рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Староверова Н.А. Рабочая программа по литературе 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_9.docx39.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа по литературе в 9 «а» классе разрабатывается на основе:

- федерального закона от 19.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации»;

- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089;

- федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312;

- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

-  авторской  программы по литературе для 5-11 класса по ред. В.Я.Коровиной.М.: Просвещение, 2008;

- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. №1067, Москва

          - образовательной программы для 4-12 классов и учебного плана БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат III вида», утверждённых приказом директора от 31.08.13 г. № 69;

- Положения «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, учебных курсов,обеспечивающих достижение образовательных результатов освоения образовательной программы  (4-12 классы)в бюджетном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Вологодской области «Грязовецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат III вида»,утверждённого  приказом директора от 31.08.13 г. № 69;

-Программы и тематического планирования  «Литература Вологодского края».- Департамент образования вологодской области ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования». Авторы-составители: С.Ю. Баранов, И.В. Мовнар. Вологда,2007

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 В БОУ ВО «Грязовецкая школа- интернат III вида» образовательный процесс осуществляется с учетом коррекционной направленности уроков.

 Обращается  внимание на развитие и коррекцию психических процессов воспитанников.

Воспитательные  цели и задачи:

  Создание вариативной модели организации учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей требует корректировки и изменения учебных программ, в которых на первый план выдвигаются:

- воспитание познавательной активности учащихся,

- создание условий для развития творческой деятельности,

-умения самосовершенствоваться,

-формирование способности к самостоятельному приобретению знаний.

Коррекционные цели и задачи:

Уроки литературы в БОУ ВО «Грязовецкая школа- интернат III вида»  направлены на коррекцию отклонений в развитии детей – инвалидов по зрению средствами учебной деятельности, а также социально – психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Работа на уроках  строится   с учетом коррекционных задач. Коррекционные цели и задачи  в образовательном процессе вытекают из трех условий: состояния зрительного анализатора; психофизических особенностей ребенка, степени поражения центральной нервной системы.В ходе педагогической деятельности происходит конкретизация предметных представлений (обследование предмета), обучение использованию остаточного зрения и осязания. Действенным является слово учителя. В процессе обучения важную роль играет обучение ориентировке в большом и малом пространстве (ориентировка на столе, выход к доске), коррекция личностных качеств (самостоятельности, уверенности), коррекция речи (монологическая речь – умение делать выводы)

 Обучение слабовидяших детей в  БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат III вида» осуществляется по учебникам массовой школы  и незрячих детей  по учебникам с   рельефно – точечным шрифтом (по системе Брайля) . Используются тифлотехнические средства обучения (специальные приборы для письма, флешплееры) для слепых и оптические средства коррекции(лупы,  оптические увеличители) для слабовидящих.

Цели изучения литературы в 9 «а» классе могут  быть достигнуты при обращении к художественным произведениям,которые признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.

 Актуальность изучения предмета состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами,выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

По учебному плану БОУ ВО «Грязовецкая школа- интернат III вида» на изучение литературы в 9 «а» классе отводится из федерального компонента 2 часа в неделю (в год-68 часов),    из компонента образовательного учреждения 1 час в неделю (в год-34 часа). Таким образом, в 9 классе- 102 часа в год, в 10 классе- 99 часов (с учетом аттестационного периода).

   Программа  по литературе для 9 класса общеобразовательных учреждений (5-11 классы)  под редакцией В.Я. Коровиной  изучается в БОУ ВО «Грязовецкая школа- интернат III вида»  в течение двух лет. Разделы «Древнерусская литература», «Литература XVIII века», « Первая половина XIX века» изучаются в 9 «а»  классе . Разделы « Вторая половина XIX века», «Русская литература XX века» и  «Зарубежная литература» переносятся в 10 класс. Это объясняется тем, что количество часов по учебному плану БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат III вида» не соответствует базисному учебному плану, продолжительность обучения на ступени основного общего образованияв школе увеличена на один год по сравнению с массовой школой.

  Изменений в содержании и последовательности изложения материала в данной программе    по отношению к авторской программе нет. Часы регионального компонента и компонента  образовательного учреждения используются на уроки развития речи, внеклассного чтения и на изучение литературы Вологодского края, которые предполагаются региональным базисным учебным планом.

Тематический план изучения  литературы Вологодского края выглядит следующим образом:

9 класс.  Творчество К.Н.Батюшкова- 3 часа.

10 класс:

П.В. Засодимский. «Перед потухшим камельком» - 2 часа

Тема Великой Отечественной войны в творчестве вологодских писателей - 4 часа

В.Ф.Тендряков «Весенние перевертыши» - 4 часа

Огонь родного очага - 4 часа.

ИТОГО на изучение литературы Вологодского края  в 9-10 классах – 17 часов

   В  учебно-тематическом плане  наименования тем по литературе Вологодского края выделяются курсивом.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть.Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи.Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Содержание тем учебного предмета.

Объем и содержание учебного предмета соответствуют  авторской программе.

Учебно-тематический план (9 «а» класс)

№п/п

№ урока по теме

Тема раздела и  урока

1

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека

Древнерусская литература -  1ч+2 (р.р.)

2

1

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы

3

2

Р.р. Практикум. Художественные особенности «Слова о полку Игореве».

4

3

 Практикум. Художественные особенности «Слова о полку Игореве»:самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

Р.р. Подготовка к сочинению

Русская литература XYIII века – 11ч., в т.ч.  вн. чт. – 1ч.

5

1

Общая характеристика русской литературы 18 века. Классицизм

6

2

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество.»Вечернее размышление о Божием величии…».Особенности содержания и формы повествования

7

3

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия….» Ода как жанр лирической поэзии

8

4

Внеклассное чтение. Г.Р. Державин. Слово о поэте – философе. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения

9

5

Практикум. Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник»

10

6

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» Критика крепостничества.

11

7

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Чтение глав с комментариями

12

8

Практикум. А.Н. Радищев. Жанр путешествия. Черты сентиментализма в произведении

13

9

Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень»

14

10

Практикум. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей

15

11

Контрольная работа по произведению Карамзина «Бедная Лиза»

Литература первой половины XIX века - 8 + 3 (р.р.), в т.ч.  1ч вн.               чтение

16

1

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века Понятие о романтизме и реализме

17

2

Поэзия, проза, драматургия 19 века. Обзорная лекция.

18

3

Романтическая лирика начала 19 века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество

19

4

Р.Р. В.А. Жуковский «Море».Обучение анализу лирического произведения.

20

5

Р.Р. В.А. Жуковский «Невыразимое». Анализ лирического произведения. Возможности поэтического языка

21

6

В.А. Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады в творчестве поэта

22

7

В.А. Жуковский «Светлана». Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры

23

8

Практикум. В.А. Жуковский «Эолова арфа». Романтический характер баллады

24

9

« Что за чудотворец этот Батюшков!» Жизненный и творческий путь поэта

25

10

Р.Р. В художественном мире стихотворений К.Н. Батюшкова «Беседка муз». Анализ лирического произведения

26

11

Вн. чт. Патриотические мотивы в произведениях Батюшкова. «К Дашкову», «Переход через Рейн». Исторический колорит в «Песни Гаральда Смелого»

А.С. Грибоедов 10 + 2 (Р.р.)

27

1

А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга

28

2

« К вам Александр Андреевич Чацкий» Анализ 1 действия

29

3

«Век нынешний и век минувший» Анализ 2 действия

30

4

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия. Чацкий в системе образов комедии

31

5

«Не образумлюсь…виноват…» Анализ 4 действия

32

6

Преодоление канонов классицизма в комедии. Язык комедии А.С.Грибоедова. Обучение анализу  эпизода драматического произведения

33

7

«Горе от ума» в оценку И.А. Гончарова

34

8

Жанр высокой комедии

35

9

Тест на знание комедии «Горе от ума»

36-37

10-11

Р.Р. Подготовка к сочинению по произведению  А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Р.р.Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»

38

12

Анализ сочинений

А.С. Пушкин – 20+ 3 (р.р.)

39

1

А.С. Пушкин. «Вся жизнь – один чудесный миг». Основные этапы жизненного пути

40

2

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

41

3

« Пока свободою горим…». Тема свободы в лирике поэта

42

4

«Друзья мои, прекрасен наш союз!». Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

43

5

«Я вас любил…» , « На холмах Грузии…». Любовная лирика поэта.

44

6

Философская лирика Пушкина. «Бесы», «Осень».

45

7

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. Гармония мысли и образа

46

8

Р.р. Анализ текста стихотворения (по выбору обучающихся)

47

9

« И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». Поэма «Цыганы».Образ главного героя. Черты романтизма в поэме.

48-49

10-11

Поэма «Цыганы» в оценке Белинского. Работа с критической статьей

50

12

«Моцарт и Сальери»: два музыканта – две судьбы. Спор о сущности творчества. Гений и злодейство как основная тема в трагедии

51

13

Творческая история романа «Евгений Онегин»

52

14

Онегин и столичное дворянство. Онегин как тип лишнего человека в русской литературе

53

15

Онегин и поместное дворянство

54

16

« От делать нечего друзья». Онегин и Ленский

55

17

Образ Татьяны в романе. Татьяна и Ольга. Сравнительная характеристика героинь

56

18

Образ автора в романе

57

19

Реализм и энциклопедизм романа

58

20

Белинский о романе А.С.. Пушкина «Евгений Онегин»

60-61

21-22

Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Р.р. Классное сочинение по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин»

62

23

Анализ сочинений

М.Ю. Лермонтов – 16 +3(р.р.)

63

1

« Он хочет жить ценою муки…» Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

64

2

«Я к одиночеству привык». Тема одиночества в лирике Лермонтова. «И скучно и грустно», «Парус», «Нет, я не Байрон…»

65

3

«Печально я гляжу на наше поколенье». Раздумья о судьбе людей 30-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова

66

4

Р.р. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина». Раздумья Лермонтова о судьбе России

67

5

« Всякий плакал, кто любил…» Тема любви в лирике поэта

68

6

Тема поэта и поэзии в лирике поэта ( «Пророк»)

69

7

«Лермонтов прозаик – это чудо» (Л. Толстой). «герой нашего времени» - первый психологический роман

70

8

Глава «Бэла». Противоречивая сущность любви героя

71

9

Печорин и «горцы»

72

10

Печорин и Максим Максимыч. Психологический портрет главного героя как способ раскрытия «внутреннего человека»

73

11

Печорин в обществе «честных контрабандистов». Повесть «Тамань»

74

12

Печорин и «водяное общество». Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.

75

13

Женские образы в романе «Герой нашего времени»

76

14

Повесть «Фаталист» и ее философско – композиционное значение

77

15

Художественные особенности романа. Жанр и композиция

78

16

Роман в оценке Белинского

79-80

17-18

Р.р. Подготовка к сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Р.р. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

81

19

Анализ сочинений

Н.В. Гоголь - 15 +2(р.р.), в т.ч.  вн. чт. – 2ч.

82

1

Жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя

83

2

« Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов

84

3

Образ города в поэме

85

4

Образ Манилова

86

5

 Образ Коробочки

87

6

Чичиков у Собакевича

88

7

Чичиков в гостях у Ноздрева. Приемы создания образов

89

8

Эволюция Плюшкина и замысел поэмы

90

9

Мертвые и живые души

91

10

Образ Чичикова в поэме

92

11

Образ России в поэме

93

12

Поэма «Мертвые души» в оценке Белинского

94 - 95

13-14

Р.р. Подготовка к сочинению по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Р.р. Сочинение по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души»

96

15

Анализ сочинений

97- 98

16-17

Вн. чт . Н.В. Гоголь « Петербургские повести».(« Нос», « Портрет»)

Закрепление пройденного материала

 99

Тестирование  по пройденному материалу в 9 классе.

100

Терминологический диктант.

101

Рекомендации по чтению на лето

102

Резерв.

Всего: 102 ч.

Развитие речи: 15час.

Практические занятия: 4ч

Внеклассное чтение: 4 час

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные  теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;
  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
  • оценивать проблематику современной литературы;
  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Программа по литературе 5-11 классы по ред. В.Я. Коровиной.-М.: Просвещение,2008.

2.Литература.   9 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

Литература В.Я. Коровина ( по Брайлю) М: МИПО РЕПРО, 2007г

3. «Литература Вологодского края». Программа и тематическое планирование. ВИРО Вологда, 2007.

4.Словари и справочники:

а)Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отделение издательства  «Просвещение», 1994 -271с

б)Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

в)М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

г)Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

д)Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

5.Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

6.Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

           7. «Поурочные разработки по литературе», авторы: И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова,    Москва,    «Вако», 2007.

8. «Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.

Тифлосредства:

            1. Прибор для письма по Брайлю, грифель.

            2. Портативный электронный видеоувеличитель.

            3. Телевизионное увеличительное устройство для слабовидящих « Элекжест»

            4. Оптические средства коррекции .

            5. Говорящие книги на кассетах и на флешкартах

            6. Флешплееры.

            7. Брайлевский принтер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....