Изучение художественного языка романа "Евгений Онегин"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме

Плюснина Татьяна Николаевна

В данной работе укзаны некоторые особенности художественного языка романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин", приведены примеры заданий-карточек для самостоятельной групповой работы над художественными особенностими языка романа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Плюснина Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 62 Санкт-Петербург

Изучение художественного языка романа « Евгений Онегин»

( из опыта работы)

     Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»   - произведение, в котором впервые в истории русской литературы с необычайной широтой и правдивостью был создан конкретно-исторический и одновременно поэтический образ эпохи XIX века. Недаром В. Г. Белинский назвал этот  роман  "энциклопедией русской жизни .  Но , анализируя роман с учащимися, я вижу необходимость рассмотрения языка романа как образцового, отразившего в своём строе лучшие достижения русского литературного языка того времени,  поэтому при чтении романа неоднократно останавливаюсь на вопросах языка, фиксирую внимание учеников на его особенностях,   рассматриваю на всех этапах разбора произведения, чтобы анализ  языка романа  не превращался в формальное перечисление поэтических средств, которые используются каждым писателем или поэтом. Пушкин обогатил русский литературный язык громадным количеством слов, речевых оборотов  и поэтических форм, умело использовал из народного языка такой словесный материал, который не находил себе места в старой литературе,  и живая богатая речь нашего народа использована писателем очень щедро.  Необходимо при анализе подчеркнуть, что «Евгений Онегин» написан исключительно богатым, разнообразным языком в отношении словарного состава и синтаксических конструкций.

   Наблюдения над особенностями речи действующих лиц и разнообразным использованием лексики и фразеологии в целях изображения характеров героев, их переживаний, мыслей и чувств помогут учащимся увидеть великое достоинство пушкинской речи.  Так, создавая образ Татьяны, поэт использует сентиментальную лексику для внутренней характеристики героини, но в письме  героини к Онегину искренние чувства изображены Пушкиным языком, заимствованным ею из знакомых ей романов , напоминающим патетический стиль, хотя начало письма звучит  непосредственно и  просто. То же можно отметить и в характеристике Ленского, и в описании бала у Лариных и петербургского светского бала.

   Важно отметить, что сам поэт в ряде мест своего романа полемически высказывается о манере писателей строить свою речь, к примеру: в XXVI  строфе первой главы поэт иронизирует , упоминая консервативных академиков ввести в русский язык « иноплеменные» слова, а в LV – создаёт пародию на одический стиль классицизма. А.С.Пушкина можно назвать смелым экспериментатором  своего в создании особого стиля романа «Евгений Онегин»

   Поэтому  можно выделить   два пласта в языке романа:

1) язык светского салонного стиля передовых, образованных людей того времени;

2)  народный, простой,  но меткий, образный язык.

   Словесный материал народного языка используется поэтом не только  в тех строфах , где создаётся быт деревни, простых людей, но и глубокие переживания главной  ( любимой Пушкиным) героини, народный язык чувствуется и языке Онегина, Ленского. Это прослеживается и в живых диалогах героев, и в употреблении слов, взятых из народной поэтической речи, и чисто народной фразеологии, окрашенной лиричностью, напоминающей народные песни, сказки.   Учащихся поражают слова В.Маяковского, который ненавидел словесные штампы и нарочитую изысканность и красивость поэтического языка , но восторгался мастерством Пушкина:« Я даже выключил телефон, чтобы никто   не мешал мне», - так говорил он о слушании стихов поэта.

 Я готовлю раздаточный материал на карточках к заключительному уроку ( к этому времени у учащихся уже есть представления о поэтике романа), на котором учащиеся самостоятельно делают вывод о богатстве пушкинской лексики, народности языка,  об использовании Пушкиным изобразительных средств. Класс делится на группы, что позволяет работать сообща, делиться  мнениями, отбирать разнообразный материал и  в большем количестве. После самостоятельного работы каждая группа отчитывается о своих открытиях  в процессе анализа-наблюдения.

Карточка 1.

 В строфах III, IV, VI  первой главы романа найдите слова, характерные для светского общества столичного дворянства:

  • иностранные слова;
  • научные и литературные термины;
  • слова, употребительные в светском быту, но не употребляемые в деревне;
  • отметьте простоту и лёгкость синтаксических конструкций.

 Карточка 2.

В строфах XVII-XVIII седьмой главы сравните повествовательный язык Пушкина, как поэт говорит о Татьяне и обстановке дома Онегина. Как меняется лексика в рассказе Анисьи?

Карточка3.

Покажите народность языка Пушкина , проанализировав I, II , XXXVIII строфы пятой главы.

Карточка 4.

Найдите просторечные выражения в языке Лариной в строфах XXV , XXVI  пятой главы.

Карточка 5.

Проанализируйте VIII-X строфы второй главы, отметьте в них черты, характерные для Ленского:

  • романтическую лексику;
  • изысканные выражения;
  • перифразы;
  • литературные термины;
  • повторы, тропы.

Карточка 6.

В строфах XXV, XXVI, XXVII , рисующих « сладостный роман» Ленского с Ольгой , найдите черты сентиментализма.

Карточка 7.

В письме Татьяны к Онегину найдите строфы, типичные для « русской девы» , и «романтические  бредни», навеянные романтической литературой.

 Карточка 8.

 Проанализируйте разговоры Онегина и Ленского на бытовые темы,  докажите, что   речь их проста, непринуждённа, полна народно-бытовых выражений. Таков, например, разговор Онегина с Ленским о Лариных  . Строфы IV-V третья глава.

Карточка 9.

 Проанализируйте третью и восьмую главы и сделайте вывод о роли вопросительных предложений в произведении Пушкина «Евгений Онегин». Почему в этих глав их много? ( Это задание можно разделить на две группы)

Вывод:  В повествовании событий  романа Пушкин применяет разные стилистические средства языка в зависимости от того, характеры каких героев     он изображает, о каких событиях повествует..  

Поэтическое слово "Евгения Онегина" одновременно обыденно и ярко. Обыденно, так как автор отказался от традиционной стилистики:    литературные и народные слова и выражения соседствуют рядом,    поэтично  переплетаясь  друг с другом.  Оставляя за собой свободу выбора любого слова, Пушкин позволяет читателю наслаждаться разнообразием речи, в которой есть и высокое, и простое слово ,

Г.А. Гуковский говорил об отражении в стиле романа «модного кокетства гостиных, жеманства мадригалов или эпиграмм светской болтовни» как о приметах стиля Онегина, его «салонной речевой культуры», на фоне которой выступает облик  самого автора .

Литература

  1. Корст Н.О. И Смирнов С.А. Методические указания к преподаванию литературы. Учпедгиз 1954г
  2. Маранцман В. Г. Литература. 5—9 классы
  3. Д.Д. Благой "Евгений Онеги»н
  4. Г. О. Винокур. Об изучении языка литературных произведений
  5. http://ationsold.ucoz.ru/news/evgenij_onegin_i_russkij_literaturnyj_jazyk/2013-06-20-16
  6. http://www.lib.csu.ru/vch/2/1999_01/019.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Воспитание бережного отношения к природе через изучение художественных произведений якутских авторов"

В последние годы в нашем обществе недостаточно внимания уделяется бережному отношению к природе. Люди не всегда уважительно, бережно относятся к нашим лесным богатствам.  Это исходит, прежд...

Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классе Пособие для учителя

Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классеПособие для учителя   Предлагаемое пособие – попытка оказать конкретную помощь учителю ...

Интегрированный урок "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения"

Разработка представляет собой комментарий к технологической карте к интегрированному уроку....

Технологическая карта к уроку "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения "

Технологическая карта содержит основную информацию к уроку "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения...

Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.

Сидорова Ольга Юрьевна  МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации  школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение  мотивации школьников к предмету «ли...

Повышение мотивации школьников при изучении художественного произведения средствами театрализации.

Низкая мотивация учения стала одной из главных проблем современной школы. В задачи каждого учителя входит  формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познаватель...

"Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы". Выступление для слушателей курсов повышения квалификации

Формирование коммуникативных УУД  является социально значимой составляющей воспитания современного школьника.   Коммуникативные УУД обеспечивают соц...