не было…Я в восторге от Обломова»,- писал Л.Н.Толстой». Какова цель урока? (осмысление учащимися цели урока)

Нам предстоит совершить путешествие в мир другого человека, в котором  средоточие идеи романа, душа книги, потому-то он и озаглавлен фамилией главного героя ( понять «душу» - значит разгадать лучшее создание Гончарова), познакомиться с мастерством писателя, пройти путь к более глубокому пониманию главного замысла автора. Какого замысла?

Слайд 6 (замысел романа): «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в…кисель».

Учитель.

- Начинается роман так:

Слайд 7(видео, начало)

Стиль же  Гончарова не блещет яркими красками, а общий тон авторского рассказа спокойный, неторопливый, повествование согрето мягким юмором.

Читатель 1859г. невольно входил в роман в 2-х точках. 10 лет назад прочёл «Сон Обломова». В Обломовке все друг друга знали. А здесь, в этом доме, на улице Гороховой, одной из главных улиц Петербурга, живёт население целого уездного города. Своего героя писатель поселяет на улицу Гороховую. Почему? По левой стороне - город пышный (аристократический), а по правую - Коломна, заселённая господами средней руки, актёрами. Обломов – посередине, он не проложил себе дорогу в жизнь.

 Жители не знают друг друга. Это другой мир в этом доме. Городская квартира Обломова- это как бы филиал Обломовки. И главный герой продолжает жить в мире детства.  Нельзя допустить съехать с квартиры. Для него это как изменить Родине. Есть вещи, которые нельзя изменить. И Обломов живёт в особом мире, где царит иной порядок. А ему 32 года.

Чтобы понять особенности характера Обломова, философию  жизни главного героя, мастерство писателя в его описании, обратим внимание на его портрет  в 1- ой части, которая играет своеобразную роль пролога - «введение в роман». В художественном времени она занимает один день, 1 мая. Здесь совершается представление героя читателю. Представлена картина жизни.

- Роман открывается развёрнутым описанием внешнего вида героя. Как портрет характеризует образ жизни и духовный мир Обломова?

Задание 1- ой творческой группы.

Вывод: герой ведёт праздную жизнь, поэтому «обрюзг не по летам», поэтому  « его тело казалось слишком изнеженным для мужчины». Во взгляде можно прочесть выражение усталости или скуки. Несосредоточенность мысли передана её сравнением с порхающей птицей.

Портрет Обломова (часть первая, глава 1): белые руки, мягкие плечи и тучность характеризуют его барскую изнеженность, отсутствие всякой определённой мысли на лице выявляет его беспечность, пассивное отношение к жизни, отсутствие живой ищущей мысли и привычки трудиться; подбором метких глаголов Гончаров сумел показать, что Обломов не привык думать о чём-либо серьёзном, не привык целеустремлённо работать; он живёт бездумно и беспечно за счёт своих «трёхсот Захаров». Неоднократно автор подчёркивает «мягкость» Ильи Ильича, «мягкость, которая была господствующим выражением не лица только, а всей души», «мягкие плечи, мягкие движения», туфли его «мягкие и широкие». В манере описания, в подборе деталей портрета у Гончарова обнаруживается гоголевская традиция: подробное описание лица, одежды, раскрытие характера через внешние детали.

- Наследование чьих традиций особенно ощутимо в начальных главах?

Слайды 8, 9

Сравнение портретов Обломова и Манилова. Задание 2 – ой творческой группы.

Сформулируйте вопросы,  которые возникают у вас и попробуйте ответить на них. Можно ли назвать его мёртвой душой?

Вывод: в портретных  характеристиках героев обнаруживаются особенности стиля каждого писателя. Гоголь постоянно подчёркивает ведущую черту характера героя – приторную сентиментальность - и таким путём создаёт сатирический образ. Гончаров же изображает героя многогранно. Уже в портрете раскрывается противоречие между добрыми задатками Обломова и апатией, сковывающей его духовные силы.

Учитель.

Обломов ведёт сонную жизнь, нет ни поступков, ни дела, где бы он мог себя проявить.

Слайд 10(Онегин и Печорин)

А как же изображает своего героя автор? (через детали и предметы) Что такое художественная деталь?

Слайд 11(художественная деталь)

Особенность стиля Гончарова - в тщательности описания. И потому Гончаров подробно рисует халат, туфли, диван, его запылённую комнату. Добролюбов сравнивал его с живописцем.

- Чем объяснить такое внимание? Это цель работы.

Задание 3-ой творческой группы: на что обращает внимание Гончаров, описывая интерьер квартиры на Гороховой?

Слайд 12(вид комнаты)

Вывод : обращает внимание на безразличие героя к этим вещам. Но равнодушный к быту Обломов на всём протяжении романа останется его пленником.

(Интерьер- это внутреннее пространство помещения, а также его устройство, убранство.)

Учитель.

И.А.Гончаров, описывая петербургскую квартиру Обломова на Гороховой, следует гоголевской художественной манере: вещи вокруг Обломова должны стать стёклышками запылённого зеркала , в котором читатель разглядит образ Обломова. Из вещей, как из мозаики, проявляется картина обломовского житья - бытья.

Гончаров сжимает пространство петербургской квартиры до точки. Сначала 4 комнаты квартиры превращаются в одну спальню, потом спальня сплющивается до дивана.

Задание 4 –ой творческой группы:

Что совмещает в  себе диван?

С одной стороны, это уход Обломова в себя, бегство от действительности в мечту, сладкие фантазии, с другой - это реальное пространство, которое открывается взгляду Обломова с дивана. (зачитать)

Учитель.

И наконец Обломов уходит в свой халат, точно в кокон.

Задание 5-ой творческой группы:  символом чего становится халат? Найти оду халату П.А.Вяземского. Как она комментирует этапы жизни Обломова?

Слайд 13(ода Вяземского)

.Учитель.

- Чем объяснить внимание Гончарова к художественным деталям?

Вывод: внимание Гончарова к деталям объясняется обращением писателя к изображению жизни патриархального дворянства. Обломов тесно сросся с той обстановкой, в которой прожил долгие годы. Мир Обломова - его комната, поприще его деятельности – диван, общество- Захар. В этом мире ему дорог каждый предмет, и не потому, что он представляет для него интерес. А просто потому, что Илья Ильич к нему привык.

Чтение отрывка

«Да я ночей пять…………………так мне и скучно»,- признаётся Обломов.

Через описание предметов, бытовых деталей автор изображает не бездушность Обломова (так было у Гоголя), он не мертвая душа(нет внутренней пустоты и духовной ничтожности), но противоречивую борьбу  его чувств и мыслей. Вот такой  особый психологизм у Гончарова.

Психологизм-

Оригинальность психологического раскрытия образа Обломова проявляется в том, что Гончаров показывает не процесс мышления, как Толстой и Достоевский, а уже сложившийся у героя стереотип мыслей, который, как и окружающие предметы, характеризует Илью Ильича.

Слайд 14(видео)

Работа с текстом. (глава 6, отрывки)

1.Чтение

2.Анализ. Отметить 2 ряда слов, разных по эмоциональному звучанию, значению, заложенному в них. Можем мы сказать, кто такой Обломов? Какова его философия жизни?

3.Сузить развёрнутый портрет в кластер.

Слайд 15(кластер)

Вывод:

Особенность его характера: мечтательность, двойственность, недеяние (противопоставление себя несправедливому окружающему миру) : «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием.»

Философия его жизни: «Только не сейчас» (задаёт вопросы, но ничего не делает, чтобы изменить мир).

Мастерство писателя: многогранная портретная характеристика; тщательность описания, полнота изображения жизни; художественные детали, показывающие характер героя; хронотоп (пространство и время) романа; символика предметов; психологическое раскрытие образа; переплетение лирического, трагического и комического. – Однако художественное своеобразие романа «Обломов» гораздо шире.

Творческое задание 6-ой группы:

Осмысление фамилии и имени Ильи Ильича Обломова.

IV. Заключительное слово учителя

 Современный критик И. Золотусский пишет: «Гончаров – самый спокойный из гениев русской литературы. Гений в России – натура мятущаяся, однако проза Гончарова походит на Волгу в её срединном течении, ровное зеркало воды, уходящее к горизонту.

 Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти. Его идеал – норма. Гончаров подарил нам роман «Обломов». Всё в этом произведении – взвешенность и равновесие, которых так не хватает в жизни. Обломов – это воплощение эволюции, которая, в отличие от революции, не ломает человека, не ломает истории, а предоставляет им право развиваться свободно.

Домашнее задание.

Письменная работа (эссе). Групповые задания 1-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...