Главные вкладки

    Конспект урока литературы в 11 классе на тему "И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»"
    план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

    Шестопалова Нина Петровна

    ТЕМА: И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

    ЦЕЛИ: изучить особенности композиции произведения, характеристику главного героя и автора-рассказчика; учить характери­зовать образ глав­ного героя, определять роль портретных характеристик и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                             Урок № 3-4                                            Л-11

    ТЕМА: И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

    ЦЕЛИ: изучить особенности композиции произведения, характеристику главного героя и автора-рассказчика; учить характеризовать образ главного героя, определять роль портретных характеристик и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте

    ХОД УРОКА:

    1. Оргмомент.
    1. Готовность  к уроку.
    2. Сообщение  целей урока.
    1. Вступительное слово учителя

    Рассказ  Бунина «Господин из Сан-Франциско»  написан в 1915 году. Уже шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом. Пафос рассказа -  в ощущении неотвратимости гибели этого мира.

    1. Беседа  по содержанию текста.
    1. . Образы-символы в рассказе
    • Как называется  океанский пароход, который везёт безымянного миллионера в Европу? («Атлантида».)
    • «Атлантида» - затонувший легендарный, мифический  континент, символ погибшей

    цивилизации, не устоявший перед натиском стихии. Возникает также ассоциация  с погибшим в 1912 году «Титаником».

    • Океан, ходивший за стенами парохода, - символ стихии, природы, противостоящей

    цивилизации.

    • Символичен образ главного героя. Господин из Сан-Франциско -  олицетворение

    буржуазной цивилизации.

    1. Образ главного героя.
    • Почему   герой лишён  имени? Как описывает его автор?
    • Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней

    мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением..

    • Найдите в тексте примеры этому.
    • Какие эпитеты употребляет Бунин. описывая внешность героя?
    • В господине нет ничего духовного, его цель – стать богатым и пожинать плоды этого

    богатства – осуществилась. но он не стал от этого счастливее. Только смерть проявляет в господине человеческие черты.

    • Найдите, как описывает автор умершего господина.
    • Как автор называет теперь главного героя?
    • Как меняется к нему отношение окружающих?
    1. Общество в рассказе.
    • Пароход – последнее слово техники – является  моделью человеческого общества. Его

    трюмы и палубы – это слои человеческого общества.

    • Проследите,  как живут пассажиры на разных этажах парохода. Сравните с

    человеческим обществом.

    • Верхние этажи можно сравнить в раем, а «подводная утроба парохода» подобна

    преисподней. Зачитайте, почему её можно сравнить с адом.

    1. Эпизодические  герои рассказа – Лоренцо, абруццкие горцы  и др.

    -    Найдите описание Лоренцо. Что его отличает от Господина?  

    • Чем отличается  жизнь горцев от жизни цивилизованного общества?
    • То, чем живут горцы – это и есть  истинные ценности жизни, в отличие от блестящих, дорогих, но искусственных, мнимых ценностей «господ».
    • Есть ещё один герой, образ которого является обобщающим образом ничтожности и

    тленности земного богатства и славы. Это тоже безымянный образ, в котором узнаётся некогда могущественный римский император Тиберий, который  последние годы своей жизни прожил на Капри.

    1. Работа со статьёй учебника с. 45-47
    • В каких ещё произведениях Бунина поднимается  образ греха, в котором протекает жизнь человека?
    • Воздействие какого писателя и философа заметно в этих произведениях?
    • Как на примере судьбы Господина из Сан-Франциско  Бунин показывает, что «полый» человек  - создание механической цивилизации?
    • Какие примеры говорят об авторской иронии по отношению к герою?
    1. Заключительное слово учителя.
    • В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка,

    неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе, который был снят Буниным лишь в последней редакции 1951 года: «Горе тебе. Вавилон, город крепкий!». Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара  перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Упоминание в тексте Везувия, извержение которого погубило Помпею, усиливают грозное предсказание, острое чувство кризиса цивилизации, обречённой на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии.

    1. Домашнее задание:
    1. Вопросы и задания с. 54.
    2. Прочитать «Чистый понедельник»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы в 11 классе "И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы"

    ТЕМА: И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозыЦЕЛИ: Выявление художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности о...

    Отражение Первой мировой войны в поэзии В.В. Маяковского ( конспект урока литературы в 11 классе)

    К сожалению, далеко не все знают, что у В. В. Маяковского есть замечательные стихи, в которых поэт "кричит"  о «кровавой  бессмысленной свалке, в которую ринулись народы»: о  Перво...

    Конспект урока литературы в 11 классе "Трагическое решение проблемы «отцов и детей» в повести В.Распутина «Последний срок»". Раздумья над страницами повести.

    В данном материале представлен личностный подход к анализу повести Распутина "Последний срок.". Альтернативный подход в изучении повести позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения...

    Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

    Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

    Конспект урока литературы в 11 классе по рассказам Людмилы Улицкой из сборника "Детство-49"

    Конспект урока  содержит описание этапов урока внеклассного чтения по рассказам Людмилы Улицкой из сборника "Детство-49" ( "Капустное чудо", "Бумажная победа")....

    Конспект урока литературы в 11 классе. Тема: И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско».

    Конспект урока-анализа рассказа-новеллы И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско".Цели урока:1.                Познав...