МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ "ГРОЗА НАД СОЛОВЬИНЫМ САДОМ"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Балкова Мария Дмитриевна

Цель: обогатить представление учащихся о реалистической основе творчества Блока, особенностях его поэтического образа; показать, что творческий путь поэта стал символом движения передовой русской интеллигенции; помочь учащимся самостоятельно анализировать лирическое произведение, разобраться в символике красок, образов; воспитывать активную жизненную позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon groza_nad_solovinym_sadom.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального

 образования «Новороссийский колледж строительства и экономики» Краснодарского края

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урок литературы на тему:

«Гроза над соловьиным садом»

Преподаватель

русского языка и литературы                                                 Балкова М.Д.


Цель: обогатить представление учащихся о реалистической основе творчества Блока, особенностях его поэтического образа; показать, что творческий путь поэта стал символом движения передовой русской интеллигенции; помочь учащимся самостоятельно анализировать лирическое произведение, разобраться в символике красок, образов; воспитывать активную жизненную позицию.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы будем говорить о великом поэте, имя которого золотыми буквами вписано в историю русской советской поэзии. Значение творчества Александра Блока невозможно переоценить. Он

-        слава и гордость русской нации. Его поэтическая звезда сияет высоко над сегодняшним днем, а свет поэзии льется мерно, величаво и гордо:

Поэзия - великая держава. Империй власть, сходящая с ума, Ей столько раз распадом угрожала, Но распадалась все-таки сама.

Поэзия, твоя столица - Пушкин. Заснежен, строг и страстен город Блок. 1-ый ведущий. Мы открываем пресс-конференцию, которую назвали «Гроза над соловьиным садом». «Соловьиный сад» - одна из лучших поэм, прославляющая труд.

Эпиграфом взяли слова A.M. Горького: «Блоку - верьте. Это настоящий

-        воле божией - поэт и человек бесстрашной искренности».

Представитель пресс-центра читает стихотворение В. Рождественского: Шел все выше он тропами Данта, Опаленными темным огнем, Но великая честность таланта Свет зари положила на нем.

В путь далекий его провожали

Через радуги огненный мост

Гамаюн — птица гордой печали

И предвестник грозы - Алконост. И, как песни слова огневые, Перед ним. в грозовой тишине Встал сверкающий образ России, Прискакавшей на алом коне.

Страстной правдой горевшее слово

Он от пламени сердца зажег.

И народ не забудет простого,

Благородного имени   Блок. Звучит песня А. Дольского «Старые паруса».

2-ой ведущий. Готовясь к пресс-конференции, мы узнали, что Александр Александрович Блок прошел через грозы конца XIX и начала XX века. При этом остался человеком обостренной честности, бескомпромиссности. Писал стихи всю жизнь. Они были его добровольной, прекрасной кабалой и вольной волей.

Мы    открываем    первую    страницу    пресс-конференции,    которая называется «В Стране Прекрасной Дамы». Эпиграфом взяли слова А. Блока: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -Все в облике одном -Предчувствую Тебя. Учитель. Летом 1967 года в литературной радиопередаче звучал валик фонографа  с  давней   записью   голоса  Александра  Блока.   Реставрация одряхлевшего валика еще не была завершена, голос доносился из дальней дали,   глухо   пробиваясь   сквозь   сип   шумового   фона.   Блок   читал стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе...». Казалось, что слова звучаь   независимо   от   дребезжащей   техники,   живые   слова   страсти, неподвластной годам и помехам. Из звездных бездн доносилось высокое и горькое прощание:

Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Тот, кому довелось тогда услышать голос А. Блока, не мог освободиться от чувства необыкновенной непричастности к драме сердца, раскрывшейся с такой обнаженностью. Голос доплывал до дальних галактик, и даже слуховые помехи воспринимались как вторжения космических вьюг. Но слова оставались земными, прекрасными в своей скорбной человечности. Забывалось, что это всего лишь стихотворение, посвященное личной драме. Голос, хотя и земной, звучал как откровение, звучал векам и планетам, и «синий плащ», теряя вещность, становился синью безмерного неба, в сырую космическую ночь поглотившей последнюю на земле «женственную тень».

Один из учеников зачитывает стихотворение «О доблести, о подвигах, о славе...».

1-ый ведущий. Ребята! Какие есть вопросы по первой странице пресс-конференции?

Вопрос. Как связана поэзия Блока с символизмом и почему так возвышенно назван первый сборник стихов?

Ответ. Поэт начал свой литературный путь в рядах символистов, возглавляемых Вл. Соловьевым, Гиппиус, Мережковским. Идеологом символистом был Брюсов. Они пытались творить о жизни «сладостные легенды», открещиваясь от реальной действительности миром мечты и религиозной мистики. Летом 1901 года Блок прочитал первый выпуск альманаха «Северные цветы», и эти произведения (особенно стихи «окрасились в тот же цвет», то есть в цвет соловьевской мистики.) Пытаясь самоопределиться, Блок ориентируется на символистов. Его ранние стихотворения говорят об интимных переживаний уединенной души и похожи на торжественные молитвы с затемненным смыслом:

Я их хранил в приделе Иоанна.

Недвижный страж, - хранил огонь лампад.

И вот — Она, и к Ней - моя Осанна -

Венец трудов - превыше всех наград... Первый сборник стихов был написан в течение  1901-1902 годов. Назвался он - «Стихи о Прекрасной Даме». Книга поразила всех чистотой и искренностью:

Ты в поля отошла без возврата!

Да святится Имя Твое!

Снова красные копья заката

Протянули ко мне острие.

Лишь к твоей золотой свирели В черный день устами прильну. Если все мольбы отзвенели, Утомленный, в поле усну!

Ты пройдешь в золотой порфире

Уже не мне глаза разомкнуть,

Дай вздохнуть в этом сонном мире,

Целовать излученный путь. «Мировая  душа»,   «Вечная  Женственность»,   которая  спасет  мир, определили название сборника - «Стихи о прекрасной Даме». Вопрос. Кто вдохновил Блока на создание этого цикла?? Ответ. «Стихи о Прекрасной Даме» посвящены Любови Дмитриевне Менделеевой. Их более 800. Они составили три первых цикла - «До света», «Стихи о  Прекрасной  Даме»,  «Распутья  »,  которые  принесли  автору известность первого поэта России. Блок говорил, что стихи, написанные с 1898 по 1903 год, можно рассматривать, как лирический дневник, так точно они отразили ощущения тех лет:

Я шел во тьме к заботам и веселью,

Вверху сверкал незримый мир духов.

За думой вслед лился трель за трелью

Напевы звонкие пернатых соловьев.

«Зачем дитя Ты - мысли повторяли,

«Зачем дитя?» - мне вторил соловей...

Когда в безмолвной, мрачной, темной зале

Предстала тень Офелии моей. Чтобы понять Блока, нужно проникнуть в его мир,. Сквозь духоту времени поэт мучительно рвался к ясному слову:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Все в облике одном - предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне   и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя,

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзко возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко,

Но страшно мне: изменишь облик Ты! Вопрос. Как связана юношеская поэзия Блока с темой России? Ответ. В юношеской лирике поэта отчетливо видна кровная связь с Россией, с русской природой, с русской стариной. Боярышни и царевичи, волшебная птица Гамаюн, вечерняя песня жницы - за всем этим стоит типично русский пейзаж, то, что окружало поэта: поля и леса Подмосковья, обстановка усадебного быта, в котором завязался его роман с «розовой девушкой.

Скрипка стонет над горой,

В сонном парке вечер длинный,

Вечер длинный - Лик Невинный,

Образ девушки со мной.

Скрипки стон неутомимый

Напевает мне: «Живи»...

Образ девушки любимой -

Повесть ласковой любви. Прекрасная Дама нисходит со сферических высот к нам, земным людям, и оказывается доброй девушкой с тяжелой золотой косой.

Убегаю в прошедшие миги,

Закрываю со страха глаза,

На листах холодеющей книги

Золотая девичья коса. Такая же коса тяжелого литого золота была у Любови Дмитриевны Менделеевой.

Молодой поэт в своих страстных посланиях к любимой расценивает свой роман как всемирно-историческое озарение. Это было свойственно русским мечтателям 20-30-х годов XIX века. Культ женщины соединялся со служением идее освободительного движения.

Перед восхождением на новую вершину Блок преклонил колено и молитвенно простился со столь дорогой ему «женственной тенью» первого тома: «Матерь Света! Я возвеличу Тебя. Кончаю как эту тетрадь, так и тетрадь моих стихов».

Ответ земной девушки (Любовь Менделеева стала женой поэта) исчерпал тему книги «Стихов о Прекрасной Даме».

Обобщение ведущего по первой странице. Первый сборник лирики Блока навсегда останется в русской и мировой поэзии страстной исповедью чистой юношеской любви к той, которую поэт возвел в таинственный сан Девы - Зари, Прекрасной Дамы. Юный поэт целомудренно хранил от посторонних взглядов свои стихи и свою любовь. В 1908 году в предисловии к сборнику «Земля в снегу» Александр Блок писал: «Стихи о прекрасной

Даме» - ранняя утренняя заря, те же сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь.

Включается грамзапись. Булат Окуджава исполняет «Женщина, Ваше Величество».

Во время музыкальной паузы происходит смена пресс-центра. За стол садятся ребята, подготовившиеся отвечать на вопросы следующей страницы. Смена происходит на 3-ем куплете, чтобы не мешать восприятию музыки и созданию лирического настроения.

1-ый ведущий. Мы открываем следующую страницу пресс-конференции. Она называется «Навстречу жизни». Эпиграфом взяли слова: Барка жизни встала На большой мели, Громкий крик рабочих Слышен издали.

2-ой  ведущий.   Творческий   гений   Блока,   его  особенная  тревога, обостренная   совестливость,  честность   перед  жизнью   обеспечила  ему бессмертие. Да нас дошел его обличающий голос: Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы Кровавый отсвет в лицах есть. Вопрос. Как приобщался Блок к реальной действительности? Ответ. Жизнь Блока совпадала с эпохой заката царизма. Завершалась эпоха  шабашом  распутницы.   Сам  самодержец  российский  покорился заклятиям ошалевшего деревенского ведуна. Углубился разрыв между народом и интеллигенцией. Лучших людей томила тоска не в ожидании рассвета, а от сознания, что рассвет никогда не наступит. Поэт стремился подняться на высоту понимания исторических задач, стоящих перед родиной и народом:

И черная земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежы. Прежнее равнодушие его к общественно-политической жизни сменилось интересом к народной борьбе за свободу. Революция открыла Блоку «подлинное лицо проснувшийся жизни», пробудила в нем ответственность за свое писательское дело. В октябре 1905 года он участвует в одной из демонстраций и несет во главе ее красное знамя. Поэзия Блока все больше проникается демократическим духом. В нем звучит взволнованный голос поэта. Блок не щадит и самого себя - за то, что ему не хватает гражданской отваги, что, искренне скорбя о несчастных, он «хочет и не смеет убить». Зачитывается наизусть стихотворение «Плачет ребенок». Вопрос. Почему второй сборник Блока называется «Распутья»?

Ответ. Для «отрешения» от жизни Блок был слишком велик, поэтому не мог сохранить поэтическую уединенность среди надвигающихся гроз русской действительности. К юношеской, самой безмятежной книге поэта, к «Стихам о Прекрасной Даме», примыкает цикл «Распутья». На инока храма Прекрасной Дамы глянула из синей бездны пустота, и он заметался в великом смущении, в поисках чего-то иного, достоверного, заметался - уже на всю жизнь. Этот цикл открывается стихотворением как бы тесно связанным с предыдущей книгой «Я их хранил в приделе Иоанна».

Вскоре Блок создает стихотворение, резко отличающиеся от всего написанного ранее, - «Фабрика». Поэт с неожиданной вершины глянул на мир и увидел, что, кроме Прекрасной Дамы, есть еще и «согнутые спины», на которых «тяжело лежит работа». Для него наступает пора открытий. Скорбная музыка стиха нагнетает ощущение мрачного неблагополучия.

Зачитывается стихотворение «Фабрика».

Творчество А. Блока «стремительно мужало, но никогда не теряло изначального запева юношеской книги «Стихов о Прекрасной Даме»:

Вот он - ряд гробовых ступеней.

И .меж нас ~ никого. Мы вдвоем.

Спи ты, нежная спутница дней,

Залитых небывалым лучом.

Спи - твой отдых никто не прорвет.

Мы — открай неизвестных дорог.

Всю ненастную ночь напролет.

Здесь горит осиянный чертог. Самое заветное, что сохранил автор в этой книге, - страстное стремление к абсолютным ценностям, способным оправдать жизнь.

Разнотемность стихов этого периода и определила название цикла -«Распутье» (1902-1904 годы).

Вопрос. Какое место в поэзии Блока занимает поэма «Возмездие»? Ответ. Это - одна из его лучших поэм. От отличных переживаний, связанных со смертью отца, поэт приходит к широким обобщениям. Поэма была задумана в 1910 году и писалась под впечатлениями утрат - смерти Комиссаржевской, Врубеля, Толстого: «С Комиссаржевской умерла лирическая нота на сцене; с Врубелем - громадный личный мир художника; с Толстым - мудрая человечность. И еще, 1910 год - это кризис символизма, о котором тогда очень много писали и говорили. Наконец, осенью в Киеве был убит Столыпин, что знаменовало окончательный переход управления страной из рук полудворянских, получиновничьих в руки департамента полиции. Тогда мне пришлось начать постройку большой поэмы под названием «Возмездие».

Мировой водоворот засасывает в свою воронку почти всего человека, от личности не остается следа, если личность остается еще существовать, становится неузнаваемой, искалеченной. Был человек - и не стало человека; осталась дрянная вялая плоть и тлеющая душонка. Но семя брошено, и в следующем первенце растет новое и упорное начало.

События первой главы развиваются в 70-е годы на фоне русско-турецкой войны и народовладельческого движения в просвещенной семье, в которой появляется некий «демон».

Вторая глава - конец XIX и начало XX века - должна была быть посвящено сыну демон-отца, наследнику его мятежных порывов. Написано только вступление.

Третья глава повествует о том, как кончил жизнь отец, что сталось с бывшим блестящим дипломатом, в какую бездну упал когда-то яркий человек. Круг человеческой жизни суживается до предела. Вся поэма сопровождается лейтмотивом «возмездия».

Эпиграфом к поэме взяты слова Ибсена «Юность - это возмездие». За дела, совершенные в юности, рано или поздно придется отвечать.

Читаются наизусть отрывки из «Возмездия»:

а)        Пролог: Жизнь без начала и конца... до слов Сквозь жар души, сквозь
хлад ума.

б)        Вторая часть: В те годы дальние, глухие ...до слов Он клал другой
рукой костлявой живые души под сукно.

в)        Конец поэмы: Когда ты загнан и забит людьми, работой иль
тоскою...до конца.

Сила эмоционального воздействия поэмы настолько велика, что обобщение не требуются. Усиливает впечатление грамзапись «Ямщик, не гони лошадей» (в исполнении И. Кобзона).

Во время музыкальной паузы за тол садится новый состав пресс-центра, который отвечает на вопросы по третьей странице.

1-ый ведущий. Третья страница называется «Это все - о России». Эпиграф к ней:

Твои мне песни ветровые Как слезы первые любви. Учитель читает стихотворение И. Кашежевой «О, судьбы Родины»:

О, судьбы Родины! Печальны и прекрасны.

Россия шла сквозь ярмарки и казни.

Вся в зоне войн, вся в заревах, как в зорях,

В кольчугах шла. в кафтанах и камзолах,

Веселая, насмешливая, злая.

От широты небес до маленького злака

Пропахшая копытами и боем.

О, Родиною каждый тяжко болен.

Ее купавами и куполами,

Ее свободами и кабалами.

Мой взор чего-то упустить боится.

История, смотрю в твои бойницы. Вопрос. Можно ли считать, что стихи о России создавались отдельно от других циклов стихов Блока7

Ответ. Однажды во время встречи с читателями поэт попросил почитать стихи о России. Он ответил: «Это все - о России». В теме России сливается весь поток лирических тем и мотивов его поэзии. Цикл «Родина», как известно, замыкается гениальным стихотворением «Коршун». А отпочковалось оно от первой главы поэмы «Возмездие»:

Встань, выйди поутру на луг:

На бледном небе ястреб кружит,

Чертя за кругом плавный круг,

Высматривая, где похуже

Гнездо припрятано в кустах... Ястребу демонических сил истории Блок противопоставляет незыблемое начало всех начал - родину.

Так возникает самостоятельное стихотворение «Коршун», замыкающее тематическую группу лирики третьего тома:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней.

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить? Открещиваться   от   реальной   действительности   миром   мечты   и религиозной мистики Блок не мог. Житейским правилом и творческим лозунгом поэта стали слова:

Пускай зовут: «Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!»

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта — нет! Покоя — нет... Но он любил этот неуютный мир, родной простор, где история вплеталась в настоящее. Он чувствовал себя неотделимым от красоты, тишины. Это были его дом, его жизнь, его Россия. Уже в ранний период своего творчества Блок стремился неторопливым взглядом окинуть неяркую красоту Руси:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва В сети грустят стога. Дальше стихи звучат как призыв и клятва:

О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной -

Я не боюсь.

Пусть он только путник, затерявшийся на ее гибельных, но всегда любимых просторах, но с Россией ничего не страшно.

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Недаром, может быть, только внешне неловко, внешне бессвязно, произношу я имя: Россия. Ведь здесь жизнь или смерть, счастье или погибель», - писал Александр Блок.

Отныне его лирика - страстное признание в любви к России: Ты и во сне необычайна, Твоей одежды не коснусь. Дремлю — и за дремотой тайной, Ив тайне - ты почиешь, Русь. Он любил Россию не только за красоту и благолепие. Блок видел в ней такую мощь, перед которой не устоять врагам и насильникам.

Ученик из пресс-центра читает наизусть стихотворение «Россия». Вопрос. В стихах Александра Блока о России много трагических нот. Значит ли это. Что он был пессимистом?

Ответ. Трагическое мировоззрение не имеет ничего общего с пессимизмом, «отрицанием жизни». Он не только отрицает жизни, но, напротив, утверждает жизнь в идеальной форме. Обращаясь к традициям русской классической литературы, Блок говорил: «Великие художники России - Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой - погружались во мрак, но они же имели силы пребывать и таиться в этом мраке: ибо они верили в свет... Они знали, что рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна»:

Да, так велит мне вдохновенье: Моя свободная мечта Все льнет туда, где униженье, Где грязь, и мрак, и нищета. Вдохновенье приказывало Блоку и другое:

Смотри случайные черты - и ты увидишь: Мир прекрасен... Блок любил «весь трепет этой бедной жизни»: И я люблю сей мир ужасный: За ним сквозит мне мир иной, Обетованный и прекрасный И человечески-простой. В каждой строке - чувство спасительной веры в «новый век». Зачитывается стихотворение «Да, гак велит мне вдохновенье». Обобщение ведущего. Стихи Блока о России - патриотично. Образ России овеян поэзией русского фольклора. Для поэта Россия - надежда и утешение. Это страна громадной, еще не выявленной мощи. Она никогда не пропадет и не сгинет , - она ведет «на вечный бой» и указывает путь вперед, в будущее. Давайте послушаем строки стихотворения «Новая Америка». Сама Россия учила Блока писать просто, понятно, величаво.

Звучат стихотворения, а затем грамзапись песни о России. 2-ой ведущий. Наша четвертая страница поэзии Блока посвящена поэме «Двенадцать» и стихотворению «Скифы». Эпиграфом мы взяли слова:

Придите к нам! от ужасов войны. Придите в мирные объятья. 1-ый ведущий. В «Двенадцати» и «Скифах» Александр Блок выступил как национальный поэт - трибун, получивший право говорить от лица народа. Какие есть вопросы по этой странице творчества А. Блока?

Вопрос. Сознательное или стихийное начало преобладает в поэме «Двенадцать»?

Ответ. Давайте вспомним слова Александра Блока: «Моря природы, жизни и искусства разбушевались. Брызги встали радугой над нами. Я смотрел на радугу, когда писал «Двенадцать».

В январе 1918 года Блок пишет поэму «Двенадцать». «Порядочные» с ним не кланялись. Ему не подавали руки, ему объявили бойкот. Его презирали, оскорбляли в письмах и стихах за то, что он написал «Двенадцать» - великую поэму, которой суждено было войти во все хрестоматии и учебники по литературе. Поэму, которая поставит имя Блока в первый ряд русских поэтов.

Зато с какой благодарностью читал эту поэму голодные, озябшие солдаты, туго перетянувшие широкими ремнями потрепанные шинели, которые едва держались на их исхудавших телах. Напечатанная на серой газетной бумаге, расклеенная по дощатым заборам и облупившимся стенам домов, поэма была поэтическим воплощением живой современности: Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

«Всем телом. Всем сердцем, всем сознанием - слушайте революцию!» -призывал Блок. И слушал. Внимательно слушал. Внимательно слушал. Только поэт, кровными узами связанный с народом и Родиной, мог так точно услышать и выразить то, чем жил, о чем мечтал, за что боролся русский народ. Блок радостно встретил Октябрьскую революцию. Он понимал и принимал ее как стихийный, неудержимый мировой пожар. Истинные герои поэмы - 12 красногвардейцев, «рабочий народ».

Большие споры  вызвал  в свое время образ Христа,  неожиданно возникший в заключительных строках поэмы: В белом венчике из роз -Впереди - Иисус Христос.

Однако Христос Блока - это отнюдь не Христос православной церкви. Для поэта он - символ нового и чистого мира.

Закончив «Двенадцать», Блок записал в дневнике: «Сегодня я - гений».

Говоря об авторе этой поэмы, мы имеем полное право произнести слово «подвиг». Мы не можем, не должны забывать, в какой исторический момент она была написана и опубликована.

Сам Блок никогда не читал «Двенадцать» с эстрады. «Хотел бы, но не умею», - говорил он, и любил, когда читал поэму Любовь Дмитриевна. Блоку, и его жене больше всего запомнился вечер, который состоялся в бывшем тенишевском училище. Публика была «не из знатных»: матросы. Рабочие, солдаты. Когда кончили читать поэму, долго не смолкал гул.

Казалось, гром аплодисментов разрушит стены. У многих на глазах появились слезы.

А теперь давайте послушаем стихотворение «Скифы», которым поэт ставит точку в своем творчестве. Чтение «Скифов» наизусть.

Заключительное слово учителя. Притягательная сила стихов Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом. До нас дошел его пророческий голос:

Пусть душит жизнь сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, -

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство -~ разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь - свободы торжество! Горит поэтическая звезда А. Блока, делая нас мудрее, чище и разумнее. Звучит грамзапись песни «Гори-гори, моя звезда» в исполнении Б. Штоколова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка "Праздник Хэллоуин в детском саду"

Материал содержит паспорт проекта "Сказочное превращение" и сценарий сказочно-карнавального праздника Хэллоуин....

Методическая разработка урока английского языка в 6 классе по теме: "Сады и парки Лондона"

Методическая разработка урока по английскому языку в 6 классе по теме «Сады и парки Лондона» с использованием мультимедийных средств по программе общеобразовательной школы на основе УМК &l...

Методическая разработка мастер-класса "Чаепитие в саду"

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, учащихся и родителей.Арт – объект представляет собой чайную пару, сплетенную из веток: блюдце и чашка с фл...

Авторская методическая разработка (Урок-путешествие по английскому языку «Прогулка в осеннем саду» для начальной школы) (из опыта работы в ГБОУ школе №110)

Необычный урок-путешествие на английском языке для начальной школы. Проходит в осеннем саду. Дети читают стихи и прозу об осенней природе на английском языке....

Методическая разработка тренировочного занятия в детском саду для детей старшей группы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»       Методическая разработка тре...